Биография Абу Исхака аш-Ширази
Абу Исхак аш-Ширази (Ибрахим ибн Али ибн Юсуф аль-Фирузабади) — шейх аль-ислам, «автор книг, известность которых доходит до каждого уголка земли, доступного для солнечных лучей, и которые обошли весь свет. Превосходство его книг станет отрицать лишь подобный одержимому, ведь их формулировки слаще сотового меда», как пишет выдающийся шафиитский ученый имам Тадж ад-Дин ас-Субки. Он родился в г. Фирузабад в 393 г. по хиджре и вырос там, а потом перебрался в Шираз.
Имам Абу Исхак аш-Ширази, известный многим читателям лишь тем, что является автором книги «Аль-Мухаззаб» по шафиитскому мазхабу, к которой написал комментарии шейх аль-ислам Ан-Навави (да помилует их Аллах), получил большую известность еще при жизни: к нему направлялись учащиеся и с Востока, и с Запада, и все стремились получить ответ на интересующий вопрос именно от него. Это — человек, удостоившийся того, что его прозвали усмирителем волн фикха, неподвластных другим. Сообщается, что сам имам Абу Исхак (да возвысит Аллах его степень) говорил:
«Однажды я отправился в Хорасан. Какие бы из городов и деревень я ни посетил в этом путешествии, их судья, либо муфтий или хатыб мечети оказывались моими учениками (ранее учившимися у меня) или товарищами».
Этот ученый обладал феноменальными способностями ведения дискуссий. Книги о биографиях факыхов мазхаба имама аш-Шафии гласят, что поразительная богобоязненность и строгое соблюдение религиозных предписаний, — общеизвестные черты Абу Исхака, неподлежащие сомнению, «ведь сами звезды — свидетели того, как он проводил ночи в земных поклонах и смиренном стоянии в молитвах».
Рассказывают, что однажды имам аш-Ширази зашел в мечеть и, покинув ее, обнаружил, что забыл в ней динар. Вернувшись обратно, он нашел динар, однако решил, что, возможно, это не та монета, которая была забыта им, а принадлежала другому человеку, и оставил ее на месте.
Учеба Абу Исхака аш-Ширази
Когда имам аш-Ширази подрос, как уже упоминалось, он перебрался из Фирузабада в Шираз, где изучал фикх с Абу Абдуллахом аль-Байдави и Ибн Рамином. Потом он отправился в Басру, где изучал фикх с аль-Харази, затем в 415 г. посетил Багдад и обучался у весьма важной фигуры шафиитского мазхаба аль-кады Абу Тайиба ат-Табари. В итоге Абу ат-Тайиб стал главным учителем Абу Исхака, а сам Абу Исхак — наиболее важным из его учеников. Несмотря на это, у имама аш-Ширази было еще много учителей по фикху, а усуль аль-фикх (основы исламского права, изучающие шариатские доводы как источник шариатских законоположений) прошел с Абу Хатимом аль-Казвини. Хадисы он слышал от Абу Бакр аль-Баркани, Абу Али ибн Шазана, Абу ат-Тайиба и других.
Имам Абу Исхак — пример человека, который преуспел в учебе и сумел проложить путь к успеху. В чем же секрет этого? Обусловлены ли его статус и глубокие знания каким-то чудом, в которое нам так хочется верить, чтобы оправдать собственную лень и неумение определить, как лучше прийти к желанной цели?
Тадж ад-Дин ас-Субки пишет:
«Усилия, которые он прилагал в начале учебы, поразительны и имели постоянный характер. Те, кто стал свидетелем этого, говорили: “Удивительно, как его сердце и печень не расплавились (от труда, приложенного им)!”»
Повествуя о днях учебы, имам аш-Ширази сказал:
«Я повторял каждый аргумент тысячу раз. Закончив повторение, я переходил к следующему. Также я повторял тысячу раз каждый урок, и, если в нем упоминалась строчка из стихотворного произведения, я заучивал наизусть все стихотворение (а не лишь ту строку, которая касалась темы урока)».
Зная, какими были эти люди — имамы, передавшие знания последующим поколениям — следует забыть о показухе и хвастовстве в знаниях: после них нам нечем хвастаться.
Распространение полученных знаний
Этап упорного изучения религиозных наук сменился этапом передачи полученных знаний. Сначала имам Абу Исхак преподавал в одной из мечетей Багдада, пока Низам аль-Мульк не построил для него мадрасу у берега Тигра. Имам аш-Ширази после решительного нежелания уходить в эту школу всё-таки принял решение о начале преподавания в ней.
Кады Абу аль-Аббас аль-Джурджани говорил:
«Абу Исхак аш-Ширази не владел ничем из земных благ. Он настолько обеднел, что не мог купить достаточное количество пищи и одежды. Бывало, мы приходили к нему в гости, а он, встречая нас, привставал только наполовину, потому что, если бы он встал полностью, мог оголиться его аурат».
Случалось, что у Абу Исхака проходило слишком много времени без приема пищи, и он шел к другу, торговавшему бобами, который готовил ему похлебку с бобовым соком. Если к моменту прихода Абу Исхака, лавка была закрыта, он останавливался и произносил:
«Если так, то это будет проигрышное возвращение» [так переводится смысл 12 аята из суры «Назиат»].
Абу Бакр Мухаммад ибн Али рассказывал, что однажды имам Абу Исхак аш-Ширази принес из дома две лепешки и сказал другу:
«Я поручаю тебе, чтобы ты за эту лепешку купил финиковый мед и пасту, чтобы обмазать ими эту лепешку».
Друг выполнил просьбу, но засомневался, за какую из двух обозначенных лепешек купил упомянутое. По этой причине имам аш-Ширази (да помилует его Аллах) отказался съедать лепешку и сказал:
«Я не знаю, купил ли он то, что я попросил, за ту лепешку, в продаже которой я его уполномочил».
Имам был готов служить религии, знаниям и верующим в любом месте и в любое время, оправдывая ту ответственность, что возложена на него Всевышним. Кады Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуль-Бакы аль-Ансари сказал:
«Однажды я принес шейху Абу Исхаку бумагу, на которой был записан вопрос. Я застал его, когда он куда-то шел, и поприветствовал его. Он (узнав о нужде в ответе) зашел в пекарню, попросил у пекаря перо и чернильницу, сразу же написал ответ, вытер перо о свою одежду и отдал мне бумагу».
Абу аль-Хасан аль-Хамазани говорил:
«Когда шейх Абу Исхак добрался до земель аджамов, к нему выходили целые семьи. (Мужчины) прикасались к нему (в надежде получить благодать), и брали с собой пыль с его обуви, чтобы исцеляться ей. В каждом городе их встречали люди разных профессий и ремесленники, которые рассыпали перед ним свои товары (в качестве даров), как сладости, фрукты, одежды и тому подобное, а имам просил их не делать этого (проявляя скромность). Когда очередь дошла до сапожников, они стали бросать обувь, которая падала прямо на головы людей, и имам аш-Ширази поражался происходящим. После увиденного шейх шутил с друзьями и товарищами, говоря: “Видели, какие прекрасные вещи были рассыпаны перед нами? Ну, что вам от этого досталось, сыновья мои?”»
Когда имам Абу Исхак прибыл в Нишапур, помимо жителей, которые торжественно встречали его, на встречу вышел величайших факых шафиитского мазхаба Абу аль-Ма’али аль-Джувайни (да помилует его Аллах), который шел с имамом словно слуга и говорил: “Это честь для меня!” Между ними состоялся ряд дискуссий, и, как известно, оба были специалистами этого дела.
Некоторые ученые говорили:
«Абу Исхак помнит вопросы разногласия так, как вы помните «Аль-Фатиху»».
Более того, говорят, что причина написания им известной книги «Аль-Мухаззаб» по шафиитскому мазхабу — это слова Ибн Саббага:
«Если бы между аш-Шафии и Абу Ханифой исчезло разногласие, пропали бы знания Абу Исхака аш-Ширази».
Ибн Саббаг хотел сказать, что Абу Исхак искусен лишь в этом. В итоге, как мы видим, шейх аш-Ширази доказал, что его знания гораздо шире разногласий.
Почему имама аш-Ширази принято называть «шейх Абу Исхак»?
Сообщается, что имам аш-Ширази сказал:
«Во сне я увидел пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал ему: “Я слышал много хадисов из уст передатчиков. Я бы хотел услышать из твоих уст хадис, который бы стал для меня почетом в земной жизни и сокровищем в вечной обители”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил мне: “О шейх!” Он назвал меня шейхом и обратился ко мне, использовав это слово! Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Пусть желающий благополучия стремится получить его через благополучие других людей (не вредя им, не обижая и не нарушая их прав)”».
Примечательно, что подобное произошло и с Кады Абу Тайибом — учителем Абу Исхака аш-Ширази: во сне пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал его факыхом, чем Абу Тайиб гордился.
Как шейх Абу Исхак относился к своим ученикам и чему он их учил
Имам аш-Ширази говорил:
«Тот, кто прошел со мной одну тему, словно сын для меня».
Он говорил:
«Бесполезное знание — это то, обладая которым человек не практикует их»;
«Невежественный человек берет пример с ученого. Если ученый не станет практиковать, что знает, то какого блага от себя ожидать невежественному? Страшитесь Аллаха, о мои дети! Мы просим у Аллаха защиты от бесполезного знания».
Шейх Абу Исхак (да не лишит нас Всевышний его благодати) не пользовался своим статусом, не искал мирских выгод и не занимался попрошайничеством ни словом, ни делом. Об этом свидетельствует тот факт, что за всю жизнь этот имам ни разу не стал одним из тех, для кого обязателен хадж, из-за сильной бедности. При этом Кады аль-Махани говорил, что если бы Абу Исхак высказал желание совершить хадж и дал бы понять людям, что хочет их помощи, они донесли бы его в Мекку собственноручно. Подобное поведение полезнее, в первую очередь, для учеников ученого больше, чем тысяча красноречивых проповедей.
Однажды шейх Абу Исхак шел со своим товарищем по дороге, и на встречу им шла собака. Товарищ шейха начал прогонять ее, но имам аш-Ширази упрекнул его, сказав: «Зачем ты прогнал ее с дороги? Ты не знаешь, что мы имеем на эту дорогу одинаковые права?»
Похвала ученых
Имам Абу Исхак аш-Ширази, его богобоязненность, глубокие знания, навык ведения дискуссий и многие другие качества, как умение пошутить в подходящий момент без перехода граней, вызывали восхищение у авторитетных ученых не только шафиитского мазхаба, но и, к примеру, у последователей имама Абу Ханифы (да не лишит нас Всевышний его блага).
Имам Абу аль-Хасан аль-Маварди — автор многотомной шафиитской книги «Аль-Хави» — после встречи с шейхом Абу Исхаком сказал:
«Я не видел подобного ему. Если бы аш-Шафии увидел его, то украсился бы им (возможно, имеется в виду, что был бы рад видеть его в числе своих учеников)».
Ханафитский ученый аль-Муваффак аль-Ханафи говорил:
«Абу Исхак — имам верующих в фикхе».
После жизни, наполненной служением религии и верующим, имам Абу Исхака аш-Ширази покинул этот мир в 476 году. Его тело омыл Абу аль-Вафа ибн Акыль аль-Ханбали (да помилует их всех Аллах).
Комментарии: 0
Правила форума