Какие мужские причёски дозволены и запрещены мусульманам?
Какие мужские причёски дозволены и запрещены мусульманам?
Мужчинам-мусульманам разрешается стричь волосы. Это основано на том факте, что существует множество преданий о том, что Посланник Аллаха ...
37
10 час. назад

Какие мужские причёски дозволены и запрещены мусульманам?

37
10 час. назад
АВТОР ЦИКЛА
Какие мужские причёски дозволены и запрещены мусульманам?
Askimam.org
Источник:
ASKIMAM.ORG

Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Является ли Сунной закапывать обрезанные ногти и волосы? Каким маслом Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) смазывал волосы? Почему нужно закапывать волосы и ногти? Можно ли женщине красить волосы?
Вопрос: Каково [шариатское] постановление касательно причёсок?
 

 

Ответ:

 

Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

 

Причёски:

 
Мужчинам разрешается стричь волосы. Это основано на том факте, что существует множество преданий, в которых упоминается, что Посланник Аллаха  и сподвижники (да будет доволен ими Аллах) стригли, подравнивали или брили волосы. Однако, как и в любом другом аспекте жизни мусульманина, существуют определенные ограничения и границы.
 
Всех привлекает последняя мода и стиль, которые демонстрируют знаменитости, поп-звезды, спортивные звезды и модели. Каждый хочет считаться человеком, который идет в ногу со временем и соответствует последним тенденциям. Это касается как одежды, которую носят такие люди, так и еды, которую они едят, и причесок, которые они носят.
 
Прически играют важную роль в том, как человек воспринимается обществом. Некоторые прически демонстрируют рыцарство и мальчишество, в то время как другие показывают, что человек является бизнесменом или серьезным человеком. Некоторые прически связывают человека с определенной группой, кликой или организацией. Другие люди выбирают прически, чтобы продемонстрировать свою индивидуальность: смелость, беспечность, леность, авантюрность, свободолюбие и т. д.
 
Некоторые из этих причесок:
 
Название на английском
Аналог в СНГ
Crew cut
Крюкат, канадкакороткая канадка, иногда просто классика короткая
Buzz cut
Ежик, «под машинку»нулевка / двойка / тройка (по длине насадки)
Dreadlocks
Дреды
Fohawk
Фейк-ирокезпсевдо-ирокезфохок
Mowhawk
Ирокез
Flattop
Площадкафлэттоп
Afro
Афроафро-прическа
Spikes
Иголкиспайкиторчащие пряди
Mullet
Муллетмаллет, иногда крякозабр (разговорное), волчий хвост
Pompadour
Помпадуркокхохолок назад
Quiff
Квифф, иногда кок набокприподнятая челка назад
Rattail
Крысинный хвосткосичка сзади
Caesar cut
Цезарь
Cornrows
Афрокосыкорнроузыкосички в ряд
Shag
Шэгрваная стрижкакаскад рваный
Undercut
Андеркат, иногда просто выбритые виски
Curtains
Занавесшторкичелка на две стороны
Half ponytail
Полухвостхвост сверхусамурайчик (разг.)
High top fade
Хай-топ фейдвысокий фейд с площадкой
Line up
Лайнапчёткие контурыграницы по линейке
Tonsure
Тонзура (историч.), обычно — монашеская стрижка
Waves
Вейвыволны 360
Comb over
Комбоверзачёс набокделовой стиль
Emo hair
Эмо-челкаэмо-стрижка
Bangs
Челка
 
Как мусульмане, мы должны сохранять свою идентичность. Ислам — это наш образ жизни во всем. Он не ограничивается мечетью, домом или рабочим местом. Он дает нам руководство в том, что мы можем и не можем носить, что мы можем и не можем есть; точно так же он дает нам конкретные рекомендации относительно нашего внешнего вида.
 
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
 

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْلَكُمْ ذُنُوبَكُمْ


«Скажи (им, Мухаммад): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Тогда полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милующий (Своих рабов)»». (Сура «Алю Имран», 3:31)
 
Посланник Аллаха  имел благородную привычку носить длинные волосы, и также доказано, что он брил волосы на своей благословенной голове.[1]
 
Если кто-то не желает носить длинные волосы либо быть стриженным налого, он может носить прически праведных людей своей местности, поскольку Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
 

وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ


«Иди путем тех, кто обратился ко Мне (с поклонением, подчинившись Моим повелениям)». (Сура «Лукман», 31:15)
 
Следует помнить, что наши поступки оцениваются по нашим намерениям. Если человек носит длинные волосы, чтобы подражать Пророку , то он следует сунне, за что получит награду. Однако, если он носит длинные волосы, чтобы подражать внешнему виду определенной религиозной секты или походить на женщин, то он совершает нечто недопустимое, что будет обсуждаться ниже.
 

В целом, существует три фактора, которые делают стрижку волос недопустимой:

 
  1. قزع (частичное бритье)[2]
  2. تشبه (подражание немусульманам/женщинам)
  3. شهرة («выделяемые из толпы» — показные/необычные волосы)[3]
 
  1. «Каза'» недопустимо в силу следующего хадиса:
 

عَنْ عُمَرَ بْنِ نَافِعٍ، عَنْ نَافِعٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ قَالَ: نَهَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الْقَزَعِ . قَالَ: وَمَا الْقَزَعُ؟ قَالَ: أَنْ يُحْلَقَ مِنْ رَأْسِ الصَّبِيِّ مَكَانٌ وَيُتْرَكَ مَكَانٌ[4]

 
Перевод: Умар ибн Нафи' рассказывает, что Нафи' передал от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха  запретил нам каза'. Ибн Нафи спросил: «Что такое каза'?» Он ответил: «Брить одну часть головы ребенка, а остальную часть оставлять небритой»
 
Некоторые из вышеупомянутых причёсок подпадают под категорию каза', например: стрижка crew cut/«под ёжик», flattop/«площадка», rattail/«крысиный хвост» и mowhawk/«ирокез» (когда часть головы выбрита).
 
  1. Второй фактор, делающий причёску недопустимой, — это подражание немусульманам, грешникам (фасикам) и женщинам. Пророк Мухаммад сказал:
 

عَنِ ابْنِ عُمَرَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ[5]

 

«Кто уподобился какому-то народу, тот из их числа».

 
Если человека носит прическу, которая обычно ассоциируется с определенной религиозной группой, то носить такую прическу недопустимо. То же самое правило применяется и к женским прическам.
 
Кроме того, если человек носит определенную прическу, потому что такую же прическу носит у та или иная знаменитость, поп-звездп или футболист, то это также недопустимо.
 
Например, подросток увлечен поп-звездой по имени Лео Фокс. Он покупает ту же одежду, что и он, покупает ту же обувь, что и он, и носит ту же прическу, что и он, — это будет недопустимо.[6],[7]
 
Если человек не уверен, подпадает ли ношение определенной прически под категорию подражания неверующим, то он должен воздержаться от этого. Посланник Аллаха  сказал:
 

دَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لاَ يَرِيبُكَ[8]

 
«Оставь то, что вызывает у тебя сомнения, в пользу того, что сомнений не вызывает».
 
  1. Третьим фактором, делающим прическу недопустимой, является шухра (необычная прическа, которая выделяет человека из толпы). Примером этого может служить человек с ярко окрашенными/разноцветными волосами или человек с яркими большими ирокезами и т. д.
 
И наконец, если в определенном обществе/среде не приветствуются определенные стрижки/прически, то лучше воздержаться от их ношения.
 

Вывод:

 
  • Разрешается брить или стричь волосы на голове.
     
  • Разрешается носить волосы разной длины, например, номер 4 [прим. пер.: насадка 13 мм.] и 7 [22 мм.], если в этом нет недопустимых элементов.
     
  • Недопустимо каза' (частичное бритье волос и оставление остальной части небритой).
     
  • Недопустимо носить прическу, которая ассоциируется с определенной религиозной группой, культом или кликой.
     
  • Недопустимо носить определенную прическу с намерением подражать немусульманину или грешнику.
     
  • Недопустимо носить необычную прическу, которая «выделяет человека из толпы».

 

[1] احسن الفتاوى, ج.٨, ص.٨١
 

[2] وَيُكْرَهُ الْقَزَعُ وَهُوَ أَنْ يَحْلِقَ الْبَعْضَ وَيَتْرُكَ الْبَعْضَ

(رد المحتار على الدر المختار, ج.٦, ص.٤٠٧, دار الفكر)

 

قَالَ: وَمَا الْقَزَعُ؟ قَالَ: أَنْ يُحْلَقَ مِنْ رَأْسِ الصَّبِيِّ مَكَانٌ وَيُتْرَكَ مَكَانٌ

(سنن ابن ماجه, ج.٢, ص.١٢٠١, دار إحياء الكتب العربية)

 

[3] حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عِيسَى، حَدَّثَنَا أَبُو عَوَانَةَ، ح وحَدَّثَنَا مُحَمَّدٌ يَعْنِي ابْنَ عِيسَى، عَنْ شَرِيكٍ، عَنْ عُثْمَانَ بْنِ أَبِي زُرْعَةَ، عَنِ الْمُهَاجِرِ الشَّامِيِّ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، - قَالَ فِي حَدِيثِ شَرِيكٍ: يَرْفَعُهُ - قَالَ: «مَنْ لَبِسَ ثَوْبَ شُهْرَةٍ أَلْبَسَهُ اللَّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ثَوْبًا مِثْلَهُ

(سنن أبي داود، ج4، ص43، المكتبة العصرية، صيدا)

 
[4] سنن ابن ماجه, ج.٢, ص.١٢٠١, دار إحياء الكتب العربية
 
[5] سنن أبي داود, ج.٤, ص.٤٤, المكتبة العصرية
 
[6] فتاوى رحيمية, ج.١٠, ص.١١٥, دار الاشاعت
 

[7] ...فالرخصة انما هي جميع شعر الرأس موجودة, وكانت الذؤابة طويلة من سائر الشعور

(بذل المجهود, ج.١٧, ص.٨٣, دار الريان للتراث)

 

 

 

 

Другие тексты, которые следует принять во внимание:

 

( ق ز ع ) : ( فِي الْحَدِيثِ ) نَهَى عَنْ ( الْقَزَعِ ) هُوَ أَنْ يُحْلَقَ الرَّأْسُ وَيُتْرَكَ شَعْرٌ مُتَفَرِّقٌ فِي مَوَاضِعَ فَذَلِكَ الشَّعْرُ قَزَعٌ ( وَقَزَّعَ ) رَأْسَهُ تَقْزِيعًا حَلَقَهُ كَذَلِكَ وَكَأَنَّهُ مِنْ ( قَزَعَ ) السَّحَابِ وَهُوَ قِطَعٌ مِنْهُ مُتَفَرِّقَةٌ صِغَارٌ جَمْعُ قَزَعَةٍ ( وَمِنْهَا ) الْحَدِيث { كَانَتْ السَّمَاءُ كَالزُّجَاجَةِ لَيْسَتْ فِيهَا قَزَعَةٌ } .

(المغرب)

 

قَوْلُهُ وَأَمَّا حَلْقُ رَأْسِهِ إلَخْ) وَفِي الرَّوْضَةِ للزَّنْدَوِيستي أَنَّ السُّنَّةَ فِي شَعْرِ الرَّأْسِ إمَّا الْفَرْقُ أَوْ الْحَلْقُ. وَذَكَرَ الطَّحَاوِيُّ: أَنَّ الْحَلْقَ سُنَّةٌ، وَنَسَبَ ذَلِكَ إلَى الْعُلَمَاءِ الثَّلَاثَةِ، وَفِي الذَّخِيرَةِ: وَلَا بَأْسَ أَنْ يَحْلِقَ وَسَطَ رَأْسِهِ وَيُرْسِلَ شَعْرَهُ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَفْتِلَهُ وَإِنْ فَتَلَهُ فَذَلِكَ مَكْرُوهٌ، لِأَنَّهُ يَصِيرُ مُشَبَّهًا بِبَعْضِ الْكَفَرَةِ وَالْمَجُوس فِي دِيَارِنَا يُرْسِلُونَ الشَّعْرَ مِنْ غَيْرِ فَتْلٍ، وَلَكِنْ لَا يَحْلِقُونَ وَسَطَ الرَّأْسِ بَلْ يَجُزُّونَ النَّاصِيَةَ تَتَارْخَانِيَّةٌ قَالَ ط: وَيُكْرَهُ الْقَزَعُ وَهُوَ أَنْ يَحْلِقَ الْبَعْضَ وَيَتْرُكَ الْبَعْضَ قَطْعًا مِقْدَارَ ثَلَاثَةِ أَصَابِعَ كَذَا فِي الْغَرَائِبِ، وَفِيهَا: كَانَ بَعْضُ السَّلَفِ يَتْرُكُ سِبَالَيْهِ وَهُمَا أَطْرَافُ الشَّوَارِبِ.

(رد المحتار على الدر المختار, ج.٦, ص.٤٠٧, دار الفكر)

 

وفي رَوْضِهِ الزندويستي أَنَّ السُّنَّةَ في شَعْرِ الرَّأْسِ إمَّا الْفَرْقُ وَإِمَّا الْحَلْقُ وَذَكَرَ الطَّحْطَاوِيُّ الْحَلْقُ سُنَّةٌ وَنُسِبَ ذلك إلَى الْعُلَمَاءِ الثَّلَاثَةِ كَذَا في التَّتَارْخَانِيَّة يُسْتَحَبُّ حَلْقُ الرَّأْسِ في كل جُمُعَةٍ كَذَا في الْغَرَائِبِ وَلَا بَأْسَ لِلرَّجُلِ أَنْ يَحْلِقَ وَسَطَ رَأْسِهِ وَيُرْسِلَ شَعْرَهُ من غَيْرِ أَنْ يَفْتِلَهُ وَإِنْ فَتَلَهُ فَذَلِكَ مَكْرُوهٌ لِأَنَّهُ يَصِيرُ مُشَابِهًا بِبَعْضِ الْكَفَرَةِ وَالْمَجُوس في دِيَارِنَا يُرْسِلُونَ الشَّعْرَ من غَيْرِ فَتْلٍ وَلَكِنْ لَا يَحْلِقُونَ وَسَطَ الرَّأْسِ بَلْ يَجُزُّونَ النَّاصِيَةَ كَذَا في الذَّخِيرَةِ وَيَجُوزُ حَلْقُ الرَّأْسِ وَتَرْكُ الْفَوْدَيْنِ إنْ أَرْسَلَهُمَا وَإِنْ شَدَّهُمَا على الرَّأْسِ فَلَا كَذَا في الْقُنْيَةِ يُكْرَهُ الْقَزَعُ وهو أَنْ يَحْلِقَ الْبَعْضَ وَيَتْرُكَ الْبَعْضَ قَطْعًا مِقْدَارَ ثَلَاثَةِ أَصَابِعَ كَذَا في الْغَرَائِبِ وَعَنْ أبي حَنِيفَةَ رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى يُكْرَهُ أَنْ يَحْلِقَ قَفَاهُ إلَّا عِنْدَ الْحِجَامَةِ

(الفتاوى الهندية, ج.٥, ص.٣٥٧, دار الفكر)

 

( وَ ) مِنْهَا ( الْقَزَعُ ) بِفَتْحِ الْقَافِ وَالزَّايِ فَمُهْمَلَةٌ وَهُوَ أَنْ يَحْلِقَ بَعْضَ رَأْسِ الصَّبِيِّ وَيَتْرُكَ مِنْهُ مَوَاضِعَ النَّهْيِ وَلِتَقْبِيحِ الصُّورَةِ وَلِتَشِبِّيهِ الْكَفَرَةِ فَإِذَا مُنِعَ مِنْ الصَّبِيِّ فَبِالْأَوْلَى مِنْ الْبَالِغِ ثُمَّ نُقِلَ إلَى الْأَعَمِّ مِنْ الصَّبِيِّ أَوْ تُجُوِّزَ لَهُ وَفِي الْجَامِعِ عَلَى رِوَايَةِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْهُمَا { احْلِقُوهُ أَيْ أَزِيلُوا شَعْرَ الرَّأْسِ كُلَّهُ أَوْ اُتْرُكُوهُ كُلَّهُ } فَحَلْقُ الْبَعْضِ مَعَ تَرْكِ الْبَعْضِ مَكْرُوهٌ مُطْلَقًا تَنْزِيهًا بِلَا عُذْرٍ لِرَجُلٍ أَوْ امْرَأَةٍ ذَكَرَهُ النَّوَوِيُّ فِي الْقَفَا أَوْ النَّاصِيَةِ أَوْ الْوَسَطِ خِلَافًا لِبَعْضِ مَا فِيهِ مِنْ التَّشْوِيهِ وَتَقْبِيحِ الصُّورَةِ وَزِيِّ أَهْلِ الْفَسَادِ بَلْ زِيِّ الْيَهُودِ وَيَشْمَلُ مَا إذَا تَرَكَ مَوَاضِعَ مُتَفَرِّقَةً أَوْ حَلَقَ الْأَكْثَرَ وَتَرَكَ مَحَلًّا وَاحِدًا وَهُوَ مِنْ كَمَالِ الْمَحَبَّةِ الْمُصْطَفَى لِلْعَدْلِ فَإِنَّهُ أَمَرَ بِهِ حَتَّى فِي شَأْنِ الْإِنْسَانِ مَعَ نَفْسِهِ فَنَهَاهُ عَنْ حَلْقِ بَعْضٍ وَتَرْكِ بَعْضٍ لِأَنَّهُ ظُلْمٌ لِلرَّأْسِ حَيْثُ جَعَلَ بَعْضَهُ كَاسِيًا وَبَعْضَهُ عَارِيًّا وَنَظِيرُهُ الْمَشْيُ فِي نَعْلٍ وَاحِدَةٍ .

وَقَوْلُهُ احْلِقُوهُ يَدُلُّ عَلَى جَوَازِ الْحَلْقِ وَهُوَ مَذْهَبُ الْجُمْهُورِ وَخَصَّ ذَلِكَ بَعْضُ الْمَالِكِيَّةِ بِالضَّرُورَةِ لِوُرُودِ النَّهْيِ فِي غَيْرِ الْحَجِّ لِكَوْنِهِ فِعْلَ الْمَجُوسِ وَالصَّوَابُ الْجَوَازُ بِلَا كَرَاهَةٍ وَلَا خِلَافَ الْأَوْلَى وَأَمَّا قَوْلُ أَبِي شَامَةَ الْأَوْلَى تَرْكُهُ لِلتَّشْوِيهِ وَمُخَالَفَةِ السُّنَّةِ إذْ لَمْ يُنْقَلْ حَلْقُهُ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ بَلْ إثْمٌ فِي غَيْرِ نُسُكٍ لِأَنَّهُ شَرَعَ فِي الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَنْ بِهِ اللَّهُ تَعَالَى فَفِي حَيِّزِ الْمَنْعِ بِلَا رَيْبٍ كَيْفَ وَقَدْ { حَلَقَ الْمُصْطَفَى صَلَّى اللَّهُ تَعَالَى عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَأْسَ ابْنِ جَعْفَرِ بْنِ أَبِي طَالِبٍ رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْهُ } وَأَعْدَلُ حَدِيثٍ فِي هَذَا الْمَقَامِ قَوْلُ حُجَّةِ الْإِسْلَامِ لَا بَأْسَ بِحَلْقِهِ لِمَزِيدِ التَّنْظِيفِ وَلَا بِتَرْكِهِ لِمَنْ يَدَّهِنُ وَيَتَرَجَّلُ يَعْنِي مَنْ قَدَرَ عَلَى دَهْنِهِ وَتَرْجِيلِهِ فَبَقَاؤُهُ لَهُ أَوْلَى وَمَنْ عَسُرَ عَلَيْهِ لِضَعْفٍ وَفَقْرٍ فَيُلَبَّدُ وَيَتَوَسَّخُ وَيَجْمَعُ الْقَمْلَ فَحَلْقُهُ أَوْلَى .

(بريقة محمودية في شرح طريقة محمدية وشريعة نبوية)

 

الاقتصار على حلق الربع أو تقصيره عند التحلل؛ بالخروج من إحرام الحج والعمرة، وهذا الكراهة في جميع أحوال الحلق؛ لأن القزع منهي عنه، فعن ابن عمر ء رضي الله عنهم ء: (إن رسول الله ء صلى الله عليه وسلم ء نهى عن القزع، قال: قلت لنافع: وما القزع؟ قال: يحلق بعض رأس الصبي ويترك)

(الجامع في أحكام الصيام والاعتكاف والحج والعمرة)

 

[8] سنن الترمذي, ج.٤, ص .٢٤٩, دار الغرب الإسلامي

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам есть кошерное мясо?
Можно ли мусульманам есть кошерное мясо?
Вопрос: Мой вопрос касается кошерной пищи. Живя здесь, в США, люди склонны всегда говорить, что кошерная пища является пищей Ахлю Китаб (...
1 292
20 ноября, 25
Как совершать омовение после лазерной коррекции зрения?
Как совершать омовение после лазерной коррекции зрения?
Вопрос: После лазерной операции на глаза, врачи сказали, что вода не должна попадать на область лица около глаз. Пожалуйста, подскажите, ...
677
14 ноября, 25

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Можно ли мусульманам есть кошерное мясо?
Можно ли мусульманам есть кошерное мясо?
Вопрос: Мой вопрос касается кошерной пищи. Живя здесь, в США, люди склонны всегда говорить, что кошерная пища является пищей Ахлю Китаб (...
1 292
20 ноября, 25
Как совершать омовение после лазерной коррекции зрения?
Как совершать омовение после лазерной коррекции зрения?
Вопрос: После лазерной операции на глаза, врачи сказали, что вода не должна попадать на область лица около глаз. Пожалуйста, подскажите, ...
677
14 ноября, 25