СТАТЬИ

От святости до унижения: на что обречены все ложные божества
Многие из нас хорошо знают или хотя бы слышали историю о том, как пророк Ибрахим (мир ему) разрушил языческих идолов, которым поклонялись...
От святости до унижения: на что обречены все ложные божества
Фиктивные божества
Многие из нас хорошо знают или хотя бы слышали историю о том, как пророк Ибрахим (мир ему) разрушил группу языческих идолов, которым поклонялись люди из его общины. Не осведомленному о предыстории этого знакового для всего человечества события может показаться, что Божьим Пророком двигала лишь ненависть к великой несправедливости — многобожию, что, безусловно, является правдой.
Однако другой крайне важной причиной упомянутых действий пророка Ибрахима (мир ему) стало его стремление на основе доводов разума показать своим соплеменникам ложность и, соответственно, абсолютную немощность и бесполезность рукотворных божков. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране в Суре «Аль-Анбия» («Пророки»):
فَجَعَلَهُمْ جُذَاذًا إِلَّا كَبِيرًا لَهُمْ لَعَلَّهُمْ إِلَيْهِ يَرْجِعُونَ
«Затем (когда они все ушли на свой праздник) он разнес на куски (топором) всех идолов, кроме самого большого из них (главного идола, и повесил топор ему на шею), чтобы они могли обратиться к нему (спросить, что он сделал с остальными идолами)»[1].
قَالُوا مَنْ فَعَلَ هَٰذَا بِآلِهَتِنَا إِنَّهُ لَمِنَ الظَّالِمِينَ
«Они сказали (после того как вернулись и увидели, что случилось): “Кто сделал это с нашими богами? Поистине, он — из несправедливых людей!”»[2].
قَالُوا أَأَنْتَ فَعَلْتَ هَٰذَا بِآلِهَتِنَا يَا إِبْرَاهِيمُ
«Они спросили (его, приведя): “О Ибрахим! Ты сделал это с нашими богами?”»[3].
قَالَ بَلْ فَعَلَهُ كَبِيرُهُمْ هَٰذَا فَاسْأَلُوهُمْ إِنْ كَانُوا يَنْطِقُونَ
«Он ответил: “Нет! Это сделал главный из них, вот этот. Спросите у них самих (кто сделал это), если они смогут говорить”»[4].
Эта история среди прочего служит примером безупречной логики, которой, если Аллах пожелает, будет достаточно для всякого разумного человека, чтобы принять ислам и осознать обманчивость любых других религий.
Уже на протяжении четырнадцати столетий ислам является единственной религией, правдивость которой подтверждается строгим следованием ее приверженцев Единобожию (Таухид). Таухид, в частности, означает, что все происходящее в этом мире случается лишь по воле Аллаха и в соответствии с Его Предопределением. Таухид — это убежденность в том, что вся мощь и сила принадлежат лишь Единому Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Есть у этой основополагающей концепции и другие не менее важные аспекты, как, например, неподобие Бога кому-либо или чему-либо тварному, из чего вытекает убежденность в невозможности изображения Его в каком бы то ни было виде.
В отличие от ислама все остальные религии являются ложными, свидетельством чему служит то, что их последователи придумали различных богов и святых, в честь которых создаются идолы, образы и тому подобные вещи. Само по себе наличие рукотворных богов и кумиров предполагает возможность оказания того или иного воздействия на них. Так, люди могут делать их такими, какими хотят их видеть, изменять их по своему желанию, и даже унижать посредством побиения, разрушения, осквернения нечистотами и т. д.
Далее приведем отрывок из книги «Идол, защищайся! Культ образов и иконоборческое насилие в Средние века», автором которой является историк-медиевист Михаил Майзульс:
«В середине XI в. монахи аббатства св. Медарда в Суассоне вступили в конфликт с герцогом Готелоном Лотарингским (1033-1044 гг.). Дело было в том, что французский король Генрих І (1031-1060 гг.) передал ему деревню Доншери, которую монахи считали своей. Чтобы урезонить герцога, они целый год — пока тот не одумался — продержали реликвии своего святого патрона на полу храма.Такие меры регламентировалось богослужебными уставами и сборниками «обычаев» (consuetudines), по которым жили монастыри. Унижение было призвано оказать давление и на самого обидчика, и на святого покровителя. На обидчика — потому что, прекратив службы и явив всем свое унижение, братия принуждала его одуматься, покаяться и уступить, чтобы не спровоцировать гнев небес и не погубить свою душу.На святого — поскольку он оставил своих чад без помощи, а потому должен был вместе с ними испить унижение, на которое их обрекли.У подобных методов воздействия на святых были древние корни. Изображения греческих и римских богов порой наказывали и разбивали за то, что те отказывались помочь и не отвечали на жертвоприношения. Изначально христиане в целом склонялись к аниконизму (отсутствию образов).Однако постепенно, во II-III веках, они начали писать фигуры Христа и мучеников на стенах катакомб, а позже, к IV-VI вв., на стенах церквей и на деревянных досках — иконах.Важнейший поворот наступил тогда, когда этим изображениям стали молиться и ждать от них помощи — так возник новый культ образов.Христиане высмеивали язычников за то, что те обожествляют идолов и молятся мертвым «болванам», которых сами же вырезали из камня или отлили из металла... Тем не менее многие формы христианского культа образов были заимствованы из греко-римской религии. Наказание святых явно принадлежит к их числу.Например, в VI в. епископ Григорий Турский в книге «О славе исповедников» упоминал о том, как некий Хильдерик, который был важным человеком при дворе короля Сигиберта, отнял у церкви виллу в Аахене. Тогда местный епископ Франко пришел ко гробу св. Митрия и после молитвы ему пригрозил: «Пока ты, преславный святой, не отомстишь врагам своих слуг и не вернешь святой церкви то, что было отнято у тебя силой, здесь не будет возжигаться свет и не будет стройного пения псалмов». После этого епископ повесил на гробницу тернии и запер двери храма»[5].
Таким образом, любой объект, сотворенный человеком в целях поклонения, рано или поздно сталкивается с десакрализацией, которая, в частности, нередко выражается в публичном унижении образа. Это, к слову, касается и различных памятников, создаваемых в честь исторических деятелей: правителей, ученых, писателей, художников, военных и др. Статуи и бюсты, посвященные им, могут почитаться либо подвергаться сносу в зависимости от текущих политических предпочтений власти и общества.
Кроме того, известно немало случаев, когда изображения людей или даже животных, воплощенные в камне и металле, со временем становились местами поклонений и народных суеверий. Культура строительства памятников, уходящая корнями в языческие общества Древних Вавилона, Греции, Египта и ряда других государств, получила новую жизнь в эпоху Возрождения, а затем была навязана европейскими колонизаторами мусульманскому миру до такой степени, что сейчас трудно представить наши города без всевозможных изваяний.
Автор: Абу Сулейман
[5] См. «Идол, защищайся! Культ образов и иконоборческое насилие в Средние века», стр. 142-147
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Признание христианского проповедника об Исламе
Представляем вашему вниманию фрагмент из книги «Вызовы Ислама Христианству» (ориг. назв. — The Challenge of Islam to Christians by David ...

6 исламских советов для эффективной аргументации
Иногда, когда вы лезете из кожи вон, дабы раскритиковать и подорвать чью-либо позицию, вы в итоге подрываете лишь свою репутацию и выгляд...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Есть ли понятие «карма» в Исламе?
Мусульмане не верят в карму. Карма — это дхармическая философия божественной справедливости, которая тесно связана с реинкарнацией. Эти у...

Обязанность защиты сподвижников Пророка ﷺ, да будет доволен ими Аллах
Став пророком, Посланник Аллаха ﷺ начал готовить группу, которая была бы украшена его благословенными учениями. Это были сахабы — сподвиж...
Комментарии: 0
Правила форума