- Мединская сура
- 4 аятов
- 30 джуз
- в порядке ниспосылания - 22
Сура «Аль-Ихлас»
«Возможно, причина этого в том, что тема этой суры касается того, что важнее, чем все остальные решения Шариата: это познание Сущности Аллаха, познание Его атрибутов, познание Его действий. В этой суре говорится о познании Сущности Всевышнего Аллаха, поэтому ценность ее равна ценности трети всего Корана»[1].
«Причина этого в том, что в Коране три темы: истории (предыдущих общин), решения Шариата и атрибуты Аллаха. В суре «Аль-Ихляс» говорится об атрибутах Аллаха, поэтому эта сура — треть Корана, в котором охвачены три темы»[2].
Причины ниспослания суры «Аль-Ихляс»
Ат-Тирмизи, аль-Хаким и другие имамы передают, что однажды язычники Мекки попросили Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «О, Мухаммад, расскажи нам о происхождении твоего Господа». И Аллах ниспослал эту суру.Некоторые комментаторы, наоборот, считают, что этот вопрос был задан иудеями Медины. Поэтому есть разногласие, является эта сура мекканской или мединской. Согласно мнению Абдуллаха ибн Мас’уда, Хасана аль-Басри, ‘Ата, Икримы и Джабира (да будет доволен ими Аллах), это мекканская сура, а согласно мнению Катады, Даххака (да будет доволен ими Аллах) и других, это мединская сура.Согласно одному сообщению от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах), эта сура была ниспослана в Мекке, а согласно другому его мнению, это мединская сура (Куртуби).Согласно другому сообщению, язычники также спросили, не был ли Аллах сделан из золота, серебра или иных материалов, как их идолы, и в ответ была ниспослана эта сура.
Достоинства суры «Аль-Ихляс»
«Твоя любовь к ней введет тебя в Рай» (Ибн Касир).Ат-Тирмизи передает от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) попросил людей собраться и сказал им:«Не прочитать ли мне вам треть Корана?» Когда люди собрались, он прочитал им суру «Аль-Ихляс» и сказал: «Это все равно, как если бы я прочитал вам треть Корана» (Муслим).В длинном хадисе от Абу Дауда, ат-Тирмизи и ан-Насаи говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:«Каждому, кто прочитает суру «Аль-Ихляс» и «муаввазатейн» (последние две суры Корана), этого будет достаточно».В другой версии хадиса говорится:«Этого будет достаточно для него в качестве защиты от всякого зла».Имам Ахмад передает в «Муснаде» сообщение от Укбы ибн Амира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:«Я покажу вам три таких суры, которые были ниспосланы в Таурате, Инджиле, Забуре и Коране. Не засыпайте ночью до тех пор, пока не прочитаете их. Это сура «Аль-Ихляс» и «муаввазатейн».Укба ибн Амир сообщает также:«С тех пор, как я услышал это, я никогда не забывал прочитать эти суры на ночь» (Ибн Касир)»[3].
ПЕРЕВОД:
Скажи: «Он — Аллах — Один.
ТАФСИР (Толкование):
То есть, скажи, о Мухаммад, этим неверующим, спрашивающим тебя об Аллахе: Аллах — Один, Единственный.
Имена Аллаха «Аль-Ахад» и «Аль-Вахид» имам аль-Байхакы комментирует так:
«Аль-Ахад — Тот, Кому нет подобного (ни полностью, ни частично). Аль-Вахид — Тот, у Кого нет сотоварища или равного Ему»[1].
Также существует иное толкование этих двух имен: Аль-Ахад — Единственный, в том смысле, что нет у Него сотоварища и равного Ему. Аль-Вахид — Единый в Сущности, Неделимый. И оба имени — атрибуты Сущности Всевышнего.
Имам аль-Бабирти (да смилуется над ним Аллах) в толковании «Аль-Акыды ат-Тахавийя» так прокомментировал значение этих имен (приводится сокращенно):
«Аль-Вахид и Аль-Ахад — синонимы. Также есть мнение, что их значение несколько отличается: Аль-Вахид — относится к атрибутам, а Аль-Ахад — к Сущности»[2].
Иными словами, когда мы говорим, что Аллах — Аль-Вахид, мы имеем в виду, что Он Единственный, Кто обладает этими атрибутами, и ни у кого нет таких же атрибутов. А когда говорим, что Аллах — Аль-Ахад, мы имеем в виду, что Аллах Единственный в Сущности, и никто не похож на Него в этом. Это понимание отражено и в самом арабском языке: имам аль-Азхари в «Тазхиб аль-люга» сказал:
«Никого нельзя назвать «Ахад», кроме Всевышнего Аллаха»[3].
1
ПЕРЕВОД:
Аллах Самодостаточен.
ТАФСИР (Толкование):
Имя Всевышнего Ас-Сомад имеет очень много толкований.
Имам ат-Табарани в «Китаб ас-Сунна» привел многие из тех, что передаются от саляфов, и заключил:
«Все они достоверные и правильные. И все они — атрибуты Господа. Он — Тот, к Кому творения прибегают в случае нужды, Его Господство — бесконечно. И Он вечный»[1].
Таким образом, суть всех толкований можно свести к следующему: Аллах — абсолютный и вечный Господь, Который ни в ком и ни в чем не нуждается, а все творения нуждаются в Нем.
[1] Ибн Касир, Каир, 4/708.
2
ПЕРЕВОД:
Он не родил и не был рожден.
ТАФСИР (Толкование):
«Этот аят был ответом тем, кто спрашивал о происхождении Аллаха. Между Создателем и Его созданиями нет никакого подобия. В то время, как Его создания появляются на свет в результате биологических процессов, Аллах не появился на свет через рождение, и Сам никого не рождал»[1].
[1] Ма’ариф аль-Куран, 8/916.
3
ПЕРЕВОД:
И нет никого и ничего подобного Ему».
ТАФСИР (Толкование):
Слово «كُفُو» означает «подобный, схожий».
Сунниты отрицают все виды подобия между Творцом и творениями. Ведь, если бы хоть какое-то подобие между ними было, получилось бы, что Аллах, подобно творениям, является возникшим, сотворенным. А это абсурд. Для подробного изучения это важного вопроса обратись, читатель, к книгам по акыде Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а.
На этом заканчивается толкование суры «Аль-Ихляс». Хвала Аллаху, Господу миров!
4
- Мединская сура
- 4 аятов
- 30 джуз
- в порядке ниспосылания - 22
В ней 4 аята
Согласно мнению Абдуллаха ибн Мас’уда, Хасана аль-Басри, ‘Ата, Икримы и Джабира (да будет доволен ими Аллах), это мекканская сура, а согласно мнению Катады, Даххака (да будет доволен ими Аллах) и других, это мединская сура.
Комментарии: 0
Правила форума