لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَٰكِنْ يُؤَاخِذُكُمْ بِمَا عَقَّدْتُمُ الْأَيْمَانَ ۖ فَكَفَّارَتُهُ إِطْعَامُ عَشَرَةِ مَسَاكِينَ مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ أَوْ كِسْوَتُهُمْ أَوْ تَحْرِيرُ رَقَبَةٍ ۖ فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ ۚ ذَٰلِكَ كَفَّارَةُ أَيْمَانِكُمْ إِذَا حَلَفْتُمْ ۚ وَاحْفَظُوا أَيْمَانَكُمْ ۚ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«Аллах не взыщет с вас за ненамеренные клятвы», – то есть те клятвы, которые вы произносите необдуманно и непреднамеренно, например, когда человек без намерения на шариатскую клятву говорит: «Клянусь Аллахом».
«Но взыщет за то, что вы скрепили намеренными клятвами»: будет спрошено за те клятвы и обеты, которые вы давали осознанно и с соответствующим намерением.
«Искупление (намеренной клятвы в случае ее нарушения)
— накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью»: если же вы нарушите шариатскую клятву, то в виде искупления за нарушение клятвы
(каффара аль-ямин) необходимо накормить десять бедняков средней едой, которой человек кормит свою семью, то есть пищей, которой он сам питается и которой не будет брезговать. Так истолковал это Ибн Аббас, а Ибн Умар указывает, что речь идет о хлебе и финиках, а лучшая еда из возможных – это хлеб и мясо
[1].
«Одеть их», – то есть дать им одежду, которой они могли бы закрыть свое тело.
«Или освободить раба», – безвозмездно и ради Аллаха.
Но, из-за того что в наше время нет рабства, этот вид искупления невозможно выполнить.
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» говорит
[2]:
«Ученые единогласно считают, что нарушивший клятву может выбрать одну из трех названных вещей: освободить раба, или накормить десятерых бедняков, или одеть их».
«Кто не сможет, тот пусть постится три дня»: если человек по той или иной причине не сможет выполнить ни один из трех обозначенных видов искупления, то он обязан поститься три дня.
По мазхабу имама Абу Ханифы
[3] и имама Ахмада эти три дня поста необходимо держать подряд.
По мнению же имама аш-Шафии, нет обязанности поститься три дня именно подряд, и человек может держать посты так, как хочет. К этому же мнению склоняется и имам ат-Табари
[4].
«Таково искупление ваших клятв»: описанная процедура – это шариатская форма искупления нарушенной клятвы.
«Соблюдайте свои клятвы»: старайтесь без нужды не произносить клятв, и это толкование Ибн Аббаса. Имам ат-Табари склоняется к мнению, что речь идет о том, что не следует оставлять нарушенные клятвы без искупления.
Имам аль-Куртуби говорит:
«Ученые разошлись во мнениях насчет причины ниспослания этого аята. Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) передает, что когда люди запретили себе вкусную еду, хорошую одежду и брак, то поклялись в этом, а когда был ниспослан аят:
«Не считайте запретными блага, которые дозволил вам Аллах» (аят 87), – то они спросили: «А что нам делать с нашими клятвами?» И потом был ниспослан этот аят»
[5].
И тогда смысл аята такой: «Если вы дали клятву, а затем нарушите ее, искупив вину
(каффара), то за это не будет греха; грех ложится, если нарушить клятву и не искупить вину
(каффара)»
[6].
А еще имам аль-Куртуби
[7] рассказывает о четырех видах клятв, нарушение двух из которых требует искупления, а других двух – не требует.
Первый вид и второй – когда человек, например, говорит: «Клянусь Аллахом, я сделаю то-то», – или: «Клянусь Аллахом, я не сделаю то-то», – а затем поступает противоположно своей клятве, и это требует искупления (каффара).
Третий и четвертый виды – когда человек говорит: «Клянусь Аллахом, я не делал это», – или: «Клянусь Аллахом, я делал это», – не требуют искупления (каффара), хотя, если человек осознанно обманул, ему запишется грех.
Имам аль-Куртуби указывает, что все факихи единогласно считают, что клясться надо именами Всевышнего Аллаха, такими как «Аллах», «Ар-Рахман», «Ар-Рахим» и так далее.
Если же человек поклянется Кораном
[8], то имам Абу Ханифа говорит, что это не будет считаться шариатской клятвой, а имам Ибн аль-Мубарак и Ахмад отмечают, что это будет считаться клятвой. Между саляфами были расхождения насчет того, нежелательно так клясться или нет.
[3] Аль-Любаб, 3/108-109.
Комментарии: 5
Правила форума