Сура «Аль–Ахзаб»
ПЕРЕВОД:
21. Для вас в Посланнике Аллаха — прекрасный пример, для тех, кто надеется на Аллаха и Судный день и поминает Аллаха много (и часто).
ТАФСИР (Толкование):
В контексте речи про лицемеров и войну этот аят служит напоминанием для них, чтобы они брали пример с Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует). Однако вне этого контекста это универсальное указание для верующих во всем неукоснительно следовать Сунне Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).
21
ПЕРЕВОД:
22. Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это — то, что обещал нам Аллах и Его Посланник (они обещали испытание, а затем победу). Аллах и Его Посланник сказали правду». Это только увеличило в них веру и покорность (Аллаху).
ТАФСИР (Толкование):
22
ПЕРЕВОД:
23. Среди верующих есть мужчины, которые верны договору, заключенному с Аллахом. Среди них есть и те, кто уже выполнил обещанное (пожертвовали жизнью на пути Аллаха), и есть те, кто еще ждет (этого). Они ни в чем не изменят (обещанию).
ТАФСИР (Толкование):
23
ПЕРЕВОД:
24. (Это происходит для того) чтобы Аллах воздал правдивым за их правдивость и наказал лицемеров, если пожелает (этого), или принял их покаяние. Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий.
ТАФСИР (Толкование):
24
ПЕРЕВОД:
25. Аллах вернул неверующих (союзников) в ярости (обратно). Они не получили (ничего) хорошего. Аллах избавил верующих от сражения. Аллах — Сильный, Могущественный.
ТАФСИР (Толкование):
Сокрушительный ветер обрушился на неверующих, и они лишились победы. Битва в итоге толком и не началась, не считая отдельных маленьких стычек.
25
ПЕРЕВОД:
26. Он вывел тех людей Писания, которые помогали им (союзникам), из их крепостей и вселил в их сердца страх. Одну их часть вы убили, а другую взяли в плен.
ТАФСИР (Толкование):
Иудеи из племени Курайза, нарушив мирный договор с мусульманами, присоединились к союзу неверующих. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) велел наказать их за вероломство: все мужчины были казнены, а женщины и дети взяты в плен.
26
ПЕРЕВОД:
27. Аллах передал вам их землю, дома и имущество, а также землю, по которой вы даже не ходили. Аллах — Всемогущий.
ТАФСИР (Толкование):
Все имущество бану Курайза перешло к мусульманам.
«Землю, по которой вы даже не ходили»: речь идет о Хайбаре и обо всех землях, завоеванных мусульманами впоследствии.
27
ПЕРЕВОД:
28. О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы хотите земной жизни и ее красот, то придите, и дам вам желаемое (развод) и отпущу с миром.
ТАФСИР (Толкование):
28
ПЕРЕВОД:
29. Но если вы стремитесь к Аллаху (желаете Его довольства), к Его Посланнику и к вечной жизни (в Раю), то Аллах приготовил благодетельным среди вас великую награду».
ТАФСИР (Толкование):
Когда был ниспослан этот аят, мусульмане контролировали практически весь Аравийский полуостров. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) стал главой большого государства. Видя это, некоторые из жен Пророка попросили увеличить им содержание, а также подарить кое-что из украшений. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) огорчился, услышав подобную просьбу, и принял решение не приближаться к своим женам в течение месяца, и среди сподвижников пошли слухи о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) разводится со своими женами. В связи с этим Умар (да будет доволен им Аллах) пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), чтобы выяснить правду. Затем Умар, обратившись к людям, ждавшим перед дверью, громким голосом сказал:
«Посланник Аллаха не разводится со своими женами!»
И тогда Всевышний Аллах ниспослал этот аят, известный как «аят ат-тахйир» («аят выбора»). В то время у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) было девять жен, пять из которых были из племени Курайш. Каждой из них он прочитал этот аят, начав со своей самой любимой жены Аиши (да будет Аллах ею доволен). Когда же все они выбрали Аллаха, Его Посланника и вечную жизнь, на его благословенном лице появилась радость1.
1 «Куран-и-Меджид».
29
ПЕРЕВОД:
30. О жены Пророка! Если кто из вас совершит явный грех, ей будет удвоено наказание (относительно прочих женщин). Это для Аллаха легко.
ТАФСИР (Толкование):
От Ибн Аббаса передается, что «явный грех» в аяте означает «непослушание мужу и дурной нрав»1.
Отсюда мы видим, что высокая степень и привилегии предполагают повышенную ответственность.
1 Сафват ат-тафасир, 2/523.
30
ПЕРЕВОД:
31. А ту из вас (жены Пророка), которая будет покорна Аллаху и Его Посланнику и будет совершать благие дела, Мы одарим двойной наградой. Мы приготовили для нее щедрый удел (в Раю).
ТАФСИР (Толкование):
«Мы одарим двойной наградой…»: одна награда за проявленную богобоязненность и совершенные благодеяния, а другая — за покорность Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) в период совместной жизни с ним и другие проявленные качества хорошей супруги.
31
ПЕРЕВОД:
32. О жены Пророка! Вы не такие, как любая другая женщина. Если вы боитесь Аллаха, то не говорите мягко (с посторонними мужчинами), чтобы не возжелал вас тот, в чьем сердце болезнь (лицемерие). Говорите с ними, как установлено (Шариатом).
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах, обращаясь к женам Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), говорит им, что они лучше, достойнее и выше степенью перед Ним, чем все остальные женщины.
Имам аль-Куртуби пишет:
«Но превосходство это устанавливается при условии проявления богобоязненности. И Аллах даровал им ее благодаря близости к Своему Посланнику, предводителю всех пророков»1.
Это утверждение имеет общий характер и не означает, что все жены Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) лучше всех без исключения женщин. В других аятах и хадисах говорится о превосходстве и высокой степени Марьям, Асии (жены Фараона), Фатимы, дочери Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Все жены Пророка относятся к числу лучших женщин мира наряду с другими женщинами, упомянутыми в иных достоверных шариатских текстах2.
Затем в аяте следует повеление Аллаха: если женам Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), а также остальным мусульманкам, придется разговаривать с посторонними мужчинами (немахрамами), им следует избегать мягкости интонаций, естественно присущих женскому голосу, то есть говорить сдержанней и собранней. Здесь же указана и причина запрета: мягкость интонаций может вызвать у тех, в чьем сердце недуг вроде лицемерия, склонности к порокам и т. п., влечение к этим женщинам. Человек даже может быть искренне верующим, а вовсе не лицемером, но по слабости веры и склонности к греху тяготеть к запретному общению с противоположным полом. Учитывая это, необходимо принимать все возможные меры, для пресечения путей к запретному. После ниспослания этого аята некоторые из жен Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) говорили с посторонними мужчинами, прижав руку к губам, чтобы изменить тембр голоса3.
«Говорите с ними, как установлено», — то есть сдержанно и так, чтобы не вызывать к себе излишнего внимания мужчин.
32
ПЕРЕВОД:
33. Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как во времена джахилии, выстаивайте намаз, выплачивайте закят и подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает удалить от вас все скверное, о семья Пророка, и очистить вас (от всего дурного) полностью.
ТАФСИР (Толкование):
Следующее важное постановление Шариата касается хиджаба женщин. Хиджаб в широком смысле — это не просто одежда женщины, закрывающая ее тело от посторонних взглядов, это образ жизни верующей мусульманки в целом — манера вести себя, разговаривать, проводить большую часть времени дома, а, выходя по необходимости, закрываться от посторонних мужчин.
«Не наряжайтесь так, как во времена джахилии»: не выставляйте свою красоту напоказ перед посторонними, как поступали женщины до Ислама.
Имам Ибн Касир пишет, что в этом аяте Всевышний Аллах сначала запрещает женщинам дурное, а затем повелевает совершать благое: своевременно и полноценно выполнять намаз, выплачивать закят и всецело подчиняться повелениям Аллаха и Его Посланника1.
«Аллах желает удалить от вас все скверное, о семья Пророка, и очистить вас (от всего дурного) полностью»: эти слова Всевышнего адресованы женам Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), однако смысл их, как отмечает имам Ибн Касир, более общий и включает в себя весь род Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует)2.
33
ПЕРЕВОД:
34. Вспоминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости (сунны Пророка). Поистине, Аллах знает итог всего, знает обо всем.
ТАФСИР (Толкование):
Этот аят также обращен к женам Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): не забывайте все, что вы видели, слышали от Посланника Господа, и практикуйте это знание. Поистине, Всевышний Аллах знает, в чем польза для Его рабов в обоих мирах, и по Своей бесконечной Милости передал им верное руководство в Коране и пречистой Сунне. Затем Всевышний Аллах напоминает людям, что в плане отчета и воздаяния в Судный день мужчины и женщины равны. Господь говорит:
34
ПЕРЕВОД:
35. Поистине, мусульманам и мусульманкам, верующим мужчинам и верующим женщинам, всегда покорным (Аллаху) мужчинам и женщинам, правдивым мужчинам и правдивым женщинам, терпеливым мужчинам и терпеливым женщинам, скромным мужчинам и скромным женщинам, выплачивающим (обязательный закят) мужчинам и женщинам, постящимся мужчинам и постящимся женщинам, хранящим целомудрие мужчинам и женщинам, а также многократно (и часто) поминающим Аллаха мужчинам и женщинам Аллах приготовил прощение и огромную награду.
ТАФСИР (Толкование):
Верующим, покорным Аллаху и Его Посланнику мужчинам и женщинам, выполнявшим при жизни все религиозные обязанности и остерегавшимся запретного, Господь миров обещает прощение и награду в будущей жизни. А обещания Аллаха непременно исполнятся.
35
ПЕРЕВОД:
36. Для верующего мужчины и верующей женщины, когда Аллах и Его Посланник вынесли решение о (каком-либо) деле, нет выбора (принимать или нет это решение) в этом деле. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот, без сомнения, сбился с (истинного) пути.
ТАФСИР (Толкование):
Не разрешено мусульманам: как мужчинам, так и женщинам — руководствоваться в любых своих делах чем-то, помимо законов и установлений Шариата, если по этому вопросу существует решение Шариата.
Имам Ибн Касир пишет:
«Этот аят имеет общий характер и касается абсолютно всех дел и ситуаций. Если по какому-любо вопросу существует решение Аллаха и Его Посланника, нельзя действовать в противоречии с эти решением. Выбор (как ему поступить, у мусульманина) есть только в тех вопросах, по которым нет шариатского решения»1.
В этом и нескольких следующих аятах речь идет о конкретном событии, произошедшем при Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Зейд ибн Хариса был рабом, которого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) купил, а затем усыновил. Согласно обычаям арабов доисламской эпохи, приемный сын получал те же права, что и родной, поэтому Зейда стали называть сыном Мухаммада (Зейд ибн Мухаммад). С приходом Ислама Всевышний Аллах запретил такую практику, повелев относить сыновей к своим родным отцам. Об этом мы говорили выше в комментариях к этой суре2. Зейд ибн Мухаммад вновь стал Зейдом ибн Харисой.
Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) захотел женить его на Зейнаб бинт Джахш, которая была дочерью его тети, она и ее брат Абдуллах ибн Джахш (да будет Аллах доволен ими всеми) прохладно отнеслись к этому предложению. Они полагали, что Зейд и Зейнаб не равны друг другу. Затем был ниспослан этот аят, в итоге все они выразили довольство этим браком3.
36
ПЕРЕВОД:
37. И ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду ибн Харисе): «Удержи свою жену и побойся Аллаха». Ты скрыл то, что Аллах раскроет. Ты опасался людей, но опасаться следует Аллаха. Когда же Зейд исполнил свое желание (и развелся с женой), Мы женили тебя на ней, чтобы у верующих не было затруднений относительно жен своих приемных сыновей после того, как они полностью разведутся с ними. Повеление Аллаха (всегда) исполняется!
ТАФСИР (Толкование):
По словам Умара, Ибн Масʼуда и Аиши (да будет Всевышний ими доволен), для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не было более тяжелого Откровения, чем этот аят. Дело обстояло так: Зейд много раз приходил к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) с просьбой развести его с Зейнаб. На вопрос Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) о причине такого желания Зейд ответил:
«Я не видел в ее поведении ничего неправильного. Однако она ведет себя немного высокомерно из-за своего (высокого) происхождения и задевает мою честь своими словами».
В это время Всевышний Аллах сообщил Своему Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует), что в скором времени Зейд разведется со своей женой и что Он сделает ее его женой. Спустя некоторое время Зейд, снова поругавшись с женой, пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) просить разрешения на развод. Однако Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), беспокоясь о том, что люди могут выйти из религии, сказав:
«Мухаммад женился на бывшей жене своего сына», — решил выждать некоторое время до прихода по этому поводу Откровения.
Поэтому он скрыл то, что сообщил ему Аллах, сказав Зейду:
«Бойся Аллаха! И не разводись с женой».
Всевышний Аллах же ниспослал ему в Откровении:
«Ты должен был без промедления сообщить об этом Зейду», — мягко указав этим на ошибку в его решении (иджтихаде) не сообщать решение Аллаха сразу.
Таким образом, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) утаил лишь то, что Зейнаб станет его женой1.
«Повеление Аллаха (всегда) исполняется»: Всевышний Аллах пожелал, чтобы Зейд развелся с Зейнаб (да будет Аллах ими доволен) и она стала женой Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Его Воля и решение всегда исполняются — ничто не могло помешать им исполниться!
Зейд (да будет Аллах им доволен) — единственный сподвижник, названный в Священном Коране по имени. Некоторые ученые объяснили мудрость этого так: когда решением Аллаха он перестал считаться сыном Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), он лишился тем самым большой чести. Всевышний Господь компенсировал ему это лишение, назвав его по имени2.
37
ПЕРЕВОД:
38. На Пророке нет греха в том, к чему обязал его Аллах. Таково было установление Аллаха для тех (пророков), кто был раньше. Повеление Аллаха — это установленное предопределение.
ТАФСИР (Толкование):
Нет ничего плохого в том, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) выполнял установленное для него одного решение Всевышнего Аллаха, согласно которому ему разрешалось иметь одновременно больше четырех жен.
Ад-Даххак передает, что иудеи стали критиковать Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) за то, что он женился несколько раз. Тогда Всевышний Аллах ниспослал слова:
«Таково было установление Аллаха для тех (пророков), кто был раньше», — то есть пророки, которых иудеи почитают: Дауд, Сулейман и другие (мир им) — имели еще больше жен, чем Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует)1.
«Повеление Аллаха — это установленное предопределение», — и ничто во вселенной не может отменить или изменить Его решение.
1 Сафват ат-тафасир, 2/528.
38
ПЕРЕВОД:
39. Они довели (до людей) послания Аллаха. Они боялись Его и не боялись никого, кроме Аллаха. Достаточно того, что Аллах потребует (с творений) отчета.
ТАФСИР (Толкование):
В этом аяте Всевышний Аллах восхваляет Своих пророков и посланников (мир им всем) и говорит, что только Он будет в Судный день требовать отчет от Своих рабов за все их слова и поступки. Поэтому нет никакого смысла бояться кого-либо, кроме Него.
39
ПЕРЕВОД:
40. Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужчин. Но он — Посланник Аллаха и Печать пророков. Аллах знает обо всем.
ТАФСИР (Толкование):
«Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужчин»: у нашего господина Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) нет взрослых сыновей.
Следовательно, он — не отец Зейда ибн Харисы, поэтому нет никаких проблем в том, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) женился на бывшей жене последнего. Мы знаем, что все три сына Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) умерли в младенчестве, поэтому Всевышний говорит:
«не отец кого-либо из ваших мужчин».
Толкователи Корана пишут, что на момент ниспослания этого аята Касим и Абдуллах уже умерли, а Ибрахим еще не родился1.
«…Печать пророков»: как пишет имам аль-Алюси, из этого аята следует, что после Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) пророков больше не будет. Соответственно, приход Исы (мир ему) перед концом света не противоречит этому положению. Он был удостоен пророчества задолго до Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует). Иса (мир ему) придет второй раз не как новый пророк, а как последователь нашего господина Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует)2.
40
- Мединская сура
- 73 аятов
- 21, 22 джуз
- в порядке ниспосылания - 90
Сура «Аль-Ахзаб» («Военные союзники») — мединская сура. Большая ее часть посвящена личности нашего любимого Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует).
Комментарии: 1
Правила форума