СТАТЬИ
Имам аль-Маргинани: шейх мазхаба
Имам аль-Маргинани — один из величайших ученых в истории Ислама и в истории именно ханафитского мазхаба, в частности — автор великой книг...
Имам аль-Маргинани: шейх мазхаба
Имам аль-Маргинани[1] — один из величайших ученых в истории Ислама и в истории именно ханафитского мазхаба, в частности — автор великой книги по ханафитскому фикху «Аль-Хидая». С тех пор, как он написал эту книгу, и до наших дней она осталась главной книгой для изучения мазхаба — для понимания его правил, доводов и логики.
Рождение имама
Его имя — Бурхануддин Абуль-Хасан Али ибн Абу Бакр ибн Абдуль-Джалиль ибн аль-Халиль ас-Садыки, то есть он был потомком Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Более он известен как аль-Маргинани или аль-Фиргани, что означает “из Ферганской долины” (на территории современного Узбекистана).
Родился великий имам после намаза аср в понедельник 8-го Раджаба 511-го года, о чем пишет имам аль-Лякнави, а умер, прожив жизнь, наполненную знанием и поклонением, 14-го Зуль-Хиджжа 593-го года. И похоронен он в Самарканде.
Положение имама аль-Маргинани в шариатских науках
Имам аль-Маргинани уже при жизни достиг известности и славы, и его учитель, имам аль-Исбиджаби, разрешил ему выдавать фетвы, когда ему было двадцать лет. В одной из рукописей «Аль-Хидаи», которая датируется 609-м годом, о нем сказано:
«Муфтий Шама и Китая».
Ученые следующего за ним поколения, такие как аль-Мубарак аль-Ирбили, называют его как хафизом мазхаба и муджтахидом.
Имам аль-Кураши упоминает, что он познал восемь наук иджтихада: науки о Коране, Сунне, иджме, рациональные науки и кыяс, науку об определениях и доводах (мантык), грамматику, язык и морфологию, науку об отмененном и отменяющем, о причинах ниспослания, джарх ва таадиль и науку о статусе передатчиков.
Имам аз-Захаби сказал о нем:
«Один из ученых Средней Азии. Светоч знаний».
А Амир аль-Иткани, один из толкователей «Аль-Хидаи», назвал его шейхом аль-Ислам.
Ибн Абидин сказал о нем:
«Автор книги «Аль-Хидая», великий имам, величайший ханафитский ученый, способный определять достоверные мнения (тасхих ва тарджих)».
Учителя имама аль-Маргинани
Имам, как многие ученые его времени, обучался у многих ученых. Он учился у ученых своей местности, а также совершил хадж в 544-м году, что позволило ему встретиться и с учеными Мекки и Медины.
Знатоки его биографии выделяют порядка тридцати его учителей, из которых самым известным был, безусловно, имам Али ибн Мухаммад аль-Исбиджаби (умер в 535-м году), автор шарха «Мухтасара» имама ат-Тахави.
Также среди его известных учителей — имам ас-Садр аш-Шахид (умер в 536-м году), но для нас, наверное, будет самым известным из них имам Наджмуддин Умар ан-Насафи (умер в 537-м году), автор «Акыды ан-Насафии», который — в свою очередь — был имамом в области акыды, фикха, тафсира[2] и хадиса.
Имам аль-Маргинани прошел «Сунан» имама ат-Тирмизи и получил иджазу по нему от Абу Мухаммада Саида аль-Маргинани.
Среди учителей имама аль-Маргинани Ибн аш-Шихна упоминает Кадихана (умер в 592-м году), известного ханафитского факиха, который, хоть и был его учителем, умер раньше него на год.
Ученики имама аль-Маргинани
Среди самых известных его учеников и тех, кто передает от него «Аль-Хидаю», — Мухаммад ибн Абдус-Саттар аль-Кардари Хуварзада, которого, как и имама ас-Сарахси, называли «Шамс аль-аимма» («Cолнце имамов»).
У него же учились его дети, из которых, как пишет имам аль-Кураши, известными стали его сын Мухаммад и сын Умар.
Книги имама аль-Маргинани[3]
- «Бидая аль-мубтади». Это основной матн, к которому впоследствии имам напишет свой шарх. Эта книга представляет собой собрание тем двух самых известных матнов мазхаба времен имама аль-Маргинани: «Мухтасара» имама аль-Кудури и «Аль-Джами ас-сагыр» имама Мухаммада.
Имам аль-Хамили изложил эту книгу в стихах в 4250-ти строках, а это изложение сократил Абу Бакр Мулла аль-Ахсаи, назвав получившееся сочинение «Тухфат ат-тулляб». Оно состоит из 1950-ти строк и издано вместе с его толкованием.
- «Ат-Таджнис валь-мазид». В этой книге собраны фетвы поздних ханафитских ученых по вопросам, которые не разбирали ранние муджтахиды, и имам в этой книге завершил работу, начатую его учителем Садром аш-Шахидом. Книга издана в двух томах.
- «Мухтарат ан-навазиль». Это книга по фикху, в которой собраны редкие и частные вопросы. Книга намного меньше, чем «Аль-Хидая», и издана одним томом.
- «Аль-Хидая». Это самая известная книга имама. На самом деле, это сокращение другого его шарха, который назывался «Кафия аль-мунтахи» и который имам посчитал слишком длинным: он начал сокращать его и так завершил книгу «Аль-Хидая».
«Аль-Хидая»
Эта книга по праву считается гордостью ханафитского мазхаба, и Анвар Шах аль-Кашмири сказал, что книги, равной этой по уровню сочетания фикха, усуль аль-фикха и хадиса, в других мазхабах не существует.
Имам аль-Иткани (умер в 751-м году), один из толкователей этого труда, сказал:
««Аль-Хидая» — это книга больших (кибар), но я же из числа маленьких (сыгар)».
Обычно «Хидаей» завершалось в медресе обучение мазхабу, и самые крупные ученые своего времени преподавали ее.
В истории мазхаба были ученые, которые знали наизусть не просто сам матн «Бидая аль-мубтади», но и саму «Аль-Хидаю» полностью, и шейх Бакдаш перечисляет в своем предисловии имена двенадцати таких ученых.
Как мы говорили, сама основа книги — сокращение «Мухтасара» аль-Кудури и «Джами Сагыр». Имам аль-Маргинани расположил главы, как в «Джами Сагыр» имама Мухаммада. Поэтому после раздела о поклонении идет раздел о никахе, хотя у Кудури потом идет раздел о торговле, но в самом разделе он упоминает темы из «Мухтасара» Кудури, а в конце — из «Джами Сагыр», и это, как правило, самые сложные темы раздела.
Также имам часто ссылается на позицию шафиитского мазхаба, приводя доводы ханафитов, будь то хадис, фетва сподвижников или кыяс, и отмечает разногласия между имамами мазхаба: имамом Абу Ханифой, имамом Зуфаром, имамом Абу Юсуфом и имамом Мухаммадом.
Имам аль-Маргинани написал сам матн и шарх в разные периоды времени, и поэтому его позиция в шархе в некоторых вопросах отличается от позиции в матне.
Когда имам аль-Маргинани пишет о разногласии в мазхабе, после он называет доводы каждой из сторон, и мнение, доказательство которого он приводит последним, он считает более сильным.
Имам аль-Маргинани — это один из муджтахидов мазхаба, и он обладает научной компетенцией выносить суждения о том, какое мнение в случае разногласий между имамами мазхаба — более сильное. И не всегда в этом разногласии отдается предпочтение имаму Абу Ханифе: иногда предпочтение может отдаваться его ученикам, и это может произойти потому, что изменилось время и урф, или потому, что имам мог счесть доводы его учеников более сильными. Это нам говорит о том, что мазхаб — не слепое копирование одного мнения, но школа, в которой решения пересматриваются последующими поколениями, а доводы имамов обсуждаются и критикуются, но на это имеют право только те, кто достиг уровня, который им это позволяет.
Толкования книги «Аль-Хидая»[4]
- «Шарх аль-Викая». «Аль-Викая» — это краткое изложение тем из книги «Аль-Хидая», которую написал для своего внука Тадж аш-Шариа аль-Махбуби, а его внук Садру-шариа аль-Махбуби эту книгу прокомментировал, и поэтому ее можно отнести к толкованиям некоторых частных тем «Аль-Хидаи».
- «Аль-Кифая». Это толкование Джамалюддина аль-Хаварезми аль-Кирляни (умер в 767-м году). Это сравнительно небольшое толкование некоторых мест в «Аль-Хидае», книга издавалась до революции в Казани и издавалась на полях вместе с «Фатх аль-Кадир».
- «Аль-Иная». Это толкование написал имам Акмалюддин аль-Баберти (умер в 786-м году), который был крупным знатоком фикха и усуль аль-фикх. Книга была очень популярна среди османов, и Саади Чаляби написал примечания к ней.
- «Аль-Биная». Это толкование написано Бадруддином аль-Айни (умер в 855-м году), который был ханафитским факихом и крупным мухаддисом, известным своим толкованием «Сахиха» аль-Бухари «Умдат аль-Кари». Это самое полезное толкование для студента, где автор пытается упростить и подробно объяснить темы «Аль-Хидаи», так что это незаменимое толкование.
- «Фатх аль-Кадир». Это толкование написал великий знаток фикха, усуля и хадисов имам Ибн аль-Хуммам (умер в 861-м году). Это вершина в области фикха, усуля и хадиса, и она очень повлияла на развитие мазхаба впоследствии. Такие ученые, как Ибн Нуджейм, Шурунбуляли и Ибн Абидин, опирались на этот труд. Но книга написана крайне сложным языком, это труд для специалистов и преподавателей «Аль-Хидая», у которых нет сложностей с пониманием самого текста, но которые хотят углубиться в историю вопроса и понять основы, на которых основаны те или иные решения. Однако эта книга никак не поможет понять сам текст. Автор книгу полностью не закончил: начиная с раздела аль-вакалят идет уже толкование Кади Заде, которое называется «Натаидж аль-афкар».
- «Хашия» аль-Лякнави. Это небольшие пояснения имама Абдуль-Хайя аль-Лякнави, которые очень полезны и сильно облегчают понимание текста даже почти без более объемных толкований.
В наши дни завершилась подготовка к изданию толкования имама аль-Иткани, которое называется «Гаят аль-баян». Оно еще не издано, но скоро должно появиться.
Так как в «Аль-Хидае» упоминается множество хадисов, ханафитские мухаддисы уделяли особое знание тахриджу хадисов, то есть поиску источников, в которых приводятся хадисы, на которые ссылается имам аль-Маргинани. И главная такая книга — «Насб ар-рая» имама аз-Зайляи (умер в 672-м году). Она была издана шейхом Юсуфом аль-Бинори, а затем переиздана шейхом Мухаммадом Аввамой, но ее тираж закончился, и шейх сейчас работает над новым изданием с добавлением других тахриджей к «Аль-Хидае», что должно стать энциклопедией доводов ханафитского мазхаба.
Шафитский факих и мухаддис Ибн Хаджар аль-Аскаляни кратко изложил книгу «Насб ар-рая». Его изложение называется «Ад-Дирая» и издано в трех томах.
Издания книги «Аль-Хидая»
Из тех изданий, с которыми я успел ознакомиться, лучшее — издание шейха Саида Бакдаша, который издал «Аль-Хидаю» в семи томах. До этого она издавалась обычно в четырех томах. Ценность издания в том, что текст был сверен с рукописями. Важность этого нельзя недооценивать, потому что непонимание многих мест текста, помимо сложности самого изложения, может быть усугублено опечатками, которые добавляет издатель. Например, издание «Аль-Хидая» в издательстве «Аль-Фарфур» переполнено чудовищными смысловыми опечатками!
И недавно вышло издание шейха Шаннара, но ознакомиться с ним я пока не успел.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Ибн Абдус-Салям: султан ученых
Один из великих ученых этой уммы — это, безусловно, Ибн Абдус-Салям, который оставил нам наследие в виде своих книг и, что не менее важно...
Имам ан-Навави: оживитель религии
Биография наиболее известного ученого в мусульманском мире, автора книг «40 хадисов», «Сады праведных» («Риядус Салихин»), шейхуль-Ислама...
Комментарии: 2
Правила форума