Сура «Аль-Кахф»
ПЕРЕВОД:
61. Дойдя до места их слияния, они забыли свою рыбу, и она (рыба) двинулась в путь по морю, будто бы по туннелю.
ТАФСИР (Толкование):
61
ПЕРЕВОД:
62. Когда они миновали (то место), он (Муса) сказал своему слуге: «Подавай нам обед. Мы устали в пути».
ТАФСИР (Толкование):
62
ПЕРЕВОД:
63. Он (слуга) сказал: «Наверное, когда мы остановились возле скалы, я забыл (там) рыбу. Это шайтан заставил меня забыть ее и не вспомнить о ней! А она (рыба) уплыла в море к удивлению (Мусы и его слуги)».
ТАФСИР (Толкование):
63
ПЕРЕВОД:
64. Он (Муса) сказал: «Это (потеря рыбы) — то, чего мы искали (это знак, что мы нашли, кого искали)!» И они вдвоем пошли обратно по своим следам.
ТАФСИР (Толкование):
64
ПЕРЕВОД:
65. Они встретили одного из Наших рабов (это был Хидр), которого Мы одарили Нашей милостью (пророчеством по одному мнению, святостью — по другому) и дали ему от Нас знаний.
ТАФСИР (Толкование):
Имам аль-Бухари передает[1]:
«Ученые разошлись насчет того, жив сейчас Хидр или нет. И многие праведники рассказывают о встрече с ним»[2].
65
ПЕРЕВОД:
66. Муса спросил его (Хидра): «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты обучил меня истинному знанию, которому ты обучен?»
ТАФСИР (Толкование):
«Этот аят указывает, что Муса (мир ему) соблюдал большое количество адабов по отношению к Хидру (мир ему), желая учиться у него.Во-первых, он указал, что следует за ним, словами «последовать за тобой».Во-вторых, он попросил у него разрешения на это следование: «Разрешено ли мне считать себя следующим за тобой?» И это высшая форма скромности.В-третьих, он сказал: «Чтобы ты обучил меня», — а это признание отсутствия знаний и наличия их у учителя.В-четвертых, он сказал: «…которому ты обучен», — то есть он попросил научить его части того, чему учителя научил Аллах, и это тоже указывает на его скромность. Он словно говорит: «Я не прошу, чтобы ты сделал меня подобным себе в знаниях, но прошу тебя дать мне лишь часть своих знаний», — подобно тому как бедный просит у богатого лишь часть имущества.В-пятых, он сказал: «…которому ты обучен», – признавая, что Аллах обучил этому знанию.В-шестых, он просит научить «истинному знанию», то есть это просьба о наставлении на истинный путь, а отсутствие наставления (хидая) — заблуждение и гибель.В-седьмых, «чтобы ты обучил меня истинному знанию, которому ты обучен»: он просит обучить его так же, как тот был обучен Аллахом, то есть это просьба обучить его в виде милости так же, как тот был обучен Аллахом в виде милости. И об этом говорят: «Я раб того, кто обучил меня хотя бы букве».В-восьмых, следование — это повторение действий другого лишь из-за того, что это именно его действия. Мы говорим, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и иудеи говорили то же самое, но мы не следуем им в этом, ведь мы произносим эти слова не потому, что они их говорили, а потому, что у нас есть доказательства, что признавать их значение обязательно. А когда мы совершаем пятикратный намаз так, как его совершал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), то мы поступаем так, потому что так поступал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Поэтому мы следуем здесь за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).Таким образом, его слова «последовать за тобой» указывают, что он совершает нечто лишь потому, что его учитель так делал. Из этого становится ясно, что ученик в начале обучения должен подчиняться учителю без споров и пререканий.В-девятых, слова «последовать за тобой» указывают на следование в общем, без ограничений.В-десятых, на основе сообщений установлено, что Хидр (мир ему) знал, что Муса (мир ему) — это пророк бану Исраиль, что ему был ниспослан Таурат и что с ним Аллах говорил без посредника и выделил его удивительными чудесами (муджиза). И вот человек, наделенный всеми этими величественными качествами, пришел к нему с такой скромностью. Это говорит о том, что он пришел за знаниями в высшей степени серьезно, как ему и подобает, потому что каждый, кто связан со знанием, понимает, что знание — причина его счастья. И от этого он будет еще больше искать его и еще сильнее возвеличивать знающих.В-одиннадцатых, слова: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты обучил меня?» — указывают, что вначале он стал его последователем, а затем уже попросил обучить его. Из этого следует, что вначале идет услужение (хидма) и лишь потом — просьба об обучении.В-двенадцатых, он спросил: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты обучил меня?» — и ничего не попросил за это следование, кроме обучения. Он словно сказал: «Я не прошу у тебя ничего за следование за тобой: ни денег, ни славы. И у меня нет никакой другой цели, кроме поиска знаний»».
66
ПЕРЕВОД:
67. Тот ответил: «У тебя не хватит терпения (находиться) рядом со мной (и учиться у меня).
ТАФСИР (Толкование):
67
ПЕРЕВОД:
68. Разве ты сможешь вытерпеть то, что ты не можешь охватить?»
ТАФСИР (Толкование):
68
ПЕРЕВОД:
69. Он (Муса в ответ) сказал: «Ты увидишь, если Аллах пожелает, я буду терпеливым (он так сказал, потому что не был уверен в своем терпении. Это и есть качество пророков и святых — никогда не надеяться на себя даже на мгновение), и я не ослушаюсь тебя ни в чем».
ТАФСИР (Толкование):
69
ПЕРЕВОД:
70. Он (Хидр) сказал: «Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем (если тебе что-то не понравится, и прояви терпение), пока я сам не объясню тебе». (И Муса (мир ему) принял это условие и согласился.)
ТАФСИР (Толкование):
70
ПЕРЕВОД:
71. Они вдвоем отправились в путь. Когда же они сели на корабль, он (Хидр) сделал в нем пробоину (выдрав одну или две доски из днища). Он (Муса ему тогда) сказал: «Ты сделал пробоину, чтобы утопить людей на нем? Ты совершил ужасный поступок!»
ТАФСИР (Толкование):
71
ПЕРЕВОД:
72. Он (Хидр) сказал: «Я же говорил тебе, что ты не сможешь быть терпеливым рядом со мной».
ТАФСИР (Толкование):
72
ПЕРЕВОД:
73. Он (Муса) ответил: «Не наказывай меня за то, что я забыл (что я не должен перечить тебе), и не возлагай на меня тяжелое бремя (отнесись ко мне с мягкостью и пониманием)».
ТАФСИР (Толкование):
73
ПЕРЕВОД:
74. Они продолжили путь (пешком, сойдя с корабля), пока не встретили мальчика, и он (Хидр) убил его. (Муса) сказал: «Ты убил невинного ребенка, который никого не убивал! Ты совершил порицаемый поступок!»
ТАФСИР (Толкование):
74
ПЕРЕВОД:
75. Он (Хидр) сказал: «Я же говорил тебе, что ты не сможешь быть терпеливым рядом со мной».
ТАФСИР (Толкование):
75
ПЕРЕВОД:
76. Муса сказал: «Если я спрошу тебя о чем-либо после этого (случая), то не продолжай путь со мной. Ты уже получил мои извинения (я готов покинуть тебя по первому твоему слову)».
ТАФСИР (Толкование):
76
ПЕРЕВОД:
77. Они продолжили путь. Подойдя к жителям одного селения (Антакии), они попросили накормить их (и напоить), но те отказались принять их. Они увидели там стену, которая была готова обрушиться. Он (Хидр) выпрямил ее (своими руками). Он (Муса) сказал (Хидру): «Если бы ты захотел, то получил бы за это вознаграждение (хотя бы еду, которая нам так нужна)».
ТАФСИР (Толкование):
«Эти слова указывают, что дозволено просить накормить, если это нужно»[2].
«Это доказывает, что дозволено брать плату за услугу»[4].
«Чудеса (карама) на самом деле происходят с праведниками (авлия), если это установлено через достоверных передатчиков. И их будет отрицать только заблудший»[5].
77
ПЕРЕВОД:
78. Хидр ответил: «Здесь я с тобой расстанусь. Но я объясню тебе (до нашего расставания) смысл того, к чему ты не смог отнестись с терпением.
ТАФСИР (Толкование):
78
ПЕРЕВОД:
79. Что касается корабля, то он принадлежал (десяти) беднякам, трудившимся в море. Я захотел повредить его, потому что местный (неверующий) царь силой отнимал все целые (исправные) корабли.
ТАФСИР (Толкование):
79
ПЕРЕВОД:
80. Что касается мальчика, то его родители — верующие, и мы опасались, что он будет притеснять их из-за порочности и неверия (он знал, что мальчик вырастет плохим человеком).
ТАФСИР (Толкование):
80
- Мекканская сура
- 110 аятов
- 15, 16 джуз
- в порядке ниспосылания - 69
В этой суре уделяется внимание трем историям: истории обитателей пещеры, истории Мусы и Хидра и истории Зуль Карнейна.
О достоинстве чтения этой суры в пятницу передаются различные хадисы.
Комментарии: 11
Правила форума