Image
Имам ан-Навави: оживитель религии
Сложно найти более известного ученого в мусульманском мире. Его книги можно найти в любой части исламского мира, а его книга «Сады правед...
2 818
16 августа, 19

Имам ан-Навави: оживитель религии

2 818
16 августа, 19
АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави: оживитель религии
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Сложно найти более известного ученого в мусульманском мире[1]. Его книги можно найти в любой части исламского мира, а его книга «Сады праведных» — неизменная часть любой библиотеки мусульманина.
 
Его имя — Яхья ибн Шараф ибн Мира ибн Хасан ибн Хусейн ибн Хизам ан-Навави, Мухьиддин Абу Закария, шейх аль-Ислам, устаз устазов, довод Аллаха в отношении тех, кто пришел после него, призывающий на путь саляфов.
 
Вся его недолгая жизнь — это изучение наук и написание книг в различных областях: по фикху, о хадисах и суфизме.
 
Родился шейх аль-Ислам в 631-м году в селении Нава. И один праведник в этом селении, шейх Ясин аз-Заркаши (в некоторых книгах его называют аль-Маракиши), приметил нелюдимого мальчика и что-то увидел в нем, а затем уговорил его отца отдать его в медресе для заучивания Корана. И к своему совершеннолетию имам Навави закончил заучивать Коран.
 
И, когда ему исполнилось девятнадцать лет в 649-м году, его отец привез его в Дамаск и оставил учиться в медресе ар-Раввахия.
 
И за четыре с половиной месяца он выучил книгу «Ат-Танбих» по шафиитскому фикху и четверть книги «Аль-Мухаззаб».
 
И он постоянно посещал уроки шейха Камалюддина Исхака ибн Ахмада аль-Магриби, который был крупным ученым и аскетом и оказал большое влияние на личность имама ан-Навави.
 
Обычно его день состоял из двенадцати уроков по разным дисциплинам с разными шейхами: так он изучал фикх, хадисы, усуль, грамматику и другие науки.
 
Два урока были по книге по фикху «Аль-Васит», третий урок — по книге «Аль-Мухаззаб», один урок — по книге «аль-Джам’ бейна ас-Сахихейн» по хадису, еще был урок по толкованию «Сахиха» Муслима, урок по книге «Аль-Люма» Ибн Джинни по грамматике, урок по книге «Ислях аль-мантык» Ибн ас-Сиккита по языку, урок по морфологии, урок по усуль аль-фикх, и иногда у него был урок по «Аль-Люма» имама аш-Ширази или «Аль-Мунтахаб» Рази, а еще урок по именам передатчиков и урок по акыде.
 
Книгу «Аль-Джам’ бейна ас-Сахихейн» имам ан-Навави проходил с Абу Исхаком аль-Муради аль-Андалуси, с ним же он прошел сборник Муслима и большую часть сборника Бухари.
 
А книгу по передатчикам «Аль-Камаль» аль-Макдиси он прошел с хафизом Абу аль-Бака ан-Набулси, снабжая эту книгу примечаниями и добавлениями.
 
Также имам ан-Навави учился у известного ханафитского мухаддиса ад-Дияъ ибн Тамама аль-Ханафи.
 
И имам записывал у себя все пояснения, дополнения и примечания, и Аллах поддержал этого имама, подарив ему невероятную благодать во времени.
 
Имам ан-Навави пишет о себе, что хотел также заняться медициной и купил книгу «Аль-Канун», но почувствовал после этого тяжесть на сердце и не мог ничем заниматься после этого. Он решил полностью убрать эти книги — и после этого его состояние улучшилось.
 
Следует указать, что медицина — это похвальная наука, но в те времена в книгах по медицине излагались воззрения древних греков и философия их последователей.
 
Имам учился у Камалюддина аль-Ирбили и у Изуддина аль-Ирбили, и с последним у шейха аль-Ислам была особая связь, и он прислуживал ему, стараясь наполнять ему кувшин перед омовением.
 
Шейх аль-Ислам ел только раз в день, и еду ему присылал его отец. И он не ел фрукты в Дамаске из-за страха съесть сомнительное, считая, что правила вакфа могли быть нарушены в некоторых фруктовых садах.
 
Впоследствии он стал преподавателем в Дар аль-хадис аль-Ашрафия и ничего не брал за преподавание, продолжая проживать в своем ветхом жилище и ничего не принимая ни от кого.
 
Также шейх продолжал держать связь с шейхом Ясином аз-Заркаши, посещая его и советуясь с ним.
 
И в течение шести лет имам ан-Навави занимался в таком усиленном режиме, не упуская ни минуты свободного времени и тратя время лишь на получение знания. И даже по дороге он всегда повторял что-то из заученного, а после этого имам ан-Навави начал писать книги.
 
И, когда приблизилась его кончина, все книги, которые он брал из библиотеки, он вернул, уехал в свое селение Нава и после нескольких дней болезни скончался там в 676-м году.
 
И когда до ученых Дамаска дошла весть о его кончины, то они во главе с главным кадием Изуддином ас-Саиг направились в Нава прочитать там намаз возле его могилы.
 
Акыда имама ан-Навави

Нет никаких сомнений, что имам ан-Навави был ашаритом, о чем сказали ас-Субки и аль-Яфии.
 
Имам аз-Захаби признает, что имам ан-Навави часто прибегал к аллегорическому толкованию некоторых текстов об атрибутах в толковании «Сахиха» Муслима.
 
В наше время некоторые ваххабиты говорят, что имам ан-Навави просто совпал в некоторых разделах акыды с ашаритами, но сам не был ашаритом, что само по себе невероятно абсурдно, ведь эти разделы — раздел об именах и атрибутах, то есть самый главный раздел в акыде, позиция по которому и определяет, к какому течению относится тот или иной ученый. Но имам ан-Навави был ашаритом и в остальных вопросах, например, в отношении к касбу.
 
Книги имама ан-Навави

За свою короткую жизнь имам ан-Навави оставил огромное наследие во многих науках, и мы кратко расскажем лишь о некоторых книгах.
 
  • Шарх Сахих Муслим. Это толкование, которое имам ан-Навави написал, чтобы облегчить понимание этого сборника для тех, кто не является специалистом в науке хадис, особенно в области имен передатчиков.
     
  • Шарх Сахих аль-Бухари. Имам ан-Навави начал писать толкование к этому сборнику и дошел до раздела о знаниях.
     
  • Шарх Сунан Абу Дауд. Имам также не закончил это толкование, дойдя до раздела об омовении.
     
  • «Ат-Тибьян». Книга об адабах чтения Корана.
     
  • «Аль-Хуляса». Это хадисы по фикху, которые собрал имам ан-Навави, комментируя их достоверность. Имам дошел до раздела о закяте и не закончил его.
     
  • «Сорок хадисов». В этом сборнике имам ан-Навави собрал сорок два хадиса, которые раскрывают Ислам и его принципы наилучшим образом. Безусловно, это одна из самых известных книг имама, и сложно найти медресе, в котором бы не изучали эту книгу.

    Многие ученые написали комментарии к этому сборнику, и из этого большого количества комментариев следует выделить толкование Ибн Раджаба аль-Ханбали и Ибн Хаджара аль-Хайтами.
     
  • «Аль-Азкар». Это книга, в которой имам ан-Навави собрал достоверные зикры и дуа, которые передаются от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Имам ан-Навави будто заметил в свою эпоху, как люди стали много времени уделять вирдам и хизбам, которые передают от определенных праведников, в ущерб зикрам из Сунны Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). И поэтому в самом начале имам ан-Навави пишет, что самый лучший зикр, который человек может совершать, — это зикр, который достоверно передается от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)[2].

    И, возможно, поэтому некоторые суфии говорили о нем, что только он из современников следовал тарикату сподвижников[3].

    Также книга содержит в себе много тем, касающихся хадисов и научной методологии.
     
  • «Сады праведных». Безусловно, это самая известная книга имама ан-Навави, который собрал в ней основной корпус хадисов о благородном нраве.

    И в предисловии к этой книге шейх аль-Ислам указывает, что есть разные пути праведников, но самый достоверный путь приближения к Аллаху — это следование тому, что достоверно передается от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)[4].

    И эти две книги: «Азкар» и «Рияд» — это изложение пути приближения к Аллаху в свете достоверной Сунны, и нет пути более достоверного, чем этот.

    Из толкований к этой книге можно выделить толкование Ибн Камаля аль-Баша и толкование, изданное «Дар аль-Машари».
     
  • «Аль-Иршад» и «Ат-Такриб». Это книга по терминологии хадиса, в которой имам ан-Навави сократил известную книгу Ибн ас-Саляха.
     
  • «Дакаик аль-минхадж» и «Ар-Равда». Краткое изложение шарха имама ар-Рафии по шафиитскому фикху.
     
  • «Аль-Минхадж». Краткое изложение книги «Аль-Мухаррар» имама ар-Рафии. Эта книга стала главным текстом по шафиитскому фикху.
     
  • «Аль-Маджму». Толкование книги имама аш-Ширази «Аль-Мухаззаб» по шафиитскому фикху. Имам дошел в написании книги до раздела о ростовщичестве (риба), дописывали книгу уже другие ученые. Книга считается энциклопедией по сравнительному фикху.

    В этой книге имам ан-Навави, в частности, пишет о том, что намаз рагаиб — это новшество и нельзя опираться для его совершения на такие книги, как «Аль-Кут» и «Аль-Ихья»[5].
     
  • «Аль-Идах». Это описание хаджа по шафиитскому мазхабу.
     
  • «Аль-Фатава». Небольшой сборник ответов на вопросы.
 
Некоторые фетвы имама ан-Навави

 

  • Имам ан-Навави указывает, что здороваться после каждого намаза — дозволенное новшество, несмотря на то что это не передается от саляфов[6].
  • Имам аш-Шурунбуляли[7], опираясь на эту фетву имама ан-Навави, тоже сказал, что здороваться после каждого намаза дозволено, даже если нет отдельных указаний на желательность этого после намаза, потому что здороваться в общем желательно, но Ибн Абидин указывает, что некоторые ханафитские и другие факихи сказали, что от такого постоянства у обычных людей может сложиться впечатление, что это часть того, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) совершал намаз, и именно поэтому запрещается совершать намаз рагаиб[8].
     
  • Учитывая позицию имама ан-Навави насчет намаза рагаиб, сложно представить, что имам считал дозволенным практиковать любые виды поклонения на постоянной основе публично в определенной форме, в которой это не передается в Сунне, даже если окружающие начнут это рассматривать как установленный в Шариате обряд.
     
  • Чтобы почитать об этом более подробно, можно обратиться к книге великого факиха ушедшей эпохи, шейха Мухаммада аль-Хамида, который в своей книге «Руддуд аля абатыль» склоняется ко мнению Ибн Абидина[9].
     
  • Безусловно, это не самая большая проблема в нашем обществе, и есть более важные вопросы и явные грехи, которые следует стараться исправить в первую очередь.
     
  • Также имам ан-Навави указывает, что крайне нежелательно кланяться при встрече с человеком в виде приветствия[10], и еще нежелательно вместо слов приветствия просто кивать головой[11].
     
  • И шейх аль-Ислам пишет, что желательно целовать руки ученых и праведников[12], но совершать им земной поклон явно запретно[13].
     
  • Имам ан-Навави пишет, что до умершего награда за дуа и милостыню доходит по единогласному мнению, а награда за чтение Корана по мнению имама Ахмада и некоторых шафиитов доходит, а по мнению имама аш-Шафии и большинства — нет[14].
     
  • Что же касается времени ночи могущества в Рамадан, имам указывает, что известное мнение шафиитов — что это определенный день, который от года к году не меняется, но считает более верным мнением, что день может меняться[15].
     
  • Также шейх аль-Ислам указывает, что родители могут запретить человеку совершать дополнительный хадж и на них не будет за это греха, но они не могут запретить совершить ему обязательный хадж[16].
     
  • Имам ан-Навави указывает, что путнику желательно привозить подарки свое семье[17].
     
  • Шейх аль-Ислам пишет, что если игра в шахматы отвлекает человека от намаза, то играть запретно, а если не отвлекает, то по мнению имама аш-Шафии это нежелательно, а по мнению остальных — запретно[18].
     
  • Имам ан-Навави считал, что нельзя выискивать легкие мнения в других мазхабах[19].
     
  • И шейх аль-Ислам указывает, что увидеть Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) могут не только праведники[20].
 
[1] Статья написана на основе биографии имама в «Табакат аш-Шафиия аль-Кубра» и книги имама ас-Сахави об имаме ан-Навави.
 
[2] Аль-Азкар, с. 28.
 
[3] Ас-Сахави, с. 41.
 
[4] С. 28.
 
[5] Аль-Маджму, 4/56.
 
[6] С. 56.
 
[7] Маджму расаиль, 3/207.
 
[8] «Хашия» Ибн Абидина (5/343).
 
[9] С. 60-63.
 
[10] С. 69.
 
[11] С. 70.
 
[12] С. 71.
 
[13] С. 72.
 
[14] С. 83.
 
[15] С. 91.
 
[16] С. 94.
 
[17] С. 98.
 
[18] С. 233.
 
[19] С. 235.
 
[20] С. 275.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Имам аль-Кудури: факих тысячелетия
“Мухтасар” аль-Кудури — это, безусловно, самый значимый текст в истории ханафитского мазхаба, который определил развитие мазхаба на века ...
4 126
вчера
Image
Имам аль-Маргинани: шейх мазхаба
Имам аль-Маргинани — один из величайших ученых в истории Ислама и в истории именно ханафитского мазхаба, в частности — автор великой книг...
5 505
29 октября, 19

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
​​​​​​​Возвышенный пример жизни Имама Ибн Джарира ат-Табари, рахимахуллах
В течение месяца Рамадан мы поклоняемся Аллаху, воздерживаясь от действий, которые в другое время дозволены – как еда, питье, близкие отн...
4 775
14 мая, 19
Image
Имам аль-Кушайри: абсолютный имам
Его имя — Абуль-Касим Абдуль-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри, названный Зейн аль-Ислам. Это автор одной из самых известных книг по суфизму ...
1 594
22 марта, 19