От святости до унижения: на что обречены все ложные божества
От святости до унижения: на что обречены все ложные божества
Многие из нас хорошо знают или хотя бы слышали историю о том, как пророк Ибрахим (мир ему) разрушил языческих идолов, которым поклонялись...
1 211
23 августа, 25

От святости до унижения: на что обречены все ложные божества

1 211
23 августа, 25
АВТОР ЦИКЛА
От святости до унижения: на что обречены все ложные божества

Фиктивные божества

 
Многие из нас хорошо знают или хотя бы слышали историю о том, как пророк Ибрахим (мир ему) разрушил группу языческих идолов, которым поклонялись люди из его общины. Не осведомленному о предыстории этого знакового для всего человечества события может показаться, что Божьим Пророком двигала лишь ненависть к великой несправедливости — многобожию, что, безусловно, является правдой.
 
Однако другой крайне важной причиной упомянутых действий пророка Ибрахима (мир ему) стало его стремление на основе доводов разума показать своим соплеменникам ложность и, соответственно, абсолютную немощность и бесполезность рукотворных божков. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране в Суре «Аль-Анбия» («Пророки»):
 

فَجَعَلَهُمْ جُذَاذًا إِلَّا كَبِيرًا لَهُمْ لَعَلَّهُمْ إِلَيْهِ يَرْجِعُونَ

 
«Затем (когда они все ушли на свой праздник) он разнес на куски (топором) всех идоловкроме самого большого из них (главного идола, и повесил топор ему на шею), чтобы они могли обратиться к нему (спросить, что он сделал с остальными идолами)»[1].
 

قَالُوا مَنْ فَعَلَ هَٰذَا بِآلِهَتِنَا إِنَّهُ لَمِنَ الظَّالِمِينَ

 
«Они сказали (после того как вернулись и увидели, что случилось): “Кто сделал это с нашими богами? Поистине, он — из несправедливых людей!”»[2].
 

قَالُوا أَأَنْتَ فَعَلْتَ هَٰذَا بِآلِهَتِنَا يَا إِبْرَاهِيمُ

 
«Они спросили (его, приведя): “О Ибрахим! Ты сделал это с нашими богами?”»[3].
 

قَالَ بَلْ فَعَلَهُ كَبِيرُهُمْ هَٰذَا فَاسْأَلُوهُمْ إِنْ كَانُوا يَنْطِقُونَ

 
«Он ответил: “Нет! Это сделал главный из них, вот этот. Спросите у них самих (кто сделал это), если они смогут говорить”»[4].
 
Эта история среди прочего служит примером безупречной логики, которой, если Аллах пожелает, будет достаточно для всякого разумного человека, чтобы принять ислам и осознать обманчивость любых других религий.
 
Уже на протяжении четырнадцати столетий ислам является единственной религией, правдивость которой подтверждается строгим следованием ее приверженцев Единобожию (Таухид). Таухид, в частности, означает, что все происходящее в этом мире случается лишь по воле Аллаха и в соответствии с Его Предопределением. Таухид — это убежденность в том, что вся мощь и сила принадлежат лишь Единому Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Есть у этой основополагающей концепции и другие не менее важные аспекты, как, например, неподобие Бога кому-либо или чему-либо тварному, из чего вытекает убежденность в невозможности изображения Его в каком бы то ни было виде.
 
В отличие от ислама все остальные религии являются ложными, свидетельством чему служит то, что их последователи придумали различных богов и святых, в честь которых создаются идолы, образы и тому подобные вещи. Само по себе наличие рукотворных богов и кумиров предполагает возможность оказания того или иного воздействия на них. Так, люди могут делать их такими, какими хотят их видеть, изменять их по своему желанию, и даже унижать посредством побиенияразрушенияосквернения нечистотами и т. д.
 
Далее приведем отрывок из книги «Идол, защищайся! Культ образов и иконоборческое насилие в Средние века», автором которой является историк-медиевист Михаил Майзульс:
 
«В середине XI в. монахи аббатства св. Медарда в Суассоне вступили в конфликт с герцогом Готелоном Лотарингским (1033-1044 гг.). Дело было в том, что французский король Генрих І (1031-1060 гг.) передал ему деревню Доншери, которую монахи считали своей. Чтобы урезонить герцога, они целый год — пока тот не одумался — продержали реликвии своего святого патрона на полу храма.
 
Такие меры регламентировалось богослужебными уставами и сборниками «обычаев» (consuetudines), по которым жили монастыри. Унижение было призвано оказать давление и на самого обидчикаи на святого покровителя. На обидчика — потому что, прекратив службы и явив всем свое унижение, братия принуждала его одуматься, покаяться и уступить, чтобы не спровоцировать гнев небес и не погубить свою душу.
 
На святого — поскольку он оставил своих чад без помощи, а потому должен был вместе с ними испить унижение, на которое их обрекли. 
 
У подобных методов воздействия на святых были древние корни. Изображения греческих и римских богов порой наказывали и разбивали за то, что те отказывались помочь и не отвечали на жертвоприношения. Изначально христиане в целом склонялись к аниконизму (отсутствию образов).
 
Однако постепенно, во II-III веках, они начали писать фигуры Христа и мучеников на стенах катакомб, а позже, к IV-VI вв., на стенах церквей и на деревянных досках — иконах. 
 
Важнейший поворот наступил тогда, когда этим изображениям стали молиться и ждать от них помощи — так возник новый культ образов.
 
Христиане высмеивали язычников за то, что те обожествляют идолов и молятся мертвым «болванам», которых сами же вырезали из камня или отлили из металла... Тем не менее многие формы христианского культа образов были заимствованы из греко-римской религии. Наказание святых явно принадлежит к их числу.
 
Например, в VI в. епископ Григорий Турский в книге «О славе исповедников» упоминал о том, как некий Хильдерик, который был важным человеком при дворе короля Сигиберта, отнял у церкви виллу в Аахене. Тогда местный епископ Франко пришел ко гробу св. Митрия и после молитвы ему пригрозил: «Пока ты, преславный святой, не отомстишь врагам своих слуг и не вернешь святой церкви то, что было отнято у тебя силой, здесь не будет возжигаться свет и не будет стройного пения псалмов». После этого епископ повесил на гробницу тернии и запер двери храма»[5].
 
Таким образом, любой объект, сотворенный человеком в целях поклонения, рано или поздно сталкивается с десакрализацией, которая, в частности, нередко выражается в публичном унижении образа. Это, к слову, касается и различных памятников, создаваемых в честь исторических деятелей: правителей, ученых, писателей, художников, военных и др. Статуи и бюсты, посвященные им, могут почитаться либо подвергаться сносу в зависимости от текущих политических предпочтений власти и общества.
 
Кроме того, известно немало случаев, когда изображения людей или даже животных, воплощенные в камне и металле, со временем становились местами поклонений и народных суеверий. Культура строительства памятников, уходящая корнями в языческие общества Древних Вавилона, Греции, Египта и ряда других государств, получила новую жизнь в эпоху Возрождения, а затем была навязана европейскими колонизаторами мусульманскому миру до такой степени, что сейчас трудно представить наши города без всевозможных изваяний.
 
Автор: Абу Сулейман
 
 
[5] См. «Идол, защищайся! Культ образов и иконоборческое насилие в Средние века», стр. 142-147

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам есть кошерное мясо?
Можно ли мусульманам есть кошерное мясо?
Вопрос: Мой вопрос касается кошерной пищи. Живя здесь, в США, люди склонны всегда говорить, что кошерная пища является пищей Ахлю Китаб (...
812
20 ноября, 25
Признание христианского проповедника об Исламе
Признание христианского проповедника об Исламе
Представляем вашему вниманию фрагмент из книги «Вызовы Ислама Христианству» (ориг. назв. — The Challenge of Islam to Christians by David ...
1 559
14 августа, 25

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Есть ли понятие «карма» в Исламе?
Есть ли понятие «карма» в Исламе?
Мусульмане не верят в карму. Карма — это дхармическая философия божественной справедливости, которая тесно связана с реинкарнацией. Эти у...
8 830
5 августа, 24
Обязанность защиты сподвижников Пророка ﷺ, да будет доволен ими Аллах
Обязанность защиты сподвижников Пророка ﷺ, да будет доволен ими Аллах
Став пророком, Посланник Аллаха ﷺ начал готовить группу, которая была бы украшена его благословенными учениями. Это были сахабы — сподвиж...
2 772
20 июля, 24