Шейх аль-Ислам Такиюддин ас-Субки
Шейх аль-Ислам Такиюддин ас-Субки
Полное имя великого имама — Али ибн Абдуль-Кафи ас-Субки. Он – один из величайших ученых в истории Ислама, достигший невероятных высот зн...
10 430
1 марта, 19

Шейх аль-Ислам Такиюддин ас-Субки

10 430
1 марта, 19
АВТОР ЦИКЛА
Шейх аль-Ислам Такиюддин ас-Субки
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

​​​​​​​Возвышенный пример жизни Имама Ибн Джарира ат-Табари, рахимахуллах
Полное имя этого великого имама — Али ибн Абдуль-Кафи ас-Субки.
 
Этот имам — одна из величайших личностей в истории Ислама, человек, который достиг невероятных высот знаний для своей эпохи, человек, который был имамом и специалистом сразу в нескольких науках, человек, который выступил против заблуждений Ибн Таймиййи и опроверг его в разных областях: как в акыде, так и в фикхе.
 
Его сын, Таджуддин ас-Субки, в своей великой книге «Табакат аш-Шафия аль-Кубра»[1] уделил биографии своего отца двести страниц и собрал много всего поучительного и ценного о своем отце, и мы на основе этого материала попытаемся приблизить к читателю личность этого великого имама.
 
Шейх аль-Ислам родился в 683-м году в месяце Сафар и с самого детства начал обучаться у своего отца Абдуль-Кафи ас-Субки. С самого его детства было понятно, что Аллах создал этого ребенка для знаний.
 
Начиная с фаджра и до зухра он учился у своих учителей, а затем после зухра приходил домой на обед, после он возвращался к учебе до магриба, а потом, после легкого ужина, на котором шейх аль-Ислам любил съесть что-то сладкое, он возвращался к чтению и повторению пройденного.
 
И таким было все его детство: знание и поклонение.
 
Однажды утром его бабушка положила ему с собой дирхам. Он его вернул и спросил: “А что мне с ним делать?”
 
Его отец и мать все время заботились о нем, чтобы никакие мирские дела не отвлекали его от учебы.
 
Потом его отец нашел ему невесту, и это была дочь его дяди, то есть его двоюродная сестра, и ему тогда было пятнадцать лет. Но ей поставили условие, чтобы она не отвлекала его никакими своими нуждами и делами. И такое же условие ей поставил ее собственный отец, который тоже был ученым. И так они жили. И если ей что-то было нужно, то ее проблемы решали ее отец или отец ее мужа.
 
И он видел свою жену только ночью, когда приходил домой для сна, и так они жили какое-то время, но затем до его отца дошла весть, что она что-то попросила его что-то мирское, и он заставил своего сына с ней развестись, чтобы она мирскими делами не отвлекала его сына от знаний.
 
Все усердие его родителей было направлено на то, чтобы его ум не был занят ничем, кроме знаний.
 
Затем он вместе со своим отцом направился в Каир и там продолжил свою учебу у великих ученых своего времени: шафиитский фикх он изучал у Наджмуддина ибн ар-Рифаа, калям и усуль аль-фикх — у Аляуддина аль-Баджи, логику — у Сайфуддина аль-Багдади.
 
Его учителя высоко ценили своего ученика, и когда Ибн ар-Рифаа заканчивал писать по какой-то теме, то показывал это своему ученику, выслушивая его замечания и советы.
 
Шейх был близок к своему учителю по хадису, хафизу Шарафуддину ад-Димьяти, а после его кончины учился у другого великого хафиза — Саадуддина аль-Хариси.
 
И шейх аль-Ислам был так близок к хафизу ад-Димьяти, что он был единственным его учеником, который посещал его дома.
 
Передается, что однажды Ибн ар-Рифаа увидел шейха аль-Ислам на уроке хафиза ад-Димьяти и удивленно произнес:
 
«Ты и мухаддис?» На это сам ад-Димьяти ответил: «Имам мухаддисов». А Ибн ар-Рифаа сказал: «Имам факихов».
 
И имам ас-Субки достиг высот в науке хадиса, и последующие поколения мухаддисов, таких как Абу аль-Хаджадж аль-Миззи, аз-Захаби, аль-Бирзали и другие, получали от него знания и читали у него хадисы.
 
Имам аз-Захаби так описывает его:
 
«Кадий, имам, великий ученый, факих, мухаддис, хафиз, гордость Ислама».
 
В истории Ислама после шейха аль-Ислама сложно найти личность, которая бы достигла таких высот одновременно и в тафсире, и в области хадиса, и фикхе, и в акыде, и в усуле, и в знании языка.
Науки языка он изучал у великого знатока арабского языка Абу Хайяна.
 
И еще шейх аль-Ислам вступил под духовную опеку шейха Ибн Атаилляха аль-Искандари, известного суфийского шейха своего времени.
 
Шейх аль-Ислам в 706-м году направился продолжать изучать хадисы в земли Шама, и ученые этих мест признали его знания и подтвердили его научный статус, и через год он вернулся обратно в Каир писать книги и преподавать.
 
В 716-м году шейх аль-Ислам направился в хадж и там посетил могилу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), а после вернулся в Египет и уже обосновался там.
 
В Египте шейх аль-Ислам стал главой всех шафиитов.
 
Именно в этот период шейх аль-Ислам написал свои опровержения Ибн Таймиййи касательно тройного развода, путешествия ради посещения могилы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), свой тафсир и дополнение к толкованию «Аль-Мухаззаб», что было начато имамом ан-Навави.
 
И в 739-м году, когда шейх уже перед началом месяца Раджаб собирался уединиться для поклонения дома, как он обычно делал, ему предложили пост кадия в землях Шама, и после долгих отказов ему пришлось принять эту должность.
 
И затем он прибыл в Дамаск выполнять свои обязанности судьи.
 
Он занял место имама в мечети Омейядов, и имам аз-Захаби говорил об этом:
 
«После Ибн Абдус-Саляма на этот минбар не поднимался никто более великий, чем он».
 
После смерти Хафиза аль-Миззи он стал шейхом дар аль-хадис аль-Ашрафия, главами которой были такие имамы, как Ибн ас-Салях и ан-Навави.
 
Когда умер аль-Миззи, то шейх аль-Ислам счел, что главой должен стать имам аз-Захаби, но условием вакфа этого дар аль-хадис было то, что главой должен быть только ашарит, и сам аль-Миззи стал им только после того, как написал своей рукой, что он ашарит.
 
И некоторые ученые начали сомневаться что аз-Захаби — ашарит, и после долгих прений шейх аль-Ислам согласился занять должность главы аль-Ашрафия.
 
И еще он стал преподавателем медресе аль-Баррания.
 
В конце жизни шейх аль-Ислам большую часть времени уделял поклонению, оставив научные дискуссии.
 
И его сын рассказывает, что он не разрешал ему спать во вторую половину ночи, говоря:
 
«Сынок, бодрствуй в конце ночи, даже если ты просто играешь. И горе тому, кого эта часть ночи застанет во сне!»
 
Его сын передает, что шейх аль-Ислам практически никогда не спал ночью, он спал днем, и большую часть времени он уделял чтению Корана, а ночью еще читал тахаджуд вслух. И его сын передает, что он почти всегда читал Коран: и когда сидел, и когда шел по улице, и когда ехал верхом.
 
Также его сын передает, что если с людьми, с которыми у шейха аль-Ислам был какой-то конфликт, что-то случалось или они уходили из жизни, то он сильно печалился, часто писал о них стихи и передавал им вознаграждение от прочитанного Корана.
 
И когда его сын спросил его, зачем он это делает, ведь он ничего им плохого не делал, мол, это они докучали ему и усложняли ему жизнь, шейх аль-Ислам сказал:
 
«Возможно, я испытывал к ним неприязнь в какой-то момент из-за мирского».
 
Это и есть истинный суфизм и страх перед Аллахом.
 
Шейх аль-Ислам очень любил и почитал суфиев, говоря, что когда их путь соответствует Корану и Сунне, то они настоящие суфии.
 
Что касается поста, то шейху аль-Ислам пост давался очень трудно, и он постился только в Рамадан и иногда шесть дней Шавваля.
 
Возможно, у шейха аль-Ислам был диабет, потому что он пишет, что трудно переносил отсутствие пищи и шел иногда ранним утром на рынок купить еды, потому что всю ночь поклонялся и не хотел тревожить свою семью.
 
Шейх аль-Ислам достиг степени иджтихада и считается абсолютным муджтахидом, но он не создавал свой отдельный мазхаб, а продолжал служить (хидмат) мазхабу имама аш-Шафии.
 
И его сын передает некоторые его личные мнения в фикхе, которые выходят за рамки сильного мнения в шафиитском мазхабе, и мы назовем некоторые из них.
 
Шейх аль-Ислам считал, что если человек застал обязательный (фард) намаз, то ему нельзя выходить из мечети, не совершив его, кроме случаев крайней необходимости.
 
Он считал, что если человек застанет имама в поясном поклоне, то этот ракаат не засчитывается.
 
Он считал, что если имам — другого мазхаба, то, чтобы намаз за ним был действителен, намаз должен быть действителен и по мнению самого имама, и по мнению тех, кто за ним читает. Например, если у имама-ханафита потечет кровь, то шафиту за ним нельзя читать намаз.
 
Он считал, что обязательно направляться на пятничный намаз после первого азана[2].
 
Также Шейх аль-Ислам считал, что все обещания обязательны к выполнению в судебном порядке.
 
Шейх аль-Ислам был примером строгого следования Сунне, и от него передается, что он хотел к дуа перед сном:
 
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ رَبِّي، بِكَ وَضَعْتُ جَنْبِي، وَبِكَ أَرْفَعُهُ
 
“Свят Ты, о Мой господь, с Твоим именем я ложусь, и с Твоим именем же встаю”[3], —
 
добавить: «ИншаАллах», — согласно словам Всевышнего Аллаха:
 
وَلَا تَقُولَنَّ لِشَيْءٍ إِنِّي فَاعِلٌ ذَٰلِكَ غَدًا ﴿٢٣﴾ إِلَّا أَن يَشَاءَ اللَّـهُ ۚ
 
«И никогда не говори: «Я сделаю это завтра». Если только этого не пожелает Аллах!»[4]
 
Но затем передумал и сказал себе:
 
“Если бы это было законно, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) так бы поступил и это передавалось бы от него”.
 
И поэтому шейх аль-Ислам всегда выбирал точное следование в зикре тому, что передается от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).
 
Его сын передает, что в его комнате уединения, где шейх аль-Ислам читал, писал и поклонялся, на стене его почерком были написаны следующие слова:
 
كن حلس بيتك
Будь подстилкой своего дома.
انصر أخاك
Помогай своему брату.
كل المسلم على المسلم حرام
Каждый мусульманин запретен для другого мусульманина.
دعْ ما يريبك
Оставь то, в чем ты сомневаешься.
عليك بخويصية نفسك وليسعك بيتك
Пусть тебя заботит только твоя душа, и всегда стремись быть у себя дома.
 
И это были наставления и напоминания для себя каждый раз перед выходом из дома.
 
И шейх аль-Ислам говорил:
 
«Каждое праведное дело раб должен стараться скрывать до встречи со Всевышним Аллахом, и Он знает о них и воздаст за них, а если с кем-то приходится говорить в области знания, то следует этим намереваться либо принести пользу, либо извлечь ее, и разумному человеку надо помнить всегда об этих двух вещах и не забывать о них».
 
Ушел этот великий имам из жизни в 756-м году, и, как пишет его сын, в этот день шел снег в Дамаске, чей холодный климат его отец любил больше, чем жару Каира.
 

Книги шейха аль-Ислам ас-Субки

 
«Ад-Дурр ан-назим». Это тафсир, который он не успел закончить.
 
Завершение книги ан-Навави «Аль-Маджму» от раздела «Ар-Риба» до раздела «Ат-Тафлис». Шейх аль-Ислам написал пять томов.
 
«Аль-Ибтихадж шарх аль-Минхадж» имама ан-Навави. Он дошел до раздела о разводе.
 
«Аль-Ибтихадж шарх аль-Минхадж» в усуль аль-фикх. Шейх аль-Ислам написал только самое начало до раздела про ваджиб, а его сын затем завершил этот труд.
 
«Ат-Тахкык фи масъаля ат-таляк». Опровержение Ибн Таймиййи касательно развода.
 
«Шифа ас-сикам». Опровержение Ибн Таймиййи касательно посещения могилы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).
 
«Ас-Сайф ас-сакыль». Опровержение заблуждений Ибн Каййима и его учителя.
 
Эту книгу издал шейх аль-Ислам аль-Кавсари со своими ценнейшими примечаниями, и она обязательно должна быть дома у каждого студента.
 
В целом, тогда началось противостояние между ашаритами и школой Ибн Таймиййи, который создал свое отдельное течение на базе воззрений каррамитов и философов, как Ибн Рушд, и который пытался представить этот яд как «акыду саляфов». А шейх аль-Ислам ас-Субки был среди тех, кто начал его опровергать, и эта борьба продолжается до наших дней.
 
«Ас-Сайф аль-маслюль». Книга о решениях касательно оскорбляющих Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).
 
Также изданы различные ответы и рисали шейха аль-Ислам в двух томах как «Аль-Фатава».
 
[1] 10/139-338.
 
[2] Так же считают ханафиты.
 
[3] Муслим, №6320.
 
[4] Коран, 18:23.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
246
15 ноября, 24
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
1 935
12 сентября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Ученые в этом мире – как звезды, по которым определяют путь
Ученые в этом мире – как звезды, по которым определяют путь
Вопрос: Правда ли, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сравнивал ученых нашей общины со звездами, по которым определяют путь?...
3 056
1 марта, 19
Имам Ахмад Заррук
Имам Ахмад Заррук
Одна из выдающихся личностей в истории Ислама и — в частности — в истории Магриба — Ахмад Заррук, который очень повлиял на этот регион. К...
6 758
18 февраля, 19