- Мекканская сура
- 40 аятов
- 30 джуз
- в порядке ниспосылания - 80
Сура «Ан-Наба»
Сура "Ан - Наба" ("Известие") - мекканская сура. В ней содержится важная весть о Судном дне, воскрешении и вечной жизни, которая лежит в основе веры мусульман в эти аспекты нашей религии. Также в суре приводятся неопровержимые доказательства Могущества Всевышнего Аллаха, Который сотворил этот мир во всем его потрясающем и гармоничном разнообразии. В ней 40 аятов.
ПЕРЕВОД:
О чем они спрашивают друг друга?
ТАФСИР (Толкование):
Мекканские язычники не верили во все, что касается загробной жизни. Они отрицали воскрешение. Собираясь, они расспрашивали друг друга об этом, смеялись и издевались над верующими.
1
ПЕРЕВОД:
относительно которой они расходятся во мнениях.
ТАФСИР (Толкование):
Они расспрашивали друг друга о важнейшем известии — известии о том, что воскрешение — истина. Между ними возникали разногласия относительно веры в воскрешение: одни отрицали его категорически, другие же сомневались в его истинности, не зная, поверить в него или же примкнуть к первой группе[1].
Слово «النَّبَإِ» («наба») означает «новость, известие», но не каждая новость — это «наба». Это слово означает «новость исключительной важности о великом событии», что, безусловно, относится к вести о Судном дне[2].
3
ПЕРЕВОД:
Но нет же, они узнают!
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах говорит, что никогда и ни за что эти люди не узнают истину путем споров и дискуссий. Но они непременно осознают истинность всех аспектов жизни после смерти, когда столкнутся с ней и увидят все своими глазами. И тогда все сомнения уйдут, и истина станет явной для всех.
4
ПЕРЕВОД:
Еще раз нет, они узнают!
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах еще раз повторил это предложение для усиления смысла. Они непременно осознают истинность воскрешения и вечной жизни, когда предстанут перед Господом в Судный день и получат вечное наказание и бесконечные муки за свое неверие в то, о чем им сообщил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).
Затем Аллах говорит о проявлениях Своего абсолютного Могущества. В этих аятах заключены доводы против язычников: Всевышний Господь тем самым говорит им, что Он, сотворивший мир такой многообразной сложности, гармонии и великолепия, безусловно, способен разрушить его и создать заново. И в частности, Он — создавший человека — способен после смерти заново воссоздать его. Аллах говорит:
5
ПЕРЕВОД:
Разве Мы не сделали землю ложем?
ТАФСИР (Толкование):
Разве Всевышний не сотворил землю, подобную ложу, удобному и просторному, на которой удерживается все сущее, и каждое творение занимает предназначенное ему место, живет, получает пропитание и остальные блага от Аллаха?!
6
ПЕРЕВОД:
А горы — кольями?
ТАФСИР (Толкование):
А горы Всевышний создал подобными кольям или столбам, глубоко вкопанным в землю. И земля крепко стоит, опираясь на них, подобно тому, как дом опирается на сваи. Действительно, современная геология подтверждает, что горы подобны сваям, имеют корни, которые уходят глубоко в недра земли. Так горы играют важную роль в стабилизации земной коры[1].
[1] Морис Бюкай, «Библия, Коран и наука», с. 139. http://awab.info/library/biblija-koran-nauka.pdf
7
ПЕРЕВОД:
Мы сотворили вас парами.
ТАФСИР (Толкование):
Таким образом, чтобы люди и другие живые существа могли размножаться и жизнь на планете Земля не прекращалась бы.
8
ПЕРЕВОД:
А ваш сон Мы сделали покоем.
ТАФСИР (Толкование):
Слово «سُبَات» образовано от «сабт», что означает «отрезать». Сон отрезает заботы и неприятности, что дает человеку возможность отдохнуть, и такой отдых не достижим никаким другим способом. Поэтому ученые толкуют «субат» как «отдых, покой»[1].
Сон — это великая милость от Аллаха. Часто мы забываем об этом. Но страдающие бессонницей могут напомнить нам, каково это — жить без сна, не мочь уснуть без снотворного, не испытывать по утрам прилива сил и бодрости, словно воскресая после «маленькой смерти» — живительного сна.
[1] Маʼариф аль-Куран, 8/683.
9
ПЕРЕВОД:
И сделали ночь одеянием.
ТАФСИР (Толкование):
Аллах сделал ночь подобной одеянию или покрывалу, тьмой окутывающему все вокруг.
Ибн Джузай аль-Кальби пишет:
«Аллах уподобил ночь одеянию, поскольку ночь укрывает человека так же, как надетая на него одежда укрывает его тело от взглядов»[1].
[1] Ибн Джузай, 2/528.
10
ПЕРЕВОД:
И Мы сделали день жизнью.
ТАФСИР (Толкование):
То есть средством добывания жизненных благ. Если ночь — это время отдыха, то день — время работы.
Ибн Касир пишет:
«Аллах сделал день светлым временем, пригодным для того, чтобы люди распоряжались им, ходили по своим делам, удовлетворяли свои потребности путем торговли и других занятий»[1].
[1] Ибн Касир, Каир, 4/557.
11
ПЕРЕВОД:
И Мы построили над вами семь твердынь.
ТАФСИР (Толкование):
Аллах воздвиг над людьми семь небес, удивительных и непостижимых.
12
ПЕРЕВОД:
И Мы сотворили пылающий светильник.
ТАФСИР (Толкование):
А в небесах Аллах создал солнце, излучающее свет и тепло, необходимые всему живому на земле.
13
ПЕРЕВОД:
И Мы низвели из туч обильно льющуюся воду,
ТАФСИР (Толкование):
Аллах сделал так, что дождевые облака проливают на землю обильные дожди.
14
ПЕРЕВОД:
(низвели) чтобы вывести (из земли) зерна, и растения,
ТАФСИР (Толкование):
15
ПЕРЕВОД:
и густые сады.
ТАФСИР (Толкование):
Аллах низводит с небес дождевую воду, благодаря которой из земли вырастают всевозможные растения, служащие пропитанием людям и животным, а также плодоносные сады.
Все эти явления, которые мы наблюдаем в мире, являются указаниями на беспредельное Могущество Всевышнего Аллаха. И Тот, Кто сотворил их, способен воскресить людей и создать все то, о чем пойдет речь в дальнейших аятах этой суры.
16
ПЕРЕВОД:
Поистине, День разделения уже имеет (назначенный) срок.
ТАФСИР (Толкование):
День разделения — это день великого Суда, отчета и воздаяния. Аллах называет его «Днем разделения», поскольку в Судный день все творения будут разделены на группы.
Так, передается от Абу Зарра аль-Гифари (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«В день Воскрешения люди придут тремя разными группами: одна группа придет на место сбора, и их желудки будут полными, они будут одеты и верхом; другая группа придет на место сбора босыми; а третью группу притащат на место сбора, волоча лицом по земле»[1].
В других хадисах говорится, что групп будет десять. Некоторые ученые говорят, что людей поделят на группы уже на месте сбора по их делам и их нраву. Все эти толкования не противоречат друг другу, и все они могут быть правдивы[2].
И этот великий день уже установлен, ничто не может ни приблизить его, ни отдалить. И время его наступления известно лишь Всевышнему Аллаху.
17
ПЕРЕВОД:
В этот день затрубят в Рог, и вы придете группами.
ТАФСИР (Толкование):
Начало Судному дню будет положено звуком рога или трубы. В других аятах указывается, что в Рог подуют дважды. Когда он зазвучит в первый раз, наступит конец света, конец этого мира. Когда он зазвучит во второй раз, все люди — прошлые и последующие поколения людей — будут воскрешены, восстанут из могил и придут группами: каждая община отдельно, во главе каждой из них будет ее пророк[1].
[1] Маʼариф аль-Куран, 8/685; Ибн Касир, Каир, 4/558.
18
ПЕРЕВОД:
И небо будет раскрыто и окажется вратами.
ТАФСИР (Толкование):
Небо раскроется с разных сторон, в нем образуются проходы, подобные воротам или дверям. Из этих проходов на землю спустятся ангелы.
19
ПЕРЕВОД:
И горы будут приведены в движение и станут миражом.
ТАФСИР (Толкование):
Слово «سُيِّرَتِ» («приведены в движение») указывает на то, что горы, которые выступают в качестве символа твердости и силы, будут сдвинуты со своих мест и станут подобны пыли или частицам, летающим в воздухе.
Слово «سَرَابً» образовано от глагола со значением «исчезать». Оно обозначает мираж, марево — оптическую иллюзию (например, образ воды, возникающий иногда в пустыне). Человек издали видит воду, но, когда он подходит ближе, видение исчезает[1].
[1] Маʼариф аль-Куран, 8/685-686.
20
- Мекканская сура
- 40 аятов
- 30 джуз
- в порядке ниспосылания - 80
В ней 40 аятов.
Мекканская сура.
В ней содержится важная весть о Судном дне, воскрешении и вечной жизни, которая лежит в основе веры мусульман в эти аспекты нашей религии. Также в суре приводятся неопровержимые доказательства Могущества Всевышнего Аллаха, Который сотворил этот мир во всем его потрясающем и гармоничном разнообразии.
Комментарии: 5
Правила форума