Попрошайничество около мечетей: почему это нельзя поощрять
Попрошайничество около мечетей: почему это нельзя поощрять
Вопрос: Разрешено ли попрошайничество около мечети в пятницу? Обычно там собирается около 10-ти попрошаек, что доставляет различные неудо...
219
2 час. назад

Попрошайничество около мечетей: почему это нельзя поощрять

219
2 час. назад
АВТОР ЦИКЛА
Попрошайничество около мечетей: почему это нельзя поощрять
Аршад Али
Ответил:
АРШАД АЛИ
Муфтий
Darul Iftaa Trinidad
Источник:
DARUL IFTAA TRINIDAD
Fatwa-TT (Trinidad and Tobago) is operated by the Darul Iftaa of Jaamia Madinatul Uloom under the advice and guidance of Mufti Ebrahim Desai (Daamat Barakaatuhum) of South Africa.
Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Вопрос: Разрешено ли попрошайничество вокруг мечети в пятницу? Обычно там собирается около 10-ти попрошаек, что доставляет различные неудобства посетителям и другим людям, находящимся на территории подворья.
 

 
Ответ:
 
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
 
Прежде всего, закоренелое [вошедшее в привычку] попрошайничество является крайне нежелательным действием в Исламе. В хадисах содержится множество предупреждений против устойчивого попрошайничества. Среди них следующие:
 
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк  сказал:
 
«Клянусь Тем, в Чьей власти моя жизнь, лучше одному из вас взять верёвку и понести дрова на спине, чем идти к кому-то и просить милостыню, который либо даст ему что-нибудь, либо откажет».
 
«Сахих» аль-Бухари
 
‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк  сказал:
 
«В Судный день на лице человека, который [устройчиво] продолжает попрошайничать, не будет никакой плоти».
 
«Сахих» аль-Бухари
 
Посланник Аллаха  также сказал:
 
«Тот, кто просит (у людей), когда сам обладает достаточным, тот просто просит о большом количестве адского огня.
 
(Аль-Нуфайли (передатчик) сказал в другом месте: «Он просит об угольках Ада»).
 
Они спросили: «О Посланник Аллаха! А что считается достаточным?».
 
(Аль-Нуфайли сказал в другом месте: «Какое количество считается достаточным, чтобы попрошайничество было неуместным?»).
 
Он  ответил: «То количество, которого хватит для утренней и вечерней трапезы».
 
(В другом месте аль-Нуфайли сказал: «Это когда у человека есть достаточно на день и ночь или же на ночь и день»).
 
«Сунан» Абу Дауда, №1629
 
Основываясь на вышеуказанных повествованиях, наши ханафитские правоведы заявили, что человеку, у которого имеется достаточно еды на один день, не разрешается просить о пропитании или деньгах, особенно в том случае, если он имеет возможность зарабатывать. Тот, кто даёт такому человеку, также может совершить грех, если он знает о его обстоятельствах (то есть даёт ему, зная, что у него имеется пропитание на один день), так как это подталкивает другого к греху[1].
 
Люди особенно должны воздерживаться от дачи милостыни попрошайкам в мечетях, где такое попрошайничество причиняет неудобства другим. Во многих случаях такие нищие беспокоят посетителей, запугивают женщин и т. д., а также нарушают спокойствие вокруг мечети. В таких случаях подавать милостыню таким людям также явно запрещено нашими факихами (правоведами)[2].
 
Кроме того, хорошо известно, что большинство таких попрошаек являются закоренелыми и приспособленческими попрошайками немусульманами, и во многих случаях эти деньги используются для приобретения харама [запретных вещей]. Подавать милостыню таким людям также явно запрещено или, по крайней мере, крайне нежелательно, по мнению наших факихов.
 
Однако следует отметить, что просить разрешено тому, кто абсолютно не имеет средств к существованию, например, еды, и физически неспособен зарабатывать себе на жизнь. Если человек имеет средства к существованию или способен зарабатывать, то ему не разрешается просить милостыню.
 
А Всевышний Аллах знает лучше.
 
[1] الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار) (2/ 354)
(وَلَا) يَحِلُّ أَنْ (يَسْأَلَ) مِنْ الْقُوتِ (مَنْ لَهُ قُوتُ يَوْمِهِ) بِالْفِعْلِ أَوْ بِالْقُوَّةِ كَالصَّحِيحِ الْمُكْتَسِبِ وَيَأْثَمُ مُعْطِيهِ إنْ عَلِمَ بِحَالِهِ لِإِعَانَتِهِ عَلَى الْمُحَرَّمِ (وَلَوْ سَأَلَ لِلْكِسْوَةِ) أَوْ لِاشْتِغَالِهِ عَنْ الْكَسْبِ بِالْجِهَادِ أَوْ طَلَبِ الْعِلْمِ (جَازَ) لَوْ مُحْتَاجًا. .
(قَوْلُهُ: وَلَا يَحِلُّ أَنْ يَسْأَلَ إلَخْ) قُيِّدَ بِالسُّؤَالِ؛ لِأَنَّ الْأَخْذَ بِدُونِهِ لَا يَحْرُمُ بَحْرٌ، وَقُيِّدَ بِقَوْلِهِ شَيْئًا مِنْ الْقُوتِ؛ لِأَنَّ لَهُ سُؤَالَ مَا هُوَ مُحْتَاجٌ إلَيْهِ غَيْرِ الْقُوتِ كَثَوْبٍ شُرُنْبُلَالِيَّةٌ.
وَإِذَا كَانَ لَهُ دَارٌ يَسْكُنُهَا وَلَا يَقْدِرُ عَلَى الْكَسْبِ قَالَ ظَهِيرُ الدِّينِ: لَا يَحِلُّ لَهُ السُّؤَالُ إذَا كَانَ يَكْفِيهِ مَا دُونَهَا مِعْرَاجٌ، ثُمَّ نَقَلَ مَا يَدُلُّ عَلَى الْجَوَازِ وَقَالَ وَهُوَ أَوْسَعُ وَبِهِ يُفْتَى (قَوْلُهُ: كَالصَّحِيحِ الْمُكْتَسَبِ) ؛ لِأَنَّهُ قَادِرٌ بِصِحَّتِهِ وَاكْتِسَابِهِ عَلَى قُوتِ الْيَوْمِ بَحْرٌ (قَوْلُهُ وَيَأْثَمُ مُعْطِيهِ إلَخْ) قَالَ الْأَكْمَلُ فِي شَرْحِ الْمَشَارِقِ.
 
الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار) (2/ 355)
قَالَ الْمَقْدِسِيَّ فِي شَرْحِهِ وَأَنْتَ خَبِيرٌ بِأَنَّ الظَّاهِرَ أَنَّ مُرَادَهُمْ أَنَّ الدَّفْعَ إلَى مِثْلِ هَذَا يَدْعُو إلَى السُّؤَالِ عَلَى الْوَجْهِ الْمَذْكُورِ وَبِالْمَنْعِ رُبَّمَا يَتُوبُ عَنْ مِثْلِ ذَلِكَ فَلْيُتَأَمَّلْ اهـ
 
الفتاوى الهندية – ط. دار الفكر (5/ 349)
وَمَنْ كان له قُوتُ يَوْمِهِ لَا يَحِلُّ له السُّؤَالُ كَذَا في الِاخْتِيَارِ شَرْحِ الْمُخْتَارِ وما جَمَعَ السَّائِلُ من الْمَالِ فَهُوَ خَبِيثٌ كَذَا في الْيَنَابِيعِ
 
الاختيار لتعليل المختار (4/ 176)
قَالَ: (وَمَنْ كَانَ لَهُ قُوتُ يَوْمِهِ لَا يَحِلُّ لَهُ السُّؤَالُ) لِقَوْلِهِ – عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ -: «مَنْ سَأَلَ النَّاسَ وَهُوَ غَنِيٌّ عَمَّا يَسْأَلُ جَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَمَسْأَلَتُهُ خُدُوشٌ أَوْ خُمُوشٌ أَوْ كُدُوحٌ فِي وَجْهِهِ» وَلِأَنَّهُ أَذَلَّ نَفْسَهُ مِنْ غَيْرِ ضَرُورَةٍ وَأَنَّهُ حَرَامٌ. قَالَ – عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ -: «لَا يَحِلُّ لِلْمُسْلِمِ أَنْ يُذِلَّ نَفْسَهُ» .
قَالَ: (وَيُكَرَهُ إِعْطَاءُ سُؤَّالِ الْمَسَاجِدِ) فَقَدْ جَاءَ فِي الْأَثَرِ: يُنَادَى يَوْمَ الْقِيَامَةِ لِيَقُمْ بَغِيضُ اللَّهِ، فَيَقُومُ سُؤَّالُ الْمَسْجِدِ.
 
[2] تحفة الملوك (ص: 274) [دار البشائر لإسلامية]
472 – [السُّؤَال فِي الْمَسْجِد] والسائل فِي الْمَسْجِد قيل يحرم إِعْطَاؤُهُ وَالْمُخْتَار أَنه إِذا كَانَ لَا يتخطى رِقَاب النَّاس وَلَا يمر بَين يَدي الْمُصَلِّين وَلَا يسْأَل النَّاس إلحافاً يُبَاح إِعْطَاؤُهُ وَإِن كَانَ يفعل وَاحِدَة من هَذِه الثَّلَاثَة يحرم إِعْطَاؤُهُ
 
الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار) (2/ 164)
ويكره التخطي للسؤال بكل حال «وسئل – عليه الصلاة والسلام – عن ساعة الإجابة فقال: ما بين جلوس الإمام إلى أن يتم الصلاة» وهو الصحيح.
قال ابن عابدين: (قوله ويكره التخطي للسؤال إلخ) قال في النهر: والمختار أن السائل إن كان لا يمر بين يدي المصلي ولا يتخطى الرقاب ولا يسأل إلحافا بل لأمر لا بد منه فلا بأس بالسؤال والإعطاء اهـ ومثله في البزازية. وفيها ولا يجوز الإعطاء إذا لم يكونوا على تلك الصفة المذكورة. قال الإمام أبو نصر العياضي: أرجو أن يغفر الله – تعالى – لمن يخرجهم من المسجد. وعن الإمام خلف بن أيوب: لو كنت قاضيا لم أقبل شهادة من يتصدق عليهم. اهـ. وسيأتي في باب المصرف أنه لا يحل أن يسأل شيئا من له قوت يومه بالفعل أو بالقوة كالصحيح المكتسب ويأثم معطيه إن علم بحالته لإعانته على المحرم.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

5 шокирующих фактов о TikTok: как с этим связаны миллиардеры, политики и Израиль
5 шокирующих фактов о TikTok: как с этим связаны миллиардеры, политики и Израиль
TikTok — это, возможно, самое популярное приложение в мире, а его важность выходит далеко за рамки развлечений. За кулисами танцевальных ...
1 108
7 октября, 25
Разрешено ли в Исламе совершать суицид?
Разрешено ли в Исламе совершать суицид?
Решением различных жизненных проблем является не самоубийство, а терпение и обращение за помощью непосредственно к Всевышнему Аллаху. Сам...
720
1 октября, 25

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Разрешено ли в Исламе совершать суицид?
Разрешено ли в Исламе совершать суицид?
Решением различных жизненных проблем является не самоубийство, а терпение и обращение за помощью непосредственно к Всевышнему Аллаху. Сам...
720
1 октября, 25
Можно ли возвращать долг в другой валюте?
Можно ли возвращать долг в другой валюте?
Вопрос: Долг выдан в иностранной валюте. Должен ли он быть погашен по курсу выдачи займа или же по текущему курсу, если долг возвращается...
804
5 сентября, 25