Человек и его разум с точки зрения Ислама
Человек и его разум с точки зрения Ислама
В Исламе человек, как творение, почитаем благодаря разуму. В противном случае в адрес человека выносится выговор и предостережение. Есть ...
1 697
3 февраля, 24

Человек и его разум с точки зрения Ислама

1 697
3 февраля, 24
АВТОР ЦИКЛА
Человек и его разум с точки зрения Ислама
Ислам и наука: возвращение парадигм

Человек и его разум в свете Ислама

 
Не секрет, что любой человек так или иначе задаётся вопросом о смысле и цели этой жизни, и в Священном Коране Бог спрашивает:
 
«Неужели вы думали, что Мы создали вас просто так (без какой-либо мудрости) и что вы к Нам не вернетесь (сгинув в земле без следа)?»[1]
 
Одна из самых важных ролей религии в жизни человека состоит в том, чтобы показать, что он был создан с великой целью, выражая свою идентичность перед другими существами. Бог даровал нам неисчислимые блага. Только человек, уверовавший в Него, может в полной мере ощутить их и выразить свою благодарность.
 
Есть много благ, которые Аллах нам даровал. Например:
 
Человеку была подчинена земля:
 
«Мы оказали почет потомкам Адама (даровав им знание, речь и удобное тело) и перемещаем их по суше и морю. Мы наделили их благами и вознесли над многими другими творениями (животными).[2]».
 
И то, что на небе:
 
«Разве вы не видите, что Аллах подчинил вам все, что на небесах, и все, что на земле?! Он осыпал вас Своими благами — заметными и незаметными.[3]».
 
Все, что находится на земле и на небе предназначено для того, чтобы человек верил в Бога:
 
«Поистине, на небесах и на земле есть знамения для верующих (указывающие на могущество и единственность Всевышнего). В сотворении вас и в распространении живого (по земле) — знамения для людей убежденных (в истинности исламских убеждений). В смене ночи и дня, в пропитании, которое Аллах низводит с неба, (в дождевой воде, которая служит причиной появления всего пропитания) — ею (этой водой) Он оживляет землю после того, как она была мертвой, — и в смене ветров (которые иногда дуют на юг, а иногда на север, иногда бывают горячими, а иногда холодными) — знамения для людей, пользующихся разумом (чтобы обрести истинную веру)[4]».
 
Бог сотворил человека в наилучшем образе:
 
«Мы, поистине, создали человека в совершенном виде[5]».
 
Человек – это Божественное творение, которое сотворено прекрасным образом, и которому был указан прямой путь:
 
«Муса ответил: «Господь наш — Тот, кто создал все вещи, а затем указал всему путь[6]».
 
Бог дал человеку язык, с помощью которого он выражает свои цели и нужды, его великие мысли и мнения, и научил его говорить:
 
«Милостивый (ар-Рахман), научил Корану, создал человека и научил его выражать мысли[7]».
 
Бог запретил убивать человека не имея на это право:
 
«Поэтому Мы предписали потомкам Исраиля: кто убьет человека не (в качестве наказания) за убийство (другого) человека или (не за) распространение порока на земле, тот как будто бы убил всех людей. А кто сохранит ему жизнь, тот как будто сохранил жизнь всем людям[8]».
 
Бог даровал людям бесчисленные блага:
 
«Если вы захотите сосчитать блага Аллаха (которыми Он наделил вас), то не сможете! Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий[9]».
 
Ислам не только относится к человеку как к особому существу в природе, но также говорит, что в этом мире у него есть фундаментальная цель и что о ней следует помнить. В Коране Аллах говорит:
 
«Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне[10]».
 
В религиозной интерпретации человек был создан для великой цели — подчинения Богу. Через поклонение укрепляется связь между человеком и Богом, и влияние Его совершенных атрибутов отражается в наших действиях. Таким образом, формирование хорошего и здорового общества является одной из самых важных вещей, которые человек может сделать в этой жизни.
 
А теперь, говоря об особенностях и строении разума, то в нашей религии Ислам человек, как творение, почитаем именно благодаря нему. Разум – это инструмент для различения правильного от неправильного, тесно связанный с распространением шариатских обязательств. Поэтому невменяемый или сумашедший человек не ответственнен за свои дела по Шариату, поскольку одно из условий таклифа (наложения обязанностей) — это возможность их понять и осознать. В Коране Аллах говорит:
 
«Не будет на вас греха, если вы ошиблись, но только если вы не намеревались в душе сделать это. Аллах — Прощающий, Милующий[11]».
 
То есть, здесь говорится о том, что грех не записывается, когда действие совершается непреднамеренно, а намеренное совершение чего-либо является признаком осознанной деятельностьи, т.е. влияния разума.
 
В адрес тех, кто не использует свой разум, несмотря на его наличие, в Священном Коране выносится выговор и предостережение.
 
Существует достаточно аятов, где правильное использование ума человеком отмечается как похвальное качество, и я привожу лишь некоторые из них, где Аллах говорит:
 
«Но принимают наставление лишь обладатели разума![12]»
 
В другом месте:
 
«... Которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это — те, кого Аллах направил на верный путь. Они и есть обладатели разума[13]».
 
А в суре «Та Ха» Аллах восхваляет тех, чей разум направляет на прямой путь:
 
«Неужели их (неверующих) не наставило (на истинный путь) то, что Мы уничтожили до них столько поколений (которые отвергли своих пророков), по домам которых они ходят (по руинам домов в своих поездках)? Поистине, в этом — знамения для обладающих разумом[14]».
 
Разум, который был использован сознательно и в правильном направлении, является главным средством достижения правильного пути и истины. Когда мы используем слово «разум», мы не подразумеваем «мозг», поскольку единогласно признаётся, что и у атеиста тоже есть мозг, однако его умозаключения в отношении существования Бога и появления всего окружающего мира неверны. Здесь же, значение слова «разум» — это средство осознанного постижения мира. Это благо, которое ясно указывает на существование Создателя и ведёт к истинному познанию вещей в этом мире, что в свою очередь помогает отличить правду от лжи.
 
Автор: Абу Юсуф
 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли участвовать в соревнованиях и турнирах со вступительным взносом?
Можно ли участвовать в соревнованиях и турнирах со вступительным взносом?
Вопрос: В настоящее время среди разных мечетей проводятся соревнования по крикету. Каждая команда должна заплатить регистрационный взнос ...
1 356
22 марта, 24
Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Вопрос: Если мы делаем намерение на передачу вознаграждения для 2-3 человек и для всей мусульманской уммы, может ли муфтий дать мне подро...
959
14 марта, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Что говорится о реинкарнации в Исламе?
Что говорится о реинкарнации в Исламе?
Вопрос: Есть ли в Исламе вера в то, что после смерти человека его душа переходит в другую форму, например, в форму животного, птицы или н...
4 440
30 октября, 22
О болезни Пророка Аюба (мир ему)
О болезни Пророка Аюба (мир ему)
Каково правильное убеждение в отношении болезни Пророка Аюба, мир ему, о которой говорится в Коране? Правда ли, что с него падали черви, ...
3 958
2 сентября, 22