Циклы Авторы Сортировка

50. ​​​​​​​Сафийя бинт Хуяйи, да будет доволен ею Аллах. Часть 4

4 297
6 апреля, 18
Положения о женитьбе на женщинах людей Писания
 
Стоит отметить, что в вопросе женитьбы на женщинах христиан и иудеев (Китаби – людей Писания) существует ряд правил. Подавляющее большинство исламских ученых признаёт брак мусульманина с христианкой или иудейкой дозволенным и действительным, опираясь на следующий аят Священного Корана:
 
«Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги...» (Сура Аль-Маʼида, 5).
 
Тем не менее, к такому браку выдвигается ряд требований, нарушение которых в иных случаях делает его недействительным и недозволенным. Ниже приведём эти правила.
 
Первое правило: Следует убедиться, что женщина действительно принадлежит к числу тех, кого зовут людьми Писания. Она должна полностью придерживаться верований своей религии:  христианства или иудаизма. Таким образом, первое условие исключает атеисток, вероотступниц, агностиков и т.д.
 
Второе правило: Женщина должна быть целомудренной, благочестивой, с безупречной репутацией, поскольку Всевышний Аллах в вышеприведённом аяте Корана сказал именно «целомудренные женщины». Ибн Касир истолковал этот аят так – женщина из людей Писания, на которой хочет жениться мусульманин, должна быть целомудренной, как в физиологическом (то есть быть девственницей), так и нравственном плане. Она должна быть добродетельной, праведной и свободной от любого подозрения в недостатке целомудрия[1].
 
Третье правило: Женщина не должна принадлежать общине, которая питает ненависть и вражду к Исламу и мусульманам. По этой причине мусульманские ученые разделили немусульманок на: аз-Зиммийя (свободная женщина немусульманка, проживающая в мусульманском государстве) и Харбийя (свободная женщина немусульманка, чей народ враждует с мусульманами). Если с первой категорией немусульманских женщин женитьба дозволена, то со второй – нет. Это мнение Ибн ʼАббаса, ʼАли ибн Абу Талиба и Абу Бакра ибн аль-ʼАраби. В поддержку этого мнения Ибн аль-ʼАраби приводит следующий аят:
 
«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники…» (Аль-Муджадаля, 22)
 
Вопрос же актуальности данного правила в наши дни является предметом дискуссии вне рамок нашего цикла.
 
Четвертое правило: женитьба на иудейке и христианке не должна подвергать мужчину искушению и не должна привести к вреду сознательному или бессознательному. Так же, как и в любых дозволенных вещах, женитьба на женщинах людей Писания дозволена до тех пор, пока не приносит вреда. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
 
«Не дозволено в Исламе причинять вред или отвечать причинением вреда»[2].
 
Женитьба мусульманина на женщине-немусульманке уменьшает шансы мусульманских женщин на обретение семьи, подведя их таким образом к различным соблазнам. По этой причине на сегодняшний день (в условиях, которые предоставлены современной общине мусульман) некоторые ученые считают, что брак с немусульманками является нежелательным, и следует заключать такой брак лишь из крайней необходимости или при отсутствии альтернативы. И тем не менее, нужно помнить о главном правиле: борьба с нечестием предпочтительнее личных интересов.
 
[1] Ибн Касир, Тафсир аль-Куран аль-ʼАзым, 2/20.
 
[2] Даракутни, Муснад,3/77.
АВТОР ЦИКЛА
Матери правоверных. Биография жен пророка, солляллаху аляйхи ва саллям
Мухаммад Фатхи Мус’ад
Автор:
МУХАММАД ФАТХИ МУС’АД
Список уроков