Сура «Аз–Зумар»
ПЕРЕВОД:
41. Мы ниспослали тебе (Мухаммад) Писание для людей — (ниспослали его) с истиной. Кто принял наставление, тот (сделал это) ради себя самого (для своего блага). А кто заблудился, тот навредил самому себе. Ты (Мухаммад) им не хранитель (не можешь заставить их уверовать).
ТАФСИР (Толкование):
«Для людей»
Имам Насафи пишет:
«То есть ради людей, потому что они нуждались в этом»1.
«Ради себя самого»
Имам Насафи пишет:
«Кто выбрал истинный путь, тот помог самому себе»2.
Иными словами, человек, защищая себя от ложных идей и религии, которые искажают моральное состояние личности и общества, этим помогает самому себе в этом мире. И за это он будет вознагражден в вечности.
41
ПЕРЕВОД:
42. Аллах забирает души в момент их смерти. А ту (душу), которая еще не умирает, Он забирает на время сна. Он удерживает ту (душу), которой предопределил смерть, а прочие отпускает до определенного срока. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих.
ТАФСИР (Толкование):
В момент смерти человека Господь отделяет его душу от тела и забирает душу. Сон же называют «малой смертью», потому что во сне человек подобен мертвому. Всевышний поэтому говорит: «Он — Тот, кто умерщвляет вас ночью…» (см. далее). Некоторые души к утру возвращаются в тела, тогда человек просыпается. А если душа не возвращается, значит, человек умирает во сне1.
«Для людей размышляющих», — о Могуществе Аллаха и понимающих, что Тот, Кто способен на такое, может также воскресить мертвых. Однако курайшиты не размышляли об этом («Джалялейн»).
Имам аль-Куртуби пишет:
«В аяте говорится о величии Его Могущества и о том, что только Он описан божественностью. Всевышний делает что пожелает, оживляет и умерщвляет (по Своему выбору), и только Он может это делать»2.
Также Всевышний Аллах говорит:
وَهُوَ الَّذِي يَتَوَفَّاكُم بِاللَّيْلِ وَيَعْلَمُ مَا جَرَحْتُم بِالنَّهَارِ ثُمَّ يَبْعَثُكُمْ فِيهِ لِيُقْضَىٰ أَجَلٌ مُّسَمًّى ۖ ثُمَّ إِلَيْهِ مَرْجِعُكُمْ ثُمَّ يُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ ﴿٦٠﴾ وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ ۖ وَيُرْسِلُ عَلَيْكُمْ حَفَظَةً حَتَّىٰ إِذَا جَاءَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لَا يُفَرِّطُونَ ﴿٦١﴾
«Он — Тот, кто умерщвляет вас ночью (когда вы спите) и знает, что вы делаете днем. Затем Он воскрешает вас днем (когда вы просыпаетесь), чтобы вы прожили установленный срок (жизни каждого человека на земле). Затем (после умерщвления и воскрешения) к Нему ваше возвращение, после этого Он сообщит вам обо всем, что вы делали (в течение жизни). Он — Подчиняющий Своих рабов. Он отправляет к вам хранителей (ангелов). А когда к кому-то из вас приходит смерть, Наши посланцы упокоят (забрав) его (душу), и они (при выполнении своих обязанностей) не допускают упущений (не проявляют небрежность и не опаздывают)»3.
42
ПЕРЕВОД:
43. Или они взяли себе заступников (перед Аллахом, как они заявляют) помимо Аллаха (то есть своих идолов)? Скажи (им, Мухаммад): «А, может, они (идолы) не способны ни на что (ни на заступничество, ни на что другое) и не понимают (обращенных к ним слов)?
ТАФСИР (Толкование):
Если все так, то зачем вы тогда им поклоняетесь?!
«Не понимают»
Имам Насафи пишет:
«Как они могут заступаться, если они ни на что не способны и вообще не обладают даже возможностью думать?!»1
1 С. 1040.
43
ПЕРЕВОД:
44. Скажи (им, Мухаммад): «(Только) Аллаху принадлежит право заступничества целиком (и никто не сможет ни за кого заступиться без Его разрешения). Ему принадлежит власть над небесами и землей. И к Нему вы будете возвращены (воскрешены и собраны для суда)».
ТАФСИР (Толкование):
Ибн Касир пишет:
«Всевышний Аллах обращается с порицанием к язычникам, которые назначили себе заступников помимо Аллаха — идолов, которых они сами придумали, не имея на то никаких доводов. Эти идолы ни на что не способны, у них нет даже разума, чтобы мыслить, слуха, чтобы слышать (мольбы), и зрения, чтобы видеть. Они подобны неодушевлённым предметам»1.
1 6/456.
44
ПЕРЕВОД:
45. Когда поминают одного лишь Аллаха (поклоняются только Ему, а не идолам), сердца тех, кто не верит в вечную жизнь, дрожат (от отвращения). А когда поминают тех, кто ниже Него (то есть идолов), они радуются.
ТАФСИР (Толкование):
Имам Насафи пишет:
«Когда (мусульмане) говорили: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей», — это их (язычников) отталкивало, потому что это означало отрицание их идолов»1.
Любого человека, который исповедует разные виды неверия, всегда будут отталкивать слова: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха».
1 Насафи, с. 1040.
45
ПЕРЕВОД:
46. Скажи: «О Аллах, Творец небес и земли, Знающий тайное и явное! Ты рассудишь Своих рабов в том, о чем они спорили (касательно религии)».
ТАФСИР (Толкование):
Имам Муслим передает от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) этим дуа открывал свой намаз1.
Также от Саида ибн Джубейра передается, что если человек прочитает этот аят и попросит у Аллаха что хочет, то он получит то, что просит2.
Имам Ахмад3 передает от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) велел ему читать этот аят утром, вечером и перед сном.
46
ПЕРЕВОД:
47. Если у несправедливых было все, что на земле, и еще столько же, то они обязательно попытались бы откупиться этим (всеми этими бесчисленными благами) от страшного наказания в Судный день. Но предстанет перед ними (наказание) от Аллаха (такое), что они даже не предполагали (не могли вообразить).
ТАФСИР (Толкование):
Такова логика грешника: они всегда думают, что все покупается и продается. Но решение Аллаха — это высшая справедливость Творца, поэтому даже если бы они отдали все земное и даже больше, то решение Всевышнего Аллаха не изменилось бы.
«Но предстанет перед ними (наказание) от Аллаха (такое), что они даже не предполагали»
Суфьян ас-Саури передает, что это касается тех, кто совершает благие поступки напоказ, а не ради Аллаха1.
И от Мухаммада ибн аль-Мункадира передается, что перед смертью он был сильно напуган и свой страх объяснил этими словами Всевышнего2.
Имам Абу Сууд пишет, что это угроза, страшнее которой просто не бывает3.
47
ПЕРЕВОД:
48. И предстанут перед ними дурные поступки, которые они совершили (выбрали), и обрушится на них то (наказание), над чем они издевались.
ТАФСИР (Толкование):
Все атеисты, безбожники и агностики, которые издеваются над религией и пророками, в Судный день обнаружат, что их так называемые шутки превратятся в мучительное наказание.
48
ПЕРЕВОД:
49. Когда человека касается вред, он обращается (с мольбами) к Нам. А когда Мы даем ему благо от Нас, он говорит: «Поистине, это дано мне благодаря (моему) знанию (умениям и талантам)». Но нет, это — испытание (для человека), однако большая их часть не знает (об этом).
ТАФСИР (Толкование):
Ибн Касир пишет:
«Всевышний Аллах сообщает о таком свойстве человека: в период сложностей он обращается к Всевышнему Аллаху, моля Его, но в период благоденствия забывает (об Аллахе) и бунтует»1.
Такова природа человека — обращаться к Создателю в трудностях и забывать Его во время процветания.
Некоторые ученые говорили, что этот аят был ниспослан про человека по имени Абу Хузейфа ибн аль-Мугира2.
«Однако большая их часть не знает»
Имам аль-Куртуби пишет:
«Не знает, что их имущество дано им для испытания»3.
49
ПЕРЕВОД:
50. Так уже говорили их предшественники (вроде Каруна), но их не спасло (не защитило от гибели и наказания) то, что они приобрели (их богатство).
ТАФСИР (Толкование):
Человек может обманывать себя в этой жизни бесконечными фантазиями и самовнушением, но в момент смерти вся эта пелена самообмана спадет, и неверующим уже ничего не поможет!
И поэтому человек может сам для себя прелюбодеяние называть «отношениями», а многобожие — «свободой вероисповедания», но в Судный день ему эта игра слов не поможет.
История Каруна рассказывается в суре «Аль-Касас»1.
1 См. комментарии к аятам 76-82.
50
ПЕРЕВОД:
51. И поразили (последствия) дурных поступков, которые они совершили. Несправедливых среди них (курайшитов) также поразят (последствия) дурных поступков, которые они совершали. Избежать (этого) им не удастся.
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах говорит в другом аяте:
وَجَزَاءُ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِّثْلُهَا ۖ فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّـهِ ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الظَّالِمِينَ
«Воздаяние за зло — подобное же зло. Но кто простит (притеснителя) и исправит (положение дел), того Аллах наградит. Поистине, Он не любит несправедливых»1.
1 Коран, 42:40.
51
ПЕРЕВОД:
52. Разве они не знают, что Аллах увеличивает или уменьшает удел, кому пожелает (для испытания)? Поистине, в этом — знамения для верующих людей.
ТАФСИР (Толкование):
Имам аль-Куртуби пишет:
«В аяте выделяются верующие, потому что только они размышляют над знамениями и получают от этого пользу. Они знают, что богатство тоже может быть испытанием, но бывает и милостью»1.
Если человек тратит свое богатство на строительство мечетей, помощь бедным и праведникам, то его богатство — это милость. А если он не платит закят и утопает в запретных удовольствиях, то это признак того, что его богатство — это искушение и испытание.
1 Куртуби, 18/293.
52
ПЕРЕВОД:
53. Скажи (Мухаммад) Моим рабам, которые навредили себе чрезмерностью (своих грехов): «Не теряйте надежду на милость Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, ведь Он — Прощающий (даже неверие тем, кто покаялся в нем до смерти), Милующий (Своих рабов)».
ТАФСИР (Толкование):
Ибн Касир пишет:
«Этот аят обращен ко всем грешникам, виновным в неверии или других грехах. В нем призыв покаяться и вернуться к Аллаху. Всевышний Аллах сообщает, что Он прощает все грехи тем, кто покаялся и оставил их, какими бы большими грехи ни были и как много бы их ни было. Но обещание прощения в аяте относится только к тем, кто покаялся, потому что неверие без покаяния не прощается»1.
Имам Насафи же пишет:
««Не теряйте надежду на милость Аллаха», — то есть на прощение любых грехов, кроме многобожия»2.
Имеется в виду, что многобожие прощается только после покаяния, а остальные грехи Аллах может простить, если захочет, даже тому человеку, который не раскаялся в них.
Передается, что некие язычники хотели принять Ислам, но боялись, что их язычество и грехи, которые они совершали: убийства, прелюбодеяния и т. д., — не будут прощены им. Тогда был ниспослан этот аят3.
Некоторые ученые говорили, что аят ниспослан о мусульманах, которые боялись, что их поклонение не будет принято из-за грехов, которые были совершены в период язычества4.
Другие толкователи сказали, что аят ниспослан о Вахши, который убил Хамзу и думал, что принятие Ислама не смоет его грех5.
От многих саляфов передается, что это один из аятов, который больше других дает надежду на прощение6.
53
ПЕРЕВОД:
54. Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему (с искренностью) до того, как придет к вам наказание, ведь тогда вам уже не помогут (если до этого вы не покаетесь).
ТАФСИР (Толкование):
Ибн Аббас (да будет Аллах доволен им и его отцом) говорил:
«Кто внушает в рабов Аллаха отчаяние после этого (аята) в прощении после покаяния, тот отрицает решение Корана. Но раб не сможет покаяться, пока Аллах не простит его»1.
Иными словами, тот факт, что мы каемся в наших грехах, указывает на желание Всевышнего Аллаха простить нас. Иначе Он не внушил бы нам мысль о покаянии.
1 Ибн Касир, 6/461.
54
ПЕРЕВОД:
55. Следуйте за лучшим из того, что ниспослано вам вашим Господом (то есть за Кораном) до того, как наказание придет к вам внезапно, когда вы даже не будете чувствовать (его приближения).
ТАФСИР (Толкование):
55
ПЕРЕВОД:
56. (И спешите) чтобы не пришлось человеку говорить: «Горе мне за то, что я был небрежен в отношении Аллаха! Я просто насмехался (над религией Аллаха и Кораном)!»
ТАФСИР (Толкование):
«Я был небрежен в отношении Аллаха»
Имам Насафи пишет:
«Либо в отношении самого Аллаха, либо в подчинении Аллаху, либо в отношении Его Сущности»1.
Иными словами, изъян был допущен либо в Единобожии и признании Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) Пророком, либо в подчинении Аллаху и поклонении Ему, либо в этом поклонении не было искренности.
«Я просто насмехался»
Катада сказал:
«Они не остановились на том, что не подчинялись Аллаху, — они начали издеваться над теми, кто подчинялся»2.
56
ПЕРЕВОД:
57. Или чтобы не пришлось ему говорить: «Если бы Аллах наставил меня (на истинный путь), я был бы среди богобоязненных».
ТАФСИР (Толкование):
Шейх Абу Мансур Матуриди говорил:
«Этот неверующий больше знает об Аллахе, чем мутазилит»1.
Имеется в виду, что этот неверующий признает, что наставление на истинный путь (хидая) бывает только от Аллаха, а мутазилиты считали, что сам человек решает, какой путь выбрать: веры или неверия.
1 Насафи, с. 1043-1044.
57
ПЕРЕВОД:
58. Или чтобы не пришлось ему говорить, когда он увидит (своими глазами) наказание: «Если бы я мог еще раз вернуться (в земную жизнь), я был бы среди добродетельных (верующих)».
ТАФСИР (Толкование):
Это состояние наркомана или человека с алкогольной зависимостью, который при смертельном приступе говорит себе, что если выживет, то исправится и избавится от своей зависимости. Но, когда опасность уходит, такие люди возвращаются к своему греху.
58
ПЕРЕВОД:
59. (И от Аллаха им будет дан следующий ответ:) Нет! К тебе приходили Мои знамения (Коран и пророки), но ты отверг их, проявил высокомерие (к истине) и был среди неверующих.
ТАФСИР (Толкование):
Человек говорит: «Если бы Аллах наставил меня (на истинный путь)…» А Всевышний отвечает ему, что у него были причины наставления — Коран и призыв Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) — но неверующий отверг их.
Все знамения и доказательства были у них перед глазами, была возможность совершить выбор в пользу истины и последовать за пророками, но они этого не сделали. Они предпочли высокомерно насмехаться над пророками и их последователями.
59
ПЕРЕВОД:
60. В Судный день ты увидишь, что лица у тех, кто лгал про Аллаха (придавая Ему сына или сотоварища), будут черными. Разве не в Ад попадут высокомерные (отвергнувшие истину)?
ТАФСИР (Толкование):
«Кто лгал про Аллаха»
Имам Насафи пишет:
«Кто описывал Его качествами, не подобающими Его величию, кто приписывал Ему равных, сына или отрицал Его атрибуты»1.
В наше время настоящих атеистов немного. Большинство неверующих — это агностики, которые полагают, что у мира может и есть Создатель, но Его невозможно познать. Отсюда вытекает отрицание Воли Всевышнего Аллаха, Его Речи, священных Писаний и пророков. Да защитит нас Господь от ложных убеждений!
«Разве не в Ад попадут высокомерные?»
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил:
«Высокомерие – это ненависть к истине и презрение к людям»2.
60
- Мекканская сура
- 75 аятов
- 23, 24 джуз
- в порядке ниспосылания - 59
Мекканская сура. В ней 75 аятов.
Комментарии: 2
Правила форума