Сура «Аль-Маида»
ПЕРЕВОД:
81. А вот если бы они уверовали в Аллаха, Пророка (Мухаммада) и в то, что было ниспослано ему (Коран), то не стали бы брать их (язычников) себе в (близкие) друзья. Однако многие из них — грешники.
ТАФСИР (Толкование):
81
ПЕРЕВОД:
82. Ты обязательно увидишь, что самые непримиримые враги верующих — это иудеи и язычники. И ты обязательно увидишь, что ближе всех к любви по отношению верующим те, кто говорит: «Мы — христиане».
Это — потому что среди них есть священники (которые заняты получением знаний и поклонением) и монахи (которые отвернулись от мирской жизни и ушли в монастыри) и потому что они (в отличие от иудеев) не высокомерны.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний описывает поразительную упорность иудеев и то, как им трудно принять истину, и мягкость христиан и их обращенность к Исламу. Так, иудеев и язычников роднит общая ненависть к верующим, но в них даже больше ненависти, и поэтому в аяте они названы первыми».
82
ПЕРЕВОД:
83. Когда они слышат (от сподвижников) ниспосланное Посланнику (аяты Корана), ты видишь, как их глаза наполняются слезами от истины, которую они (легко) узнают (поскольку она была им известна и до того из их книг). Они говорят: «Господи! Мы уверовали (в Коран, который мы услышали, и в Пророка Мухаммада, который его принес). Запиши же нас в число засвидетельствовавших (истинность Ислама).
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах объяснил в этом аяте, что из неверных больше всего ненавидят мусульман и враждуют с ними иудеи, а близки к ним в ненависти язычники»[2].
83
ПЕРЕВОД:
84. Что нам мешает уверовать в Аллаха и в истину, пришедшую нам? Ведь мы страстно желаем, чтобы наш Господь ввел нас (в Рай) вместе с праведниками».
ТАФСИР (Толкование):
«Порицание за отказ от принятия истины, после того как она выявилась, – это форма ее признания».
84
ПЕРЕВОД:
85. Аллах воздал им за их слова (райскими) садами, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково воздаяние благодетельным (тем, кто искренен в вере и поступках).
ТАФСИР (Толкование):
«Это указание на искренность их веры и правдивость их слов. И Всевышний Аллах ответил на их мольбу и исполнил их желание, и именно так происходит с теми, чье намерение искренне и кто обладает убежденностью, – наградой им будет Рай».
85
ПЕРЕВОД:
86. А неверующие, отвергнувшие Наши аяты, – обитатели Ада.
ТАФСИР (Толкование):
«О них сказано сразу после слов про участь верующих, чтобы в одном месте собрать поощрение и предостережение».
86
ПЕРЕВОД:
87. О верующие! Не считайте запретными блага, которые дозволил вам Аллах. Но и не преступайте границы дозволенного (в том, что касается определения дозволенного или недозволенного, а также не проявляйте расточительности и чрезмерности в дозволенном). Поистине, Аллах не любит переходящих границы (установленные Им).
ТАФСИР (Толкование):
87
ПЕРЕВОД:
88. Питайтесь из того, чем Аллах наделил вас — дозволенным и благим. И бойтесь Аллаха, в Которого вы верите.
ТАФСИР (Толкование):
«То есть ешьте и получайте удовольствие от еды, женщин и других дозволенных благ. В аяте упоминается именно еда, потому что это самая большая потребность человека [в его повседневной жизни]».
«На основе подобных аятов и хадисов наши ученые сказали, что это опровергает крайних аскетов и бездельников из числа суфиев, ведь все они отошли от его пути и враждуют с его истиной».
«Никому из мусульман не дозволено запрещать себе ничего из того, что Всевышний Аллах дозволил: ни еду, ни одежду, ни брак, – даже если он боится, что это доставит ему трудности. И поэтому Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил Ибн Маз’уну целибат, и так ясно выводится основа – что нет блага в запрещении того, что дозволил Всевышний Аллах. Благо и праведность – в совершении того, что велел Всевышний Аллах, и того, что делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и что он установил для своей уммы. Этого же придерживались истинные имамы. И, так как путь Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) – лучший из путей, становится ясно, что будет ошибкой носить шерстяную и грубую одежду вместо одежды из хлопка, когда есть возможность, и намеренно есть грубую и простую пищу или отказываться от мяса и других продуктов из страха, что это усилит влечение к женщинам.Если кто-то подумает, что благо – не в этом, а в том, чтобы носить грубую одежду и все, кроме предметов первой необходимости, раздавать бедным, то он ошибается, потому что лучше всего для человека в первую очередь заботиться о себе и обзавестись тем, что поможет ему поклоняться своему Господу. А нет ничего более вредного для тела, чем плохая еда, потому что она плохо влияет на разум и ослабляет части тела, посредством которых человек должен поклоняться Всевышнему Аллаху»[4].
88
ПЕРЕВОД:
89. Аллах не взыщет с вас за ненамеренные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили намеренными клятвами. Искупление (намеренной клятвы в случае ее нарушения) — накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет (ничего из этого), тот пусть постится три дня. Таково искупление ваших клятв, если вы (намеренно) поклялись (и нарушили клятву). Соблюдайте свои клятвы! Таким образом Аллах объясняет вам Свои знамения, чтобы вы были благодарны (Всевышнему).
ТАФСИР (Толкование):
«Ученые единогласно считают, что нарушивший клятву может выбрать одну из трех названных вещей: освободить раба, или накормить десятерых бедняков, или одеть их».
«Ученые разошлись во мнениях насчет причины ниспослания этого аята. Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) передает, что когда люди запретили себе вкусную еду, хорошую одежду и брак, то поклялись в этом, а когда был ниспослан аят: «Не считайте запретными блага, которые дозволил вам Аллах» (аят 87), – то они спросили: «А что нам делать с нашими клятвами?» И потом был ниспослан этот аят»[5].
89
ПЕРЕВОД:
90. О верующие! Поистине, вино, азартные игры, идолы и гадальные стрелы — это мерзость из дел шайтана. Избегайте этого, чтобы преуспеть.
ТАФСИР (Толкование):
«Большинство ученых, опираясь на запрет винопития, отрицательное отношение к нему в Шариате и указание на то, что это скверна, пришло к выводу, что оно считается нечистым (наджаса)».
«Любое развлечение, малое количество которого ведет к большому, сеет вражду и противостояние между участниками и отдаляет от поминания Аллаха, подобно распитию вина и будет тоже запретным»[2].
«Повеление отстраняться от вина означает полное отстранение, так что от вина не получают никакой выгоды: ни через питье, ни через продажу и так далее»[4].
««О верующие!» — это обращение ко всем верующим, чтобы они отказались от всех перечисленных вещей, поскольку эти вещи и дела были обыкновенными в эпоху невежества, и поэтому они стали повсеместно распространены, и эти вещи остались в сердцах даже некоторых из верующих»[7].
90
ПЕРЕВОД:
91. Поистине, шайтан желает ввергнуть вас во вражду и (взаимную) ненависть посредством вина и азартных игр и помешать вам поминать Аллаха и (совершать) намаз. Неужели вы не перестанете?
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах назвал два бедствия, которые связаны с вином: одно касается мирского, а другое – вечного.Что касается мирского, то вино приводит к вражде и сопряжено со злом. В итоге разрушаются отношения между людьми. А что касается азартных игр, то человек так увлеченно погружается в них и так много вкладывает в это денег, что в итоге остается банкротом и, не останавливаясь на этом, проигрывает даже деньги своих родных и детей.Что же касается религиозных бедствий, вино вводит человека в состояние чрезмерной радости и опьянения, так что он становится беспечным: не поминает Аллаха и не читает намаз. Азартные игры в любом объеме всегда отдаляют сердце человека от поминания Аллаха».
91
ПЕРЕВОД:
92. Будьте покорны Аллаху, будьте покорны Посланнику и остерегайтесь (неповиновения им)! Но если вы отвернетесь (откажетесь от подчинения им), то знайте (что вы не причините никакого вреда ни Аллаху, ни Посланнику, потому), что обязанность Нашего Посланника — только ясное донесение (откровения до людей).
ТАФСИР (Толкование):
«То есть это предостережение от Всевышнего Аллаха, Который говорит: «Если вы отвернетесь от Моих повелений и запретов, то Я приготовлю Свое наказание и Свой гнев»».
«И, как становится понятно, это крайняя форма устрашения, где Всевышний говорит, что наказание будет от Того, Кто посылает посланника, а не от самого посланника».
92
ПЕРЕВОД:
93. Нет греха на верующих, совершавших благие дела, за то, чем они питались (до запрета), если они остерегались (других запретов), верили (проявляя стойкость в вере) и совершали благие дела. А затем (после запрета на опьяняющие напитки и азартные игры) они остерегались (запретного) и верили (в запретность этого). А после этого они стали (еще более) богобоязненны и совершали благодеяния. Аллах любит благодетельных.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний повторил трижды повеление быть богобоязненными, усиливая его. И некоторые сказали, что первая степень – это отстранение от многобожия (ширк), вторая – от грехов, а третья – от всего, в чем нет пользы, из страха совершить что-то запретное».
93
ПЕРЕВОД:
94. О верующие! Аллах обязательно испытает вас добычей, которую вы приобретете руками и копьем (хотя вы будете в ихраме), чтобы (проверить, станете ли вы ловить ее, и чтобы) Аллах выявил тех, кто (в действительности) боится Его, не видя Его. А кто перейдет границы (дозволенного) после этого (охотясь, будучи в ихраме), тому — болезненное наказание.
ТАФСИР (Толкование):
«Этот аят был ниспослан в год Худайбиййи, когда Всевышний Аллах испытал их тем, что дичь стала доступна для них, даже если бы они охотились руками или копьями, когда находились в состоянии ихрама».
«Арабы жили охотой и получали от нее огромное удовольствие, и в их поэзии это красочно описано».
94
ПЕРЕВОД:
95. О верующие! Не убивайте добычу (на охоте), будучи в ихраме. Кто из вас убьет ее преднамеренно, наказание тому — (забить) животное из (домашнего) скота, подобное тому (животному), что он убил (на охоте. Затем нужно раздать мясо этого животного неимущим.) И пусть рассудят его (о выбранной для заклания жертве) двое праведных мужчин из вас (мусульман), и эта жертва должна достичь Каабы (животное должно быть забито на территории Харама).
(Если нет возможности найти и зарезать животное) искуплением будет накормить неимущих или поститься равное количество дней (один день поста за мудд еды), чтобы он осознал греховность своего поступка. Аллах простил (вам) то, что было раньше (до запрета), но если кто-то повторит это, то Аллах накажет его. Аллах — Могущественный, Наказывающий (грешников).
ТАФСИР (Толкование):
«Это обращение к каждому мусульманину: как к мужчинам, так и к женщинам, – и этот запрет служит испытанием, о котором сказано выше»[1].
«По нашему мнению[2], дичь, убитая человеком в состоянии ихрама, не дозволена, потому что Всевышний Аллах запретил человеку убивать дичь в состоянии ихрама. Имам аш-Шафии сказал, что эта дичь будет дозволенной».
«Всевышний Аллах говорит о тех, кто совершил это намеренно, и не упоминает тех, кто совершил это по забывчивости или по ошибке. Намеренное совершение – это намеренная охота, когда человек знает о состоянии ихрама. Ошибка – это когда тот, кто целился во что-то другое, попал в дичь. А забывшим считается тот, кто намеренно охотился, но забыл, что находится в состоянии ихрама»[3].
«Всевышний Аллах перечислил, что следует совершить тому, кто убил дикое животное. Сначала названо закалывание равнозначного жертвенного животного, затем раздача еды, затем пост. Мазхаб имама Малика и большинства заключается в том, что человек может сам выбрать любой вариант из перечисленных, на что указывает союз «или». По мнению Ибн Аббаса, необходимо соблюдать последовательность»[5].
95
ПЕРЕВОД:
96. Вам разрешена рыбалка и еда, добытая при этом, как лакомство и провизия (добытая) в пути. Но запрещена для вас охота на суше, пока вы в ихраме. Бойтесь Аллаха, ведь к Нему вас соберут (вы предстанете перед Ним для суда).
ТАФСИР (Толкование):
«Ученые разошлись во мнениях насчет того, дозволено ли человеку в состоянии ихрама есть диких животных [если не он сам охотился и не он убил]. Малик, аш-Шафии и их последователи решили, что человек в состоянии ихрама может есть дичь, если не он охотился и не из-за него убили животное, так же полагал имам Ахмад, и это мнение передается от Исхака, и это достоверное мнение, которое передается от Усмана ибн Аффана».
96
ПЕРЕВОД:
97. Аллах создал Каабу — (почетный) Запретный дом, а также запретный месяц (в котором совершается хадж), жертвенных животных (приводимых в Мекку для заклания) и ожерелья (которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных) опорой для людей (для их материальной и духовной пользы). Это — для того, чтобы вы знали, что Аллах знает обо всем, что на небесах, и обо всем, что на земле. Аллах — Всезнающий.
ТАФСИР (Толкование):
97
ПЕРЕВОД:
98. Знайте, что Аллах суров в наказании и что Аллах — Прощающий, Милующий.
ТАФСИР (Толкование):
98
ПЕРЕВОД:
99. На Посланника возложена лишь передача (откровения и объяснение предписаний Ислама людям). Аллах знает обо всем, что вы проявляете, и обо всем, что скрываете.
ТАФСИР (Толкование):
«В этом аяте – увещевание, ведь Всевышний Аллах сообщает, что знает обо всех действиях и состояниях раба, явных и скрытых, и за все будет воздаяние: либо награда, либо наказание».
99
ПЕРЕВОД:
100. Скажи (Мухаммад): «Не сравнятся дурное (запретное) и благое (дозволенное), даже если обилие дурного тебя обрадовало». Бойтесь Аллаха, обладатели разума, чтобы обрести счастье!
ТАФСИР (Толкование):
«Эти слова относятся ко всему: к работе, к делам, к людям, к знаниям и так далее. Скверное из всего этого никак не приведет к счастью, не даст хороший результат, даже если этого будет много, а благое, даже в малом количестве, приведет к хорошему итогу».
«Буквальное значение указывает на то, что «дурным» и «благим» может быть имущество, дело, человек (он может быть праведным, а может быть порочным) и убеждение (есть правильные убеждения, а есть пагубные). И этот аят похож на другой аят:وَالْبَلَدُ الطَّيِّبُ يَخْرُجُ نَبَاتُهُ بِإِذْنِ رَبِّهِ ۖ وَالَّذِي خَبُثَ لَا يَخْرُجُ إِلَّا نَكِدًا ۚ كَذَٰلِكَ نُصَرِّفُ الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَشْكُرُونَ«Хорошая земля дает растения по воле ее Господа (хорошо и обильно), а на плохой земле они растут с трудом (скудно и без пользы). Так Мы объясняем знамения для людей (верующих и) благодарных (Аллаху за Его милости)»[3]».
««Даже если обилие дурного тебя обрадовало»: по форме это обращение к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), но подразумевается умма, потому что Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не может обрадовать изобилие скверны»[4].
100
- Мединская сура
- 120 аятов
- 6, 7 джуз
- в порядке ниспосылания - 112
В этой суре Всевышний продолжает давать верующим наставления относительно различных вопросов религии, таких как вопросы запретной пищи, ритуальной молитвы (намаза), наказания за различные грехи, вопросы хаджа. Также здесь более подробно рассмотрены вопросы, поднятые в предыдущих сурах – приводятся истории предыдущих общин (общин иудеев и христиан), говорится о запретности алкоголя и азартных игр.
И поскольку в прошлых сурах сказано о сделках и договорах, Аллах повелевает верующим тщательно исполнять их договоры.
Предыдущая сура начинается с упоминания силы и могущества Аллаха, данная же сура оканчивается упоминанием силы и могущества Аллаха. Предыдущая сура начинается с описания начала творения, эта же сура оканчивается рассказом о воскресении в Судный день.
Комментарии: 5
Правила форума