Фаджр
05:57 - 07:13
до 07:13 Через 03:19
Сухур *
Фаджр - время окончания предрассветной трапезы Сухур. Сухур следует завершить за 10 минут до наступления времени Фаджр
Восход
07:13
Макрух *
Макрух - В сутках есть время, когда совершать намаз нельзя:
1. Во время восхода солнца,
2. В полдень,
3. Перед закатом. Подробнее
Зухр
12:39 - 16:16
до 16:16
Аср
16:16 - 17:59
до 17:59
Магриб
17:59 - 19:15
до 19:15
Ифтар *
Магриб — время разговения. Разговляться желательно финиками и водой.
Иша
19:15 - 05:58
до 05:58 Рассчёт тахаджуда Тахаджуд
Тахаджуд
02:24 - 05:58
до 05:58 Показать Иша
Фаджр: 05:57
Алматы
25 Сафар
Moon
дата по хиджре
25
САФАР
1441
Sun
григорианский календарь
24
ОКТЯБРЯ
2019
Фаджр:  05:57  - 07:13
Восход:  07:13
Зухр:  12:39  - 16:16
Аср:  16:16  - 17:59
Магриб:  17:59  - 19:15
Иша:  19:15  - 05:58
Время намаза
СОДЕРЖАНИЕ СУР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
A
الغربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
Ан-Нахль
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Сура Ан-Нахль
  • Мекканская сура
  • 128 аятов
  • 14 джуз
  • в порядке ниспосылания - 70
16

Сура «Ан-Нахль»

«Пчелы»
Ниспослана в Мекке. В ней 128 аятов.
 
Мекканская сура, кроме трех последних аятов (они мединские), а сто двадцать восьмой аят был ниспослан после суры “Аль-Кахф”[1].
 
Эта мекканская сура рассказывает об основах Единобожия, веры в пророков и о Судном дне и показывает Могущество Всевышнего Аллаха через многообразие мира творений.
 
Еще одно название этой суры — “Ан-Ни’ам”, потому что в ней говорится о многих благах.
 
И передается от Ибн Аббаса, что вся сура — мекканская, кроме аятов 95-97, которые были ниспосланы после убийства Хамзы[2].
 
[1] «Джалялейн».
 
[2] Куртуби, 12/266.
أَتَىٰ أَمْرُ اللَّهِ فَلَا تَسْتَعْجِلُوهُ ۚ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَىٰ عَمَّا يُشْرِكُونَ

ПЕРЕВОД:

1. Пришло повеление Аллаха (Судный день наступит, в этом нет ни малейшего сомнения), не торопите же его! Пречист Он (и не имеет недостатков) и возвышен от всего, что они (язычники) к нему приравнивают!

ТАФСИР (Толкование):

Передается, что когда был ниспослан аят:
 
اقْتَرَبَتِ السَّاعَةُ
 
“Приблизился Час, и раскололась луна[1], —
 
то язычники стали издеваться и спрашивать, когда же наступит Судный день, и тогда был ниспослан этот аят[2].
 
[1] Коран, 54:1.
 
[2] Багави, 5/7.

1

يُنَزِّلُ الْمَلَائِكَةَ بِالرُّوحِ مِنْ أَمْرِهِ عَلَىٰ مَنْ يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ أَنْ أَنْذِرُوا أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاتَّقُونِ

ПЕРЕВОД:

2. Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему повелению к тому из своих рабов (выбранному в качестве пророка), кому пожелает: «(О пророки!) Предупреждайте (свои народы о наказании за неверие и говорите им), что нет никого достойного поклонения, кроме Меня. Остерегайтесь же Меня (Моего наказания)»!

ТАФСИР (Толкование):

2

خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بِالْحَقِّ ۚ تَعَالَىٰ عَمَّا يُشْرِكُونَ

ПЕРЕВОД:

3. Он (Всевышний Аллах) создал небеса и землю по истине (не просто так, не без мудрости — но как место испытания для людей и джиннов). Он возвышен от всего, что они (язычники) к нему приравнивают.

ТАФСИР (Толкование):

3

خَلَقَ الْإِنْسَانَ مِنْ نُطْفَةٍ فَإِذَا هُوَ خَصِيمٌ مُبِينٌ

ПЕРЕВОД:

4. Он создал человека из капли (безжизненной семенной жидкости), но вот он (человек) уже (стал) явным спорщиком (отрицает существование Аллаха, воскрешение и другие положения веры).

ТАФСИР (Толкование):

Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Перечислив доказательства того, что Бог — Один, Всевышний Аллах говорит о человеке — о его зачатии и развитии плода»[1].
 
Имам Багави говорит:
 
«Аят был ниспослан про Убейю ибн Халяфа аль-Джумахи, который отрицал воскрешение. Однажды он пришел с истлевшей костью и сказал: «Ты утверждаешь, что Аллах оживит это, после того как оно истлело?” И был ниспослан этот аят»[2].
 
“Но вот он (человек) уже (стал) явным спорщиком”
 
Ибн Джузай говорит:
 
«Есть два варианта, как это понимать. Первый — он спорит про себя. Второй — он спорит о своем Господе и религии, и это — о неверных, и первый вариант — более общий»[3].
 
Ибн аль-Джаузи говорит:
 
«Он был сотворен из капли семени, но при этом он спорит и отвергает воскрешение. Неужели он по началу не может понять конец? И Тот, Кто может создать его один раз, может создать его повторно»[4].
 
[1] Куртуби, 12/270.
 
[2] Багави, 5/9.
 
[3] Ат-Тасхиль, 2/822.
 
[4] Зад аль-Масир, 4/426.

4

وَالْأَنْعَامَ خَلَقَهَا ۗ لَكُمْ فِيهَا دِفْءٌ وَمَنَافِعُ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ

ПЕРЕВОД:

5. Он (Аллах) также создал домашних животных (овец, коз, верблюдов, коров и прочих), которые дают вам тепло (одежду, изготовленную из шерсти и кожи) и пользу. Вы также их едите.

ТАФСИР (Толкование):

Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Упомянув человека, Всевышний Аллах рассказывает о благах, подаренных ему. Например, это скот: верблюды, коровы и овцы»[1].
 
[1] Куртуби, 12/271.

5

وَلَكُمْ فِيهَا جَمَالٌ حِينَ تُرِيحُونَ وَحِينَ تَسْرَحُونَ

ПЕРЕВОД:

6. Для вас в них (помимо перечисленных потребностей) — красота (вы любуетесь на красивых скакунов), когда пригоняете их обратно (с пастбищ в стойла) вечерами и выводите на пастбище по утрам.

ТАФСИР (Толкование):

Людям приятно смотреть, как их животные, которых они отправляют по утрам на пастбища, по вечерам приходят домой, дают им молоко, размножаются, увеличиваясь в размерах и количестве[1].
 
[1] Ат-Тасхиль, 2/822-823.

6

وَتَحْمِلُ أَثْقَالَكُمْ إِلَىٰ بَلَدٍ لَمْ تَكُونُوا بَالِغِيهِ إِلَّا بِشِقِّ الْأَنْفُسِ ۚ إِنَّ رَبَّكُمْ لَرَءُوفٌ رَحِيمٌ

ПЕРЕВОД:

7. Они (эти животные) перевозят ваши грузы в места, куда вы сами не добрались бы (даже без груза) без (больших) затруднений. Поистине, ваш Господь — Снисходительный (к вам), Милующий (вас).

ТАФСИР (Толкование):

Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Всевышний Аллах тут говорит именно о верблюде, а не о других животных, потому что овцы — для мяса, быки — для пашни, а верблюды — для перевозок»[1].
 
[1] Куртуби, 12/277.

7

وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً ۚ وَيَخْلُقُ مَا لَا تَعْلَمُونَ

ПЕРЕВОД:

8. И (Он создал для вас) коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения (их владельцев). Он создает (также) то (такие творения), о чем вы не знаете.

ТАФСИР (Толкование):

“И (Он создал для вас) коней, мулов и ослов”, — и они приносят человеку пользу, и многие века люди просто не могли существовать без них.
 
«Чтобы вы ездили на них верхом»: это уточнение не отменяет другие способы использования животных.
 
Так, согласно хадисам из сборников Бухари и Муслима, мясо лошадей можно употреблять в пищу[1].
 
Имам Багави пишет:
 
«Этот аят приводят в качестве доказательства те, кто считает, что мясо лошадей не дозволено в пищу, и это мнение Ибн Аббаса»[2].
 
Однако имам Абу Бакр аль-Джассас пишет в “Ахкам аль-Куран”:
 
«Это явное доказательство запретности их мяса, потому что Всевышний Аллах упомянул животных и возвеличил то полезное, что можно от них получить, и среди полезного Он назвал употребление в пищу: Вы также их едите, — а потом назвал лошадей, мулов и ослов и указал, что полезного можно получить от них, и это езда и украшение, и если бы есть их было дозволено, то это было бы названо тут, как в случае с другими животными»[3].
 
Автор «Аль-Джалялейн» и имам Багави передают позицию шафиитского мазхаба, а Абу Бакр аль-Джассас — одно из мнений ханафитов.
 
“Он создает (также) то (такие творения), о чем вы не знаете”
 
Ибн Джузай говорит:
 
«Имеется в виду в общем, то есть человек не может своим знанием охватить все творения Аллаха, и все, что упоминается в этом аяте, — лишь пример»[4].
 
Имам аль-Куртуби передает мнение, то тут имеются в виду различные насекомые и другая живность, которая обитает глубоко в пещерах, на дне океана и в других труднодоступных местах[5].
 
[1] “Джалялейн”.
 
[2] Багави, 5/10.
 
[3] Ахкам аль-Куран, 3/238.
 
[4] Ат-Тасхиль, 2/823.
 
[5] Куртуби, 12/288.

8

وَعَلَى اللَّهِ قَصْدُ السَّبِيلِ وَمِنْهَا جَائِرٌ ۚ وَلَوْ شَاءَ لَهَدَاكُمْ أَجْمَعِينَ

ПЕРЕВОД:

9. Аллах указывает на прямой путь (и наставляет тех, кто хочет по нему пойти), но бывают дороги, которые уводят в сторону (от истины). Если бы Аллах захотел, Он наставил бы (на верный путь) вас всех.

ТАФСИР (Толкование):

“Аллах указывает на прямой путь”
 
Ибн Джузай говорит:
 
«То есть Аллах укрепляет истинный путь, устанавливая доказательства и посылая посланников»[1].
 
“Но бывают дороги, которые уводят в сторону”: они ведут к заблуждению, такова, например, религия иудеев, христиан и язычников.
 
Можно истолковать это по-другому: прямой путь — это путь Сунны, а уводящий в сторону — это путь дурных новшеств[2].
 
[1] Ат-Тасхиль, 2/823.
 
[2] Багави, 5/11.

9

هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً ۖ لَكُمْ مِنْهُ شَرَابٌ وَمِنْهُ شَجَرٌ فِيهِ تُسِيمُونَ

ПЕРЕВОД:

10. Он (Всевышний) низвел с неба воду. Она служит для вас (и ваших животных) питьем, и от нее (произрастают) растения, среди которых вы пасете (ваш скот).

ТАФСИР (Толкование):

Одна из величайших милостей мирской жизни — это вода. Это источник жизни для всех форм жизни на земле.

10

يُنْبِتُ لَكُمْ بِهِ الزَّرْعَ وَالزَّيْتُونَ وَالنَّخِيلَ وَالْأَعْنَابَ وَمِنْ كُلِّ الثَّمَرَاتِ ۗ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَةً لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

ПЕРЕВОД:

11. Он взращивает ею (водой, низведенной с неба) для вас (различные) злаки, оливки, финики, виноград и (другие) различные плоды. Поистине, в этом — знамение для людей размышляющих.

ТАФСИР (Толкование):

Хотя землю орошает одна и та же вода, земля дает совершенно разные плоды при этом: злаки, фрукты и многое другое. И, если от одной и той же основы (воды) вырастают разные деревья, это указывает, что перед нами результат творения Единого Могущественного Бога, обладающего Знанием и Волей.

11

وَسَخَّرَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ ۖ وَالنُّجُومُ مُسَخَّرَاتٌ بِأَمْرِهِ ۗ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

ПЕРЕВОД:

12. Он подчинил вам (для вашего удобства) ночь и день, солнце и луну. Звезды также подчинены (вам) по Его повелению. Поистине, в этом — (ясные доказательства и) знамения для людей разумных.

ТАФСИР (Толкование):

“Он подчинил вам ночь и день”: они идут друг за другом, и, опираясь на это и извлекая из этого пользу, вы можете считать время и планировать.

12

وَمَا ذَرَأَ لَكُمْ فِي الْأَرْضِ مُخْتَلِفًا أَلْوَانُهُ ۗ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَةً لِقَوْمٍ يَذَّكَّرُونَ

ПЕРЕВОД:

13. Он создал для вас (и подчинил вам) на земле разнообразие цветов (и оттенков животных, растений и полезных ископаемых). Поистине, в этом — знамения для людей, принимающих наставление.

ТАФСИР (Толкование):

13

وَهُوَ الَّذِي سَخَّرَ الْبَحْرَ لِتَأْكُلُوا مِنْهُ لَحْمًا طَرِيًّا وَتَسْتَخْرِجُوا مِنْهُ حِلْيَةً تَلْبَسُونَهَا وَتَرَى الْفُلْكَ مَوَاخِرَ فِيهِ وَلِتَبْتَغُوا مِنْ فَضْلِهِ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

ПЕРЕВОД:

14. Он подчинил море (дал его вам в услужение), чтобы вы питались из него свежим мясом (рыб) и доставали из него украшения (жемчуг и кораллы), которые вы носите. Ты (о человек) видишь корабли, которые ходят по нему, чтобы вы могли обрести Его милость (различные материальные блага) — возможно, вы будете благодарны (Аллаху — уверуете и начнете Ему поклоняться).

ТАФСИР (Толкование):

14

وَأَلْقَىٰ فِي الْأَرْضِ رَوَاسِيَ أَنْ تَمِيدَ بِكُمْ وَأَنْهَارًا وَسُبُلًا لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ

ПЕРЕВОД:

15. Он (ваш Господь) установил на земле горы (которые подобны кораблям на воде), чтобы земля была устойчивой. И (Он создал) реки и дороги, чтобы вы могли найти верный путь (к вашим целям).

ТАФСИР (Толкование):

“Чтобы земля была устойчивой”: горы установлены как опора для Земли[1], то есть они увеличивают общую массу Земли, что замедляет ее движение и делает возможным существование для человека.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Это явное доказательство того, что есть причинно-следственные связи, потому что Аллах мог сделать Землю, которая не колебалась бы и без гор»[2].
 
[1] Ат-Тасхиль, 2/824.
 
[2] Куртуби, 12/304-305.

15

وَعَلَامَاتٍ ۚ وَبِالنَّجْمِ هُمْ يَهْتَدُونَ

ПЕРЕВОД:

16. И (Он разместил на земле) признаки (ориентиры для определения пути). А также они (люди) находят верный путь по звездам (ночью — на суше и на море).

ТАФСИР (Толкование):

Некоторые толкователи сказали, что приметы — это именно звезды. Некоторые сказали, что приметы, которыми человек пользуется для определения дороги днем, — это горы, а ночью — это звезды[1].
 
[1] Багави, 5/13.

16

أَفَمَنْ يَخْلُقُ كَمَنْ لَا يَخْلُقُ ۗ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ

ПЕРЕВОД:

17. Разве Тот, кто творит (все, что захочет — то есть Всевышний Аллах), равен тому, кто (ничего) не творит (как идолы, которым вы — язычники — поклоняетесь)? Неужели вы не примете наставление (и не уверуете)?

ТАФСИР (Толкование):

Ибн Джузай говорит:
 
«Это устанавливает довод против тех, кто поклоняется кому-то, кроме Аллаха»[1].
 
[1] Ат-Тасхиль, 2/825.

17

وَإِنْ تَعُدُّوا نِعْمَةَ اللَّهِ لَا تُحْصُوهَا ۗ إِنَّ اللَّهَ لَغَفُورٌ رَحِيمٌ

ПЕРЕВОД:

18. Если вы захотите сосчитать блага Аллаха (которыми Он наделил вас), то не сможете! Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий (дающий вам эти блага, несмотря на вашу неблагодарность).

ТАФСИР (Толкование):

“Если вы захотите сосчитать блага Аллаха, то не сможете!”
 
Ибн Джузай говорит:
 
«Всевышний Аллах от начала суры и до этого места перечисляет разные блага в качестве доказательства Своей Единственности и поэтому Он закончил это словами: “Разве Тот, Кто творит, равен тому, кто не творит?” — и это тоже перечисление разных благ для творений, и это заканчивается словами: “Если вы захотите сосчитать блага Аллаха, то не сможете!” И Он закончил это словами: “Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий”, — то есть прощает вам ваши изъяны в том, как вы благодарите»[1].
 
[1] Ат-Тасхиль, 2/825.

18

وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا تُسِرُّونَ وَمَا تُعْلِنُونَ

ПЕРЕВОД:

19. Аллах знает все, что вы скрываете, и все, что проявляете.

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний Аллах называет два ключевых аспекта Божественности: способность творить и всезнание. И только Аллах в понимании Ахлю-с-Сунна создает и творит, и лишь Он знает все тайное и скрытое, как знает все явное и раскрытое.

19

وَالَّذِينَ يَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ لَا يَخْلُقُونَ شَيْئًا وَهُمْ يُخْلَقُونَ

ПЕРЕВОД:

20. А те, кому они (неверующие) поклоняются вместо Аллаха, не могут ничего сотворить, ведь они сами — творения.

ТАФСИР (Толкование):

Ибн Джузай говорит:
 
«Всевышний Аллах отрицает, что у идолов есть атрибуты господства, и утвердил, что их качества противоположны: они сотворены и никакие не творцы, они не живые, не знают времени воскрешения. И, когда установлено, что они не боги, устанавливается абсолютная Божественность лишь Всевышнего Аллаха: “Ваш Бог — Бог Единственный”»[1].
 
[1] Ат-Тасхиль, 2/825.

20

1 603
7 октября, 19
Поделиться сурой
Ан-Нахль:
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Ан-Нахль
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Сура Ан-Нахль
  • Мекканская сура
  • 128 аятов
  • 14 джуз
  • в порядке ниспосылания - 70
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Эта мекканская сура рассказывает об основах Единобожия, веры в пророков и о Судном дне и показывает Могущество Всевышнего Аллаха через многообразие мира творений.

Еще одно название этой суры — “Ан-Ни’ам”, потому что в ней говорится о многих благах.

И передается от Ибн Аббаса, что вся сура — мекканская, кроме аятов 95-97, которые были ниспосланы после убийства Хамзы.
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Пожалуйста поставте галочку в чекбокс, таким образом мы защищаемся от роботов, которые злостно спамят и задают много глупых вопросов нарушая Первый закон робототехники.
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Алматы Актау Актобе Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шымкент Экибастуз
Алматы Баткен Бишкек Жалал-Абад Кара-кол Нарын Ош Талас
Алматы Агрыз Азнакаево Аксубаево Актаныш Алексеевск Альметьевск Апастово Арск Бавлы Базарные Матаки Балтаси Богатые Сабы Болгар Большая Атня Большие Кайбицы Бугульма Буинск Высокая Гора Елабуга Заинск Зеленодольск Казань Камское Устье Кукмор Лаишево Лениногорск Мамадыш Менделеевск Мензелинск Муслюмово Набережные Челны Нижнекамск Новошешминск Нурлат Пестрецы Рыбная Слобода Сарманово Старое Дрожжаное Тетюши Тюлячи Уруссу Черемшан Чистополь
Алматы Аксай
Logo Logo active Azan.ru
19:15 Иша
Иша: 19:15 - 05:58
До Фаджра: 3 ч. 19 мин.
РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Необходимо указать E-mail.
Необходимо указать пароль.
Необходимо указать имя.
Необходимо указать фамилию.
Необходимо указать пол.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
ЗАПРОС НА СБРОС ПАРОЛЯ
Необходимо указать E-mail.
ОТПРАВИТЬ
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по активации учетной записи.
Перейти к сайту
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по восстановлению пароля.
Перейти к сайту
СБРОС ПАРОЛЯ