СТАТЬИ

Имам аль-Маргинани: шейх мазхаба
Имам аль-Маргинани — один из величайших ученых в истории Ислама и в истории именно ханафитского мазхаба, в частности — автор великой книг...
Имам аль-Маргинани: шейх мазхаба
Имам аль-Маргинани[1] — один из величайших ученых в истории Ислама и в истории именно ханафитского мазхаба, в частности — автор великой книги по ханафитскому фикху «Аль-Хидая». С тех пор, как он написал эту книгу, и до наших дней она осталась главной книгой для изучения мазхаба — для понимания его правил, доводов и логики.
Рождение имама
Его имя — Бурхануддин Абуль-Хасан Али ибн Абу Бакр ибн Абдуль-Джалиль ибн аль-Халиль ас-Садыки, то есть он был потомком Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Более он известен как аль-Маргинани или аль-Фиргани, что означает “из Ферганской долины” (на территории современного Узбекистана).
Родился великий имам после намаза аср в понедельник 8-го Раджаба 511-го года, о чем пишет имам аль-Лякнави, а умер, прожив жизнь, наполненную знанием и поклонением, 14-го Зуль-Хиджжа 593-го года. И похоронен он в Самарканде.
Положение имама аль-Маргинани в шариатских науках
Имам аль-Маргинани уже при жизни достиг известности и славы, и его учитель, имам аль-Исбиджаби, разрешил ему выдавать фетвы, когда ему было двадцать лет. В одной из рукописей «Аль-Хидаи», которая датируется 609-м годом, о нем сказано:
«Муфтий Шама и Китая».
Ученые следующего за ним поколения, такие как аль-Мубарак аль-Ирбили, называют его как хафизом мазхаба и муджтахидом.
Имам аль-Кураши упоминает, что он познал восемь наук иджтихада: науки о Коране, Сунне, иджме, рациональные науки и кыяс, науку об определениях и доводах (мантык), грамматику, язык и морфологию, науку об отмененном и отменяющем, о причинах ниспослания, джарх ва таадиль и науку о статусе передатчиков.
Имам аз-Захаби сказал о нем:
«Один из ученых Средней Азии. Светоч знаний».
А Амир аль-Иткани, один из толкователей «Аль-Хидаи», назвал его шейхом аль-Ислам.
Ибн Абидин сказал о нем:
«Автор книги «Аль-Хидая», великий имам, величайший ханафитский ученый, способный определять достоверные мнения (тасхих ва тарджих)».
Учителя имама аль-Маргинани
Имам, как многие ученые его времени, обучался у многих ученых. Он учился у ученых своей местности, а также совершил хадж в 544-м году, что позволило ему встретиться и с учеными Мекки и Медины.
Знатоки его биографии выделяют порядка тридцати его учителей, из которых самым известным был, безусловно, имам Али ибн Мухаммад аль-Исбиджаби (умер в 535-м году), автор шарха «Мухтасара» имама ат-Тахави.
Также среди его известных учителей — имам ас-Садр аш-Шахид (умер в 536-м году), но для нас, наверное, будет самым известным из них имам Наджмуддин Умар ан-Насафи (умер в 537-м году), автор «Акыды ан-Насафии», который — в свою очередь — был имамом в области акыды, фикха, тафсира[2] и хадиса.
Имам аль-Маргинани прошел «Сунан» имама ат-Тирмизи и получил иджазу по нему от Абу Мухаммада Саида аль-Маргинани.
Среди учителей имама аль-Маргинани Ибн аш-Шихна упоминает Кадихана (умер в 592-м году), известного ханафитского факиха, который, хоть и был его учителем, умер раньше него на год.
Ученики имама аль-Маргинани
Среди самых известных его учеников и тех, кто передает от него «Аль-Хидаю», — Мухаммад ибн Абдус-Саттар аль-Кардари Хуварзада, которого, как и имама ас-Сарахси, называли «Шамс аль-аимма» («Cолнце имамов»).
У него же учились его дети, из которых, как пишет имам аль-Кураши, известными стали его сын Мухаммад и сын Умар.
Книги имама аль-Маргинани[3]
- «Бидая аль-мубтади». Это основной матн, к которому впоследствии имам напишет свой шарх. Эта книга представляет собой собрание тем двух самых известных матнов мазхаба времен имама аль-Маргинани: «Мухтасара» имама аль-Кудури и «Аль-Джами ас-сагыр» имама Мухаммада.
Имам аль-Хамили изложил эту книгу в стихах в 4250-ти строках, а это изложение сократил Абу Бакр Мулла аль-Ахсаи, назвав получившееся сочинение «Тухфат ат-тулляб». Оно состоит из 1950-ти строк и издано вместе с его толкованием.
- «Ат-Таджнис валь-мазид». В этой книге собраны фетвы поздних ханафитских ученых по вопросам, которые не разбирали ранние муджтахиды, и имам в этой книге завершил работу, начатую его учителем Садром аш-Шахидом. Книга издана в двух томах.
- «Мухтарат ан-навазиль». Это книга по фикху, в которой собраны редкие и частные вопросы. Книга намного меньше, чем «Аль-Хидая», и издана одним томом.
- «Аль-Хидая». Это самая известная книга имама. На самом деле, это сокращение другого его шарха, который назывался «Кафия аль-мунтахи» и который имам посчитал слишком длинным: он начал сокращать его и так завершил книгу «Аль-Хидая».
«Аль-Хидая»
Эта книга по праву считается гордостью ханафитского мазхаба, и Анвар Шах аль-Кашмири сказал, что книги, равной этой по уровню сочетания фикха, усуль аль-фикха и хадиса, в других мазхабах не существует.
Имам аль-Иткани (умер в 751-м году), один из толкователей этого труда, сказал:
««Аль-Хидая» — это книга больших (кибар), но я же из числа маленьких (сыгар)».
Обычно «Хидаей» завершалось в медресе обучение мазхабу, и самые крупные ученые своего времени преподавали ее.
В истории мазхаба были ученые, которые знали наизусть не просто сам матн «Бидая аль-мубтади», но и саму «Аль-Хидаю» полностью, и шейх Бакдаш перечисляет в своем предисловии имена двенадцати таких ученых.
Как мы говорили, сама основа книги — сокращение «Мухтасара» аль-Кудури и «Джами Сагыр». Имам аль-Маргинани расположил главы, как в «Джами Сагыр» имама Мухаммада. Поэтому после раздела о поклонении идет раздел о никахе, хотя у Кудури потом идет раздел о торговле, но в самом разделе он упоминает темы из «Мухтасара» Кудури, а в конце — из «Джами Сагыр», и это, как правило, самые сложные темы раздела.
Также имам часто ссылается на позицию шафиитского мазхаба, приводя доводы ханафитов, будь то хадис, фетва сподвижников или кыяс, и отмечает разногласия между имамами мазхаба: имамом Абу Ханифой, имамом Зуфаром, имамом Абу Юсуфом и имамом Мухаммадом.
Имам аль-Маргинани написал сам матн и шарх в разные периоды времени, и поэтому его позиция в шархе в некоторых вопросах отличается от позиции в матне.
Когда имам аль-Маргинани пишет о разногласии в мазхабе, после он называет доводы каждой из сторон, и мнение, доказательство которого он приводит последним, он считает более сильным.
Имам аль-Маргинани — это один из муджтахидов мазхаба, и он обладает научной компетенцией выносить суждения о том, какое мнение в случае разногласий между имамами мазхаба — более сильное. И не всегда в этом разногласии отдается предпочтение имаму Абу Ханифе: иногда предпочтение может отдаваться его ученикам, и это может произойти потому, что изменилось время и урф, или потому, что имам мог счесть доводы его учеников более сильными. Это нам говорит о том, что мазхаб — не слепое копирование одного мнения, но школа, в которой решения пересматриваются последующими поколениями, а доводы имамов обсуждаются и критикуются, но на это имеют право только те, кто достиг уровня, который им это позволяет.
Толкования книги «Аль-Хидая»[4]
- «Шарх аль-Викая». «Аль-Викая» — это краткое изложение тем из книги «Аль-Хидая», которую написал для своего внука Тадж аш-Шариа аль-Махбуби, а его внук Садру-шариа аль-Махбуби эту книгу прокомментировал, и поэтому ее можно отнести к толкованиям некоторых частных тем «Аль-Хидаи».
- «Аль-Кифая». Это толкование Джамалюддина аль-Хаварезми аль-Кирляни (умер в 767-м году). Это сравнительно небольшое толкование некоторых мест в «Аль-Хидае», книга издавалась до революции в Казани и издавалась на полях вместе с «Фатх аль-Кадир».
- «Аль-Иная». Это толкование написал имам Акмалюддин аль-Баберти (умер в 786-м году), который был крупным знатоком фикха и усуль аль-фикх. Книга была очень популярна среди османов, и Саади Чаляби написал примечания к ней.
- «Аль-Биная». Это толкование написано Бадруддином аль-Айни (умер в 855-м году), который был ханафитским факихом и крупным мухаддисом, известным своим толкованием «Сахиха» аль-Бухари «Умдат аль-Кари». Это самое полезное толкование для студента, где автор пытается упростить и подробно объяснить темы «Аль-Хидаи», так что это незаменимое толкование.
- «Фатх аль-Кадир». Это толкование написал великий знаток фикха, усуля и хадисов имам Ибн аль-Хуммам (умер в 861-м году). Это вершина в области фикха, усуля и хадиса, и она очень повлияла на развитие мазхаба впоследствии. Такие ученые, как Ибн Нуджейм, Шурунбуляли и Ибн Абидин, опирались на этот труд. Но книга написана крайне сложным языком, это труд для специалистов и преподавателей «Аль-Хидая», у которых нет сложностей с пониманием самого текста, но которые хотят углубиться в историю вопроса и понять основы, на которых основаны те или иные решения. Однако эта книга никак не поможет понять сам текст. Автор книгу полностью не закончил: начиная с раздела аль-вакалят идет уже толкование Кади Заде, которое называется «Натаидж аль-афкар».
- «Хашия» аль-Лякнави. Это небольшие пояснения имама Абдуль-Хайя аль-Лякнави, которые очень полезны и сильно облегчают понимание текста даже почти без более объемных толкований.
В наши дни завершилась подготовка к изданию толкования имама аль-Иткани, которое называется «Гаят аль-баян». Оно еще не издано, но скоро должно появиться.
Так как в «Аль-Хидае» упоминается множество хадисов, ханафитские мухаддисы уделяли особое знание тахриджу хадисов, то есть поиску источников, в которых приводятся хадисы, на которые ссылается имам аль-Маргинани. И главная такая книга — «Насб ар-рая» имама аз-Зайляи (умер в 672-м году). Она была издана шейхом Юсуфом аль-Бинори, а затем переиздана шейхом Мухаммадом Аввамой, но ее тираж закончился, и шейх сейчас работает над новым изданием с добавлением других тахриджей к «Аль-Хидае», что должно стать энциклопедией доводов ханафитского мазхаба.
Шафитский факих и мухаддис Ибн Хаджар аль-Аскаляни кратко изложил книгу «Насб ар-рая». Его изложение называется «Ад-Дирая» и издано в трех томах.
Издания книги «Аль-Хидая»
Из тех изданий, с которыми я успел ознакомиться, лучшее — издание шейха Саида Бакдаша, который издал «Аль-Хидаю» в семи томах. До этого она издавалась обычно в четырех томах. Ценность издания в том, что текст был сверен с рукописями. Важность этого нельзя недооценивать, потому что непонимание многих мест текста, помимо сложности самого изложения, может быть усугублено опечатками, которые добавляет издатель. Например, издание «Аль-Хидая» в издательстве «Аль-Фарфур» переполнено чудовищными смысловыми опечатками!
И недавно вышло издание шейха Шаннара, но ознакомиться с ним я пока не успел.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли возвращать долг в другой валюте?
Вопрос: Долг выдан в иностранной валюте. Должен ли он быть погашен по курсу выдачи займа или же по текущему курсу, если долг возвращается...

Бесценные советы Шейха Мухаммада Аввамы
Недавно некоторые из моих учеников (11 человек) посетили моего достопочтенного учителя, Аль-‘Алламатуль-Мухаддиса, шейха Мухаммада 'Аввам...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Ибн Абдус-Салям: султан ученых
Один из великих ученых этой уммы — это, безусловно, Ибн Абдус-Салям, который оставил нам наследие в виде своих книг и, что не менее важно...

Имам ан-Навави: оживитель религии
Биография наиболее известного ученого в мусульманском мире, автора книг «40 хадисов», «Сады праведных» («Риядус Салихин»), шейхуль-Ислама...
Комментарии: 2
Правила форума