Фаджр
04:16 - 05:32
до 05:32
Сухур *
С наступлением Фаджра заканчивается предрассветная трапеза Сухур. Принимать пищу следует завершить заранее, за 10 минут до Азана.
Восход
05:32
Через 00:24
Макрух *
В сутках есть периоды, когда совершать намаз нельзя:
1. На восходе солнца
2. В полдень
3. Перед закатом Подробнее
Зухр
11:49 - 16:10
до 16:10
Аср
16:10 - 18:00
до 18:00
Магриб
18:00 - 19:16
до 19:16
Ифтар *
Магриб — пора Ифтара. Разговляться желательно финиками и водой.
Иша
19:16 - 04:17
до 04:17 Рассчёт тахаджуда Тахаджуд
Тахаджуд
01:17 - 04:17
до 04:17 Показать Иша
Восх.: 05:32
Алматы
25 Раби-авваль
Moon
дата по хиджре
25
РАБИ-АВВАЛЬ
1447
Sun
григорианский календарь
18
СЕНТЯБРЯ
2025
Фаджр:  04:16  - 05:32
Восход:  05:32
Зухр:  11:49  - 16:10
Аср:  16:10  - 18:00
Магриб:  18:00  - 19:16
Иша:  19:16  - 04:17
Время намаза
СОДЕРЖАНИЕ СУР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
A
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
39

Сура «Аз–Зумар»

«Группы»
إِنَّا أَنْزَلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ لِلنَّاسِ بِالْحَقِّ ۖ فَمَنِ اهْتَدَىٰ فَلِنَفْسِهِ ۖ وَمَنْ ضَلَّ فَإِنَّمَا يَضِلُّ عَلَيْهَا ۖ وَمَا أَنْتَ عَلَيْهِمْ بِوَكِيلٍ

ПЕРЕВОД:

 41. Мы ниспослали тебе (Мухаммад) Писание для людей — (ниспослали его) с истиной. Кто принял наставление, тот (сделал это) ради себя самого (для своего блага). А кто заблудился, тот навредил самому себе. Ты (Мухаммад) им не хранитель (не можешь заставить их уверовать).

ТАФСИР (Толкование):

«Для людей»

 

Имам Насафи пишет:

 

«То есть ради людей, потому что они нуждались в этом»1.

 

«Ради себя самого»

 

Имам Насафи пишет:

 

«Кто выбрал истинный путь, тот помог самому себе»2.

 

Иными словами, человек, защищая себя от ложных идей и религии, которые искажают моральное состояние личности и общества, этим помогает самому себе в этом мире. И за это он будет вознагражден в вечности.

 

1 С. 1039.

 

2 С. 1039.

41

اللَّهُ يَتَوَفَّى الْأَنْفُسَ حِينَ مَوْتِهَا وَالَّتِي لَمْ تَمُتْ فِي مَنَامِهَا ۖ فَيُمْسِكُ الَّتِي قَضَىٰ عَلَيْهَا الْمَوْتَ وَيُرْسِلُ الْأُخْرَىٰ إِلَىٰ أَجَلٍ مُسَمًّى ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

ПЕРЕВОД:

42. Аллах забирает души в момент их смерти. А ту (душу), которая еще не умирает, Он забирает на время сна. Он удерживает ту (душу), которой предопределил смерть, а прочие отпускает до определенного срока. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих.

ТАФСИР (Толкование):

В момент смерти человека Господь отделяет его душу от тела и забирает душу. Сон же называют «малой смертью», потому что во сне человек подобен мертвому. Всевышний поэтому говорит: «Он — Тот, кто умерщвляет вас ночью…» (см. далее). Некоторые души к утру возвращаются в тела, тогда человек просыпается. А если душа не возвращается, значит, человек умирает во сне1.

 

«Для людей размышляющих», — о Могуществе Аллаха и понимающих, что Тот, Кто способен на такое, может также воскресить мертвых. Однако курайшиты не размышляли об этом («Джалялейн»).

 

Имам аль-Куртуби пишет:

 

«В аяте говорится о величии Его Могущества и о том, что только Он описан божественностью. Всевышний делает что пожелает, оживляет и умерщвляет (по Своему выбору), и только Он может это делать»2.

 

Также Всевышний Аллах говорит:

 

وَهُوَ الَّذِي يَتَوَفَّاكُم بِاللَّيْلِ وَيَعْلَمُ مَا جَرَحْتُم بِالنَّهَارِ ثُمَّ يَبْعَثُكُمْ فِيهِ لِيُقْضَىٰ أَجَلٌ مُّسَمًّى ۖ ثُمَّ إِلَيْهِ مَرْجِعُكُمْ ثُمَّ يُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ ﴿٦٠وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ ۖ وَيُرْسِلُ عَلَيْكُمْ حَفَظَةً حَتَّىٰ إِذَا جَاءَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لَا يُفَرِّطُونَ ﴿٦١

 

«Он — Тот, кто умерщвляет вас ночью (когда вы спите) и знает, что вы делаете днем. Затем Он воскрешает вас днем (когда вы просыпаетесь), чтобы вы прожили установленный срок (жизни каждого человека на земле). Затем (после умерщвления и воскрешения) к Нему ваше возвращение, после этого Он сообщит вам обо всем, что вы делали (в течение жизни). Он — Подчиняющий Своих рабов. Он отправляет к вам хранителей (ангелов). А когда к кому-то из вас приходит смерть, Наши посланцы упокоят (забрав) его (душу), и они (при выполнении своих обязанностей) не допускают упущений (не проявляют небрежность и не опаздывают)»3.

 

1 Ибн Джузай, 3/1290 – 1291.

 

2 Куртуби, 18/288.

 

3 Коран 6:60-61. См. также комментарии к этому аяту.

42

أَمِ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِ اللَّهِ شُفَعَاءَ ۚ قُلْ أَوَلَوْ كَانُوا لَا يَمْلِكُونَ شَيْئًا وَلَا يَعْقِلُونَ

ПЕРЕВОД:

43. Или они взяли себе заступников (перед Аллахом, как они заявляют) помимо Аллаха (то есть своих идолов)? Скажи (им, Мухаммад): «А, может, они (идолы) не способны ни на что (ни на заступничество, ни на что другое) и не понимают (обращенных к ним слов)?

ТАФСИР (Толкование):

Если все так, то зачем вы тогда им поклоняетесь?!

 

«Не понимают»

 

Имам Насафи пишет:

 

«Как они могут заступаться, если они ни на что не способны и вообще не обладают даже возможностью думать?!»1

 

1 С. 1040.

43

قُلْ لِلَّهِ الشَّفَاعَةُ جَمِيعًا ۖ لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۖ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

ПЕРЕВОД:

44. Скажи (им, Мухаммад): «(Только) Аллаху принадлежит право заступничества целиком (и никто не сможет ни за кого заступиться без Его разрешения). Ему принадлежит власть над небесами и землей. И к Нему вы будете возвращены (воскрешены и собраны для суда)».

ТАФСИР (Толкование):

Ибн Касир пишет:

 

«Всевышний Аллах обращается с порицанием к язычникам, которые назначили себе заступников помимо Аллаха — идолов, которых они сами придумали, не имея на то никаких доводов. Эти идолы ни на что не способны, у них нет даже разума, чтобы мыслить, слуха, чтобы слышать (мольбы), и зрения, чтобы видеть. Они подобны неодушевлённым предметам»1.

 

1 6/456.

44

وَإِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَحْدَهُ اشْمَأَزَّتْ قُلُوبُ الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ ۖ وَإِذَا ذُكِرَ الَّذِينَ مِنْ دُونِهِ إِذَا هُمْ يَسْتَبْشِرُونَ

ПЕРЕВОД:

45. Когда поминают одного лишь Аллаха (поклоняются только Ему, а не идолам), сердца тех, кто не верит в вечную жизнь, дрожат (от отвращения). А когда поминают тех, кто ниже Него (то есть идолов), они радуются. 

ТАФСИР (Толкование):

Имам Насафи пишет:

 

«Когда (мусульмане) говорили: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей», — это их (язычников) отталкивало, потому что это означало отрицание их идолов»1.

 

Любого человека, который исповедует разные виды неверия, всегда будут отталкивать слова: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха».

 

1 Насафи, с. 1040.

45

قُلِ اللَّهُمَّ فَاطِرَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ عَالِمَ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ أَنْتَ تَحْكُمُ بَيْنَ عِبَادِكَ فِي مَا كَانُوا فِيهِ يَخْتَلِفُونَ

ПЕРЕВОД:

46. Скажи: «О Аллах, Творец небес и земли, Знающий тайное и явное! Ты рассудишь Своих рабов в том, о чем они спорили (касательно религии)». 

ТАФСИР (Толкование):

Имам Муслим передает от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) этим дуа открывал свой намаз1.

 

Также от Саида ибн Джубейра передается, что если человек прочитает этот аят и попросит у Аллаха что хочет, то он получит то, что просит2.

 

Имам Ахмад3 передает от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) велел ему читать этот аят утром, вечером и перед сном.

 

1 «Сахих» Муслима (№770).

 

2 Куртуби, 18/291.

 

3 «Муснад» Ахмада (1/14).

46

وَلَوْ أَنَّ لِلَّذِينَ ظَلَمُوا مَا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا وَمِثْلَهُ مَعَهُ لَافْتَدَوْا بِهِ مِنْ سُوءِ الْعَذَابِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ۚ وَبَدَا لَهُمْ مِنَ اللَّهِ مَا لَمْ يَكُونُوا يَحْتَسِبُونَ

ПЕРЕВОД:

47. Если у несправедливых было все, что на земле, и еще столько же, то они обязательно попытались бы откупиться этим (всеми этими бесчисленными благами) от страшного наказания в Судный день. Но предстанет перед ними (наказание) от Аллаха (такое), что они даже не предполагали (не могли вообразить)

ТАФСИР (Толкование):

Такова логика грешника: они всегда думают, что все покупается и продается. Но решение Аллаха — это высшая справедливость Творца, поэтому даже если бы они отдали все земное и даже больше, то решение Всевышнего Аллаха не изменилось бы.

 

«Но предстанет перед ними (наказание) от Аллаха (такое), что они даже не предполагали»

 

Суфьян ас-Саури передает, что это касается тех, кто совершает благие поступки напоказ, а не ради Аллаха1.

 

И от Мухаммада ибн аль-Мункадира передается, что перед смертью он был сильно напуган и свой страх объяснил этими словами Всевышнего2.

 

Имам Абу Сууд пишет, что это угроза, страшнее которой просто не бывает3.

 

1 Куртуби, 18/291.

 

2 Куртуби, 18/291-292.

 

3 Абу Сууд, 4/311.

47

وَبَدَا لَهُمْ سَيِّئَاتُ مَا كَسَبُوا وَحَاقَ بِهِمْ مَا كَانُوا بِهِ يَسْتَهْزِئُونَ

ПЕРЕВОД:

48. И предстанут перед ними дурные поступки, которые они совершили (выбрали), и обрушится на них то (наказание), над чем они издевались. 

ТАФСИР (Толкование):

Все атеисты, безбожники и агностики, которые издеваются над религией и пророками, в Судный день обнаружат, что их так называемые шутки превратятся в мучительное наказание.

48

فَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ ضُرٌّ دَعَانَا ثُمَّ إِذَا خَوَّلْنَاهُ نِعْمَةً مِنَّا قَالَ إِنَّمَا أُوتِيتُهُ عَلَىٰ عِلْمٍ ۚ بَلْ هِيَ فِتْنَةٌ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

ПЕРЕВОД:

49. Когда человека касается вред, он обращается (с мольбами) к Нам. А когда Мы даем ему благо от Нас, он говорит: «Поистине, это дано мне благодаря (моему) знанию (умениям и талантам)». Но нет, это — испытание (для человека), однако большая их часть не знает (об этом)

ТАФСИР (Толкование):

Ибн Касир пишет:

 

«Всевышний Аллах сообщает о таком свойстве человека: в период сложностей он обращается к Всевышнему Аллаху, моля Его, но в период благоденствия забывает (об Аллахе) и бунтует»1.

 

Такова природа человека — обращаться к Создателю в трудностях и забывать Его во время процветания.

 

Некоторые ученые говорили, что этот аят был ниспослан про человека по имени Абу Хузейфа ибн аль-Мугира2.

 

«Однако большая их часть не знает»

 

Имам аль-Куртуби пишет:

 

«Не знает, что их имущество дано им для испытания»3.

 

1 6/458.

 

2 Куртуби, 18/292.

 

3 18/293.

49

قَدْ قَالَهَا الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ فَمَا أَغْنَىٰ عَنْهُمْ مَا كَانُوا يَكْسِبُونَ

ПЕРЕВОД:

50. Так уже говорили их предшественники (вроде Каруна), но их не спасло (не защитило от гибели и наказания) то, что они приобрели (их богатство)

ТАФСИР (Толкование):

Человек может обманывать себя в этой жизни бесконечными фантазиями и самовнушением, но в момент смерти вся эта пелена самообмана спадет, и неверующим уже ничего не поможет!

 

И поэтому человек может сам для себя прелюбодеяние называть «отношениями», а многобожие — «свободой вероисповедания», но в Судный день ему эта игра слов не поможет.

 

История Каруна рассказывается в суре «Аль-Касас»1.

 

1 См. комментарии к аятам 76-82.

50

فَأَصَابَهُمْ سَيِّئَاتُ مَا كَسَبُوا ۚ وَالَّذِينَ ظَلَمُوا مِنْ هَٰؤُلَاءِ سَيُصِيبُهُمْ سَيِّئَاتُ مَا كَسَبُوا وَمَا هُمْ بِمُعْجِزِينَ

ПЕРЕВОД:

51. И поразили (последствия) дурных поступков, которые они совершили. Несправедливых среди них (курайшитов) также поразят (последствия) дурных поступков, которые они совершали. Избежать (этого) им не удастся. 

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний Аллах говорит в другом аяте:

 

وَجَزَاءُ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِّثْلُهَا ۖ فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّـهِ ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الظَّالِمِينَ

 

«Воздаяние за зло — подобное же зло. Но кто простит (притеснителя) и исправит (положение дел), того Аллах наградит. Поистине, Он не любит несправедливых»1.

 

 

1 Коран, 42:40.

51

أَوَلَمْ يَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَقْدِرُ ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

ПЕРЕВОД:

52. Разве они не знают, что Аллах увеличивает или уменьшает удел, кому пожелает (для испытания)? Поистине, в этом — знамения для верующих людей. 

ТАФСИР (Толкование):

Имам аль-Куртуби пишет:

 

«В аяте выделяются верующие, потому что только они размышляют над знамениями и получают от этого пользу. Они знают, что богатство тоже может быть испытанием, но бывает и милостью»1.

 

Если человек тратит свое богатство на строительство мечетей, помощь бедным и праведникам, то его богатство — это милость. А если он не платит закят и утопает в запретных удовольствиях, то это признак того, что его богатство — это искушение и испытание.

 

1 Куртуби, 18/293.

52

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَىٰ أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ ۚ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا ۚ إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

ПЕРЕВОД:

53. Скажи (Мухаммад) Моим рабам, которые навредили себе чрезмерностью (своих грехов): «Не теряйте надежду на милость Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, ведь Он — Прощающий (даже неверие тем, кто покаялся в нем до смерти), Милующий (Своих рабов)».

ТАФСИР (Толкование):

Ибн Касир пишет:

 

«Этот аят обращен ко всем грешникам, виновным в неверии или других грехах. В нем призыв покаяться и вернуться к Аллаху. Всевышний Аллах сообщает, что Он прощает все грехи тем, кто покаялся и оставил их, какими бы большими грехи ни были и как много бы их ни было. Но обещание прощения в аяте относится только к тем, кто покаялся, потому что неверие без покаяния не прощается»1.

 

Имам Насафи же пишет:

 

««Не теряйте надежду на милость Аллаха», — то есть на прощение любых грехов, кроме многобожия»2.

 

Имеется в виду, что многобожие прощается только после покаяния, а остальные грехи Аллах может простить, если захочет, даже тому человеку, который не раскаялся в них.

 

Передается, что некие язычники хотели принять Ислам, но боялись, что их язычество и грехи, которые они совершали: убийства, прелюбодеяния и т. д., — не будут прощены им. Тогда был ниспослан этот аят3.

 

Некоторые ученые говорили, что аят ниспослан о мусульманах, которые боялись, что их поклонение не будет принято из-за грехов, которые были совершены в период язычества4.

 

Другие толкователи сказали, что аят ниспослан о Вахши, который убил Хамзу и думал, что принятие Ислама не смоет его грех5.

 

От многих саляфов передается, что это один из аятов, который больше других дает надежду на прощение6.

 

1 Ибн Касир, 6/459.

 

2 Насафи, с. 1042.

 

3 Куртуби, 18/295.

 

4 Там же.

 

5 Аль-Вахиди, Асбаб ан-нузуль, 349-350.

 

6 Куртуби, 18/296.

53

وَأَنِيبُوا إِلَىٰ رَبِّكُمْ وَأَسْلِمُوا لَهُ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَكُمُ الْعَذَابُ ثُمَّ لَا تُنْصَرُونَ

ПЕРЕВОД:

54. Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему (с искренностью) до того, как придет к вам наказание, ведь тогда вам уже не помогут (если до этого вы не покаетесь)

ТАФСИР (Толкование):

Ибн Аббас (да будет Аллах доволен им и его отцом) говорил:

 

«Кто внушает в рабов Аллаха отчаяние после этого (аята) в прощении после покаяния, тот отрицает решение Корана. Но раб не сможет покаяться, пока Аллах не простит его»1.

 

Иными словами, тот факт, что мы каемся в наших грехах, указывает на желание Всевышнего Аллаха простить нас. Иначе Он не внушил бы нам мысль о покаянии.

 

1 Ибн Касир, 6/461.

54

وَاتَّبِعُوا أَحْسَنَ مَا أُنْزِلَ إِلَيْكُمْ مِنْ رَبِّكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَكُمُ الْعَذَابُ بَغْتَةً وَأَنْتُمْ لَا تَشْعُرُونَ

ПЕРЕВОД:

55. Следуйте за лучшим из того, что ниспослано вам вашим Господом (то есть за Кораном) до того, как наказание придет к вам внезапно, когда вы даже не будете чувствовать (его приближения)

ТАФСИР (Толкование):

55

أَنْ تَقُولَ نَفْسٌ يَا حَسْرَتَا عَلَىٰ مَا فَرَّطْتُ فِي جَنْبِ اللَّهِ وَإِنْ كُنْتُ لَمِنَ السَّاخِرِينَ

ПЕРЕВОД:

56. (И спешите) чтобы не пришлось человеку говорить: «Горе мне за то, что я был небрежен в отношении Аллаха! Я просто насмехался (над религией Аллаха и Кораном)

ТАФСИР (Толкование):

«Я был небрежен в отношении Аллаха»

 

Имам Насафи пишет:

 

«Либо в отношении самого Аллаха, либо в подчинении Аллаху, либо в отношении Его Сущности»1.

 

Иными словами, изъян был допущен либо в Единобожии и признании Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) Пророком, либо в подчинении Аллаху и поклонении Ему, либо в этом поклонении не было искренности.

 

«Я просто насмехался»

 

Катада сказал:

 

«Они не остановились на том, что не подчинялись Аллаху, — они начали издеваться над теми, кто подчинялся»2.

 

1 Насафи, с. 1043.

 

2 Насафи, с. 1043.

56

أَوْ تَقُولَ لَوْ أَنَّ اللَّهَ هَدَانِي لَكُنْتُ مِنَ الْمُتَّقِينَ

ПЕРЕВОД:

57. Или чтобы не пришлось ему говорить: «Если бы Аллах наставил меня (на истинный путь), я был бы среди богобоязненных». 

ТАФСИР (Толкование):

Шейх Абу Мансур Матуриди говорил:

 

«Этот неверующий больше знает об Аллахе, чем мутазилит»1.

 

Имеется в виду, что этот неверующий признает, что наставление на истинный путь (хидая) бывает только от Аллаха, а мутазилиты считали, что сам человек решает, какой путь выбрать: веры или неверия.

 

1 Насафи, с. 1043-1044.

57

أَوْ تَقُولَ حِينَ تَرَى الْعَذَابَ لَوْ أَنَّ لِي كَرَّةً فَأَكُونَ مِنَ الْمُحْسِنِينَ

ПЕРЕВОД:

58. Или чтобы не пришлось ему говорить, когда он увидит (своими глазами) наказание: «Если бы я мог еще раз вернуться (в земную жизнь), я был бы среди добродетельных (верующих)». 

ТАФСИР (Толкование):

Это состояние наркомана или человека с алкогольной зависимостью, который при смертельном приступе говорит себе, что если выживет, то исправится и избавится от своей зависимости. Но, когда опасность уходит, такие люди возвращаются к своему греху.

58

بَلَىٰ قَدْ جَاءَتْكَ آيَاتِي فَكَذَّبْتَ بِهَا وَاسْتَكْبَرْتَ وَكُنْتَ مِنَ الْكَافِرِينَ

ПЕРЕВОД:

59. (И от Аллаха им будет дан следующий ответ:) Нет! К тебе приходили Мои знамения (Коран и пророки), но ты отверг их, проявил высокомерие (к истине) и был среди неверующих. 

ТАФСИР (Толкование):

Человек говорит: «Если бы Аллах наставил меня (на истинный путь)…» А Всевышний отвечает ему, что у него были причины наставления — Коран и призыв Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) — но неверующий отверг их.

 

Все знамения и доказательства были у них перед глазами, была возможность совершить выбор в пользу истины и последовать за пророками, но они этого не сделали. Они предпочли высокомерно насмехаться над пророками и их последователями.

59

وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ تَرَى الَّذِينَ كَذَبُوا عَلَى اللَّهِ وُجُوهُهُمْ مُسْوَدَّةٌ ۚ أَلَيْسَ فِي جَهَنَّمَ مَثْوًى لِلْمُتَكَبِّرِينَ

ПЕРЕВОД:

60. В Судный день ты увидишь, что лица у тех, кто лгал про Аллаха (придавая Ему сына или сотоварища), будут черными. Разве не в Ад попадут высокомерные (отвергнувшие истину)

ТАФСИР (Толкование):

«Кто лгал про Аллаха»

 

Имам Насафи пишет:

 

«Кто описывал Его качествами, не подобающими Его величию, кто приписывал Ему равных, сына или отрицал Его атрибуты»1.

 

В наше время настоящих атеистов немного. Большинство неверующих — это агностики, которые полагают, что у мира может и есть Создатель, но Его невозможно познать. Отсюда вытекает отрицание Воли Всевышнего Аллаха, Его Речи, священных Писаний и пророков. Да защитит нас Господь от ложных убеждений!

 

«Разве не в Ад попадут высокомерные?»

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил:

 

«Высокомерие – это ненависть к истине и презрение к людям»2.

 

1 С. 1044.

 

2 «Сахих» Муслима (№91).

60

126 693
3
29 января, 20
Поделиться сурой
Аз–Зумар:
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ

Комментарии: 3

Правила форума
AbdAllah Sherzod
AbdAllah Sherzod
0
Ассаляму алейкум ва рохматуллахи ва барокатуху. В тафсире 38-айата: "Это один (ИЗ - пропущено) самых..."
30 мая, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Уа алейкум ассалям. Исправили
30 мая, 20
Amin M
Amin M
0
Дисклеймер: я не корректор и не редактор, просто старался внимательно читать. В моих сообщениях будут и вопросы, и возможные ошибки (а может я часто сам ошибаюсь), но среди этого встречаются и 100% опечатки или ошибки, поэтому стоит всё рассмотреть.

Я начал собирать их 2.5 года назад, когда печатный тафсир готовить собирались и высылал в Даруль-Фикр (или это ваш контакт был, возможно). Там сказали, что слать можно всё (даже мелочи и даже то, где сам сомневаюсь), плюс сказали, что на сайте тоже могут править ошибки - поэтому если чего-то уже нет, то возможно это действительно поправили; но как будто в целом многое все еще актуально. И все это делал на телефоне, поэтому извиняюсь за ошибке в своем тексте.

39 сура


1. В 2:116 "Одному" с заглавной буквы, в других местах со строчной - не надо исправить или проверить по всему тексту?


2. В 5-ом аяте вопрос по заглавным буквам для "солнце и луну", "концу света".


3. В тафсире 5-ого аята для "(«с истиной»)" нужно жирное выделение у символа скобок?


4. В тафсире 5-ого аята пункты списка не нужно начинать с заглавной буквы, если после цифр стоит точка (я как-то присылал правила по спискам, но уже не помню требования в этом случае)?


5. В 6-ом аяте салават Адаму, мир ему, в скобках, но так обычно в тексте аята не делают (но изредка бывает).


6. В 8-ом аяте "Того, к кому" -> "Того, к Кому"


7. В 8-ом аяте написано "Скажи", не нужно в скобках указать "Скажи (Мухаммад)", если там такой контекст? Или к кому это обращение?

И в 9-ом аяте. И в 11-ом. И в 13-ом. И в 14-ом. И в 15-ом.


8. В 10-ом аяте в скобках случайно "Мои слова" не надт писать как "Мои Слова"?


9. В тафсире 13-ого аята вопрос к "Там же" (в первых сурах так не делали для единственной сноски).


10. В 15-ом аяте не нужен тафсир к словам "потеряет себя и свои семьи в Судный день воскрешения."?


11. В 15-ом аяте так: " Поклоняйтесь чему хотите, помимо Аллаха (и вы непременно будете наказаны за это)»."

Тут не нужно в кавычках восклицание?

Не нужно спереди или в конце добавить что-то, чтобы еще более явно было понятно, что тут не дозволение, а как бы упрек и осуждение.


12. В 19-ом аяте восклицания нет ("?!")?


13. В 23-ем аяте так: "От него дрожат".

Обратите внимание, что там речь были слова "речь" и "Книгу", а " Коран" лишь в скобках.

Там точно "него", а не "неë"? Или, вдруг (вряд ли), речь про Аллаха, тогда заглавная буква нужна.


14. В 29-ом аяте так: "Хвала Аллаху (который приводит ясные и бесспорные доводы), но"

Текст в скобках надо сделать без жирного выделения, а "Который" с заглавной буквы написать.


15. В 33-ем аяте в скобках "Пророк Мухаммад" (да благословит его Аллах и приветствует) с заглавной буквы.

В поиске по всему тексту, всем сурам видно, что иногда и с маленькой буквы писали. Например, в 2:131 или его тафсире.

16. В 35-ом аяте строка начинается с пробела, т.е. " 35." - пробел перед тройкой. И в 36, 37, 38, 39.

Можно весь текст проверить и на такой лишний пробел.


17. В тафсире 36-ого аята первая сноска вида "«Тафсир» Насафи (с. 1038)."

Это новое оформление, в тафсире 33-его, например, так: "Насафи, с. 1038."


18. В тафсире 38-ого аята кавычки открыли два раза, а закрыли один раз:

«Сначала ... этого: «Если Аллах ... от этого вреда?»


19. В 38-ом аяте "Его милость", слово "милость" иногда в этом контексте пишут с заглавной, иногда со строчной.


20. В тафсире 38-ого ачта цитируются аяты.

Начать эту цитату было правильнее с контекста, потому что сейчас так:

"Также Всевышний Аллах говорит:

«Мы можем сказать (о тебе) только то, что один из наших богов причинил тебе зло (свел тебя с ума)». (В ответ на это) Худ сказал ..."

Перед "Мы" стоит добавить как-то, что это речь язычников.

И [1] на конце цитирования жирным выделено.


21. В 39-ом аяте, похоже, пропустили точку после скобок:

"буду делать (свое дело призыва к единобожию) Скоро вы узнаете"


22. В тафсире 40-ого аята "(«Джалялейн»)" в тексте, а не сноской.


23. В 41-ом аяте перед номер лишний пробел: " 41."


❗❗❗ 24. В тафсире 38-ого аята цитируется Коран, 11:54-56.

В цитате так: "Так что можете все вместе замышлять (против меня) зло и тяните время (попробуйте немедленно разделаться со мной)." Тут смущает "тяните" - не нужно "тянуть"?


А в 11:55, если открыть, вообще так: "Так что можете все вместе замышлять (против меня) зло и не даваи‌те мне отсрочки [попробуи‌те немедленно разделаться со мнои‌]". Т.е. перевод смыслов отличается, к квадратным кавычкам вопрос.

Дальше не сверял.


25. В 41-ом аяте жирное выделение у скобки не нужно:

не хранитель (не


26. В тафсире 41-ого аята в словах "от ложных идей и религии, которые" не надо написать "религий"?


27. В тафсире 41-ого аята сноски надо переделать (17-ое замечание): "Насафи, с. 1039".

И тут самое место для "Там же" во второй сноске.

39 сура


28. В тафсире 42-ого аята (и, возможно, в 6:60-61) дважды написано "Он — Тот, кто", но надо "Тот, Кто" (потому что даже тут же есть и написание с заглавной буквой).


29. В тафсире 42-ого укадание на "(«Джалялейн»)" в тексте, а не сноской.


30. В тафсире 42-ого аята в словах "Всевышний делает что пожелает" перед "что" не нужна запятая?


31. В тафсире 42-ого аята [3] выделено жирным.


32. В тафсире 42-ого аята такая сноска: "Коран 6:60-61. См. также комментарии к этому аяту."

Так как указано два аята (60, 61), то надо писать "к этим аятам".


33. В тафсире 42-ого аята в первой сноски так: "3/1290 – 1291."

Тут лишние пробелы в номерах страниц, надо "3/1290–1291."


34. В 43-ем аяте так: "Или они взяли себе заступников (перед Аллахом, как они заявляют) помимо Аллаха (то есть своих идолов)?"

Если со скобками читать вместе, то получается примерно так: "... взяли себе заступников перед Аллахом помимо Аллаха"

Не странно?


35. В 43-ем аяте в словах "не способны ни на что (ни на заступничество, ни на что другое)" не нужно вместо "что" сделать "что-то"?


36. В 43-ем аяте в конце надо закрыть кавычки, потому что следующий аят не входит в эту речь, там снова "Скажи".


37. В тафсире 43-его аята в первой сноске только номер страницы, без названия книги/автора. Обычно писали как "Насафи, с. 1040". Даже в 45-ом аяте правильная сноска, не как эта.

Через поиск по всему тексту можно поискать еще такие сноски, где просто номер страницы (например, искать [1] С. , [2] С. и т.д.).


38. В тафсире 44-ого аята тоже сноска без автора/книги и тут даже без буквы "С."

Поэтому по всему тексту еще можно поискать и в формате "[1] 1", "[1] 2" и т.д. (или даже регулярными выражениями).


39. В тафсире 44-ого аята написано "Они подобны неодушевлённым предметам".

Не правильнее сказать (либо объяснить), что они " являются неодушевленными предметами"? Иначе "подобны" звучит как частичное сходство, т.е. у них (у идолов) что-то есть и от одушевленных предметов?


40. В тафсире 45-ого аята нужно двоеточие?

"будут отталкивать слова: «Нет никого"


41. В тафсире 46-ого аята первый абзац не надо пояснить? "Открывал" - это читал после вступительного такбира вместо "субханакя ..."? Почему тогда мы так не делаем?


42. В 47-ом аяте нужно добавить " бы" в часть "Если у несправедливых было все".

Т.е. сделать надо "было бы" или "Если бы".


43. В 49-ом аяте в последнем предложение нет восклицания (из-за "Но нет" кажется, что оно может быть там)?


44. В 49-ом аяте в первой и третьей сноске не указан автор/книга.

Особенно странно, что во второй есть, а в третьей для этого же автора нет.


45. В тафсире 50-ого аята в сноске для удобства не нужно указать и номер суры?


46. В 51-ом аяте начало идет с "И", там не надо писать "Их"?

Либо "И их", потому что сейчас не очень связно.


47. В тафсире 51-ого аята [1] с жирным выделением.

И я не совсем понял, как приведенный аят связан с текущим? Точно на своем месте тафсир?


48. В тафсире 53-его аята после имен сподвижников не нужно писать " да будет доволен им Аллах"?

"о Вахши, который убил Хамзу"


49. В тафсире 56-ого аята во второй сноске самое место для "Там же".


50. В тафсире 58-ого аята не лишняя запятая перед "когда"?

"Но, когда опасность уходит, такие"


51. В тафсире 60-ого аята в первой сноске не хватает "Насафи".


52. В тафсире 60-ого аята вопрос к строчным/заглавным буквам во фразе "священных Писаний" (по всему тексту разное написание бывает, но такое чаще).


53. В тафсире 62-ого аята надо поправить первую сноску (нет автора).


54. В 63-ем аяте нужно проверить "А не верящие" - не надо слитно писать "неверящие"?


55. В 65-ом аяте вопрос к "в откровении" в скобках, не надо ли "в Откровении"?


56. В тафсире 65-ого аята не лишняя запятая перед "лишь"?

"Но дела будут аннулированы, лишь если человек умрет неверующим"


57. В тафсире к 65-ому аяту у [2] жирное выделение.


58. В тафсире 65-ого аята в первом абзаце дважды салрват, а во втором абзаце в словах "Пророк Мухаммад — лучшее творение" салавата нет.


39 сура


59. В 67-ом аяте в скобках не надо объяснить "они"? Так чтобы сначала не думали, что они - это упомянутые в 65-ом аяте.


60. В тафсире 69-ого аята слово " предстояния" всем читателям будет понятно?


61. В тафсире 69-ого аята во второй сноске самое место для "Там же".

И на "(«Джалялейн»)" тут указание в тексте.


62. В 71-ом, 72-ом, 73-ем аятах "ворота" верно использовано? Не "врата" надо?


63. В тафсире 74-ого и 75-ого аятов [1] жирным выделено.


64. В тафсире 75-ого аята цитируется аят 10:10, в котором есть слова "И последними их (обитателей Рая) словами будут".

Тут никто не подумает, что значит "последними"? Они не будут разговаривать в раю или что? Это, возможно, надо пояснить в 10:10?


65. В конце "по милости", но в предыдущей суре "по Милости" в конце - я писал о различном написании по всему тексту.
23 августа, 25
Аз–Зумар
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Сура Аз–Зумар
  • Мекканская сура
  • 75 аятов
  • 23, 24 джуз
  • в порядке ниспосылания - 59
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Мекканская сура. В ней 75 аятов.

НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Алматы Астана Атырау Ақтау Ақтөбе Балқаш Екібастұз Жезқазған Көкшетау Орал Павлодар Петропавл Рудный Сарыағаш Семей Степногорск Сәтпаев Талдықорған Тараз Теміртау Түркістан Шымкент Қарағанды Қостанай Қызылорда Өскемен
Алматы Баткен Бишкек Жалал-Абад Кара-кол Нарын Ош Талас
Алматы Альметьевск Болгар Бугульма Елабуга Заинск Казань Лениногорск Набережные Челны Нижнекамск Чистополь
Алматы
Logo Logo active Azan.ru
04:16 Фаджр
Фаджр: 04:16 - 05:32
До Восхода: 0 ч. 24 мин.
РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Необходимо указать E-mail.
Необходимо указать пароль.
Необходимо указать имя.
Необходимо указать фамилию.
Необходимо указать пол.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
ЗАПРОС НА СБРОС ПАРОЛЯ
Необходимо указать E-mail.
ОТПРАВИТЬ
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по активации учетной записи.
Перейти к сайту
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по восстановлению пароля.
Перейти к сайту
СБРОС ПАРОЛЯ