Исцеление с помощью Корана: О боли, депрессии и посттравматическом росте
Исцеление с помощью Корана: О боли, депрессии и посттравматическом росте
Депрессию правильнее ассоциировать с безнадежностью. На самом деле горе — это не такая уж большая беда, если мы можем быстро от него опра...
17
4 декабря, 25

Исцеление с помощью Корана: О боли, депрессии и посттравматическом росте

17
4 декабря, 25
АВТОР ЦИКЛА
Исцеление с помощью Корана: О боли, депрессии и посттравматическом росте
Muslimskeptic.com
Источник:
MUSLIMSKEPTIC.COM

by Daniel Haqiqatjou

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Лекарство от депрессии Об оставлении намаза на фоне депрессии

Исцеление с помощью Корана: О боли, депрессии, терпении и ПТР

 
В моей жизни был период, когда ничто не могло отвлечь меня от печали, кроме прослушивания Корана.
 
Я не в первый раз слушал это чтение суры «Юнус», но в один момент мне казалось, что это нечто необыкновенное. Это дало мне новое ощущение смысла жизни. Это дало мне повод терпеть боль и страдания.
 
Благодаря такому опыту мне искренне жаль всех, кто идёт по жизни без Корана в качестве спутника. Нам очень необходимо постоянно подчеркивать бесчисленные достоинства этой чудесной Книги как чудесного Откровения Аллаха, дарующего нам как физическое, так и духовное исцеление.
 
В этой статье я надеюсь рассказать о чрезвычайно эффективном, на мой взгляд, способе избавления от депрессии и тревоги, к которому лично я прибегал каждый раз, когда оказывался в плену безнадежности.
 
Если коротко, то нужно каждый день, не менее часа, уделять Корану. Начните с прослушивания, затем переходите к чтению, изучению тафсира (толкования) и заучиванию.
 
Я также надеюсь дать ещё несколько практических советов в одной из следующих статей, но здесь я остановлюсь на «разговорной терапии», основанной на Коране, которая доступна каждому. Эти шаги не являются мгновенной панацеей от всех бед, скорее, это начало вашего собственного пути к отношениям с Кораном на всю жизнь.
 

Как Коран относится к депрессии?

 
Депрессию правильнее ассоциировать с безнадежностью. На самом деле горе — это не такая уж большая беда, если мы можем быстро от него оправиться.
 
Коран предлагает три подхода к решению проблемы безнадежности:
 
1. Переосмысление боли;
2. Смягчение боли с помощью терпения;
3. Возвращение к жизни с помощью активных решений.
 
Иногда для решения проблемы достаточно просто переосмыслить её как благословение. В разговорной терапии используется аналогичный подход, но её эффективность во многом зависит от набожности терапевта и его жизненной позиции.
 
Недостатком бесед с людьми в целом является то, что они ожидают, что стойкость других проявится на основе их собственного опыта, что обычно происходит раньше, чем это необходимо.
 
Мы, как «пациенты», не можем контролировать то, что причиняет нам боль, когда оно причиняет нам боль, насколько глубока рана или сколько времени нам потребуется для исцеления. Всегда будут существовать слои опыта, о которых знает только Аллах; возможно, связанные с нашим детством или событиями, о которых нам стыдно рассказывать и говорить.
 
С другой стороны, Коран гарантирует нам непреходящее исцеление, предоставляя людям доступ к исцеляющей Речи Аллаха. Чтобы настроить и закрепить мышление читателя, он разъясняет мудрость, лежащую в основе испытаний и трудностей, и призывает к терпению и упорству.
 
В Исламе также есть удивительное отношение к безнадежности. В ряде случаев Аллах подчёркивает, что всё может измениться к лучшему, как, например, в случае с пророком Юсуфом (мир ему), когда его братья и сестры сделали последний шаг по просьбе отца.
 
Аналогичным образом, смерть Абу Салямы (да будет доволен им Аллах) преподносит нам важный урок: повторный брак после смерти супруга — это возможное средство от печали. Его вдова Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) не могла представить себе лучшего мужа, но в итоге она вышла замуж за лучшего из творений — Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
 
Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывает, что она слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
 

«Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Ни один мусульманин не подвергается беде, кроме как произносит то, что велел ему произносить Аллах: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся. О Аллах, вознагради меня за мое страдание и замени его для меня чем-то лучшим» — и Аллах непременно заменит это для него чем-то лучшим".

 
Она (Умм Саляма) сказала: "Когда умер Абу Саляма, я сказала: «Кто из мусульман может быть лучше Абу Салямы? Он был первым, чья семья переселилась к Посланнику Аллаха ﷺ». Затем я произнесла (мольбу), и Аллах заменил его для меня Посланником Аллаха ﷺ". [...]
 
«Сахих» Муслима
 
В целом, основной посыл всех исламских текстов заключается в том, чтобы терпеливо переносить и принимать трудности, а затем двигаться дальше, а то и расти и процветать, отталкиваясь от них.
 

Подвержены ли мусульмане депрессии?

 
Это всё равно, что спросить, есть ли у мусульман иммунитет к раку. Проблема в том, что некоторые мусульмане не могут смириться с тем, что они в равной степени подвержены депрессии, бедности, болезням и поражениям, если идут по пути, который ведёт их в этом направлении.
 
Халяльное питание и пост вполне могут снизить вероятность развития опухолей. Однако если мы неосознанно накапливаем канцерогены, то в итоге можем заболеть раком, независимо от того, являемся мы мусульманами или нет.
 

«Поистине, Аллах защищает верующих (от козней язычников). Поистине, Аллах не любит вероломных и неблагодарных (и язычники будут наказаны за свое язычество)». (Сура «Аль-Хадж», 22:38)

 
Согласно этому кораническому аяту, Аллах обещал защитить верующих. Однако, как считают такие учёные как Ибн аль-Кайим, степень этой защиты зависит от силы веры человека.
 
В конечном счёте, цель состоит не в том, чтобы всеми силами избегать боли, а в том, чтобы правильно с ней справляться.
 
Депрессия, как и рак, — это растущая тенденция, обусловленная современной системой, которую мы воспринимаем как должное. Мы привыкли к изоляции и меньшему количеству физических и эмоциональных контактов, что загоняет нас в ловушку одиночества и собственных мыслей. В собственных головах мы молча терзаемся сомнениями, безнадежностью и самокритикой. Это индивидуальная борьба, и мало кто готов обратиться к нужным людям за помощью.
 
А главное, мы неосознанно накапливаем грехи, которые постепенно становятся всё более тяжким бременем для сердца. Взять, к примеру, распространение музыки и западных банковских систем даже в мусульманской общине.
 
Лучший способ не впасть в депрессию — понять, что эта жизнь не предназначена для того, чтобы быть легкой. Она — испытание, и нам предстоит его пройти. Мы должны постоянно просить Аллаха направить нас, сохранить нашу веру, даровать нам стойкость и защитить нас от дурных нашёптываний шайтана.
 

«Неужели люди полагают, что их оставят без испытания только за то, что они сказали: «Мы уверовали»?» (Cура «Аль-'Анкабут», 29:2)

 

Дела сердечные, и отнюдь не от ума

 
Наше, мусульманское понимание сердца, пожалуй, больше всего расходится со светским пониманием человека. По какой-то причине мейнстримная философия сознательно игнорирует роль сердца в интеллекте человека и его «ментальном» благополучии.
 
Удивительно то, что в следующем дуа от тревоги и печали из «Крепости мусульманина» чётко подчёркивается связь между сердцем и Кораном:
 
«…Я прошу Тебя каждым Именем, которым Ты назвал Себя, открыл в Своей Книге, научил кого-либо из Твоих творений или сохранил у Себя в Знании о незримом, что есть у Тебя, сделать Коран весной моего сердца и светом моей груди, изгоняющим мою печаль и облегчающим мою беду».
 
Вот и всё. В этом дуа ясно сказано, что Коран — это решение, поскольку горе влияет на сердце. Поэтому, прежде чем обращаться к психотерапевту, уделите время прослушиванию, чтению и изучению Корана.
 

Боль

 
Как уже говорилось ранее, вы не можете избежать боли, которую предопределил для вас Аллах. Однако можно сделать одно — это изменить свой взгляд на то, через что вы проходите.
 
В этом разделе я приведу несколько коранических фактов о трудностях, которые помогли мне принять и оценить те тяготы, через которые я прошел.
 

Боль — это универсальный закон

 

«Не проявляйте слабости в поисках (и преследовании) неприятельского войска. Если вы страдаете (от ран и трудностей), то они тоже страдают, как и вы. Но вы надеетесь (получить) от Аллаха то, на что они не надеются (награду в вечной жизни). И Аллах — Знающий, Мудрый». (Сура «Ан-Ниса», 4:104)

 
Каждый получает свою долю боли в этом мире. Аллах мудро предопределил верующим страдания посредством различных мирских испытаний. Однако по сравнению с неверующими мусульмане имеют целый ряд привилегий. Вот некоторые из них:
 

1. Аллах вознаграждает их за стойкость и терпение;

2. Аллах облегчает их боль сакиной (спокойствием);
3. Аллах ниспослал им руководство по решению проблем;
4. Аллах направляет других мусульман, чтобы они поддерживали их и были рядом с ними.
 
Вы не можете избежать боли. Стремитесь к поклонению Аллаху, и тогда вы получите помощь Аллаха на своём нелёгком пути в этой жизни.
 

Способность наслать боль не означает довольства ею

 

«Но они (колдуны) не могут навредить никому без дозволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы». (Сура «Аль-Бакара», 2:102)

 
В этом кораническом аяте речь идёт о колдовстве, но он разъясняет общее правило Аллаха в отношении вреда, причиняемого злом. Если Аллах допускает несправедливость в отношении мусульман, это не означает, что Он доволен теми, кто причиняет боль.
 
Одна вещь, которую мы должны понять о судьбе и свободе воли, заключается в том, что Аллах позволяет людям совершать зло по отношению к другим.
 
Это не означает, что Аллах доволен грехами или злом. Эта земная жизнь всегда была предназначена быть для нас испытанием, и мы будем испытываться нашими врагами и нашими желаниями. Те, кто совершает несправедливость и зло, будут наказаны либо в этой жизни, либо в будущей.
 
Передают со слов Сухайба ибн Синана (да будет доволен им Аллах), что он сказал:
 

«Посланник Аллаха  сказал: "Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом"».

 

«Сахих» Муслима

 
Кроме того, размышление над Кораном и учением Пророка ﷺ может помочь нам укрепить доверие Аллаху и веру в Него. Это также помогает нам понять смысл всего происходящего в жизни.
 

Боль как руководство к действию и облегчение

 

«И (вспомните, как) вы бросились бежать, не оборачиваясь ни на кого, а Посланник звал вас сзади. Аллах воздал вам (вашей) печалью за печаль (Пророка), чтобы вы не переживали об упущенном вами (о трофеях) и о произошедшем с вами (о поражении). И Аллаху ведомо обо всем, что вы делаете». (Сура «Аль-Имран», 3:153)

 
В приведенном выше аяте речь идёт о событиях, произошедших во время Битвы при Ухуде.
 
Иногда единственный способ забыть о трудностях, с которыми мы сталкиваемся в данный момент, — это посмотреть на них в свете потенциально более серьезной ситуации. То, что мы потеряли или чего не достигли, может оказаться гораздо хуже, чем это есть на самом деле. Мы должны быть благодарны Аллаху за всё, что у нас есть, и понимать, что всё, что нам предначертано, обязательно произойдёт.
 
В конечном итоге трудности напоминают нам об Аллахе и заставляют обращаться к Нему за помощью и руководством.
 

«Любая беда обрушивается (на человека) лишь с дозволения Аллаха. Он ведет (по истинному пути) сердце того, кто верит в Аллаха. Аллах знает обо всем». (Сура «Ат-Тагабун», 64:11)

 

Заслуженная боль

 

«Когда постигла вас беда — хотя до того вы причинили им несчастье в два раза сильнее — вы сказали: «Откуда все это?» Ответь (им, Мухаммад): «От вас самих». Поистине, Аллах — Всемогущий». (Сура «Алю Имран», 3:165)

 

«Все хорошее, что постигает тебя (человек), — от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, — от тебя самого. Мы отправили тебя (Мухаммад) посланником к людям. Достаточно того, что Аллах — Свидетель». (Сура «Ан-Ниса», 4:79)

 
Мы должны признать, что беды, с которыми мы сталкиваемся, могут быть вызваны нашими собственными недостатками и грехами. Возможно, мы сами своими действиями заслужили лишения, трудности и потери.
 
Мы ни в коем случае не должны думать, что мы слишком хороши или праведны, чтобы заслужить то, через что мы проходим. Никто из нас не совершенен и не свободен от ошибок и грехов. Мы — не пророки. Мы оступаемся, и если мы не раскаемся перед Аллахом и не оставим свои грехи, то столкнемся с последствиями, как в этом мире, так и в будущем.
 
Как бы некоторым людям ни было трудно смириться с этой реальностью, на самом деле это очень освобождает. Одна из причин, усугубляющих депрессию, заключается в том, что человек считает себя вправе жить без последствий и трудностей. Мы часто слышим, как люди, обычно немусульмане, спрашивают:
 
«Почему я?!»
 
Но когда мы понимаем, что сами потенциально являемся причиной своей боли, мы скорее сосредоточимся на том, чтобы улучшить себя и сделать то, на что мы способны, а не винить обстоятельства, в которых мы оказались.
 
Постоянное покаяние (тауба), обращение к Аллаху за прощением (истигфар) и дуа к Аллаху с просьбой уберечь нас от трудностей — всё это крайне важно. По сути, это превентивные меры. Только Аллах может защитить нас от возможных трудностей в будущем.
 

За болью таится мудрость

 

«Мы непременно испытаем вас, чтобы узнать, кто из вас сражается и проявляет терпение. И Мы проверим известия (о вас)». (Сура «Мухаммад», 47:31)

 
В конечном счёте, в страданиях заключено много мудрости. Они помогают нам расти и становиться более стойкими. Они заставляют нас быть благодарными за то, что мы имеем. Мы учимся на своих ошибках. Но самое главное — это укрепление нашей веры.
 
Пройдя через страдания и трудности, можно стать гораздо более сильным мусульманином.
 

Боль обнажает скрытые реалии

 

«Аллах не оставит вас (люди) в таком положении, пока не отделит дурного от хорошего. Аллах не дает вам тайное знание, однако Аллах выбирает Своими посланниками, кого пожелает (и им открывает некоторые тайны через откровение). Уверуйте же в Аллаха и Его посланников! Если вы уверуете и будете богобоязненны, то вам — великая награда». (Сура «Алю Имран», 3:179)

 
У нас нет доступа к незримому (гайб). Аллах упоминает, что лицемеры, выдающие себя за мусульман, разоблачаются через испытания. Точно так же мы можем узнать на своём личном опыте, как в трудные времена проявляется истинная сущность некоторых людей. Люди, которых мы, возможно, считали друзьями, могут бросить нас в трудную минуту или даже обернуться против нас. Да защитит нас Аллах. Амин!
 

Нет боли — нет пользы

 

«Неужели вы думали, что войдете в Рай без того, чтобы вас постигло то, что постигло ваших предшественников? На них обрушивались нищета и болезни. Их сотрясало так, что посланник и верующие восклицали вместе: «Когда же придет помощь Аллаха?» Поистине, помощь Аллаха близка». (Сура «Аль-Бакара», 2:214)

 
Джаннат (Рай) — это награда настолько огромная, что ничто другое даже близко с ней не стоит. Мы не можем ожидать, что путь к такой великой награде будет лёгким. Он будет наполнен испытаниями и трудностями. Но награда будет невообразимой. Трудности, через которые мы проходим, не идут ни в какое сравнение с той наградой, которая нас ожидает, если мы это сделаем.
 
Давайте также помнить, что любимые Пророки Аллаха (мир им) переносили самые большие и самые весомые трудности.
 

Вы способны пережить свою боль

 

«Аллах не возлагает на человека то, что ему не под силу. Ему (принесет пользу) то, что он приобрел, и против него — то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы забыли (о чем-то) или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на тех, кто был до нас. Господь наш! Не вменяй нам в обязанность то, что нам не под силу. Прости нас, сотри (наши грехи) и помилуй нас! Ты — наш Покровитель. Помоги же нам против неверующих!» (Сура «Аль-Бакара», 2:286)

 
Аллах не возложил на нас ответственность за совершение большего, чем мы можем вынести. Точно так же Аллах не станет обременять нас трудностями или страданиями, которые мы не сможем вынести и выдержать.
 
Если Аллах выбрал для вас определённое испытание, значит, вы вполне способны пройти через него, сохранив веру. Поэтому просто не забывайте о стойкости и постоянно обращайтесь к Аллаху за помощью.
 
Кроме того, не стоит мечтать о чужой жизни. В конце концов, вы не знаете всех испытаний, которые выпали на их долю сейчас и выпадут в будущем. Вполне вероятно, что и вам лично не под силу выдержать их испытания.
 

Боль закаляет характер

 

«Твоя сестра пришла и сказала: «Указать ли вам на ту, кто сможет позаботиться о нем?» И Мы вернули тебя к твоей матери, чтобы обрадовать ее и избавить от печали. Ты убил человека (египтянина), и Мы спасли тебя от скорби и подвергли тяжелому испытанию. О Муса! Ты пробыл многие годы среди жителей Мадьяна (где ты женился на дочери пророка Шуайба), а теперь вернулся в положенный срок (в котором ты был готов для пророческой миссии, и это сорок лет). Я избрал тебя для Себя (чтобы сделать Своим посланником)». (Сура «Та-Ха», 20:40-41)

 
Трудности — это часть жизни. Они помогают нам расти и развиваться как личность.
 
Я достиг того момента в жизни, когда у меня складывается положительное первое впечатление о человеке, если я знаю о его трудностях. Это потому, что теперь я понимаю, что благородный характер — это не то, что выращивается в лаборатории. Нас формирует Аллах посредством нашей веры и жизненный опыт.
 
Другими словами, нужно стараться быть благодарным за трудности. Они помогают нам стать лучше как люди и, что еще важнее, лучше как мусульмане. Люди могут платить лайф-коучам за то, чтобы добиваться целей, которые вы достигли естественным образом, просто будучи мусульманином.
 
Шайтан влияет на боль, причиняемую вам другими людьми
 

«О верующие! Не идите по стопам шайтана (не поддавайтесь его внушению)! Кто идет по стопам шайтана (не преуспеет), ведь он (шайтан) призывает к разврату и порицаемому (Шариатом). И если бы не щедрость и милость Аллаха к вам, то никто никогда из вас не очистился бы (не получил бы прощения). Но Аллах очищает кого пожелает (принимая покаяние). Аллах — Слышащий, Знающий (абсолютно все)». (Сура «Ан-Нур», 24:21)

 
Проклятый шайтан — наш явный враг. Его цель — втянуть всех нас в Огонь Джаханнама (Ада) вместе с собой. Он склоняет людей к неповиновению Аллаху. Это, конечно же, включает в себя совершение несправедливости по отношению к другим.
 
Это, разумеется, не снимает с виновного ответственности за совершённое им преступление. Они несут ответственность за совершённые действия. Шайтан лишь внушает им эти мысли. Как в конечном счёте поступить — решают они сами. Тем не менее, если кто-то искренне просит простить его за то, что он нам сделал, мы должны стараться быть снисходительными, особенно если речь идёт о члене семьи.
 

Терпение

 
Согласно Священному Корану, сабр (терпение и упорство) плюс такуа (богобоязненность и почитание Аллаха) являются залогом успеха в испытаниях этой мирской жизни. Сабр упоминается в Коране более 100 раз, что делает его неотъемлемой чертой характера каждого мусульманина.
 

Лучший способ обрести терпение

 

«Сердце матери Мусы сжалось от ужаса. Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), если бы Мы не укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей». (Сура «Аль-Касас», 28:10)

 
Как и в случае с матерью Пророка Мусы (мир ему), терпение — это не тот навык, которому можно просто так научиться. Это — благословение Аллаха. Поэтому лучший способ приобрести такое добродетельное качество, как терпение, — это постоянно просить Аллаха даровать нам терпение и увеличить его. Аллах приводит множество примеров того, как верующие обращались к Нему с просьбой о терпении и выдержке, в том числе и в следующих аятах:
 

«Когда они предстали перед Джалутом и его войском, то сказали: «Господь наш! Пролей на нас терпение, утверди наши стопы и помоги нам победить неверующих»». (Сура «Аль-Бакара», 2:250)

 

«Они говорили только такие слова: «Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества в наших делах! Укрепи нас и даруй победу над неверующими!»». (Сура «Алю Имран», 3:147)

 

«Ты мстишь нам лишь за то, что мы поверили в знамения нашего Господа (мы никогда не откажемся от этого ради твоего довольства), когда они явились нам. (Затем они обратились к Аллаху с мольбой) Господь наш! Дай нам терпения и упокой нас мусульманами»». (Сура «Аль-А'раф», 7:126)

 

Терпение – необходимое условие для выполнения важных функций

 

«Мы выбрали из них предводителей, которые наставляли (людей) по Нашему повелению, пока они проявляли терпение и были убеждены (в истинности) Наших знамений». (Сура «Ас-Саджда», 32:24)

 
Теория влияния и т.п. используют общие причины, такие как изменение климата, для оправдания существования своих последователей. Но насколько реально повлияли на мир лауреаты Нобелевской премии? Истинное влияние связано с возрождением душ, а это роль, которую Аллах отводит лишь избранным.
 
Но почему именно избранные? Конечно, точные причины знает только Аллах, но некоторые из них Он нам открыл.
 
Как сказано в приведенном выше аяте Корана, эти лидеры были избраны в частности за то, что они воплощали в себе терпение и уверенность в вере. А как проверить чью-либо веру и терпение? Просто — подвергнуть их ряду испытаний.
 
Аллах упоминает о том, как Пророк Ибрахим (мир ему) был испытан перед тем, как Аллах сделал его имамом для народа:
 

«И Господь испытал Ибрахима предписаниями, и тот выполнил их. Он (Всевышний Аллах)сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей». Он (Ибрахим) сказал: «И из моего потомства (о мой Господь, сделай предводителей людей)». Аллах ответил: «Мое обещание не коснется несправедливых (неверующих)»». (Сура «Аль-Бакара», 2:124)

 
И, как мы знаем, наш любимый Пророк Мухаммад ﷺ подвергался испытаниям постоянно, на протяжении всей своей жизни, начиная с самого детства.
 
Точно так же, если вы изучите биографии четырех великих имамов фикха, то быстро заметите, что они перенесли значительные трудности. И это только то, что мы знаем благодаря документальным свидетельствам. Общее правило можно представить следующим образом: Аллах распределяет испытания между своими рабами, исходя из личных способностей и возможностей каждого. Те, кто преуспел, возвышаются в степенях, а затем проходят более сложные испытания. Часто им также отводится более значительная роль в этой жизни, если они искренни. И это — тоже испытание.
 
Передают со слов Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
 

«Величайшая награда сопровождается величайшими испытаниями. Воистину, когда Аллах любит народ, Он подвергает его испытаниям. И тогда тот, кто доволен, достигнет довольство [Аллаха] [и счастье в Следующей жизни], а тот, кто недоволен, достигнет недовольства [Аллаха] [и муки в Следующей жизни]».

 

«Сунан» Ибн Маджа

 

Проявление упорство: трудности — временны

 

«Аллах принял покаяние Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час (в сражении при Табуке, когда один финик делился на двоих, а десять человек по очереди ездили на одном верблюде и мусульман сильно мучила жара), после того как сердца некоторых из них едва не уклонились в сторону (они чуть не решили уйти с поля боя из-за трудностей, с которыми столкнулись). Он (Всевышний Аллах) принял их покаяние. Поистине, Он — Снисходительный (к ошибкам верующих), Милующий (их)(Аллах простил) троих, оставшихся позади (в принятии их покаяния), так что земля показалась им тесной, несмотря на ее просторы (то есть они не могли найти себе места и обрести покой). Их души стали тесными (от их печали о том, что их покаяние не принимается, и они не могли найти радость ни в чем), и они поняли, что им негде укрыться от (гнева)Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться (дал им возможность покаяться). Поистине, Аллах — Принимающий покаяние, Милующий (верующих)». (Сура «Ат-Тауба», 9:117-8)

 
Обратите внимание, что Аллах обозначает их трудное время словом «час». Это относится к Битве при Мута, а она, конечно же, длилась не один час.
 
Нам важно знать, что как бы ни было больно в тот или иной период нашей жизни, в конце концов, это станет лишь далеким воспоминанием.
 
Как отмечают учёные, боль сильнее всего в тот момент, когда она на нас воздействует. Тем, кто наделен терпением, Аллах окажет поддержку и укрепит их терпение, дабы они смогли успешно выдержать испытание. Поэтому мы всегда должны помнить, что нужно лишь на некоторое время, и что вскоре Аллах облегчит ситуацию.
 

«Подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику (во всем) и не спорьте (как вы спорили перед битвой при Бадре), иначе вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы! Поистине,Аллах с терпеливыми (помогает им и поддерживает их)». (Сура «Аль-Анфаль», 8:46)

 

Проявляйте терпение и не жалуйтесь

 

«Они показали ложную кровь (зарезанного ягненка) на его (Юсуфа) рубашке, и (увидев это) он (Якуб) сказал: «О нет! Ваши души приукрасили вам (это скверное) дело. (Мне остается только) проявить прекрасное терпение (выразив довольство предопределением). Лишь Аллах может помочь понять то, что вы рассказали (показать, как было все на самом деле)». (Сура «Юсуф», 12:18)

 
Многие учёные утверждают, что прекрасное терпение, «сабр джамиль», — это терпение, которое не включает в себя жалоб людям. Мы также узнаем от Пророка Якуба (мир ему), что мы можем «жаловаться» Аллаху.
 

«Он ответил: «(Я не рассказываю о своей печали ни вам, ни кому-либо другому, чтобы вы пытались утешить меня.) Мои жалобы и (невыносимая) печаль обращены лишь к Аллаху. И я знаю от Аллаха то, чего вы не знаете (что Юсуф жив и что Аллах исполнит мое желание встретиться с ним)». (Сура «Юсуф», 12:86)

 
Разумеется, под «жалобой» Аллаху подразумевается просьба об облегчении, а не буквальная жалоба на Его решение, что означало бы недовольство волей Аллаха.
 
Аллах знает о нашей боли и страданиях лучше, чем кто-либо из творений, и Он же — источник нашего облегчения. Мы всегда можем обратиться к Аллаху и дать волю слезам, прося у него помощи, руководства и облегчения.
 
Доверять другим — естественно для человека, и мы должны обращаться к другим, особенно к тем, кто старше нас по возрасту и мудрости, за советом о том, как лучше всего справиться с нашими проблемами. Однако мы должны следить за тем, чтобы не впадать в раздражённость и не жаловаться людям на то, что Аллах нам предопределил.
 
Более того, запрещается выражать свою печаль и горе крайними способами, например, причитаниями или разрыванием одежды. Независимо от того, насколько печальны наши лица, в наших сердцах мы всегда должны принимать волю Аллаха.
 

Бдительность и сопротивление — это тоже часть терпения

 

«О верующие! Будьте терпеливы, терпеливее (неверующих), сражайтесь и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех!». (Сура «Алю Имран», 3:200)

 
Этот аят учит нас тому, что терпение не означает пассивности. На самом деле самые трудные начинания, такие как война и физическая защита близких, требуют большого терпения. В суре «Алю Имран» неоднократно говорится о важности упорства на поле боя.
 
Даже такие простые повседневные обязанности как молитва, требуют от нас терпения, дабы сохранить приверженность. Терпение необходимо и для того, чтобы воздерживаться от совершения запретного ради Аллаха. Чаще всего для того, чтобы оставаться твёрдым и непоколебимым, приходится бороться с собственными низменными желаниями и нашептываниями шайтана. Усилить самоконтроль можно с помощью дуа и различных дисциплинирующих практик, таких как пост.
 
Из того, что Пророк Юсуф (мир ему) делал да'ват [призывал к религии] даже в тюрьме, мы также узнаём, что стремиться к довольству Аллаха следует даже тогда, когда нам мешают трудности и препятствия. Когда шайтан преграждает нам путь, например, к нашей свободе, мы должны дать ему отпор, делая всё то, что ему ненавистно: раздавать садака, читать Коран, совершать намаз, делать дуа и заниматься да'ватом.
 

Посттравматический рост

 
С тех пор как я узнал о посттравматическом росте, я стал рассматривать свою жизнь как череду благословений, которые следуют за трудными временами. Хотя некоторые могут утверждать, что это врождённая черта, я считаю, что это выбор и приобретённый навык, который развивается со временем. И хотя английский термин был первоначально придуман в светском контексте, взгляд Корана гораздо более реалистичен с точки зрения достижения результатов.
 

Вехи на пути к благословениям

 

«Мы запретили ему брать грудь кормилиц, и она (сестра Мусы) предложила: «Не указать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и воспитает его?» Так Мы вернули его матери, чтобы она радовалась, чтобы не печалилась и знала, что обещание Аллаха — истина. Но большинство (людей) не знает об этом». (Сура «Аль-Касас», 28:12-13)

 
Поразмышляйте немного над тем, какую боль пришлось пережить Пророку Мусе (мир ему), когда он был новорождённым и ждал, когда его начнут кормить грудью. Эта боль была необходима для того, чтобы убедить семью Фараона нанять в качестве кормилицы мать Пророка Мусы (мир ему). Представьте также, какую боль испытывала его мать в разлуке со своим любимым ребёнком.
 
Этот случай преподносит нам очень важный урок. Часто мы вынуждены терпеть боль и лишения как часть процесса, который заканчивается обретением большого благословения.
 
И это — потрясающий жизненный взгляд на задержки в достижении успеха и трудности, которые мы преодолеваем, пока наконец не достигнем своих целей. Будь то наша работа, брак, еда на столе и т. д., появление всех этих вещей уже было предопределено для нас в определенный момент жизни. И до тех пор, пока этот конкретный момент не наступил, каждая наша борьба на этом пути открывала дверь, которая приближала нас к нему.
 
Мы бы не знали ценности преодоления неудач и, невзирая не недостижение мгновенного успеха, ценности преодоления трудностей и упорства, пока наконец не достигли бы своей цели. Поэтому каждый раз, когда вы спотыкаетесь на своем пути, думайте об уроках, которые вы извлекли на этой почве, и о том, как они сделали вас сильнее не только в вере, но и в умственном и физическом плане.
 
Совершать ошибки и терпеть неудачи — это естественно. Главное, чтобы мы не сдавались и не впадали в уныние. Наоборот, мы должны обращаться к Аллаху с мольбой и искренне стараться исправить ситуацию.
 

«Скажи (Мухаммад) Моим рабам, которые навредили себе чрезмерностью (своих грехов): «Не теряйте надежду на милость Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, ведь Он — Прощающий (даже неверие тем, кто покаялся в нем до смерти), Милующий (Своих рабов)»». (Сура «Аз-Зумар», 39:53)

 
Не теряйте надежды
 

«Так Мы укрепили Юсуфа на земле (даровав ему невиданные возможности и власть). Он мог занять любое положение, какое хотел (или мог поселиться, где хотел)(В этом мире) Мы наделяем Нашей милостью (такой, как власть и богатство), кого пожелаем, но не лишаем награды (в вечной жизни) добродетельных (которые тверды в вере и богобоязненности и совершают хорошие поступки). Поистине, награда вечной жизни лучше (чем награда в земной жизни) для богобоязненных верующих». (Сура «Юсуф», 12:56-7)

 
Если бы Пророк Юсуф (мир ему) остался на родине, он не смог бы обрести власть в королевстве. Кто в то время мог представить, что Пророк Юсуф (мир ему) после многолетнего заточения займет столь высокое положение?
 
Сохранять надежду в трудные времена не так просто, как кажется. Для многих из нас самое лучшее, что мы можем сделать, — это молча терпеть боль, что, по сути, является пассивной позицией.
 
Не терять надежду — значит оставаться активным даже на пике своего горя. Мы знаем с абсолютной уверенностью, что Аллах способен изменить нашу ситуацию. Поэтому мы должны делать практический шаг навстречу переменам. Мы должны уметь двигаться дальше, будь это физический поиск новой работы после сокращения штата или же поиск нового супруга после неудачного брака.
 

Увеличение поклонения и добрых дел

 
Эти аяты также учат нас, что мы должны всегда продолжать совершать благое и стремиться к совершенству в этом отношении, независимо от обстоятельств, в которых мы находимся. Мы не должны становиться слишком комфортолюбивыми или самодовольными, делая только самое необходимое. В конечном счете, это всего лишь иллюзия, внушенная шайтаном, который не желает, чтобы мы преуспевали в благих делах и получали максимальную награду.
 
Если в трудные времена мы не прекратим совершать акты поклонения и, более того, преуспеем в этом, то обязательно окажемся в лучшем положении, чем были до наступления трудностей, — если не в этой жизни, то в Джаннате, ин ша Аллах, где не будет никаких трудностей и страданий.
 

Трудности приходят с легкостью и новыми возможностями

 

«И, поистине, за трудностью — облегчение. Поистине, за трудностью — облегчение». (Сура «Аш-Шарх», 94:5-6)

 
Вместе с каждой закрытой перед нами дверью Аллах открывает другую. Проблема в том, что зачастую мы слишком подавлены тем, что потеряли, и не замечаем открывающихся перед нами потенциальных возможностей.
 
Как я уже упоминал, посттравматический рост — это приобретаемый навык. Когда нас постигают невзгоды, мы должны сами найти новые возможности, которые раньше были для нас недоступны. Основываясь на неоднократном личном опыте, я могу подтвердить, что искренние усилия в трудные времена приносят истинное благословение. Аллах заверил нас, что трудности приходят с легкостью. Нужно лишь проявлять в отношении них терпение, а также проявлять упорство, постоянно обращаясь к Аллаху в виде поклонения и мольб. Трудные моменты также являются идеальной возможностью для того, чтобы начать или возобновить важное дело, которое вы всегда хотели сделать, например, выучить Коран, изучить Ислам и т. д.
 

Реагируйте на трудности, стремясь к довольству Аллаха и награде

 

«(Верующие) ответили на призыв Аллаха и (Его) Посланника после того, как их ранили. Кто делал добро и боялся Аллаха, тем — великая награда. Люди сказали им (верующим): «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Но это лишь увеличило их веру, и они сказали: «Достаточно нам Аллаха! Он — лучший Покровитель!» Они вернулись с наградой от Аллаха и (Его) милостью. Ничего плохого не случилось с ними, и они обрели довольство Аллаха. Поистине, Аллах — обладатель великой милости. Это просто шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие». (Сура «Алю Имран», 3:172-5)

 
Эти аяты Корана — одни из самых дорогих моему сердцу. В них так много мудрости и наставлений. Они утешают и дают нам надежду. Они учат нас тому, какими мы должны быть мусульманами — непоколебимыми в вере перед давлением и трудностями. Они объясняют, как шайтан пытается демотивировать нас и привести в отчаяние. Они подчёркивают важность того, чтобы одновременно надеяться на Аллаха и бояться Его. Они обращают наше внимание на то, что действительно важно — стремление к довольству Аллаха и вечному блаженству в Следующей жизни.
 
Именно в тот момент, когда наша боль становится наиболее мучительной, мы должны реагировать на неё наилучшим образом. Как только нас постигает беда, мы должны убедиться, что реагируем на неё здоровым и религиозным образом. Мы должны оставить свои грехи и покаяться перед Аллахом. Мы должны увеличить количество мольб, благих дел и поклонения.
 
Такой подход имеет множество преимуществ:
 
  • Вы защищаетесь от посягательств шайтана, который, воспользовавшись вашей болью, может попытаться усугубить ваше положение.
     
  • Вы получаете поддержку от Аллаха в трудную минуту, с которой в противном случае вы можете не справиться.
     
  • Аллах облегчит ваши трудности и вознаградит вас за то, что вы правильно отреагировали на ситуацию.

 

Коран — решение всех наших проблем

 

«(Аят был ниспослан при повелении совершать хиджру в Медину.) Скажи (Мухаммад): «Господи! Пусть мой вход (в Медину) будет благополучным (и я не увижу зла), и пусть мой выход (из Мекки) будет благополучным! Даруй мне от Тебя силу в помощь (для борьбы против Твоих врагов)». Скажи: «Пришла истина (Ислам), и исчезла ложь (неверие). Поистине, ложь обречена исчезнуть!» Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением (от заблуждений) и милостью для верующих. А несправедливым (неверующим) Коран не добавляет ничего, кроме убытка. Когда Мы даем (неверующему) человеку блага, он отворачивается и гордо уходит. Но если его касается беда (болезнь или бедность), то он тут же отчаивается (в милости Аллаха)». (Сура «Аль-Исра», 17:80-3)

 
В конечном счете, Коран — это источник благословения, руководства и исцеления. Нам поистине посчастливилось быть сотворёнными и обрести жизнь. Нам выпало счастье быть одарёнными благословением имана (веры). Нам посчастливилось, что мы принадлежим к умме (общине верующих) нашего любимого Пророка Мухаммада ﷺ. Нам посчастливилось, что мы были наделены величайшим чудом из всех – Благородным Кораном.
 
Это — величайшее из всех благословений. Наши трудности и невзгоды — лишь капля в море по сравнению с бесчисленными огромными благами, дарованными нам Аллахом. Будьте благодарны Аллаху за всё, что у вас есть, и соизмеряйте свои трудности с благословениями. Помните, что эта жизнь — лишь мимолетное мгновение.
 

«Он спросит (их также): «Сколько лет вы пробыли на земле?» Они ответят: «Мы пробыли день или часть дня. Спроси тех, кто считал (то есть ангелов, которые записывали их поступки)». Он скажет: «Вы пробыли недолго, если бы вы знали (что ваша земная жизнь — как миг по сравнению с пребыванием в Аду)». (Сура «Аль-Муминун», 23:112-4)

 
Всё, что нам нужно сделать, это дойти до финиша с непоколебимой верой, выполнив свои обязательства в этой жизни, посвятив себя поклонению и служению Аллаху, покаявшись во всех своих грехах и недостатках, и то, что нас ждет в будущей жизни, – это вечное блаженство и счастье. Больше никакой печали. Никакой боли. Больше никакой депрессии. Больше нет никакой тревоги. Никаких трудностей. Нет больше страданий. Больше нет мучений. И никакого горя. Только комфорт и наслаждение. Сделайте это своей целью.
 

«Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне». (Сура «Аз-Зарийат», 51:56)

 
Это — наша цель в жизни. Это то, для чего мы были созданы. Познать Аллаха и поклоняться ему. Всегда держите это на первом плане, и это будет вашей опорой. Мы знаем, что эта жизнь — испытание. Мы знаем, что она не будет легкой. Но мы также знаем, что это испытание в конце концов закончится.
 
Переносите трудности этой жизни, будьте стойкими и стремитесь к Следующей жизни.
 

«А Рай приблизится к богобоязненным и (окажется) недалеко (от них)(Будет им сказано:) «Вот то, что было обещано (в земной жизни) каждому, кто обращался к Аллаху (с поклонением и покаянием) и кто сохранял (себя от запретного), кто боялся Милостивого, не видя Его, и пришел с сердцем, обращенным (к Аллаху)». (Им будет сказано:) «Войдите сюда (в Рай) с миром. Это — День вечности (начала вечной жизни в Раю)!» Им в нем (будет дано) все, что они пожелают, а у Нас есть большее». (Сура «Каф», 50:31-5)

 

Автор: Mr. Verses

Источник: Muslimskeptic.com

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

10 исламских правил вождения: как мусульманину вести себя на дороге по Сунне
10 исламских правил вождения: как мусульманину вести себя на дороге по Сунне
Узнайте 10 исламских правил поведения за рулём по Сунне Пророка ﷺ. В статье — советы о том, как начинать поездку с дуа, сохранять спокойс...
1 538
27 ноября, 25
Как совершать омовение после лазерной коррекции зрения?
Как совершать омовение после лазерной коррекции зрения?
Вопрос: После лазерной операции на глаза, врачи сказали, что вода не должна попадать на область лица около глаз. Пожалуйста, подскажите, ...
821
14 ноября, 25

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

10 исламских правил вождения: как мусульманину вести себя на дороге по Сунне
10 исламских правил вождения: как мусульманину вести себя на дороге по Сунне
Узнайте 10 исламских правил поведения за рулём по Сунне Пророка ﷺ. В статье — советы о том, как начинать поездку с дуа, сохранять спокойс...
1 538
27 ноября, 25
Разрешено ли в Исламе совершать суицид?
Разрешено ли в Исламе совершать суицид?
Решением различных жизненных проблем является не самоубийство, а терпение и обращение за помощью непосредственно к Всевышнему Аллаху. Сам...
1 956
1 октября, 25