Фаджр
04:57 - 06:23
до 06:23 Через 00:32
Сухур *
С наступлением Фаджра заканчивается предрассветная трапеза Сухур. Принимать пищу следует завершить заранее, за 10 минут до Азана.
Восход
06:23
Макрух *
В сутках есть периоды, когда совершать намаз нельзя:
1. На восходе солнца
2. В полдень
3. Перед закатом Подробнее
Зухр
11:28 - 14:33
до 14:33
Аср
14:33 - 16:21
до 16:21
Магриб
16:21 - 17:48
до 17:48
Ифтар *
Магриб — пора Ифтара. Разговляться желательно финиками и водой.
Иша
17:48 - 04:58
до 04:58 Рассчёт тахаджуда Тахаджуд
Тахаджуд
01:15 - 04:58
до 04:58 Показать Иша
Фаджр: 04:57
Семей
28 Раби-сани
Moon
дата по хиджре
28
РАБИ-САНИ
1446
Sun
григорианский календарь
31
ОКТЯБРЯ
2024
Фаджр:  04:57  - 06:23
Восход:  06:23
Зухр:  11:28  - 14:33
Аср:  14:33  - 16:21
Магриб:  16:21  - 17:48
Иша:  17:48  - 04:58
Время намаза
СОДЕРЖАНИЕ СУР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
A
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
Аль-Фатх
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Сура Аль-Фатх
  • Мединская сура
  • 29 аятов
  • 26 джуз
  • в порядке ниспосылания - 111
48

Сура «Аль-Фатх»

«Победа»

Сура «Аль-Фатх» («Победа») — мединская сура. От сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) передается, что сура от начала до конца была ниспослана в шестом году по хиджре ночью по пути из Мекки в Медину после подписания мирного договора с язычниками в Худайбийе[1]. В ней 29 аятов.

 

[1] Куртуби, 19/294.

إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحًا مُبِينًا

ПЕРЕВОД:

1. Поистине, Мы даровали тебе явную победу,

ТАФСИР (Толкование):

В этом аяте Всевышний Аллах обещает Своему Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует) победу над язычниками и завоевание Мекки. И о будущем событии сказано в прошедшем времени, чтобы подчеркнуть, что победа непременно произойдет.

 

Согласно другому толкованию, Всевышний Господь называет «победой» заключение худайбийского мирного договора, так как договор этот принес мусульманам много блага и послужил причиной будущего завоевания Мекки[1].

 

 


[1] Аль-Байдави, 5/126.

1

لِيَغْفِرَ لَكَ اللَّهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِكَ وَمَا تَأَخَّرَ وَيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكَ وَيَهْدِيَكَ صِرَاطًا مُسْتَقِيمًا

ПЕРЕВОД:

2. чтобы простил тебе Аллах грехи, которые были раньше и которые будут после, чтобы Он довел до конца Свою милость к тебе и наставил тебя на верный путь.

ТАФСИР (Толкование):

Одновременно с победой Всевышний обещает Своему Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует) прощение. Аз-Замахшари пишет, что Господь одарил Мухаммада четырьмя вещами: победой и завоеванием Мекки, прощением, завершением милости и помощью против его врагов. Тем самым, Аллах наделил его благами обоих миров — совершившимися и будущими[1].

 

Мы знаем, что пророки и посланники (мир им всем) защищены Всевышним Аллахом от совершения больших и малых грехов. По этой причине упоминание в Коране о «грехах» пророков нуждается в толковании. Либо это нужно понимать как ошибки в иджтихаде, которые ни в коем случае не являются грехами, либо как грехи мусульман общины Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует)[2].

 

«Он довел до конца Свою милость к тебе», — даровав Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) милость как в земной, так и в последней жизни[3].

 

«И наставил тебя на верный путь», — дав тебе величественный Шариат и совершенную религию[4].

 

 


[1] Куртуби, 19/298.

[2] Матуриди, 14/9-10. Также см. комментарии к 19-му аяту суры «Мухаммад» (Коран, 47:19), к суре «Ан-Наср» (Коран, 110) и др.

[3] Ибн Касир (Тайба), 7/328.

[4] Там же.

2

وَيَنْصُرَكَ اللَّهُ نَصْرًا عَزِيزًا

ПЕРЕВОД:

3. и чтобы Аллах оказал тебе огромную помощь.

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний Аллах также помог Своему Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) одолеть всех его врагов.

3

هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ السَّكِينَةَ فِي قُلُوبِ الْمُؤْمِنِينَ لِيَزْدَادُوا إِيمَانًا مَعَ إِيمَانِهِمْ ۗ وَلِلَّهِ جُنُودُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ وَكَانَ اللَّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا

ПЕРЕВОД:

4. Он — Тот, кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась. Аллаху принадлежат войска небес и земли. Аллах — Знающий, Мудрый.

ТАФСИР (Толкование):

Некоторые сподвижники, сопровождавшие Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) по пути из Худайбиййи в Медину, услышав три первых аята суры, поздравили его и спросили, не полагается ли им тоже каких-либо милостей от Аллаха. Ответом им были аяты с четвертого по седьмой[1].

Всевышний Аллах вложил в сердца верующих спокойствие и увеличил им убежденность и силу их веры.

Ибн Аббас говорил: «Сначала Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) было ниспослано повеление произносить шахаду: нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха. Затем, когда (люди) приняли это, Аллах добавил им намаз. Когда они приняли его, добавил закят. Когда приняли закят, добавил пост. Когда они приняли пост, добавил хадж. Затем Аллах завершил им их религию. Каждый раз, когда людям повелевали что-то и они это принимали, их вера увеличивалась»[2].

Имам ат-Тафтазани пишет в «Шарх аль-ʼакаид»: «Аяты, указывающие на увеличение имана нужно трактовать согласно словам имама Абу Ханифы... Суть их в следующем: иман увеличивался по мере увеличения того, во что нужно было верить, и это было только во времена Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Однако это спорно: узнавание новых обязанностей человеком может происходить и не во время Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует)»[3].

 

«Аллаху принадлежат войска небес и земли»

 

У Всевышнего Аллаха есть огромное множество способов расправиться с врагами: он может наслать на них ангелов, джиннов, животных, молнии, землетрясения, потоп и т. п.[4]

 

Имам Ибн Касир пишет:

 

«Если бы Всевышний Аллах отправил одного лишь ангела против них (врагов мусульман), тот смог бы уничтожить их всех. Однако Он повелел сражаться с ними Своим верующим рабам, узаконив для них борьбу…»[5]

 

 


[1] Маʼариф аль-Куран, 8/82.

[2] Багави, 7/298.

[3] «Шарх аль-ʼакаид», с. 153. По мере узнавания человеком о новых религиозных обязанностях вера в них добавляется к уже существующей вере. Это было во времена сподвижников, когда Шариат ниспосылался в виде Откровения постепенно в течение двадцати трех лет, и они узнавали о все новых и новых вещах, в которые нужно верить. Также это возможно и в наши дни: например, человек, недавно принявший Ислам, узнает о новых положениях суннитской акыды и верит в них по мере их узнавания. Его иман возрастает в этом смысле по мере увеличения частных положений акыды, в которые человек верит.

[4] Сафват ат-тафасир, 3/218.

[5] Ибн Касир (Тайба), 7/329.

4

لِيُدْخِلَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَيُكَفِّرَ عَنْهُمْ سَيِّئَاتِهِمْ ۚ وَكَانَ ذَٰلِكَ عِنْدَ اللَّهِ فَوْزًا عَظِيمًا

ПЕРЕВОД:

5. И чтобы ввести верующих мужчин и верующих женщин в райские сады, в которых текут реки, и где они пребудут вечно, и чтобы простить им их плохие поступки. Они (обретут) у Аллаха великое счастье.

ТАФСИР (Толкование):

Итогом же усердия верующих на пути Аллаха станет для них прощение грехов, а также награда — Рай и все его неисчислимые блага. 

 

«Они (обретут) у Аллаха великое счастье»

 

Слово «فَوْز» означает «победа», «благо», «успех». Таким образом, смысл этих слов: обитатели Рая обретут благо и успех, так как Всевышний Аллах проявит к ним Свою щедрость[1].

 

 


[1] Ибн Ашур, 26/152.

5

وَيُعَذِّبَ الْمُنَافِقِينَ وَالْمُنَافِقَاتِ وَالْمُشْرِكِينَ وَالْمُشْرِكَاتِ الظَّانِّينَ بِاللَّهِ ظَنَّ السَّوْءِ ۚ عَلَيْهِمْ دَائِرَةُ السَّوْءِ ۖ وَغَضِبَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ وَلَعَنَهُمْ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَهَنَّمَ ۖ وَسَاءَتْ مَصِيرًا

ПЕРЕВОД:

6. И чтобы подвергнуть мучениям лицемеров мужчин и женщин, язычников мужчин и женщин, думающих об Аллахе плохо. Пусть же их постигнет плохое! Аллах разгневался на них, проклял их и приготовил для них Ад. Какой же это скверный итог (для них)!

ТАФСИР (Толкование):

Аллах даровал победу мусульманам и обещал лицемерам и язычникам наказание в земной жизни и в жизни вечной.

 

Всевышний Аллах сказал о них, что они думают об Аллахе плохо. Это может означать либо «они думают, что Господь унизит верующих, не поможет им и не даст им победу», либо «они не знают Аллаха и описывают Его качествами, не подобающими Его величию»[1].

 

«Пусть же их постигнет плохое!»

 

Их ожидают муки в земной жизни: рабство или гибель от рук мусульман, — после чего и в последней жизни их ожидает вечное пребывание в Аду[2].

 

 

[1] Ибн Джузай, 2/347.

[2] Куртуби, 19/303.

6

وَلِلَّهِ جُنُودُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ وَكَانَ اللَّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا

ПЕРЕВОД:

7. Аллаху принадлежат войска небес и земли. Аллах — Могущественный, Мудрый.

ТАФСИР (Толкование):

7

إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ شَاهِدًا وَمُبَشِّرًا وَنَذِيرًا

ПЕРЕВОД:

 8. Поистине, Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и увещевателем,

ТАФСИР (Толкование):

8

لِتُؤْمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَتُعَزِّرُوهُ وَتُوَقِّرُوهُ وَتُسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلًا

ПЕРЕВОД:

9. чтобы вы (о люди!) уверовали в Аллаха и Его Посланника, поддерживали и уважали его (Пророка) и прославляли Аллаха утром и вечером.

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний Аллах говорит, что отправил к людям Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) с тремя задачами:

 

1. Свидетель. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) выступит в Судный день свидетелем в отношении людей его общины: были они верующими или нет, совершали грехи или благодеяния и т. д.

 

2. Добрый вестник. Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) принес людям добрую весть о Рае для благочестивых верующих.

 

3. Увещеватель. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) отправлен к людям, чтобы предостерегать тех, кто отвергнет его призыв: их ожидает вечное наказание в Аду.

 

В этом же аяте говорится и об обязанностях верующих. Они должны:

 

1. Поддерживать Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) или — согласно другому толкованию — возвеличивать его.

 

2. Уважать его.

 

3. Произносить тасбих утром и вечером, то есть произносить формулу, означающую, что Всевышнему Аллаху не присущи недостатки и несовершенства[1].

 

Имам Ибн Ашур пишет, что повеление произносить тасбих «утром и вечером» означает «с утра до вечера», то есть весь день, как можно больше и чаще[2].

 

 


[1] Маʼариф аль-Куран, 8/83-85.

[2] Ибн Ашур, 26/156.

9

إِنَّ الَّذِينَ يُبَايِعُونَكَ إِنَّمَا يُبَايِعُونَ اللَّهَ يَدُ اللَّهِ فَوْقَ أَيْدِيهِمْ ۚ فَمَنْ نَكَثَ فَإِنَّمَا يَنْكُثُ عَلَىٰ نَفْسِهِ ۖ وَمَنْ أَوْفَىٰ بِمَا عَاهَدَ عَلَيْهُ اللَّهَ فَسَيُؤْتِيهِ أَجْرًا عَظِيمًا

ПЕРЕВОД:

10. Поистине, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха — поверх их рук. Кто же нарушит присягу, тот навредит самому себе. А кто выполнит договор с Аллахом, тому Он дарует великую награду.

ТАФСИР (Толкование):

В этом аяте Всевышний Аллах говорит о присяге, данной мусульманами Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), известной как «байʼа ар-Ридван». Об этом событии подробно рассказывается в книгах по сире.

 

Всевышний Аллах говорит, что присягнувшие на верность Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) в действительности же присягнули Господу миров и Он доволен этими сподвижниками. На это указывают Его слова: «Рука Аллаха — поверх их рук».

 

Это образное выражение, разумеется, не означает, что у Всевышнего Аллаха есть части тела. Пусть Аллах защитит нас от заблуждений!

 

Ученые приводят разные толкования этих слов.

 

Имам ат-Табари пишет:

 

«Сила Аллаха в помощи Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) превосходит их (сподвижников) силу, ведь они присягнули именно в том, что будут помогать Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) в борьбе против его врагов»[1].

 

Имам Матуриди пишет:

 

«Награда Аллаха тем, кто будет верен присяге»[2].

 

Имам Багави:

 

«Аль-Кальби сказал: «Милость Аллаха и его наставление на истинный путь будет выше, чем то, что они сделали, выполняя присягу»»[3].

 

Аль-Куртуби:

 

«Награда Аллаха больше, чем их выполнение присяги. Милость Его к ним и наставление на истинный путь будет больше, чем их подчинение»[4].

 

Ибн Касир:

 

«Аллах находится рядом с ними (Знанием, Слухом и Зрением): слышит их слова и видит их поступки, знает, что они скрывают и что показывают»[5].

 

Имам Ибн Джузай аль-Кальби пишет про эти слова:

 

«Это метафора: рука Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), которая буквально лежит выше рук присягающих ему, образно сравнивается с «рукой» Аллаха. Разумеется, в реальности это не так. Смысл этого выражения в том, что, присягая Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), они в действительности присягают Аллаху… Ученые толковали выражение «йадуЛлах» как «милость/награду» или «могущество/силу», но это толкование не подходит тут, ведь речь в аяте идет о присяге «байʼат ар-Ридван»»[6].

 

Имам Ибн Джузай говорит, что в этих словах Аллаха не имеется в виду в принципе какой-либо Его атрибут или Его действие: это не Могущество Аллаха и не Его Милость. Перед нами явление

языка: метафора, чистое образное выражение, иллюстрирующее сказанное в начале аята: «Поистине, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху».

 

 


[1] Табари, 21/254-255.

[2] Матуриди, 14/20.

[3] Багави, 7/300.

[4] Куртуби, 19/306.

[5] Ибн Касир (Тайба), 7/329.

[6] Ибн Джузай, 2/347.

10

سَيَقُولُ لَكَ الْمُخَلَّفُونَ مِنَ الْأَعْرَابِ شَغَلَتْنَا أَمْوَالُنَا وَأَهْلُونَا فَاسْتَغْفِرْ لَنَا ۚ يَقُولُونَ بِأَلْسِنَتِهِمْ مَا لَيْسَ فِي قُلُوبِهِمْ ۚ قُلْ فَمَنْ يَمْلِكُ لَكُمْ مِنَ اللَّهِ شَيْئًا إِنْ أَرَادَ بِكُمْ ضَرًّا أَوْ أَرَادَ بِكُمْ نَفْعًا ۚ بَلْ كَانَ اللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا

ПЕРЕВОД:

11. Скажут тебе (Мухаммад) бедуины, оставшиеся позади: «Наше имущество и наши семьи помешали нам (пойти с тобой). Попроси (у Аллаха) для нас прощения». Они языками говорят то, чего нет в их сердцах. Ответь (им): «Кто же может помешать Аллаху, если Он захочет навредить вам или захочет принести вам пользу?» Нет же! Аллах знает обо всем, что вы делаете.

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний Аллах говорит здесь о племенах бедуинов, которых Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) пригласил быть в числе 1400 мусульман, отправившихся в Худайбийю, но эти бедуины под тем или иным предлогом уклонились от этого. Согласно некоторым сообщениям, часть из них впоследствии покаялась и стала искренними верующими[1].

 

Ибн Джузай аль-Кальби пишет:

 

«Бедуины понимали, что мусульманам придется столкнуться с многочисленными врагами из племени Курайш и других племен, поэтому они не решились пойти вместе с Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует). Их вера не была крепкой, и они решили, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) и верующие не вернутся обратно из этого похода. Всевышний Аллах раскрыл их тайну в этой суре, опозорив их. Господь передал Своему Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует) их слова и оговорки еще до того, как он встретился с ними, и дал понять, что их оправдания — ложь»[2].

 

 


[1] Маʼариф аль-Куран, 8/86.

[2] Ибн Джузай, 2/348.

11

بَلْ ظَنَنْتُمْ أَنْ لَنْ يَنْقَلِبَ الرَّسُولُ وَالْمُؤْمِنُونَ إِلَىٰ أَهْلِيهِمْ أَبَدًا وَزُيِّنَ ذَٰلِكَ فِي قُلُوبِكُمْ وَظَنَنْتُمْ ظَنَّ السَّوْءِ وَكُنْتُمْ قَوْمًا بُورًا

ПЕРЕВОД:

12. Но вы подумали, что Посланник и верующие никогда не вернутся к своим семьям. Это понравилось вашим сердцам, вы думали дурное, став пропащими людьми.

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний Аллах продолжает раскрывать тайные мысли и намерения бедуинов. Мысль о том, что мусульмане больше не вернутся в Медину, нравилась им.

 

Они «думали дурное», то есть надеялись, что мекканцы убьют Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и всех мусульман, вышедших с ним в поход.

 

И Всевышний Аллах дает этим людям оценку, говоря, что они заслуживают гибели и наказания за свое лицемерие.

12

وَمَنْ لَمْ يُؤْمِنْ بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ فَإِنَّا أَعْتَدْنَا لِلْكَافِرِينَ سَعِيرًا

ПЕРЕВОД:

13. (А что касается тех) кто не уверует в Аллаха и Его Посланника, то Мы ведь приготовили для неверующих Ад.

ТАФСИР (Толкование):

Кто искренне в душе не уверует в Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует), того Аллах навечно бросит в адское пламя, даже если этот человек притворялся мусульманином всю свою жизнь и окружающие люди считали его верующим[1].

 

 


[1] Ибн Касир (Тайба), 7/337.

13

وَلِلَّهِ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ يَغْفِرُ لِمَنْ يَشَاءُ وَيُعَذِّبُ مَنْ يَشَاءُ ۚ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَحِيمًا

ПЕРЕВОД:

14. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он прощает, кого пожелает, и наказывает, кого пожелает. Аллах — Прощающий, Дарующий милость.

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний Аллах создал этот мир и управляет всем, что в нем существует, как пожелает. И никто, помимо Него, не распоряжается во вселенной ничем. Никто, кроме Него, не может прощать и наказывать. Поэтому мы должны наш страх и нашу надежду связывать только с Господом — и ни с кем из творений[1].

 

 


[1] Матуриди, 14/27.

14

سَيَقُولُ الْمُخَلَّفُونَ إِذَا انْطَلَقْتُمْ إِلَىٰ مَغَانِمَ لِتَأْخُذُوهَا ذَرُونَا نَتَّبِعْكُمْ ۖ يُرِيدُونَ أَنْ يُبَدِّلُوا كَلَامَ اللَّهِ ۚ قُلْ لَنْ تَتَّبِعُونَا كَذَٰلِكُمْ قَالَ اللَّهُ مِنْ قَبْلُ ۖ فَسَيَقُولُونَ بَلْ تَحْسُدُونَنَا ۚ بَلْ كَانُوا لَا يَفْقَهُونَ إِلَّا قَلِيلًا

ПЕРЕВОД:

15. Когда вы отправитесь за трофеями, чтобы забрать их, оставшиеся позади скажут: «Разрешите нам пойти за вами». Они хотят изменить Слово Аллаха. Ответь (им): «Вы не пойдете за нами. Так сказал Аллах раньше». Тогда они скажут: «Нет, вы завидуете нам». Но нет, они мало что понимают.

ТАФСИР (Толкование):

В седьмом году по хиджре Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) принял решение отправиться с военным походом на Хайбар в сопровождении только верных ему искренних мусульман, которые были с ним при Худайбиййи и принесли ему присягу «байʼа ар-Ридван». Получив весть о победе и захвате Хайбара, бедуины, отказавшиеся отправиться с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) в Худайбийю, попросили разрешения примкнуть к его армии, чтобы получить свою долю военных трофеев.

 

Но Всевышний Аллах велел Своему Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) отказать им, поскольку трофеи Хайбара были милостью Всевышнего, предназначенной только для участников похода на Худайбийю.

 

Именно поэтому Всевышний сказал: «Они хотят изменить Слово Аллаха. Ответь (им): «Вы не пойдете за нами. Так сказал Аллах раньше»», — то есть Всевышний обещал участникам похода на Худайбийю, что трофеи Хайбара достанутся им одним и никому больше[1].

 

«Тогда они скажут: «Нет, вы завидуете нам»»: нет, это не решение Аллаха, мы не верим в это, просто вы не хотите делиться с нами военной добычей.

 

Всевышний Аллах возражает им: «Но нет», — то есть это не так, — «они мало что понимают», — то есть они все меряют своими приземленными узкими мерками, интересуясь лишь материальным[2].

 

 


[1] Ибн Касир (Тайба), 7/337.

[2] «Сафват ат-тафасир», 3/221.

15

قُلْ لِلْمُخَلَّفِينَ مِنَ الْأَعْرَابِ سَتُدْعَوْنَ إِلَىٰ قَوْمٍ أُولِي بَأْسٍ شَدِيدٍ تُقَاتِلُونَهُمْ أَوْ يُسْلِمُونَ ۖ فَإِنْ تُطِيعُوا يُؤْتِكُمُ اللَّهُ أَجْرًا حَسَنًا ۖ وَإِنْ تَتَوَلَّوْا كَمَا تَوَلَّيْتُمْ مِنْ قَبْلُ يُعَذِّبْكُمْ عَذَابًا أَلِيمًا

ПЕРЕВОД:

16. Скажи (Мухаммад) бедуинам, оставшимся позади: «Вас еще призовут (сражаться) против людей, обладающих огромной силой. Вы либо сразитесь с ними, либо они примут Ислам. Если вы подчинитесь, то Аллах дарует вам прекрасную награду. Если же вы откажетесь (сражаться), как отказались до того, то Аллах обрушит на вас мучительное наказание».

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний Аллах утешает бедуинов: хоть им и не достанутся трофеи Хайбара, однако у них еще будет возможность проявить себя на пути Аллаха. Это обещание Аллаха исполнится уже после кончины Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): бедуины примут участие в войне против бану Ханифа, сторонников лжепророка Мусайлимы ибн Каззаба, во время правления Абу Бакра (да будет Аллах им доволен), а также в войнах с византийской и персидской империями при Умаре (да будет Всевышний доволен им)[1].

 

Всевышний Господь по Своей бесконечной Милости дал этим людям возможность загладить свою вину, стать искренними верующими и заслужить довольство Аллаха, сражаясь с врагами мусульман.

 

Имам аль-Куртуби пишет:

 

«В этом аяте содержится доказательство законности правления Абу Бакра и Умара (да будет Аллах ими доволен)[2]. Ведь именно Абу Бакр призвал их сражаться с бану Ханифа, а Умар призвал их на войну с персами и византийцами[3]»[4].

 

«Если вы подчинитесь, то Аллах дарует вам прекрасную награду»: если вы подчинитесь повелению правителя мусульман и отправитесь на войну, то Всевышний Аллах окажет вам Свою помощь и одарит трофеями в этой жизни, а в последней жизни дарует прощение и Рай[5].

 

«Если же вы откажетесь, как отказались до того, то Аллах подвергнет вас мучительному наказанию»: а если вы откажетесь отправиться на войну, как вы отказались выйти в поход на Худайбийю, то Всевышний Аллах обрушит на вас страшные мучения в Аду[6].

 

 

[1] Маʼариф аль-Куран, 8/90-91.

[2] То есть опровержение шиитам.

[3] А это мог сделать только законный исламский правитель.

[4] Куртуби, 19/312.

[5] Сафват ат-тафасир, 3/221.

[6] Там же.

16

لَيْسَ عَلَى الْأَعْمَىٰ حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْأَعْرَجِ حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْمَرِيضِ حَرَجٌ ۗ وَمَنْ يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ ۖ وَمَنْ يَتَوَلَّ يُعَذِّبْهُ عَذَابًا أَلِيمًا

ПЕРЕВОД:

17. Нет греха на слепом, нет греха на хромом, и нет греха на больном. Кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, того Аллах введет в Рай, где текут реки. А кто откажется (повиноваться), того Аллах подвергнет мучительному наказанию.

ТАФСИР (Толкование):

«Нет греха на слепом, нет греха на хромом, и нет греха на больном»: Ибн Аббас (да будет Аллах доволен им и его отцом) говорил, что некоторые искренние мусульмане, не имевшие физической возможности сражаться, услышав слова Аллаха из предыдущего аята: «Если же вы откажетесь (сражаться), как отказались до того, то Аллах обрушит на вас мучительное наказание», — испугались и спросили Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «А как же мы, о Посланник Аллаха?» Тогда Всевышний ниспослал эти слова, которые освободили их от обязанности участвовать в походе[1].

 

Ибн Касир пишет:

 

«Причины, освобождающие от участия в походе, — это физические недостатки и увечья, такие как слепота и хромота, которая не проходит. Что касается заболеваний, которые лечатся, то человек в период болезни также освобождается (от участия в походе), подобно инвалидам»[2].

 

 


[1] Куртуби, 19/313.

[2] Ибн Касир (Тайба), 7/339.

17

لَقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ فَعَلِمَ مَا فِي قُلُوبِهِمْ فَأَنْزَلَ السَّكِينَةَ عَلَيْهِمْ وَأَثَابَهُمْ فَتْحًا قَرِيبًا

ПЕРЕВОД:

18. Аллах доволен верующими, которые присягнули тебе под деревом. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им спокойствие, и вознаградил их скорой победой

ТАФСИР (Толкование):

18

وَمَغَانِمَ كَثِيرَةً يَأْخُذُونَهَا ۗ وَكَانَ اللَّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا

ПЕРЕВОД:

19. и многочисленными трофеями, которые они получат. Аллах — Всемогущий, Мудрый.

ТАФСИР (Толкование):

Здесь Всевышний Аллах говорит о присяге, данной мусульманами Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) под деревом в Худайбийе.

 

Он знал искренность и крепость их веры, силу их любви к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), поэтому даровал им душевный мир и вознаградил скорой победой над язычниками и завоеванием Мекки.

 

Имам Ибн Касир пишет:

 

«Мирный договор, заключенный в Худайбийе, принес много пользы и привел к победе в Хайбаре и к завоеванию Мекки. Затем мусульмане завоевали другие страны и земли. Всевышний оказал им поддержку и одарил величием в этом мире и мире вечном»[1].

 

«Довольство Аллаха» — это ни в коем случае не чувство! Аллах превыше того, чтобы описываться чувствами и эмоциями. Это характеристики творений. Довольство Аллаха — это желание Аллаха вознаградить Своего раба и обещание этой награды.

 

 

[1] Там же, 7/340.

19

وَعَدَكُمُ اللَّهُ مَغَانِمَ كَثِيرَةً تَأْخُذُونَهَا فَعَجَّلَ لَكُمْ هَٰذِهِ وَكَفَّ أَيْدِيَ النَّاسِ عَنْكُمْ وَلِتَكُونَ آيَةً لِلْمُؤْمِنِينَ وَيَهْدِيَكُمْ صِرَاطًا مُسْتَقِيمًا

ПЕРЕВОД:

20. Аллах обещал вам много трофеев, которые вы возьмете. Он ускорил для вас (получение этих трофеев) и защитил вас от рук людей, чтобы это стало знамением для верующих и чтобы наставить вас на верный путь.

ТАФСИР (Толкование):

Это обещание будущих великих побед мусульман — от завоевания Хайбара и Мекки до распространения халифата на огромные территории.

 

«Он ускорил для вас (получение этих трофеев)»: здесь говорится об обильной добыче при Хайбаре[1].

 

«Защитил вас от рук людей»

 

В военном походе на Хайбар Всевышний Аллах не позволил неверующим сильно навредить мусульманам. Ученые передают, что племя Гатафан, союзники иудеев Хайбара, собрали тяжело вооруженное войско, чтобы выступить против мусульман, однако Всевышний Аллах внушил им такой ужас, что они не осмелились сражаться[2].

 

 

[1] Аль-Байдави, 5/129.

[2] Багави, 7/306.

20

67 092
3
19 февраля, 20
Поделиться сурой
Аль-Фатх:
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ

Комментарии: 3

Правила форума
Abu Ali Al Hanafi
Abu Ali Al Hanafi
0
Толкование к 10 аяту:
Об этом событии подобно (*подробно) рассказывается в книгах по сире.
20 февраля, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Ассалямуалейкум. Исправили
20 февраля, 20
Anvar S
Anvar S
0
48 сура


1. В других сурах в предисловии в начале было выделение жирным, здесь нет.


2. В предисловии сноска обычным шрифтом (как во многих первых сурах делали), а в первом аяте уже надстрочным.


3. В тафсире 2-ого аята салават после слов "одарил Мухаммада" ﷺ не нужен?


4. Во 2-ом аяте и его тафсире слово "милость" (Аллаха) со строчной буквы. Но в тафсире 10-ого аята "Его Милость".

К вопросу о разном написании слова в этом контексте по всему тафсиру.


5. В тафсире 2-ого аята так: "грехи мусульман общины Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует)".

Тут не лучше написать "общины мусульман" или "мусульман из общины"?


6. 3-ий аят начинается со строчной "и", хотя во 2-ом аяте на конце точка.

Надо с заглавной буквы начать 3-ий аят или во 2-ом другой знак в конце поставить.


7. В 4-ом аяте "Он — Тот, кто" -> "Он — Тот, Кто".


8. В тафсире 4-ого аята между первым и вторым, вторым и третьим, третьим и четвертым абзацами побольше отступ не нужен (как выше в других аятах иди прямо тут ниже)?


9. В тафсире 4-ого аята после имени сподвижника не нужно добавить ду'а?


10. В тафсире 4-ого аята "он может" надо написать как "Он может" (речь об Аллахе).


11. В тафсире 5-ого аята написано "Всевышний Аллах проявит к ним Свою щедрость". Слово "щедрость" (Аллаха) тоже местами пишется с заглавной буквы, по всему тафсиру разное написание.


12. В тафсире 10-ого аята "Милость Аллаха и его наставление" -> "Его наставление".


13. В тафсире 10-ого аята между словами "явление
языка" странный перенос.


14. В тафсире 11-ого аята вместо "оговорки" не нужно написать "отговорки", тем более дальше есть "их оправдания"?


15. В тафсире 15-ого аята написано "участников похода на Худайбийю".

Не правильнее написать "поход аль-Худайбийя" (https://azan.ru/durus/read/chast-71-pohod-al-hudaybiya-3622)? Или был поход именно НА Худайбийю?

И ниже написано "участникам похода на Худайбийю"


16. В тафсире 15-ого аята во второй сноске так: «Сафват ат-тафасир»

Кавычки у названия, но в 28:9, 28:15 и во многих других сурах/аятах без кавычек. Даже в этой 48-ой суре кавычек нет в такой же сноске для аятов 4 и 16.


17. В тафсире 17-ого аята написано "слова Аллаха".

Не нужно писать с заглавной - "Слова Аллаха"?

В этой суре выше несколько раз было "Слово Аллаха" с заглавной, в других сурах тоже часто с заглавной (но иногда и со строчной - без единого написания).


18. В тафсире 19-ого аята вопрос к сноске с "Там же", отсылающий на два аята выше. К тому же, в первых сурах так совсем не делали, вроде бы.


19. В тафсире 19-ого аята так: "... не чувство! Аллах превыше того, чтобы описываться чувствами и эмоциями ... это желание Аллаха ..."

Тут не получилось противоречие, что сначала отвергли чувства и эмоции, а потом оставили "желание" без пояснения неподобия Аллаха творениям?


20. В тафсире 23-его аята, возможно, нужно то, что после цитаты вынести в отдельных абзац без оформления как цитата.


21. В 24-ом аяте "Он (Аллах) — Тот, кто" -> "Он (Аллах) — Тот, Кто"


22. В 25-ом аяте "одарить Своей милостью".

В тафсире 16-ого аята: "Всевышний Господь по Своей бесконечной Милости".

Снова к вопросу о разном написании по всему тафсиру.


23. В 28-ом аяте "Он — Тот, кто" -> "Он — Тот, Кто"


24. В 29-ом аяте при написании "(рукуʼ)" замена 'айн и скобка соединились немного. Возможно, скобка выделена по ошибке жирным или что-то со шрифтом? В 2:125, например, нет такой проблемы.
12 августа, 24
Аль-Фатх
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Сура Аль-Фатх
  • Мединская сура
  • 29 аятов
  • 26 джуз
  • в порядке ниспосылания - 111
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

В ней 29 аятов. Мединская сура. От сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) передается, что сура от начала до конца была ниспослана в шестом году по хиджре ночью по пути из Мекки в Медину после подписания мирного договора с язычниками в Худайбийе[1].

НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Семей Алматы Астана Атырау Ақтау Ақтөбе Балқаш Екібастұз Жезқазған Көкшетау Орал Павлодар Петропавл Рудный Сарыағаш Степногорск Сәтпаев Талдықорған Тараз Теміртау Түркістан Шымкент Қарағанды Қостанай Қызылорда Өскемен
Семей Баткен Бишкек Жалал-Абад Кара-кол Нарын Ош Талас
Семей Альметьевск Болгар Бугульма Елабуга Заинск Казань Лениногорск Набережные Челны Нижнекамск Чистополь
Семей
Logo Logo active Azan.ru
17:48 Иша
Иша: 17:48 - 04:58
До Фаджра: 0 ч. 32 мин.
РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Необходимо указать E-mail.
Необходимо указать пароль.
Необходимо указать имя.
Необходимо указать фамилию.
Необходимо указать пол.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
ЗАПРОС НА СБРОС ПАРОЛЯ
Необходимо указать E-mail.
ОТПРАВИТЬ
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по активации учетной записи.
Перейти к сайту
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по восстановлению пароля.
Перейти к сайту
СБРОС ПАРОЛЯ