Сура «Аль-Фатх»
ПЕРЕВОД:
10. Поистине, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха — поверх их рук. Кто же нарушит присягу, тот навредит самому себе. А кто выполнит договор с Аллахом, тому Он дарует великую награду.
ТАФСИР (Толкование):
В этом аяте Всевышний Аллах говорит о присяге, данной мусульманами Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), известной как «байʼа ар-Ридван». Об этом событии подробно рассказывается в книгах по сире.
Всевышний Аллах говорит, что присягнувшие на верность Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) в действительности же присягнули Господу миров и Он доволен этими сподвижниками. На это указывают Его слова: «Рука Аллаха — поверх их рук».
Это образное выражение, разумеется, не означает, что у Всевышнего Аллаха есть части тела. Пусть Аллах защитит нас от заблуждений!
Ученые приводят разные толкования этих слов.
Имам ат-Табари пишет:
«Сила Аллаха в помощи Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) превосходит их (сподвижников) силу, ведь они присягнули именно в том, что будут помогать Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) в борьбе против его врагов»[1].
Имам Матуриди пишет:
«Награда Аллаха тем, кто будет верен присяге»[2].
Имам Багави:
«Аль-Кальби сказал: «Милость Аллаха и его наставление на истинный путь будет выше, чем то, что они сделали, выполняя присягу»»[3].
Аль-Куртуби:
«Награда Аллаха больше, чем их выполнение присяги. Милость Его к ним и наставление на истинный путь будет больше, чем их подчинение»[4].
Ибн Касир:
«Аллах находится рядом с ними (Знанием, Слухом и Зрением): слышит их слова и видит их поступки, знает, что они скрывают и что показывают»[5].
Имам Ибн Джузай аль-Кальби пишет про эти слова:
«Это метафора: рука Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), которая буквально лежит выше рук присягающих ему, образно сравнивается с «рукой» Аллаха. Разумеется, в реальности это не так. Смысл этого выражения в том, что, присягая Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), они в действительности присягают Аллаху… Ученые толковали выражение «йадуЛлах» как «милость/награду» или «могущество/силу», но это толкование не подходит тут, ведь речь в аяте идет о присяге «байʼат ар-Ридван»»[6].
Имам Ибн Джузай говорит, что в этих словах Аллаха не имеется в виду в принципе какой-либо Его атрибут или Его действие: это не Могущество Аллаха и не Его Милость. Перед нами явление
языка: метафора, чистое образное выражение, иллюстрирующее сказанное в начале аята: «Поистине, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху».
10
- Мединская сура
- 29 аятов
- 26 джуз
- в порядке ниспосылания - 111
В ней 29 аятов. Мединская сура. От сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) передается, что сура от начала до конца была ниспослана в шестом году по хиджре ночью по пути из Мекки в Медину после подписания мирного договора с язычниками в Худайбийе[1].
Комментарии: 3
Правила форума