Человек и его разум с точки зрения Ислама
Человек и его разум с точки зрения Ислама
В Исламе человек, как творение, почитаем благодаря разуму. В противном случае в адрес человека выносится выговор и предостережение. Есть ...
6 515
3 февраля, 24

Человек и его разум с точки зрения Ислама

6 515
3 февраля, 24
АВТОР ЦИКЛА
Человек и его разум с точки зрения Ислама

Человек и его разум в свете Ислама

 
Не секрет, что любой человек так или иначе задаётся вопросом о смысле и цели этой жизни, и в Священном Коране Бог спрашивает:
 
«Неужели вы думали, что Мы создали вас просто так (без какой-либо мудрости) и что вы к Нам не вернетесь (сгинув в земле без следа)?»[1]
 
Одна из самых важных ролей религии в жизни человека состоит в том, чтобы показать, что он был создан с великой целью, выражая свою идентичность перед другими существами. Бог даровал нам неисчислимые блага. Только человек, уверовавший в Него, может в полной мере ощутить их и выразить свою благодарность.
 
Есть много благ, которые Аллах нам даровал. Например:
 
Человеку была подчинена земля:
 
«Мы оказали почет потомкам Адама (даровав им знание, речь и удобное тело) и перемещаем их по суше и морю. Мы наделили их благами и вознесли над многими другими творениями (животными).[2]».
 
И то, что на небе:
 
«Разве вы не видите, что Аллах подчинил вам все, что на небесах, и все, что на земле?! Он осыпал вас Своими благами — заметными и незаметными.[3]».
 
Все, что находится на земле и на небе предназначено для того, чтобы человек верил в Бога:
 
«Поистине, на небесах и на земле есть знамения для верующих (указывающие на могущество и единственность Всевышнего). В сотворении вас и в распространении живого (по земле) — знамения для людей убежденных (в истинности исламских убеждений). В смене ночи и дня, в пропитании, которое Аллах низводит с неба, (в дождевой воде, которая служит причиной появления всего пропитания) — ею (этой водой) Он оживляет землю после того, как она была мертвой, — и в смене ветров (которые иногда дуют на юг, а иногда на север, иногда бывают горячими, а иногда холодными) — знамения для людей, пользующихся разумом (чтобы обрести истинную веру)[4]».
 
Бог сотворил человека в наилучшем образе:
 
«Мы, поистине, создали человека в совершенном виде[5]».
 
Человек – это Божественное творение, которое сотворено прекрасным образом, и которому был указан прямой путь:
 
«Муса ответил: «Господь наш — Тот, кто создал все вещи, а затем указал всему путь[6]».
 
Бог дал человеку язык, с помощью которого он выражает свои цели и нужды, его великие мысли и мнения, и научил его говорить:
 
«Милостивый (ар-Рахман), научил Корану, создал человека и научил его выражать мысли[7]».
 
Бог запретил убивать человека не имея на это право:
 
«Поэтому Мы предписали потомкам Исраиля: кто убьет человека не (в качестве наказания) за убийство (другого) человека или (не за) распространение порока на земле, тот как будто бы убил всех людей. А кто сохранит ему жизнь, тот как будто сохранил жизнь всем людям[8]».
 
Бог даровал людям бесчисленные блага:
 
«Если вы захотите сосчитать блага Аллаха (которыми Он наделил вас), то не сможете! Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий[9]».
 
Ислам не только относится к человеку как к особому существу в природе, но также говорит, что в этом мире у него есть фундаментальная цель и что о ней следует помнить. В Коране Аллах говорит:
 
«Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне[10]».
 
В религиозной интерпретации человек был создан для великой цели — подчинения Богу. Через поклонение укрепляется связь между человеком и Богом, и влияние Его совершенных атрибутов отражается в наших действиях. Таким образом, формирование хорошего и здорового общества является одной из самых важных вещей, которые человек может сделать в этой жизни.
 
А теперь, говоря об особенностях и строении разума, то в нашей религии Ислам человек, как творение, почитаем именно благодаря нему. Разум – это инструмент для различения правильного от неправильного, тесно связанный с распространением шариатских обязательств. Поэтому невменяемый или сумашедший человек не ответственнен за свои дела по Шариату, поскольку одно из условий таклифа (наложения обязанностей) — это возможность их понять и осознать. В Коране Аллах говорит:
 
«Не будет на вас греха, если вы ошиблись, но только если вы не намеревались в душе сделать это. Аллах — Прощающий, Милующий[11]».
 
То есть, здесь говорится о том, что грех не записывается, когда действие совершается непреднамеренно, а намеренное совершение чего-либо является признаком осознанной деятельностьи, т.е. влияния разума.
 
В адрес тех, кто не использует свой разум, несмотря на его наличие, в Священном Коране выносится выговор и предостережение.
 
Существует достаточно аятов, где правильное использование ума человеком отмечается как похвальное качество, и я привожу лишь некоторые из них, где Аллах говорит:
 
«Но принимают наставление лишь обладатели разума![12]»
 
В другом месте:
 
«... Которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это — те, кого Аллах направил на верный путь. Они и есть обладатели разума[13]».
 
А в суре «Та Ха» Аллах восхваляет тех, чей разум направляет на прямой путь:
 
«Неужели их (неверующих) не наставило (на истинный путь) то, что Мы уничтожили до них столько поколений (которые отвергли своих пророков), по домам которых они ходят (по руинам домов в своих поездках)? Поистине, в этом — знамения для обладающих разумом[14]».
 
Разум, который был использован сознательно и в правильном направлении, является главным средством достижения правильного пути и истины. Когда мы используем слово «разум», мы не подразумеваем «мозг», поскольку единогласно признаётся, что и у атеиста тоже есть мозг, однако его умозаключения в отношении существования Бога и появления всего окружающего мира неверны. Здесь же, значение слова «разум» — это средство осознанного постижения мира. Это благо, которое ясно указывает на существование Создателя и ведёт к истинному познанию вещей в этом мире, что в свою очередь помогает отличить правду от лжи.
 
Автор: Абу Юсуф
 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ООН как инструмент управления мусульманами
ООН как инструмент управления мусульманами
Правда ли, что права человека на самом деле являются лишь неоколониальным инструментом, используемым для распространения западных ценност...
614
17 августа, 25
Не верь всему, о чём читаешь!
Не верь всему, о чём читаешь!
«Не верь всему, о чём читаешь» — таковы были мудрые слова великого шейха Абдуллаха Сираджуддина (да смилуется над ним Аллах), старшего уч...
971
26 июля, 25

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Что говорится о реинкарнации в Исламе?
Что говорится о реинкарнации в Исламе?
Вопрос: Есть ли в Исламе вера в то, что после смерти человека его душа переходит в другую форму, например, в форму животного, птицы или н...
9 562
30 октября, 22
О болезни Пророка Аюба (мир ему)
О болезни Пророка Аюба (мир ему)
Каково правильное убеждение в отношении болезни Пророка Аюба, мир ему, о которой говорится в Коране? Правда ли, что с него падали черви, ...
7 102
2 сентября, 22