- Мекканская сура
- 3 аятов
- 30 джуз
- в порядке ниспосылания - 15
Сура «Аль-Каусар»
Сура «Аль-Каусар» («Изобилие») была ниспослана в Мекке. В ней 3 аята.
Причина ниспослания
Всевышний Аллах предопределил сыновьям Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) короткую жизнь. В те времена арабы считали сыновей поводом для гордости. Того, кто не имел сыновей, они называли словом «абтар» (буквально — «лишенный блага»), имеющим презрительный оттенок.
Когда умер сын Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) Касим, мекканские язычники во главе с ‘Асом ибн Ваилем начали издеваться над ним, говоря, что им не нужно беспокоиться о Мухаммаде, мол, у него нет наследников, поэтому после его смерти о нем сразу же забудут.
Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) это печалило. Тогда Всевышний ниспослал ему в утешение эту суру.
ПЕРЕВОД:
Поистине, Мы даровали тебе аль-Каусар.
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах говорит, что оказал Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) особую милость, даровав ему аль-Каусар. Слово «Каусар» в арабском языке означает «великое благо». Аль-Каусар - это река в Раю.
Имам Муслим передал следующий хадис:
بَيْنَا رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ذَاتَ يَوْمٍ بَيْنَ أَظْهُرِنَا إِذْ أَغْفَى إِغْفَاءَةً ثُمَّ رَفَعَ رَأْسَهُ مُتَبَسِّمًا فَقُلْنَا مَا أَضْحَكَكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ " أُنْزِلَتْ عَلَىَّ آنِفًا سُورَةٌ " . فَقَرَأَ " بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ { إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ * فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ * إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ الأَبْتَرُ} " . ثُمَّ قَالَ " أَتَدْرُونَ مَا الْكَوْثَرُ " . فَقُلْنَا اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ . قَالَ " فَإِنَّهُ نَهْرٌ وَعَدَنِيهِ رَبِّي عَزَّ وَجَلَّ عَلَيْهِ خَيْرٌ كَثِيرٌ هُوَ حَوْضٌ تَرِدُ عَلَيْهِ أُمَّتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ آنِيَتُهُ عَدَدُ النُّجُومِ فَيُخْتَلَجُ الْعَبْدُ مِنْهُمْ فَأَقُولُ رَبِّ إِنَّهُ مِنْ أُمَّتِي . فَيَقُولُ مَا تَدْرِي مَا أَحْدَثَتْ بَعْدَكَ " . زَادَ ابْنُ حُجْرٍ فِي حَدِيثِهِ بَيْنَ أَظْهُرِنَا فِي الْمَسْجِدِ . وَقَالَ " مَا أَحْدَثَ بَعْدَكَ "
«Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) находился среди нас в мечети. Он задремал на какое-то время, а потом, улыбаясь, поднял голову. Мы спросили: «Почему ты улыбаешься, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Только что мне была ниспослана сура, а затем прочитал (суру «Аль-Каусар») и сказал: «Известно ли вам, что такое «аль-Каусар»? Поистине, это — река, обещанная мне моим Господом. В ней много блага. И это — водоем, к которому в Судный день придут люди моей общины, и количество сосудов на его берегах равно количеству звёзд. Кого-то из людей прогонят от него, и я скажу: «Господь мой, этот человек из моей общины!» Тогда Аллах скажет: «Ты не знаешь, какие новшества они ввели после тебя!»[1]
Ученые полагают, что сам по себе аль-Каусар — это река в Раю, однако его благословенная вода стекает потоком в аль-Хауд — водоем, у которого благочестивые верующие будут утолять жажду в Судный день. И, как сказано в хадисе, «тот, кто испил воды из него, больше никогда не будет испытывать жажду»[2].
Имам Матуриди приводит иное толкование:
««Поистине, Мы даровали тебе обилие благ». К ним относятся пророчество Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), вера во Всевышнего Аллаха, которая спасет человека от Его гнева. И то, что Всевышний Аллах сделал Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) почитаемым и поминаемым ангелами. Как и то, что Он поставил его выше всех остальных творений и сделал так, что имя Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) упоминается после имени Всевышнего Аллаха»[3].
«Мы считаем, что это толкование слова «الكَوْثَر» является более верным. Река в Раю не является таким уж огромным даром для него, ведь Всевышний Аллах обещал общине Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) большие блага в Раю, нежели река. В хадисах сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Воистину, обитателям Рая уготовано в Раю то, что взор еще не видел, слух еще не слышал и о чем даже мысль не приходила в голову» (Бухари). Это указывает на райские блага, которые больше, нежели река»[4].
1
ПЕРЕВОД:
Поэтому молись своему Господу и совершай жертвоприношение.
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах говорит Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), что Он даровал ему великие блага, поэтому ему надлежит быть благодарным Господу и проявлять благодарность в поступках.
Человек должен поклоняться Аллаху, выполняя возложенные на него Шариатом обязанности, помнить об Аллахе, возвеличивать Его.
Намаз — это высшая форма телесного поклонения, а жертвоприношение — высшая форма поклонения имуществом[1].
Ибн Джузай аль-Кальби пишет:
«Вместо молитвы язычники свистели и хлопали в ладоши около Каабы, а жертвоприношения совершали идолам. Поэтому Всевышний Аллах говорит Своему Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует): Молись — только Одному своему Господу. И совершай жертвоприношение только ради Него, ради поиска Его довольства и не для кого другого. Поэтому в этом аяте содержится повеление о Единобожии (таухид) и искренности (ихляс)»[2].
2
ПЕРЕВОД:
Поистине, твой ненавистник сам окажется бездетным.
ТАФСИР (Толкование):
Имам Матуриди пишет:
«Аллах говорит, что враги Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) сами являются бездетными (лишенными блага), ибо их забудут сразу после их смерти, а имя Мухаммада и имена его сподвижников люди будут помнить вечно»[1].
«Этот аят содержит радостную весть Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) о том, что он одержит победу над всеми своими врагами и распространит религию Аллаха во все уголки земли. И все, кто будет враждовать с Его Посланником (да благословит его Аллах и да приветствует), будут лишены блага и милости. Просим у Аллаха помощи»[2].
По Милости Всевышнего Аллаха толкование суры «Аль-Каусар» завершено. Хвала Аллаху, Господу миров!
3
- Мекканская сура
- 3 аятов
- 30 джуз
- в порядке ниспосылания - 15
В ней 3 аята.
Сура была ниспослана в Мекке.
Комментарии: 0
Правила форума