Image

Ваджиб

183
20 июня, 22
Скачать
Ваджиб — правовой термин, означает необходимость исполнения того или иного религиозного предписания.
 
В ханафитском мазхабе — деяние, выполнение которого обязательно. В то же время эта обязательность не так явно выражена в Коране и Сунне, как действия, попадающие под категорию фард. Ваджиб основан на предписании, которое вынесено на основании единичного хадиса от Пророка («хабар аль-ахад»), фард же основывается только на положениях Корана, хадисов-мутаватир и хадтисов-машхур.
 
Ваджиб в ханафитском мазхабе — промежуточная категория между фардом и сунной. Выполнение ваджиба — богоугодное дело, а невыполнение — грех. Но если отрицание фарда делает человека неверным и выводит его из Ислама, то отрицание ваджиба не приводит к этим последствиям.
 
Примерами ваджиба являются заклание жертвенного животного, совершение ночной молититвы-витр.
Примером ваджиба также является чтение 1-й суры «Аль-Фатиха» в молитве. Об этом имеется информация только в единичном (ахад) хадисе: «У того, кто не причитал Аль-Фатиху, молитва недействительна» (ат-Тирмизи. Мавакит ас-Салят. 69. 115); в сообщениях-мутаватир, которые известны от большого количества передатчиков, такой конкретности нет. В частности, в аяте Корана по поводу чтения Корана сказано лишь: «Поэтому читайте же из него то, что легко для вас». (Сура «Муззаммиль», 73:20).
 
В ханафитском мазхабе чтение суры «Фатиха» не является фардом: если кто-то не прочитает эту суру, его молитва становится макрух (порицаемой), но приемлемой. Если молящийся совершит дополнительные земные поклоны в конце молитвы, то это еще более усилит его молитву («cуджуд ас-cахф»). Таким образом, у ханафитов отказ от совершения ваджиба является тахриман макрух (см.: Макрух), но не харамом.
 
В других суннитских мазхабах понятия фард и ваджиб употребляются в одном и том же смысле. Например, шафииты трактуют приведенный аят (73:20) в том смысле, что в молитве необходимо читать именно суру «Аль-Фатиха», и обосновывают это тем, что Пророк Мухаммад сказал: «Совершайте молитву так, как это делаю я» (аль-Бухари. Азан 18).