Сура «Йa Cин»
ПЕРЕВОД:
21. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и идет истинным путем.
ТАФСИР (Толкование):
21
ПЕРЕВОД:
22. И почему бы мне не поклоняться Тому, кто создал меня и к кому вы будете возвращены?
ТАФСИР (Толкование):
22
ПЕРЕВОД:
23. Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Если Милостивый пожелает мне навредить, то их заступничество ничем не поможет мне. Они не спасут меня!
ТАФСИР (Толкование):
23
ПЕРЕВОД:
24. (Если я буду поклоняться кому-то, кроме Аллаха) тогда я окажусь в очевидном заблуждении.
ТАФСИР (Толкование):
24
ПЕРЕВОД:
25. Поистине, я уверовал в вашего Господа. Так послушайте же меня!»
ТАФСИР (Толкование):
От Ибн Масʼуда (да будет Аллах им доволен) передается, что неверующие не вняли проповеди Хабиба, вместо этого они жестоко расправились с ним1.
1 Ибн Касир (Тайба), 6/571.
25
ПЕРЕВОД:
26. Ему было сказано: «Войди в Рай!» Он сказал: «О, если бы мой народ знал,
ТАФСИР (Толкование):
26
ПЕРЕВОД:
27. что мой Господь простил меня и что Он облагодетельствовал меня!»
ТАФСИР (Толкование):
Этот человек пал смертью мученика за веру и был удостоен великой награды и высоких степеней Рая. Несмотря на то, как жестоко обошелся с ним его народ, он не переставал желать для них блага.
27
ПЕРЕВОД:
28. После него Мы к его народу не ниспослали войска с неба и не собирались ниспослать.
ТАФСИР (Толкование):
Этот аят можно понять двумя способами:
-
После смерти Хабиба Всевышний Аллах не отправлял к этому народу больше посланников.
-
Всевышний Аллах не пожелал отправить войско ангелов, чтобы покарать этих людей1.
1 Там же, 6/573.
28
ПЕРЕВОД:
29. Был всего лишь один (смертоносный) крик, и их не стало.
ТАФСИР (Толкование):
Передается, что Господь отправил к ним лишь Джибриля, который одним голосом уничтожил весь неверующий народ целиком.
29
ПЕРЕВОД:
30. О горе рабам! Не приходил к ним ни один посланник, над которым они бы не издевались.
ТАФСИР (Толкование):
30
ПЕРЕВОД:
31. Неужели они не видят, сколько поколений Мы погубили до них?! Поистине, они уже (никогда) не вернутся к ним!
ТАФСИР (Толкование):
31
ПЕРЕВОД:
32. Поистине, все они будут собраны у Нас.
ТАФСИР (Толкование):
Далее Всевышний Господь говорит о знамениях Своего Могущества, а также о благах, дарованных человечеству.
32
ПЕРЕВОД:
33. Доказательством (Нашего могущества) служит для них мертвая земля. Мы оживили ее и вывели из нее зерна, которыми они питаются.
ТАФСИР (Толкование):
Сначала в качестве примера приводится земля, на которой мы живем. Она под нашими ногами постоянно. Можно воочию наблюдать, что, когда дождь проливается с неба и орошает сухую землю, она оживляется благодаря этому дождю. В результате на земле вырастают травы, кусты и деревья, приносящие плоды.
33
ПЕРЕВОД:
34. Мы создали на ней сады из пальм и виноградников и пробили в них источники,
ТАФСИР (Толкование):
34
ПЕРЕВОД:
35. чтобы они ели их плоды и которые они не создали своими руками. Почему же они не проявляют благодарность?
ТАФСИР (Толкование):
Дальше упоминаются источники, которые протекают под землей и по ее поверхности, помогая деревьям расти. Ветра, облака и почва — все это приводит к тому, чтобы люди могли питаться плодами растений. Каждый может наблюдать эти процессы своими глазами. Таким образом, Господь говорит нам, что вся вселенная создана ради людей.
Большинство комментаторов считает, что слово «ما» (ма) в этом аяте употребляется для отрицания: «в то время как это не сделано их руками». Согласно такому толкованию, в аяте заключено предупреждение безрассудным: «Подумай о своей работе, о том труде, что ты в нее вкладываешь. Каков, на самом деле, твой вклад в цветение плодовых деревьев? Конечно, ты бросаешь семена в землю, поливаешь ее, разрыхляешь почву, чтобы ничего не мешало почкам расти. Но создание дерева из маленького семени, с листьями и ветвями, со всеми плодами — это совсем другое. Каково твое участие в этом?» Это — поле действий того, кто обладает совершенной властью, мудростью и знанием, и таков только Бог. Люди, разумеется, извлекают пользу из роста деревьев, но они никогда не должны забывать Создателя и Хозяина всего1.
1 Маʼариф аль-Куран, 7/384.
35
ПЕРЕВОД:
36. Пречист от (любых) недостатков Тот, кто сотворил все виды (пары) того, что производит земля, их самих и то (те творения), о чем они (даже) не знают.
ТАФСИР (Толкование):
Многое из того, что существует в мире, поделено на пары: тело — душа, материя — дух, субстанция (вещество) — акциденция (свойство), небо — земля, тьма — свет, земная жизнь — вечная жизнь. Даже электричество парно: плюс — минус. Люди делятся на мужчин и женщин. И это еще мы знаем о мире, где живем, очень мало! Количество вещей, не известных человеку, предельно велико. Но Аллах, создавший все пары творений, пречист и бесконечно далек от того, чтобы иметь пару!1
1 Куран-и-Меджид.
36
ПЕРЕВОД:
37. Знамением для них (также) служит ночь. Мы снимаем (покрывало) дня с нее, и вот они погружены во тьму.
ТАФСИР (Толкование):
Слово «سلخ» буквально означает «снимать кожу». Если снять шкуру с животного или покрывало с вещи, то мы увидим то, что скрыто. Всевышний Аллах таким образом говорит нам, что реальность этого мира — это тьма. Свет преходящ, так как он приходит на землю от планет и звезд. В некое время в этой системе, где все предопределено, свет, покрывающий тьму мира, снимают. И остается тьма. Обычно это называют ночью1.
1 Там же, 7/386.
37
ПЕРЕВОД:
38. Солнце плывет к своему месту отдыха. Таково установление Могущественного, Знающего.
ТАФСИР (Толкование):
38
ПЕРЕВОД:
39. И для луны Мы определили положения, пока она снова не станет похожа на старую пальмовую ветвь.
ТАФСИР (Толкование):
Высохшая ветка финиковой пальмы, которая изгибается, как лук, называется «عرجون» (‘урджун)1. Для тонкого серпа убывающей луны дано сравнение, хорошо понятное арабам того времени.
1 Там же, 7/396.
39
ПЕРЕВОД:
40. Солнце не может догнать луну, и ночь не опережает день. Каждое (небесное тело) плывет по (своей) орбите.
ТАФСИР (Толкование):
40
- Мекканская сура
- 83 аятов
- 22, 23 джуз
- в порядке ниспосылания - 41
Макиль ибн Ясар передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Сура «Йа Син» — сердце Корана». Также в этом хадисе говорится, что тот, кто читает суру «Йа Син» исключительно ради Аллаха, будет прощен и что ее следует читать над мертвыми[1].
Имам аль-Газали пишет, что, вероятно, одна из причин, по которой сура «Йа Син» названа сердцем Корана, заключается в том, что Судный день и воскрешение описаны в ней очень подробно и красноречиво.
Яхья ибн Касир говорил: «Кто прочитает суру «Я Син» утром, останется счастливым до вечера; кто прочитает ее вечером, останется счастлив до утра». И он сказал, что об этом ему поведал человек, который сам испытал это[2].
[1] Ахмад (№20300).
[2] Передал Ибн аль-Фарис. Маʼариф аль-Куран, 7/364-365.
Комментарии: 5
Правила форума