- Мекканская сура
- 53 аятов
- 25 джуз
- в порядке ниспосылания - 62
Сура «Аш-Шура»
ПЕРЕВОД:
3. Таким образом внушает откровение тебе (Мухаммад) и твоим предшественникам Аллах Могущественный, Мудрый.
ТАФСИР (Толкование):
3
ПЕРЕВОД:
4. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на земле (то есть все творения — Его собственность и Его рабы). Он — Возвышенный (как подобает Его величию, а не пространственным возвышением), Великий.
ТАФСИР (Толкование):
4
ПЕРЕВОД:
5. Небеса готовы расколоться сверху. Ангелы возвеличивают хвалой своего Господа и просят прощения для тех (верующих), кто на земле. Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий.
ТАФСИР (Толкование):
«Небеса готовы расколоться сверху»: от величия Аллаха, или от многочисленности ангелов, или от ужасных слов язычников («Джалялейн»).
И Всевышний Аллах говорит в другом аяте:
لَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيُؤْمِنُونَ بِهِ وَيَسْتَغْفِرُونَ لِلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا وَسِعْتَ كُلَّ شَيْءٍ رَّحْمَةً وَعِلْمًا فَاغْفِرْ لِلَّذِينَ تَابُوا وَاتَّبَعُوا سَبِيلَكَ وَقِهِمْ عَذَابَ الْجَحِيمِ
«(Ангелы), которые держат Арш, и те, что вокруг него, возвеличивают хвалой своего Господа, верят в Него и просят прощения для верующих (говоря): «Господь наш! Ты охватил все милостью и знанием. Прости тех, кто покаялся (в неверии и грехах) и пошли Твоим путем (путем Ислама). Защити их от наказания в Аду»[1].
«Ангелы возвеличивают хвалой своего Господа»
Имам аль-Куртуби пишет:
«Это значит «отрицают в отношении Аллаха все, что не подобает Его величию». Некоторые ученые сказали, что они удивляются дерзости язычников и их тасбих — это выражение удивления»[2].
Верующий на земле, когда слышит дерзкие слова безбожников, тоже может воскликнуть: «СубханАллах!»
Также имам аль-Куртуби отмечает, что просьбы о прощении ангелов для обитателей земли касаются лишь верующих. И он передает мнение, что ангелы еще просят Аллаха увеличить верующим их удел на земле[3].
5
ПЕРЕВОД:
6. Взявшие себе в покровители (кого-либо) помимо Него (пусть не забывают), что Аллах сохраняет их (дурные дела, чтобы воздать за них). И ты (Мухаммад) им не попечитель (твоя задача — лишь довести до них истину).
ТАФСИР (Толкование):
«И ты (Мухаммад) им не попечитель»: ты только наставляешь их, а их попечитель во всем — Всевышний Аллах[1].
[1] Ибн Касир, 6/539.
6
ПЕРЕВОД:
7. Так Мы внушили тебе (Мухаммад) через откровение Коран на арабском языке, чтобы ты предупреждал (жителей) Матери городов (Мекки) и тех, кто вокруг (остальных людей). И чтобы ты предупреждал (их о печальной участи неверующих) в день Собрания, в котором нет сомнения. Часть людей (окажется) в Раю, а часть — в Аду.
ТАФСИР (Толкование):
7
ПЕРЕВОД:
8. Если бы Аллах захотел, то сделал бы их одной общиной (верующих). Но Он вводит в Свою милость, кого пожелает. И нет несправедливым (неверующим) ни покровителя, ни помощника (кто защитил бы их от наказания).
ТАФСИР (Толкование):
8
ПЕРЕВОД:
9. Неужели они нашли себе покровителей и помощников вместо Него?! Аллах — Покровитель (верующих). Он оживляет мертвых, и Он способен на все.
ТАФСИР (Толкование):
Ибн Касир пишет:
«Всевышний Аллах порицает здесь язычников за поклонение идолам и сообщает, что Он — единственный Покровитель и нельзя поклоняться никому, кроме Него»[1].
[1] Ибн Касир, 6/541.
9
ПЕРЕВОД:
10. Если вы в чем-то расходитесь во мнениях (с неверующими), то оставьте решение Аллаху (который разрешит все споры между людьми в Судный день). Скажи (им): «Это — Аллах, мой Господь! Только на Него я полагаюсь и к Нему обращаюсь».
ТАФСИР (Толкование):
10
ПЕРЕВОД:
11. (Он —) Творец небес и земли. Он создал для вас пару из вас самих, а также животных (Он сделал) парами. Так Он увеличивает ваше число. Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий.
ТАФСИР (Толкование):
«Нет никого подобного Ему»
Имам аль-Куртуби пишет:
«Таухид — это вера в Сущность, не похожую на другие сущности, но и не лишённую качеств (атрибутов).
Аль-Васыти сказал:
«Нет сущности, подобной Его Сущности. Нет имени, подобного Его имени. Нет действия у кого-либо другого, подобного Его действию. Нет ни у кого атрибута, подобного Его атрибутам. Сходство (между атрибутами Аллаха и качествами творений) только в названии. Его Пречистая Сущность превыше того, чтобы иметь изменяющиеся качества. И у творений не может быть предвечных атрибутов. Все это — убеждения людей Истины, Ахлю-с-Сунна валь-джамаʼа»»[1].
[1] Куртуби, 18/450.
11
ПЕРЕВОД:
12. Ему принадлежат ключи (сокровищ) небес и земли (дождя и урожая). Он увеличивает пропитание кому пожелает или уменьшает (в качестве испытания). Он знает обо всем.
ТАФСИР (Толкование):
12
ПЕРЕВОД:
13. Он установил для вас в религии (законы), которые завещал (соблюдать) Нуху (он был первый пророк, кому был дан шариат), и те, что Мы внушили тебе в откровении, и те, что Мы завещали (соблюдать) Ибрахиму, Мусе и Исе. «Выполняйте (установления) религии и не разделяйтесь в ней». Тяжело для язычников то, к чему ты (Мухаммад) призываешь их. Аллах выбирает для Себя, кого пожелает, и наставляет (на путь) к Себе того, кто обращается к Нему.
ТАФСИР (Толкование):
«Выполняйте (установления) религии»
Имам Насафи пишет:
«Религии Ислам, которая заключается в исповедовании Единобожия и признании обязанности подчиняться Всевышнему Аллаху, а также в вере во всех посланников, во все Писания, в Судный день и другие аспекты веры, исповедание которых делает человека мусульманином. Здесь не имеются в виду различные шариаты, о которых сказано в аяте:
لِكُلٍّ جَعَلْنَا مِنكُمْ شِرْعَةً وَمِنْهَاجًا ۚ
«Каждой (общине) из вас Мы определили закон (шариат) и путь (ведущий к Аллаху)[1]»»[2].
«И не разделяйтесь в ней»
Имам Насафи пишет:
«Не разделяйтесь в религии. Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не разделяйтесь! Единство — это милость, а разделение — наказание»»[3].
Ибн Касир пишет:
«Всевышний Аллах завещал всем пророкам единство и запретил разногласия и разделение»[4].
«Аллах выбирает для Себя, кого пожелает, и наставляет (на путь) к Себе того, кто обращается к Нему»
Ибн Касир также пишет:
«Аллах предопределяет истинный путь для тех, кто его заслужил, и предписывает заблуждение тем, кто сам выбрал его вместо истинного пути»[5].
13
ПЕРЕВОД:
14. Они незаконно разделились только после того, как к ним пришло знание (о Единобожии). И если бы не было раньше решения твоего Господа об отсрочке (наказания) до установленного срока (до Судного дня), то их спор был бы уже решен (их бы уже в этой жизни постигла кара). Поистине, унаследовавшие Книгу после них (иудеи и христиане) сомневаются в нем (в Мухаммаде (да благословит его Аллах и да приветствует) или «в ней», то есть в своей Книге и своей религии).
ТАФСИР (Толкование):
Ибн Касир пишет: «Они «сомневаются», то есть они не исповедуют свою религию с убежденностью, но лишь слепо следуют своим предкам без довода»[1].
Таким образом, противостояние этих язычников с пророками и их призывом было основано на слепом следовании предкам, а такое слепое следование не может давать уверенность и убеждённость — только сомнения.
[1] Ибн Касир, 6/543.
14
ПЕРЕВОД:
15. Поэтому проповедуй (единобожие, о Мухаммад) и следуй прямым путем, как тебе было приказано. Не следуй их прихотям и говори: «Я уверовал в то, что Аллах ниспослал из Книги, и мне приказано относиться к вам справедливо. Аллах — наш Господь и ваш Господь. Нам — наши поступки, а вам — ваши поступки (и каждый получит воздаяние за свои дела). Не нужно спорить нам с вами (больше). Аллах соберет всех нас (в Судный день для отчета), и к Нему — возвращение».
ТАФСИР (Толкование):
Имам Насафи пишет:
««Поэтому» — то есть из-за разделения неверующих на группы»[1].
«Следуй прямым путем»
Имам аль-Куртуби пишет:
«Это обращение к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) Катада прокомментировал так: «Будь стойким в деле Аллаха». Суфьян же сказал: «Следуй стойко Корану». Ад-Даххак сказал: «Будь стойким в донесении послания»»[2].
«Не следуй их прихотям»: не обращай внимания на тех, кто не согласен с тобой[3].
«Нам — наши поступки, а вам — ваши поступки»
Ибн Аббас и Муджахид сказали:
«Это обращение к иудеям. Иными словами, вам — ваша религия, а нам — наша»[4].
«Не нужно спорить нам с вами»
Имам Насафи пишет:
«Потому что истина уже проявилась, и вы были ею побеждены., так что нет нужды в дальнейших спорах»[5].
Некоторые ученые сказали, что этот аят был ниспослан про аль-Валида ибн аль-Мугира, который предложил половину своего имущества Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), если тот вернется к религии курайшитов[6].
15
ПЕРЕВОД:
16. Доводы тех, кто спорит о (религии) Аллаха (и его Пророке), тогда как (верующие) ответили Ему (на Его призыв), безосновательны (ложны) для их Господа. Гнев Его (пал) на них! Им — тяжелое наказание!
ТАФСИР (Толкование):
«Кто спорит…»
Речь идет о язычниках[1].
«Ответили Ему (на Его призыв)»: после того как они ответили Ему и приняли Ислам, язычники спорят с ними, желая вернуть их обратно в религию невежества, о чем сказано в другом аяте:
وَدَّ كَثِيرٌ مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَوْ يَرُدُّونَكُمْ مِنْ بَعْدِ إِيمَانِكُمْ كُفَّارًا حَسَدًا مِنْ عِنْدِ أَنْفُسِهِمْ مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمُ الْحَقُّ ۖ
«Многие из людей Писания хотели бы вернуть вас в неверие после того, как вы уверовали. Это — от зависти, (которая появилась) в их душах после того, как им стала ясна истина»[2].
Иудеи и христиане говорили мусульманам: «Наше Писание было раньше вашего, а наши пророки были до ваших пророков. Поэтому мы лучше вас и ближе к истине»[3].
16
ПЕРЕВОД:
17. Аллах ниспослал Книгу с истиной и Весы. Откуда тебе знать, быть может, Час (Судный день) близок!
ТАФСИР (Толкование):
Имам аль-Куртуби пишет:
«Некоторые ученые сказали, что «весы» в аяте — это справедливость. Таково мнение Ибн Аббаса и большинства толкователей. Справедливость называется весами, потому что весы — это инструмент точного, справедливого взвешивания. Некоторые сказали, что слово «весы» означает (религиозные) обязанности человека.
Катада же сказал:
«Это справедливые весы, которые будут взвешивать (в Судный день) деяния согласно установленным повелениям и запретам»[1].
[1] Куртуби, 18/458.
17
ПЕРЕВОД:
18. Торопят его (Судный день, только) те, кто не верит в него. Верующие же опасаются его, зная, что он — истина. Поистине, спорящие о Часе на самом деле далеко (ушли) от истины.
ТАФСИР (Толкование):
Имам аль-Куртуби пишет:
«Они торопят его с насмешкой, потому что считают, что Судного дня не будет»[1].
Ибн Касир пишет:
«Верующие же не сомневаются, что Судный день — истина. Они готовы к нему, совершая праведные поступки»[2].
«Далеко (ушли) от истины»
Имам Ибн Касир пишет:
«То есть они — явные невежды, потому что Тот, Кто смог создать небеса и землю, сможет и воскресить умерших»[3].
И Всевышний Аллах сказал в другом аяте:
وَهُوَ الَّذِي يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَهُوَ أَهْوَنُ عَلَيْهِ ۚ وَلَهُ الْمَثَلُ الْأَعْلَىٰ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Он — Тот, кто дает начало творениям, а затем воссоздает их. И это для Него не сложнее. У Него — высочайшие качества на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый»[4].
18
ПЕРЕВОД:
19. Аллах добр к Своим рабам (и праведным, и грешным, верующим и неверующим) и наделяет пропитанием, кого пожелает. Он — Всесильный, Могущественный.
ТАФСИР (Толкование):
Милость Всевышнего к неверующим и грешникам заключается уже в том, что Он наделяет их благами и не уничтожает сразу же после ослушания.
Всевышний Аллах говорит в другом аяте:
وَمَا مِن دَابَّةٍ فِي الْأَرْضِ إِلَّا عَلَى اللَّـهِ رِزْقُهَا وَيَعْلَمُ مُسْتَقَرَّهَا وَمُسْتَوْدَعَهَا ۚ كُلٌّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ
«Пропитание каждого живого существа на земле установлено Аллахом. Аллах знает их место пребывания и место хранения (от утробы матери до воскрешения из могилы). Все это записано в Ясной Книге (Сохраненной книге — Ляух аль-Махфуз)»[1].
[1] Коран, 11:6.
19
ПЕРЕВОД:
20. Кто (совершая благие дела) желает (этим получить) блага вечной жизни, тому Мы увеличим эти блага (увеличивая награду за дела десятикратно и более). А кто желал благ земной жизни, тому Мы дадим их, но для него нет доли в жизни вечной.
ТАФСИР (Толкование):
«А кто желал благ земной жизни»: кто стремился через имущество, которое было даровано ему Аллахом, к власти и другим запретам, те не будут лишены мирских благ, но их не ждет успех в вечной жизни[1].
[1] Куртуби, 18/462.
20
- Мекканская сура
- 53 аятов
- 25 джуз
- в порядке ниспосылания - 62
Комментарии: 4
Правила форума