СТАТЬИ
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Биография Аллямы Касима ибн Кутлубуга
Его имя — Зейнуддин Абуль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим.
Он родился в Каире в 802-м г.х., где жил до своей кончины в месяце раби' аль-ахир 879-го г.х..
Будучи сиротой, в раннем возрасте он начал учиться, а также занимался шитьём, но в конце концов сосредоточился на приобретении знаний — после того как он приложил усилия, он засиял и проявил блестящие способности. Он рано начал свою литературную карьеру, написав в 18 лет свою первую книгу о наследстве.
Из целой плеяды учителей его самым выдающимся учителем по хадису был Хафиз Ибн Хаджар, а по фикху и теории права — Сираджуддин Кари' аль-Хидая и Аль-Камаль Ибн аль-Хумам. Его ученик Хафиз ас-Сахави сказал:
«Его стремление росло с частым пребыванием в обществе Ибн аль-Хумама. С 825-го г.х. и до кончины Ибн аль-Хумама в 861-м г.х., он изучил все книги, которые преподавались в его кругу, и большему обучился у него. Среди книг, которые он изучал, — первая четверть его комментария к «Аль-Хидая», часть «Тавдыха» Садра аш-Шари'а и вся «Аль-Мусайяра» (Ибн аль-Хумама). [...] Он также изучал книги арабской литературы и поэзии, заучивая значительную их часть»[1].
Академический уровень
Его учителя уважали его за академические успехи. Например, по его просьбе составить книгу о передатчиках в «Китаб аль-Асар» имама Мухаммада, Хафиз Ибн Хаджар написал книгу «Аль-Исар би ма'рифат риджаль аль-асар». Затем — в возрасте 33 лет — он изучал её под руководством Ибн Хаджара, который наделил его полномочиями преподавания и назвал «выдающимся шейхом, квалифицированным и уникальным ученым по хадису». Он внёс свой вклад [в занятия] и поделился своими наблюдениями по нескольким местам, которые были записаны и ещё больше осветили книгу»[2]. Позже, в другом случае, он описал его как «авторитета, ученого, хадисоведа, правоведа и способным запоминателем». Имейте в виду, что тот, кто удостоил его этих похвал, — это Хафиз Ибн Хаджар, который не нуждается в представлении.
Ас-Сахави сказал:
«Учёный, в совершенстве владеющий различными науками, обладающий набором заученной наизусть литературы, искусно знающий правовые постановления своей школы — включая множество тонкостей, — и являющийся продвинутым в этой области; он внятен и искусен в диспутах и умении заставить собеседника замолчать [...] Я слышал, как он говорил, что собрал по памяти уникальные повествования или передатчиков из [«Сунана»] ад-Даракутни, которых нет в шести основных сборниках хадисов»[3].
Его книги свидетельствуют о его компетентности в области фикха и хадисов. Он дополнил то, что не смогли найти такие имамы, как аз-Зайлаи, аль-‘Ираки и Ибн Хаджар, память и масштаб которых хорошо известны. В «Муньят аль-Алма'и» он указал, какие повествования аз-Зайла'и пропустил в своем тахридже к «Аль-Хидая»; в «Исаф аль-Ахья» он указал то, что аль-‘Ираки пропустил в своем тахридже к «Аль-Ихья»; а в своих заметках по «Ад-Дирая» и части «Муньят аль-Алма'и» он указал то, что Ибн Хаджар пропустил в «Ад-Дирая», являющейся сокращением «Насб аль-Рая».
«Несмотря на свой авторитет, он не занимал соответствующей должности; большую часть своей жизни он провел в суфийской ложе Ашрафийя. Временами его искали правители и эмиры, но он не позволял этому повлиять на себя»[4].
Труды
Алляма Касим был плодовитым писателем: между короткими трактатами и объёмными сборниками он написал более 80 книг, некоторые из которых так и не успел завершить. Его ученик и главный биограф Хафиз ас-Сахави насчитал 87 книг в различных областях, в основном по хадисам, их ответвлениям и передатчикам, а затем по фикху. Это только то число, которое он обнаружил, а не общее количество. К сожалению, лишь малая часть этих книг была издана, хотя большинство из них заслуживают того, чтобы быть изданными для специалистов по хадисам и фикху, особенно его труды по тахриджу на известные книги, находящиеся в обращении. [На момент написания этой биографии] были изданы три его работы:
- «Тадж ат-Тараджим» — краткие биографии ханафитских авторов;
- Толкование на «Аль-Мусайяр» Ибн аль-Хумама — ас-Сахави не упоминал об этом; и
- «Муньят аль-Алма'и фи ма фат мин тахридж ахадис аль-хидая ли аз-Зайла'и»[5].
Ученики
У него было не так много учеников. Это было результатом его научной вражды с современниками, которая вынудила его уединиться; ему даже вредили те немногие, кто учился у него и получал от него пользу. Но это уединение позволило ему много писать и вносить свой вклад. Среди его учеников можно назвать следующих:
- Шамсуддин Мухаммад ибн 'Умар аль-Магриби, который изучал у него фикх и теорию права;
- Шамсуддин Мухаммад ибн ‘Абд ар-Рахман ас-Сахави, известный хафиз, который сказал: «Я пребывал в его обществе с ранних лет и слышал от него — вместе с моим отцом — мусальсаль, который он слышал от аль-Васыти; отметил многие его стихи и наблюдения, и читал ему «Шарх Альфийя» аль-'Ираки»;
- Шарафуддин Яхья аль-Мунави, который упоминается среди учеников Ибн аль-Хумама;
- Бадруддин аль-Хасан ибн Али ас-Савваф аль-Хамави аль-Кахири аль-Ханафи; и
- Мухиббуддин ибн Мухаммад ибн Шихна.
Эти пятеро также учились с ним вместе у Ибн аль-Хумама и других; однако они учились под его руководством, и среди них есть те, кто старше его, что является признаком его превосходства и великолепия. В результате Ибн аль-Хумам выбрал его своим преемником. В книге «Фаид аль-Бари» Алляма аль-Кашмири пишет:
«Перед кончиной Ибн аль-Хумама спросили, кто займёт его место после него, и он ответил: «Алляма Касим ибн Кутлубуга»».
Смерть
Хафиз ас-Сахави сказал:
«В течение долгого времени он страдал от тяжелой болезни, непроходимости мочи, камней в почках и других недугов; он переезжал в несколько мест для лечения [...], пока не скончался в ночь на четверг 4-го числа месяца раби' аль-ахир 879 г.х.. Погребальная молитва была совершена на следующий день при большом стечении народа, и он был похоронен около могилы, приписываемой 'Укбе, рядом со своими родителями и детьми. Люди скорбели о его кончине. Да смилостивится Аллах над ним и над нами».
Пусть Аллах смилуется над ним, вознаградит его и украсит его обитель в следующей жизни. И да облегчит Он учёным и исследователям публикацию трудов этого имама в прекрасной форме, соответствующей его учёному званию, чтобы исполнилось его желание принести пользу и послужить этой безупречной религии — это для Аллаха легко».
Шейх Мухаммад 'Аввама, «Дираса Хадисия Мукарана», стр. 299-303
Перевод с арабского: Мунтасир Заман
Перевод с арабского: Мунтасир Заман
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Как мусульманской молодёжи развлекаться «халяльным» образом?
Вопрос: Ассаляму 'алейкум, уважаемый муфтий! У меня возник следующий вопрос, не могли бы вы мне помочь: молодой подросток-мусульманин спр...
Можно ли мусульманам посещать бассейн, который посещают немусульмане?
Вопрос: Можно ли плавать в том же бассейне, в котором плавают немусульмане, даже если в бассейне никого нет? Поскольку они не очищаются о...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Имам аль-Бухари
Биография автора величайшего сборника достоверных хадисов «Сахих аль-Бухари» Мухаммада ибн Исмаиля аль-Бухари. Он (да смилуется над ним А...
Шейх Махмуд Эфенди
В нашем веке, описывая развитие Ислама, историки не могут обойти вниманием Махмуда Устаосманоглу, который также известен как Махмуд Эфенд...
Комментарии: 0
Правила форума