Фаджр
04:39 - 05:54
до 05:54
Сухур *
С наступлением Фаджра заканчивается предрассветная трапеза Сухур. Принимать пищу следует завершить заранее, за 10 минут до Азана.
Восход
05:54
Макрух *
В сутках есть периоды, когда совершать намаз нельзя:
1. На восходе солнца
2. В полдень
3. Перед закатом Подробнее
Зухр
12:03 - 16:17
до 16:17 Через 01:52
Аср
16:17 - 18:07
до 18:07
Магриб
18:07 - 19:22
до 19:22
Ифтар *
Магриб — пора Ифтара. Разговляться желательно финиками и водой.
Иша
19:22 - 04:37
до 04:37 Рассчёт тахаджуда Тахаджуд
Тахаджуд
01:32 - 04:37
до 04:37 Показать Иша
Зухр: 12:03
Алматы
10 Рамадан
Moon
дата по хиджре
10
РАМАДАН
1445
Sun
григорианский календарь
19
МАРТА
2024
Фаджр:  04:39  - 05:54
Восход:  05:54
Зухр:  12:03  - 16:17
Аср:  16:17  - 18:07
Магриб:  18:07  - 19:22
Иша:  19:22  - 04:37
Время намаза
СОДЕРЖАНИЕ СУР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
A
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
Аль-Анфаль
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Сура Аль-Анфаль
  • Мединская сура
  • 75 аятов
  • 9, 10 джуз
  • в порядке ниспосылания - 88
8

Сура «Аль-Анфаль»

«Военные трофеи»
Ниспослана в Медине. В ней 75 аятов.
 
Сура «Аль-Анфаль» («Военные трофеи») — это мединская сура, кроме аятов с 30-го по 36-й. Они мекканские[1].
 
В этой суре много внимания уделяется сражению на пути Аллаха, терпению в борьбе с врагами Аллаха и всему с этим связанному: правилам ведения войны и заключения мира, распределению трофеев и так далее.
 
Эта сура была ниспослана после битвы при Бадре, и некоторые сподвижники называли ее сурой «Аль-Бадр».
 
[1] Куртуби, 9/441.
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْأَنْفَالِ ۖ قُلِ الْأَنْفَالُ لِلَّهِ وَالرَّسُولِ ۖ فَاتَّقُوا اللَّهَ وَأَصْلِحُوا ذَاتَ بَيْنِكُمْ ۖ وَأَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ

ПЕРЕВОД:

1. Они (сподвижники, захватившие трофеи в битве при Бадре) спрашивают тебя (Мухаммад) о трофеях (о том, как правильно их делить и кто имеет право на это). Ответь: «Трофеи принадлежат Аллаху и посланнику (Посланник Аллаха в соответствии с мудростью Всевышнего, соблюдая справедливость при разделе, решает, кому и сколько дать)». Бойтесь же Аллаха и налаживайте отношения друг с другом. Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику, если вы (действительно) верующие (то ваша вера направит вас к покорности).

ТАФСИР (Толкование):

После битвы при Бадре мусульмане разошлись во мнениях насчет распределения трофеев. Молодые сподвижники сказали, что трофеи должны принадлежать им, потому что они участвовали в сражении, а пожилые сказали, что они защищали тыл и поэтому тоже заслуживают части трофеев. Тогда Всевышний Аллах ниспослал этот аят («Джалялейн»).

1

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَىٰ رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

ПЕРЕВОД:

2. Верующие (в истинном смысле слова) — это те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха. Их вера (и убежденность) усиливается, когда им читают Его аяты. Также они (ни на кого не надеясь и никого не боясь) уповают на своего Господа (вверяя Ему все свои дела).

ТАФСИР (Толкование):

Одно только упоминание Аллаха внушает им страх и трепет перед Его Могуществом и Величием.
 
И Всевышний Аллах говорит в другом аяте:
 
وَالَّذِينَ إِذَا فَعَلُوا فَاحِشَةً أَوْ ظَلَمُوا أَنفُسَهُمْ ذَكَرُوا اللَّـهَ فَاسْتَغْفَرُوا لِذُنُوبِهِمْ وَمَن يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا اللَّـهُ وَلَمْ يُصِرُّوا عَلَىٰ مَا فَعَلُوا وَهُمْ يَعْلَمُونَ
 
(Также богобоязненные люди) совершив дурной поступок или обойдясь с самими собой несправедливо, вспоминают об Аллахе и попросят прощения за свои грехи. А кто прощает грехи, кроме Аллаха?! (Также они) не упорствуют в совершенном ими сознательно”[1].
 
Ибн Касир писал:
 
«Имам аль-Бухари и другие ученые доказывали этим аятом, что вера (иман) увеличивается и что в сердцах людей — разные степени веры, и этого мнения придерживается большинство уммы»[2].
 
Саляфы разошлись во мнениях на этот счет. Одна их часть говорила, что вера увеличивается и уменьшается, а другая — что вера не увеличивается и не уменьшается. Однако первые имели в виду, что духовное состояние человека изменяется пропорционально его делам, а не то, что вера изменяется в основе, ведь вера — это убежденность. Вторые же говорили об основе веры, которая не может изменяться.
 
“Их вера усиливается”: с ниспосланием Корана их убежденность лишь усиливается и растет.
 
В “Аль-Бахр аль-мухит”[3] пишется, что в этом аяте перечислены три степени: страх, увеличение веры и упование лишь на Аллаха.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Этот аят призывает подчиняться Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) при распределении трофеев»[4].
 
И имам аль-Куртуби говорит[5]:
 
«Всевышний Аллах сказал в этом аяте, что верующие начинают бояться и трепетать, когда поминают Его имя, и это из-за силы их веры и осознания, что Аллах близок, как будто они находятся перед Ним. И это подобно другим аятам:
 
بَشِّرِ الْمُخْبِتِينَ ﴿٣٤﴾ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّـهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ
 
«Сообщи (Мухаммад) радостную весть смиренным (и покорным Аллаху) (тем), чьи сердца при упоминании имени Аллаха наполнятся трепетом»[6].

 

И Всевышний Аллах сказал:
 
الَّذِينَ آمَنُوا وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللَّـهِ ۗ أَلَا بِذِكْرِ اللَّـهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ
 
“Они (обратившиеся к Аллаху) уверовали (во все то, во что необходимо уверовать), и их сердца (избавляясь от проблем и сомнений) успокаиваются при поминании Аллаха. Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?”[7]»
 
Имам аль-Куртуби пишет[8], что страх перед наказанием Аллаха не противоречит упованию на Него, на что указывает следующий аят:
 
اللَّـهُ نَزَّلَ أَحْسَنَ الْحَدِيثِ كِتَابًا مُّتَشَابِهًا مَّثَانِيَ تَقْشَعِرُّ مِنْهُ جُلُودُ الَّذِينَ يَخْشَوْنَ رَبَّهُمْ ثُمَّ تَلِينُ جُلُودُهُمْ وَقُلُوبُهُمْ إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّـهِ ۚ ذَٰلِكَ هُدَى اللَّـهِ يَهْدِي بِهِ مَن يَشَاءُ ۚ وَمَن يُضْلِلِ اللَّـهُ فَمَا لَهُ مِنْ هَادٍ
 
“Аллах ниспослал лучшую речь (Коран) — Книгу, аяты которой похожи друг на друга и повторяются (повествования, сообщения, повеления и запреты, радостные вести и предупреждения, назидания и увещевания). От него дрожат те, кто боится своего Господа. А затем при поминании Аллаха их кожа и сердца смягчаются. Это (Коран) — верное руководство Аллаха, которым Он наставляет, кого пожелает. А кого Аллах собьет (с истинного пути), тому не будет наставника”[9].
 
Затем имам аль-Куртуби пишет:
 
«И таковы познавшие Аллаха, которые боятся Его гнева и наказания, но не так, как невежественные простолюдины и мерзкие заблудшие, которые вопят, кричат и ревут, как ослы. И этим людям и тем, кто считает, что подобные действия выражают страх перед Аллахом, надо сказать, что это далеко от того, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и его сподвижники познали Аллаха, боялись Его, возвеличивали Его: несмотря на все это, они просто понимали наставление и тихо плакали от страха перед Аллахом. И так Всевышний Аллах описал, как ведут себя познавшие Его, когда поминают Его имя и читают Его Писание:
 
وَإِذَا سَمِعُوا مَا أُنزِلَ إِلَى الرَّسُولِ تَرَىٰ أَعْيُنَهُمْ تَفِيضُ مِنَ الدَّمْعِ مِمَّا عَرَفُوا مِنَ الْحَقِّ ۖ يَقُولُونَ رَبَّنَا آمَنَّا فَاكْتُبْنَا مَعَ الشَّاهِدِينَ ﴿٨٣﴾
 
“Когда они слышат (от сподвижников) ниспосланное Посланнику  (аяты Корана), ты видишь, как их глаза наполняются слезами от истины, которую они (легко) узнают (поскольку она была им известна и до того из их книг). Они говорят: «Господи! Мы уверовали (в Коран и в Пророка). Запиши же нас в число засвидетельствовавших (истинность Ислама)»”[10].

 

Такими они были. А кто ведет себя не так, тот не принимает их наставление и не идет по их пути»[11].
 
Кто в наше время бывал в хадже, тому приходилось слышать, как рафидиты во время стояния на Арафа громко что-то читают в микрофон и кричат, пытаясь изображать страх перед Аллахом, которого они в реальности лишены, как будто имам аль-Куртуби указывает именно на них, описывая «ослиные вопли».
 
[1] Коран, 3:135.
 
[2] Ибн Касир, 4/157.
 
[3] 4/457.
 
[4] Куртуби, 9/448.
 
[5] Там же.
 
[6] Коран, 22:34 – 35.
 
[7] Коран, 13:28.
 
[8] Куртуби, 9/449.
 
[9] Коран, 39:23.
 
[10] Коран, 5:83.
 
[11] Куртуби, 9/450.

2

الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ

ПЕРЕВОД:

3. Они (полноценно) выполняют намаз и расходуют (на Нашем пути) из того (имущества), чем Мы их наделили.

ТАФСИР (Толкование):

“Они выполняют намаз”, — соблюдая все условия намаза: фарды, ваджибы, сунны и адабы — и совершая все это с трепетом перед Аллахом.
 
“Расходуют”, — выплачивая обязательный закят и подавая желательную милостыню (садака).

3

أُولَٰئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا ۚ لَهُمْ دَرَجَاتٌ عِنْدَ رَبِّهِمْ وَمَغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ

ПЕРЕВОД:

4. Вот они — истинно верующие. Им — степени (высокое положение) у их Господа, прощение (за совершенные ошибки, которые присущи людям) и щедрый удел (в виде райских благ).

ТАФСИР (Толкование):

“Истинно верующие”: те, кто вобрал в себя все вышеописанные качества, — истинно верующие, потому что у них есть и вера, и праведные дела.
 
Может ли человек говорить: «Я истинно верующий»? Если он имеет в виду сам момент произнесения этих слов, то да. А если он имеет в виду, что однозначно попадет в Рай, то нет, и в этом случае следует говорить: «Я верующий, иншаАллах»[1].
 
[1] Куртуби, 9/452.

4

كَمَا أَخْرَجَكَ رَبُّكَ مِنْ بَيْتِكَ بِالْحَقِّ وَإِنَّ فَرِيقًا مِنَ الْمُؤْمِنِينَ لَكَارِهُونَ

ПЕРЕВОД:

5. Так твой Господь вывел тебя (на битву при Бадре) из дома (из Медины) ради истины (а также ради правильной и в то же время необходимой цели), хотя некоторые из верующих не хотели этого. (Однако какую большую победу они одержали в результате!)

ТАФСИР (Толкование):

Твоим, Мухаммад, сподвижникам не понравилось, что полномочия деления трофеев были отобраны у них и отданы Аллаху и Его Посланнику, тогда как в этом есть большое благо для них. 
 
Однажды Абу Суфьян возвращался с караваном из Шама, и Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) вышел вместе со сподвижниками, чтобы напасть на него. Жители Мекки узнали об этом, и Абу Джахль вместе с другими мекканцами вышли с оружием, чтобы помочь каравану Абу Суфьяна. Караван спасся, но Абу Джахль отказался вернуться и направился в сторону Бадра. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) посоветовался со сподвижниками, сказав им, что Аллах обещал победу, но части людей это не понравилось. Они сказали, что не готовы к сражению («Джалялейн»).
 
Имам ат-Табари говорит:
 
«И смысл аята таков: как Аллах вывел тебя к истине, хотя это не нравилось части верующих, так после этого они спорят с тобой об истине. И истина, о которой они спорили с Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует) после ее проявления, — это сражение»[1].
 
“Хотя некоторые из верующих не хотели этого”
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Не хотели оставлять Мекку, свое имущество и родину»[2].
 
Это нежелание небольшой группы сподвижников ни в коем случае нельзя трактовать как неповиновение приказу Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует). Это лишь обмен мнениями с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), так как первоначально они вышли для того, чтобы перехватить караван с трофеями, и не были готовы сражаться с большой армией[3].
 
[1] Табари, 13/293.
 
[2] Куртуби, 9/454.
 
[3] «Куран-и-Меджид».

5

يُجَادِلُونَكَ فِي الْحَقِّ بَعْدَمَا تَبَيَّنَ كَأَنَّمَا يُسَاقُونَ إِلَى الْمَوْتِ وَهُمْ يَنْظُرُونَ

ПЕРЕВОД:

6. Они (желая напасть на караван с трофеями) спорили с тобой  относительно истины (войны против тех людей, которые приютили у себя предводителей язычников) после того, как она стала ясна (благодаря Нашим откровениям и твоим разъяснениям того, что на любом пространстве их ожидает победа и успех) — так, будто их отправляют на смерть, а они смотрят (смерти в глаза).

ТАФСИР (Толкование):

Иными словами, часть мусульман говорила: “Мы вышли напасть на караван, а не сражаться с воинами”.
 
“Будто их отправляют на смерть”
 
Аль-Байдави пишет:
 
«То есть они не хотели сражаться так, как будто их ведут на смерть и они видят, как это происходит, потому что их было мало и они не были подготовлены. И аят указывает, что они не хотели сражаться, потому что боялись»[1].
 
[1] Аль-Байдави, с. 209.

6

وَإِذْ يَعِدُكُمُ اللَّهُ إِحْدَى الطَّائِفَتَيْنِ أَنَّهَا لَكُمْ وَتَوَدُّونَ أَنَّ غَيْرَ ذَاتِ الشَّوْكَةِ تَكُونُ لَكُمْ وَيُرِيدُ اللَّهُ أَنْ يُحِقَّ الْحَقَّ بِكَلِمَاتِهِ وَيَقْطَعَ دَابِرَ الْكَافِرِينَ

ПЕРЕВОД:

7. И Аллах обещал вам, что одну из двух групп вы точно получите (несколько человек находившихся в составе каравана или войско, пришедшее на помощь каравану). (Вместо того, чтобы одолеть это большое войско, в котором находились лидеры язычников) вы хотели, чтобы вам достались слабые (плохо вооруженный караван).

Однако Аллах желает выявить
(и возвысить) истину Своими словами (которые Он внушил в качестве откровения в тот момент) (приказал вам сражаться с большим войском) и искоренить неверующих (уничтожив их всех).

ТАФСИР (Толкование):

“И Аллах обещал вам”: это обращение к мусульманам с тем, что Аллах обещал им трофеи и добычу, но это будет либо караван, либо трофеи войска, которое им придется победить.
 
“Вы хотели”, — чтобы вам достался караван, потому что он не был защищен, и не пришлось бы проливать кровь, чтобы захватить его, и такое дело не очень опасно.
 
“Однако Аллах желает выявить”: Всевышний Аллах в сражении при Бадре проявит силу и мощь Ислама, уничтожив неверных и подарив победу верующим.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«То есть проявить Ислам. Хотя истина всегда остается истиной, ее проявление подтверждает ее истинность в том смысле, что если бы этого не произошло, то это было бы похоже на ложь»[1].
 
“Своими словами”, — то есть обещанием, как сказано в другом аяте:
 
يَوْمَ نَبْطِشُ الْبَطْشَةَ الْكُبْرَىٰ إِنَّا مُنتَقِمُونَ
 
“В тот день (в день Бадра или в Судный день) Мы обрушим на вас ужасную кару. Так Мы накажем (вас за неверие и грехи)[2].
 
И это было сказано про Абу Джахля и его окружение[3].
 
И Всевышний Аллах говорит:
 
هُوَ الَّذِي أَرْسَلَ رَسُولَهُ بِالْهُدَىٰ وَدِينِ الْحَقِّ لِيُظْهِرَهُ عَلَى الدِّينِ كُلِّهِ وَلَوْ كَرِهَ الْمُشْرِكُونَ
 
“Он (Всевышний Аллах) отправил Своего Посланника (Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует) с верным руководством и истинной религией, чтобы возвысить ее над прочими религиями, даже если (это) и не нравится язычникам”[4].
 
“Искоренить неверующих”, — то есть искоренить их существование.
 
Автор “Аль-Бахр аль-мухит” говорит:
 
«То есть вы хотите быстротечной пользы, безопасности и покоя, но Аллах хочет [для вас] более возвышенных вещей: возвышения истины и счастья в вечной жизни»[5].
 
[1] Куртуби, 9/455.
 
[2] Коран, 44:16.
 
[3] Куртуби, 9/456.
 
[4] Коран, 9:33.
 
[5] Аль-Бахр аль-мухит, 4/464.

7

لِيُحِقَّ الْحَقَّ وَيُبْطِلَ الْبَاطِلَ وَلَوْ كَرِهَ الْمُجْرِمُونَ

ПЕРЕВОД:

8. (Да! Аллах Всевышний пожелал этого) чтобы утвердить истину (Ислам) и уничтожить ложь (неверие), даже если это ненавистно грешникам (язычникам).

ТАФСИР (Толкование):

Ислам проявит себя и победит, а неверие сгинет, даже если это ненавистно неверным и язычникам.
 
И Всевышний Аллах говорит в другом аяте:
 
كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ وَهُوَ كُرْهٌ لَّكُمْ ۖ وَعَسَىٰ أَن تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ ۖ وَعَسَىٰ أَن تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ ۗ وَاللَّـهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ ﴿٢١٦﴾
 
“Предписано вам сражаться, хоть это вам и неприятно. Быть может, вам неприятно что-то, а это — благо для вас. И вы можете любить что-то, а оно — зло для вас. Аллах знает (в чем для вас благо, а в чем — зло), а вы не знаете”[1].
 
[1] Коран, 2:216.

8

إِذْ تَسْتَغِيثُونَ رَبَّكُمْ فَاسْتَجَابَ لَكُمْ أَنِّي مُمِدُّكُمْ بِأَلْفٍ مِنَ الْمَلَائِكَةِ مُرْدِفِينَ

ПЕРЕВОД:

9. И вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам (на вашу мольбу): «Я поддержу вас тысячью ангелов, следующих друг за другом».

ТАФСИР (Толкование):

“И вы попросили своего Господа о помощи”, — то есть обратились к Аллаху за помощью против язычников на поле битвы.
 
“Он ответил вам”, — то есть Всевышний Аллах ответил на мольбу и отправил войско ангелов.
 
«Я поддержу вас тысячью ангелов, следующих друг за другом», —которые придут строй за строем. Сначала была обещана тысяча, затем три тысячи, а затем — пять, как было сказано в суре «Алю Имран» («Джалялейн»).
 
Умар (да будет доволен им Аллах) передал, что в день битвы при Бадре Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) увидел, что идолопоклонников около тысячи человек, а сподвижников — около трехсот десяти. Он повернулся в сторону киблы, поднял вверх руки и сказал: «О Аллах! Осуществи то, что Ты мне обещал. О Аллах! Если эта группа мусульман погибнет, то на земле не останется никого, кто бы поклонялся Тебе». Он так долго читал это дуа, что накидка упала с его плеч. Увидев это, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сразу подошел и накинул упавшую накидку на плечи Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) со словами: «О Посланник Аллаха! Достаточно обращаться с мольбой к твоему Господу, ведь Он обязательно выполнит то, что обещал тебе». И вслед за этим Всевышний Аллах ниспослал этот аят[1][2].
 
[1] Муслим, Джихад: 18, №1763, 31383; Хазин, Байдави.
 
[2] «Куран-и-Меджид».

9

وَمَا جَعَلَهُ اللَّهُ إِلَّا بُشْرَىٰ وَلِتَطْمَئِنَّ بِهِ قُلُوبُكُمْ ۚ وَمَا النَّصْرُ إِلَّا مِنْ عِنْدِ اللَّهِ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

ПЕРЕВОД:

10. Аллах сделал это (отправил к вам на помощь ангелов) лишь радостной вестью, чтобы успокоить ваши сердца.

(Не думайте, что победа от ангелов.) Победа — только от Аллаха (а победитель — это тот, кто удостоился помощи Аллаха). Поистине, Аллах — Могущественный, Мудрый.

ТАФСИР (Толкование):

“Аллах сделал это лишь радостной вестью”: то, что Аллах поддержал вас в сражении войском ангелов, было доброй вестью о вашей победе в этом сражении.
 
“Чтобы успокоить ваши сердца”, — чтобы ваши сердца успокоились, когда вы осознаете такую помощь Аллаха.
 
“Победа — только от Аллаха”: настоящую победу может подарить лишь Всевышний Аллах.
 
И Всевышний Аллах также говорит:
 
فَإِذَا لَقِيتُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا فَضَرْبَ الرِّقَابِ حَتَّىٰ إِذَا أَثْخَنتُمُوهُمْ فَشُدُّوا الْوَثَاقَ فَإِمَّا مَنًّا بَعْدُ وَإِمَّا فِدَاءً حَتَّىٰ تَضَعَ الْحَرْبُ أَوْزَارَهَا ۚ ذَٰلِكَ وَلَوْ يَشَاءُ اللَّـهُ لَانتَصَرَ مِنْهُمْ وَلَـٰكِن لِّيَبْلُوَ بَعْضَكُم بِبَعْضٍ ۗ وَالَّذِينَ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّـهِ فَلَن يُضِلَّ أَعْمَالَهُمْ ﴿٤﴾ سَيَهْدِيهِمْ وَيُصْلِحُ بَالَهُمْ ﴿٥﴾ وَيُدْخِلُهُمُ الْجَنَّةَ عَرَّفَهَا لَهُمْ
 
“Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите (им) головы, пока не ослабите их. После этого крепко свяжите их (пленных). А потом либо отпустите (безвозмездно), либо берите выкуп до тех пор, пока война не сложит оружие. Все так! Если бы Аллах пожелал, Он наказал бы их Сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Аллах никогда не сделает тщетными дела тех, кто был убит на пути Аллаха. Аллах поведет их по истинному пути, исправит их положение и введет их в Рай, с которым Он их познакомит[1].
 
[1] Коран, 47:4-6.

10

إِذْ يُغَشِّيكُمُ النُّعَاسَ أَمَنَةً مِنْهُ وَيُنَزِّلُ عَلَيْكُمْ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً لِيُطَهِّرَكُمْ بِهِ وَيُذْهِبَ عَنْكُمْ رِجْزَ الشَّيْطَانِ وَلِيَرْبِطَ عَلَىٰ قُلُوبِكُمْ وَيُثَبِّتَ بِهِ الْأَقْدَامَ

ПЕРЕВОД:

11. И Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и низвел на вас с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить c вас грязь шайтана (его наущения о том, что вы погибнете от жажды) и чтобы укрепить ваши сердца (наполнив их терпением, стойкостью, а также твердой верой и убежденностью в помощи Аллаха) и утвердить этим (на поле боя) ваши стопы (вязнущие в песке).

ТАФСИР (Толкование):

“Он наслал на вас дремоту”: когда все были напряжены, вдруг всех охватила дремота — и люди успокоились.
 
Имам аль-Куртуби указывает, что дремота была полезна в двух вещах: люди отдохнули перед сражением и перестали бояться[1].
 
“Низвел на вас с неба воду”: когда у них не было доступа к колодцам, не было воды и они мучились от жажды, Всевышний Аллах ниспослал дождь, и все, кто был в ритуальном осквернении, смогли очиститься дождевой водой.
 
“Чтобы укрепить ваши сердца”, — в убежденности, что Всевышний Аллах даст победу в этом сражении.
 
“И утвердить этим ваши стопы”
 
Ат-Табари говорит:
 
«Дождь укрепил их стопы, поскольку они должны были столкнуться с врагом на сухом песке, а когда дождь увлажнил песок, то стопы перестали проваливаться»[2].
 
[1] Куртуби, 9/459.
 
[2] Табари, 13/421.

11

إِذْ يُوحِي رَبُّكَ إِلَى الْمَلَائِكَةِ أَنِّي مَعَكُمْ فَثَبِّتُوا الَّذِينَ آمَنُوا ۚ سَأُلْقِي فِي قُلُوبِ الَّذِينَ كَفَرُوا الرُّعْبَ فَاضْرِبُوا فَوْقَ الْأَعْنَاقِ وَاضْرِبُوا مِنْهُمْ كُلَّ بَنَانٍ

ПЕРЕВОД:

12. И внушил твой Господь ангелам: «Я — с вами (помогаю и поддерживаю вас). Укрепите верующих (явившись в человеческом облике и принеся радостную весть, увеличив их количество и приняв непосредственное участие в битве)!

В сердца неверующих Я вселю страх.
(А вы) рубите им (неверующим) головы и рубите им пальцы».

ТАФСИР (Толкование):

“И внушил твой Господь ангелам”: названа еще одна милость Всевышнего Аллаха.
 
“Укрепите верующих”, — против их врагов.
 
“Рубите им головы и рубите им пальцы”
 
Ибн Джузай аль-Кальби пишет:
 
«И смысл этого в том, что если у сражающегося отрубить пальцы, то он не сможет продолжать сражаться и его можно пленить или убить»[1].
 
Ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказывает:
 
«В день битвы при Бадре один мусульманин погнался за одним язычником, и вдруг сверху раздался звук кнута и голос наездника: «О Хайзум! Бросайся!» Тогда он посмотрел на находящегося впереди идолопоклонника и увидел, что тот лежит на земле. Подойдя к нему, он увидел, что у того сломан нос, на лице виден след от удара кнутом, а все конечности стали зелеными. Этот человек из числа ансаров рассказал об увиденном Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Ты прав! Это помощь (ангелов с) третьего неба». Так они в тот день убили семьдесят человек, а еще семьдесят взяли в плен»[2][3].
 
[1] Ат-Тасхиль, 2/62.
 
[2] Муслим, Джихад: 18, №1763, 31384; Хазин.
 
[3] «Куран-и-Меджид».

12

ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ شَاقُّوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ ۚ وَمَنْ يُشَاقِقِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَإِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

ПЕРЕВОД:

13. Это (поражение, которое потерпели неверующие) — за то, что они восстали против Аллаха и Его посланника. А кто восстает против Аллаха и Его Посланника (тот непременно будет наказан), ведь Аллах суров в наказании.

ТАФСИР (Толкование):

Язычники потерпели поражение в битве при Бадре, потому что они многие годы не принимали призыв Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и высмеивали все угрозы и увещевания.
 
“А кто восстает против Аллаха и Его Посланника”: кто идет против повеления Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует), того непременно ждет наказание и мучение.

13

ذَٰلِكُمْ فَذُوقُوهُ وَأَنَّ لِلْكَافِرِينَ عَذَابَ النَّارِ

ПЕРЕВОД:

14. Вот вам (ваше наказание)! Вкусите же его (сейчас в этой жизни)! Поистине, (кроме земной кары) неверующим — наказание в Аду.

ТАФСИР (Толкование):

Это обращение к неверным с тем, что их ждет как адское наказание в жизни вечной, так и физическая боль и мучения в этой жизни.

14

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا لَقِيتُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا زَحْفًا فَلَا تُوَلُّوهُمُ الْأَدْبَارَ

ПЕРЕВОД:

15. О верующие! Когда вы встретите неверующих на поле боя, то не поворачивайтесь к ним спиной (не отступайте).

ТАФСИР (Толкование):

Это запрет верующим убегать с поля битвы и повеление проявлять терпение и стойкость в бою.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Всевышний Аллах в этом аяте велит мусульманам быть стойкими в сражении против неверных. И это повеление связано с условием, что неверные не превышают мусульман в два раза по числу. И если верующие столкнутся с войском язычников, которых ровно в два раза больше, то обязательно (фард) не убегать с поля сражения. И если один убежит от двоих, то это будет бегством с поля боя, а если от троих, то не будет. И бегство с поля боя — это большой грех»[1].
 
Имам ат-Тирмизи[2] передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
 
«Кто скажет: «Я прошу Аллаха, кроме Которого, никто не достоин поклонения, Живого и всем Управляющего, простить меня и каюсь перед Ним», — тому Аллах простит даже бегство с поля боя».
 
[1] Куртуби, 9/471.
 
[2] “Сунан” ат-Тирмизи (№3577).

15

وَمَنْ يُوَلِّهِمْ يَوْمَئِذٍ دُبُرَهُ إِلَّا مُتَحَرِّفًا لِقِتَالٍ أَوْ مُتَحَيِّزًا إِلَىٰ فِئَةٍ فَقَدْ بَاءَ بِغَضَبٍ مِنَ اللَّهِ وَمَأْوَاهُ جَهَنَّمُ ۖ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ

ПЕРЕВОД:

16. А кто в этот день (битвы с неверующими) повернется к неверующим спиной (и побежит с поля боя) — за исключением тех, кто разворачивается (для занятия более выгодной позиции) для боя или для присоединения к (главному) отряду (например, делая вид, что отступает, а на самом деле присоединяется к более сильному отряду) — те навлекут на себя гнев Аллаха.  Их пристанище — Ад. Это ужасный итог!

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний Аллах запрещает верующим убегать с поля боя, если это не связано с какой-то тактической уловкой: например, если так у врага создается впечатление, что он победил, а потом мусульмане внезапно нападут, или если стоит задача перегруппировать силы и присоединиться к другой группе мусульман, чтобы пополнить их ряды. В случае тактического хода это не будет считаться бегством с поля сражения.

16

فَلَمْ تَقْتُلُوهُمْ وَلَٰكِنَّ اللَّهَ قَتَلَهُمْ ۚ وَمَا رَمَيْتَ إِذْ رَمَيْتَ وَلَٰكِنَّ اللَّهَ رَمَىٰ ۚ وَلِيُبْلِيَ الْمُؤْمِنِينَ مِنْهُ بَلَاءً حَسَنًا ۚ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

ПЕРЕВОД:

17. Не вы убили их (сами), а Аллах убил их! И не ты бросил (горсть песка в их сторону, попав в глаза каждому из них), когда бросал, а Аллах бросил (все действия людей творятся Аллахом). Это для того, чтобы Он (ваш Господь) (уничтожил неверующих и) наделил верующих благом от Себя. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий (все без исключения).

ТАФСИР (Толкование):

“Не вы убили их”: не вы, о мусульмане, победили своего врага в сражении Бадр своими силами, но их уничтожил Аллах, Который подарил вам помощь и поддержку и вселил в их сердца страх.
 
“Не ты бросил”
 
Ибн Аббас[1] (да будет Аллах доволен ими обоими) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) во время битвы при Бадре взял горстку песка и бросил его в язычников, и каждому из их войска песчинки попали в глаза. Это ослабило внимание воинов и внушило им страх, хотя их было больше, чем мусульман.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Этот аят опровергает тех, кто утверждает, что дела рабов сотворены ими»[2].
 
И Всевышний Аллах указал, что именно Он даровал верующим победу в сражении Бадр, в другом аяте:
 
وَلَقَدْ نَصَرَكُمُ اللَّـهُ بِبَدْرٍ وَأَنتُمْ أَذِلَّةٌ ۖ فَاتَّقُوا اللَّـهَ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ﴿١٢٣﴾
 
“Аллах уже помог вам (в битве) при Бадре, когда вы были слабы. Так бойтесь же Аллаха! (Аллах даровал вам тогда победу), чтобы вы были (Ему) благодарны”[3].
 
И Всевышний Аллах сказал об этом:
 
لَقَدْ نَصَرَكُمُ اللَّـهُ فِي مَوَاطِنَ كَثِيرَةٍ ۙ وَيَوْمَ حُنَيْنٍ ۙ إِذْ أَعْجَبَتْكُمْ كَثْرَتُكُمْ فَلَمْ تُغْنِ عَنكُمْ شَيْئًا وَضَاقَتْ عَلَيْكُمُ الْأَرْضُ بِمَا رَحُبَتْ ثُمَّ وَلَّيْتُم مُّدْبِرِينَ ﴿٢٥﴾
 
“Аллах помог вам во многих местах (вы победили в таких сражениях, как битва при Бадре, в борьбе с племенами бану Курайза и Надир) и (вспомни о победе) в день Хунейна (долина между Меккой и Таифом, то есть ваше сражение с Хавазин в этот день, которое случилось в месяце Шавваль в восьмом году по хиджре), когда вы радовались своей многочисленности, которая ничего вам не дала. Земля стала для вас тесной, несмотря на ее простор (вы сильно испугались), а потом вы ушли (с поля боя почти все)[4].
 
Ибн Касир[5] пишет:
 
«Всевышний Аллах указывает, что победа не достигается преимуществом в количестве, но дается Всевышним Аллахом. Всевышний Аллах сказал об этом:
 
كَم مِّن فِئَةٍ قَلِيلَةٍ غَلَبَتْ فِئَةً كَثِيرَةً بِإِذْنِ اللَّـهِ ۗ وَاللَّـهُ مَعَ الصَّابِرِينَ ﴿٢٤٩﴾
 
“Сколько раз малое войско побеждало огромные войска по воле Аллаха!» Ведь Аллах — с терпеливыми”[6]».
 
[1] Табари, 13/443.
 
[2] Куртуби, 9/477.
 
[3] Коран, 3:123.
 
[4] Коран, 9:25.
 
[5] Ибн Касир, 4/174.
 
[6] Коран, 2:249.

17

ذَٰلِكُمْ وَأَنَّ اللَّهَ مُوهِنُ كَيْدِ الْكَافِرِينَ

ПЕРЕВОД:

18. Вот она (милость, дарованная верующим)! Поистине, Аллах ослабляет козни неверующих.

ТАФСИР (Толкование):

“Вот она”: то, что Аллах рассказал о сражении с язычниками и победе над ними, — это истина. И цель этого — ослабить язычников, чтобы впоследствии у них не осталось никакой силы сопротивляться.

18

إِنْ تَسْتَفْتِحُوا فَقَدْ جَاءَكُمُ الْفَتْحُ ۖ وَإِنْ تَنْتَهُوا فَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ ۖ وَإِنْ تَعُودُوا نَعُدْ وَلَنْ تُغْنِيَ عَنْكُمْ فِئَتُكُمْ شَيْئًا وَلَوْ كَثُرَتْ وَأَنَّ اللَّهَ مَعَ الْمُؤْمِنِينَ

ПЕРЕВОД:

19. Если вы просили решения, то решение уже пришло к вам (победили не вы, а верующие, и стало совершенно очевидно, кто именно находится на более правильном пути). Если вы прекратите (проявлять враждебность к Посланнику Аллаха и воевать с ним), то это будет лучше для вас. Но если вы вернетесь (к войне с ним), то и Мы вернемся (к помощи ему). Ваши сторонники вам уже ничем не помогут (и не отвратят от вас вреда), даже если их будет очень много. Поистине, (помощь) Аллах(а) — с верующими.

ТАФСИР (Толкование):

“Если вы”: это обращение к язычникам Мекки.
 
Имам ат-Табари[1] передает, что Абу Джахль сказал перед сражением: «О Аллах, уничтожь в этот день тех, кто более грешен и кто больше расторгает родственные связи», — и тогда был ниспослан аят: “Если вы просили решения, то решение уже пришло к вам”.
 
“Поистине, Аллах — с верующими”, — помогая им и поддерживая их против неверных.
 
[1] Табари, 13/446.

19

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَا تَوَلَّوْا عَنْهُ وَأَنْتُمْ تَسْمَعُونَ

ПЕРЕВОД:

20. О верующие! Подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику (выполняя все повеления и избегая запретного)! И не отворачивайтесь от него (от повиновения), когда слышите (повеления Аллаха).

ТАФСИР (Толкование):

Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Это обращение к искренне верующим, и они выделены в обращении, а лицемеры исключены из него из уважения [к первым]. И Всевышний заново указал на повеление подчиняться Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует) и запрет ослушиваться его»[1].
 
“О верующие”, — постоянно подчиняйтесь приказам и повелениям Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует), и Аллах будет вас поддерживать и возвеличивать, как произошло во время битве при Бадре.
 
[1] Куртуби, 9/481.

20

122 224
13
17 сентября, 19
Поделиться сурой
Аль-Анфаль:
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ

Комментарии: 13

Правила форума
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
в тафсире 35 аята: Одно из мерзких дел, которые они делали, было их так называемое поклонение: шум, свит и хлопанье в ладоши.

свиСт.
29 января, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили
31 января, 20
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
в тафсире 38 аята: Всевышний Аллах призывает язычников одуматься и угрожает полностью уничтожить их, как были истреблены другие народы, если они не одумаются и не перестанут сражаться с Посланником Аллахом (да благословит его Аллах и да приветствует).

С Посланником АллахА (да благословит его Аллах и да приветствует).
29 января, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили.
31 января, 20
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
Конец перевода 47 аята опущен в тафсир. Надо его поднять к переводу.

Аллах охватывает (знанием) все, что они делают (и воздаст им по их поступкам).
29 января, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили. Спасибо!
31 января, 20
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
в переводе 49 аята: «Эти люди обмануты своей религией (надеясь на нее, они подвергают себя такой опасности)».

Нужно убрать жирное выделение скобки в конце предложения опасности)
29 января, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили
31 января, 20
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
в тафсире 52 аята: “То же”: как язычники Мекки сражаются против истины, так поступали Фараон и другие враги пророков..

Если в конце предложения многоточие, то там должно быть 3 точки, если предложение заканчивается точкой, то вторая точка лишняя.

“Наказывающий сурово”, — и никто не сможет Его наказания избежать.

возможно такой вариант лучше - и никто не сможет избежать Его наказания.
29 января, 20
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
в тафсире 67 аята:“Не следовало Пророку брать пленных”: пророкам пристало брать выкуп за пленных неверных, лишь после того как они много сражались с неверными и убили многих из них.

Пропущена отрицательная частица не. Пророкам НЕ пристало брать выкуп за пленных неверных...
29 января, 20
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
в тафсире 72 аята: “Все они друзья (и помощники) друг другу”

(и помощники) - нужно убрать жирное выделение.
29 января, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили, да будет доволен вами Аллах!
31 января, 20
Saida Turlanova
Saida Turlanova
0
Ассаламу ъалейкум! В тафсире 20 аята:"во время битве при Бадре".

битвЫ.
2 сентября, 20
Аль-Анфаль
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Сура Аль-Анфаль
  • Мединская сура
  • 75 аятов
  • 9, 10 джуз
  • в порядке ниспосылания - 88
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Сура «Аль-Анфаль» — это мединская сура, кроме аятов с 30-го по 36-й. Они мекканские.

В этой суре много внимания уделяется сражению на пути Аллаха, терпению в борьбе с врагами Аллаха и всему с этим связанному: правилам ведения войны и заключения мира, распределению трофеев и так далее.

Эта сура была ниспослана после битвы при Бадре, и некоторые сподвижники называли ее сурой «Аль-Бадр».
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Алматы Астана Атырау Ақтау Ақтөбе Балқаш Екібастұз Жезқазған Көкшетау Орал Павлодар Петропавл Рудный Сарыағаш Семей Степногорск Сәтпаев Талдықорған Тараз Теміртау Түркістан Шымкент Қарағанды Қостанай Қызылорда Өскемен
Алматы Баткен Бишкек Жалал-Абад Кара-кол Нарын Ош Талас
Алматы Альметьевск Болгар Бугульма Елабуга Заинск Казань Лениногорск Набережные Челны Нижнекамск Чистополь
Алматы
Logo Logo active Azan.ru
05:54 Восход
РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Необходимо указать E-mail.
Необходимо указать пароль.
Необходимо указать имя.
Необходимо указать фамилию.
Необходимо указать пол.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
ЗАПРОС НА СБРОС ПАРОЛЯ
Необходимо указать E-mail.
ОТПРАВИТЬ
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по активации учетной записи.
Перейти к сайту
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по восстановлению пароля.
Перейти к сайту
СБРОС ПАРОЛЯ