Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
7. Почтенная Сауда бинт Зум'а, да будет доволен ею Аллах. Часть 1
7. Почтенная Сауда бинт Зум'а, да будет доволен ею Аллах. Часть 1
Сауда бинт Зум'а, да будет доволен ею Аллах, была второй женой Посланника Аллаха, мир ему и благосло...
4 747
22 апреля, 17

7. Почтенная Сауда бинт Зум'а, да будет доволен ею Аллах. Часть 1

4 747
22 апреля, 17

Ее происхождение

 
Сауда бинт Зум'а, да будет доволен ею Аллах, была второй женой Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он женился на ней уже после того, как ушла из жизни его супруга Хадиджа бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах.
 
Отцом Сауды был Зум'а ибн Кайис ибн 'Абд-Шамс ибн 'Абд Вадд ибн 'Амир ибн Лю'айи ибн Голиб. Таким образом, ее родословная встречается с родословной пророка, мир ему и благословение Аллаха, в поколении Лю'айи.
 
Ее матерью была аш-Шамус бинт Кайис ибн Зайд, принадлежавшая племени бану 'Амир ибн Ганм ибн 'Адий ибн ан-Наджар аль-Ансари. Она была племянницей Сальмы бинт 'Амр бин Зайд – матери 'Абд аль-Муталлиба.
 
Сауда бинт Зум'а была одной из благородных женщин племени Курайш и одной из лучших представительниц своего рода. Имам аз-Захаби писал о ней:
 
«Она была почтенной и благородной женщиной»[1].
 
Ибн Са'д писал:
 
«Сауда приняла Ислам и присягнула Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в первые годы распространения религии. Ее супруг ас-Сакран ибн 'Амр, являвшийся братом великого сподвижника Сухайля ибн 'Амра аль-'Амирийи, принял Ислам вместе с ней, и они вместе совершили переселение в Абиссинию[2]»[3].
 

Переселение в Абиссинию

 
Будучи одной из первых уверовавших, Сауда бинт Зум'а вместе со всеми остальными сподвижниками Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, перенесла множество испытаний. Большинство последователей Пророка, мир ему и благословение Аллаха, были лишены какой-либо защиты со стороны своих племен, а порой и вовсе преследовались родственниками. Сауда была в числе таких сподвижников, — практически все ее родственники отказались уверовать в Единого Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха.
 
Поскольку Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был под протекцией своего племени, которой обеспечил его дядя Абу Талиб, преследование неверующих курайшитов касалось его в меньшей степени.
 
Когда положение мусульман ухудшилось до крайней степени, и верующие разделились на тех, кто пал смертью мученика, тех, кто отрекся от своей веры под давлением неверующих, и тех, кто прибегнул к сокрытию от неверующих своих убеждений, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, дозволил им переселение в Абиссинию, сказав:
 
«Отправляйтесь в Абиссинию и оставайтесь там, пока Аллах не избавит вас от ваших бед. Это земля, на которой вы найдете убежище, правитель которой справедлив и не допускает притеснения».
 
Переселение было решено совершить втайне от неверующих, через море, а возглавил его Джа'фар ибн Абу Талиб, — двоюродный брат посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха и родной брат его сподвижника – Али ибн Абу Талиба, да будет доволен ими обоими Аллах.
 
Сподвижники покинули свои дома под покровом ночи. Часть из них переселилась в Абиссинию в одиночку, а часть из них переселилась с семьями. Сауда и ее супруг ас-Сакран ибн 'Амр, да будет доволен ими Аллах, переселялись в составе группы из восьми человек от племени Бану 'Амир.
 
Сауда бинт Зум'а, да будет доволен ею Аллах, пожертвовала всем своим имуществом ради своей религии и, проявляя терпение и надеясь на награду от Аллаха, сопровождала своего супруга в этом переселении. Таким образом, Всевышний Аллах испытывает веру своих рабов, как благом, так и невзгодами.
 
О превосходстве переселившихся в Абиссинию мусульманах Всевышним Аллахом был ниспослан следующий аят:
 

«Тех, которые переселились ради Аллаха, после того, как подверглись гонениям, Мы одарим прекрасным жилищем в этом мире, а вознаграждение Последней жизни будет еще лучше. Если бы они только знали!». (Сура Ан-Нахль, 41 аят)

 
Спустя некоторое время до мигрировавших в Абиссинию сподвижников дошла ложная весть о том, что неверующие смирились с распространением ислама, оставили верующих в их поклонении и положили конец всякого рода преследованиям.
 
Сподвижники были взволнованы этой вестью, и часть из них решила вернуться обратно в Мекку. Среди них были и Сауда с ее супругом. Как только группа сподвижников вошла в родной город, они узнали, что весть о примирении неверных с пророком, мир ему и благословение Аллаха, не соответствовала действительности: притеснение мусульман продолжалось.
 
Ас-Сакран ибн 'Амир был болен, а после возвращения из Абиссинии болезнь его усугубилась, он быстро ослабевал и спустя некоторое время скончался. Сауда, да будет доволен ею Аллах, приняла терпеливо тяжесть потери супруга.
 
[1]  Аз-Захаби, «Сияр А'лям ан-Нубаля», 2/265;
 
[2]  Абиссиния/Эфиопия – страна на северо-востоке Африки, древнее королевство, принявшее христианство в 4-ом веке н.э. (примечание редактора);
 
[3]  Ибн Хаджар, «Аль-Исаба», 2/95.
АВТОР ЦИКЛА
Матери правоверных. Биография жен пророка, солляллаху аляйхи ва саллям
Мухаммад Фатхи Мус’ад
Автор:
МУХАММАД ФАТХИ МУС’АД
Список уроков