- Мединская сура
- 5 аятов
- 30 джуз
- в порядке ниспосылания - 20
Сура «Аль-Фаляк»
Ниспослана по одним данным в Мекке, по другим — в Медине. В ней 5 аятов.
Причины ниспослания
Муфтий Мухаммад Шафи’ Усмани пишет:
В «Муснаде» имама Ахмада сообщается, что один иудей применил магию против Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), и он заболел. Ангел Джибриль пришел к нему и сообщил, что этот человек околдовал его, сделав узлы из его волос и бросив их в колодец. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) тогда послал некоторых сподвижников достать волосы из колодца, который указал Джибриль. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) развязал узлы и после этого выздоровел. Джибриль сообщил ему имя этого человека, однако сострадательный и милосердный характер Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) не позволял ему мстить за свои личные обиды. Поэтому он никак не показал, что знает этого преступника, и ни тени недовольства не проявлялось на его благородном лице, когда он встречал этого человека, который, будучи лицемером, часто посещал собрания Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).
Подробности этого события передаются в «Сахихе» аль-Бухари в хадисе от Аиши (да будет доволен ей Аллах). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) был настолько околдован, что ему казалось, будто он вступал в половые сношения со своими женами, но в действительности этого не было. Суфьян сказал: «Это самая сильная форма магии из возможных».
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«О Аиша! Знаешь ли ты, что Аллах ответил на мою просьбу? Два ангела (в образе человека) пришли ко мне, и один из них сел у моей головы, в то время как другой сел у моих ног. Тот, что сидел у моей головы, сказал другому: «Что случилось с этим человеком?» Другой ответил: «Он околдован». Первый сказал: «Кто его околдовал?» Другой ответил: «Лябид ибн Асам. Это человек из племени бану Зурайк, сторонник иудеев и лицемер». Первый спросил: «А с помощью чего он заколдовал его?» Другой ответил: «С помощью расчески и волоса с расчески». Первый спросил его: «Где все это?» Другой ответил: «В высушенной коре финиковой пальмы под камнем в колодце под названием Зарван».
Аиша сказала: «И он пошел к колодцу, чтобы вытащить это оттуда. А потом он сказал: «Это колодец, который я видел. Вода в нем была такая, как будто в ней намочили хну, и его пальмовые деревья были словно головы демонов». И он убрал то, что было там.
Тогда я (Аиша) сказала: «Ты не станешь это разглашать?» Он ответил: «Аллах исцелил меня, и мне ненавистно причинять зло любому из людей»».
Это означает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) не хотел быть причиной чьего-то вреда или смерти, а это неизбежно случилось бы, если бы другие люди узнали об этом случае.
Согласно сообщению в «Муснаде» Ахмада, эта болезнь продолжалась шесть месяцев. Согласно другому хадису, некоторые сподвижники знали, кто совершил это злое дело, поэтому они спрашивали Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Почему мы не можем убить этого злого человека?» И он отвечал им то же, что ответил Аише.
(Все эти сообщения переданы от Ибн Касира)»[1].
«Каждый верующий должен быть убежден, что любое действие, польза или вред в этом и будущем мире, — сотворено Аллахом на основании Его Могущества. Без Его Воли никто не может принести нам ни малейшей пользы и не может причинить нам ни малейшего вреда. Единственный способ, которым человек может защитить себя от физического или духовного вреда, — это обратиться к защите Аллаха путем определенных, предписанных Им действий. Сура «Аль-Фаляк» учит нас, как обрести защиту Всевышнего от мирских опасностей, в то время как сура «Ан-Нас» говорит о способе, каким можно обрести божественную защиту против духовных опасностей»[2].
Достовинства сур «Муаввазатейн»[3]
В «Сахихе» Муслима передается хадис от Укбы ибн Амира (да будет доволен им Аллах), который сообщает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Знаете ли вы, что этой ночью мне были ниспосланы аяты, подобных которым не было до этого? Это суры «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас»».
Согласно другому хадису, сур, подобных этим двум сурам, не было в предыдущих Писаниях (Таурате, Инджиле, Забуре).
Согласно другому сообщению от Укбы ибн Амира, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) научил его двум сурам «муаввазатейн», когда они были в путешествии. Затем он (Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует)) прочитал их во время намаза магриб и сказал:
«Читай их, когда бы ты ни ложился спать и ни вставал» (ан-Насаи).
Согласно еще одному хадису, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) советовал людям произносить эти две суры после каждого намаза (Абу Дауд и ан-Насаи).
Имам Малик передает хадис от Аиши (да будет доволен ей Аллах):
«Когда бы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) ни страдал от болезни, он читал эти две суры, дул на свои руки и проводил руками по всему телу. Когда он был при смерти и сильно страдал от боли, я произносила эти суры, дула на его руки, и он проводил ими по телу, поскольку мои руки не могли заменить его благословенных рук» (все эти сообщения приводятся у Ибн Касира).
Абдуллах ибн Хубайб передает:
«Однажды ночью был сильный дождь, и небо было очень черным. Мы вышли на поиски Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), и, когда нашли его, он сказал: «Читайте суру «Аль-Ихляс» и две суры «муаввазатейн». Читайте их трижды утром и трижды вечером, это защитит вас от всякого зла»».
Таким образом, мы видим, что читать эти две суры для защиты от всех видов нужды, испытаний и невзгод (как этого мира, так и будущего) является практикой Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и его сподвижников»[4].
ПЕРЕВОД:
Скажи: «Прибегаю к (защите) Господа рассвета
ТАФСИР (Толкование):
То есть, скажи, о Мухаммад: «Я прибегаю к помощи и защите Господа утреннего времени, которое рассеивает тьму ночи».
Толкователи Корана пишут, что Всевышний Аллах назвал Себя Господом именно рассвета, потому что появление утреннего света после мрака ночи подобно облегчению после трудности. И человек, попавший в трудную ситуацию и прибегающий к защите Аллаха, подобен тому, кто во мраке ночи ожидает первых проблесков утренней зари на небе[1].
[1] Сафват ат-тафасир, 3/624.
1
ПЕРЕВОД:
от зла всех Его творений.
ТАФСИР (Толкование):
То есть, от зла всех творений Аллаха: людей, джиннов, животных, насекомых и так далее — всех, кто может причинить человеку какой-либо вред. Таким образом, Всевышний учит нас прибегать к Его защите от всех видов зла в целом, однако три вида зла Он выделяет в дальнейших аятах суры особо.
2
ПЕРЕВОД:
От зла ночи, когда она наступает.
ТАФСИР (Толкование):
Ибн Аббас (да будет Аллах доволен им и его отцом) прокомментировал слово «غَاسِقٍ»:
«Это ночь»[1].
«Ночь упомянута отдельно, потому что это время, когда действуют всевозможные злые создания — джинны, шайтаны, хищные животные, вредные насекомые и рептилии. Преступники также используют ночь для совершения своих злодеяний и насилия. Враги могут напасть в это время. Черная магия совершается и набирает силу именно в это время. Но когда темнота исчезает, воздействие всех этих злых созданий теряет силу и исчезает»[2].
3
ПЕРЕВОД:
От зла дующих на узлы.
ТАФСИР (Толкование):
От зла колдуний, дующих на узлы. Этот аят указывает на историю, которая стала причиной ниспослания суры. Ее мы рассказали выше. Колдуны часто завязывали узлы на веревках, произнося магические заклинания и дуя на них.
Нужно просить защиты Аллаха от колдовства еще и потому, что «люди обычно не подозревают, что стали жертвами колдовства, поэтому не прилагают усилий для избавления от него. Им чаще всего кажется, что они просто заболели, и они обращаются к врачам, однако действие колдовства продолжается и только набирает силу»[1].
[1] Там же, 8/923-924.
4
ПЕРЕВОД:
И от зла завистника, когда тот завидует».
ТАФСИР (Толкование):
Арабское слово «حَسَد» обозначает то, что по-русски называют «черной завистью»: если человек видит у другого что-то хорошее, то он желает, чтобы это благо ушло от его обладателя. Это, безусловно, порицаемое нравственное качество. Появляясь в душе человека, оно разрушительно воздействует на нее. Также очень часто завистник предпринимает какие-то действия с целью навредить тому, кому он завидует. Зависть в отдельных случаях может стать причиной сглаза, который, подобно колдовству, может привести к болезни его жертвы. В этом и заключается то самое зло, от которого мы должны прибегать к защите Всевышнего Аллаха.
На этом по Милости нашего Господа заканчивается толкование суры «Аль-Фаляк». Хвала Аллаху, Господу миров!
5
- Мединская сура
- 5 аятов
- 30 джуз
- в порядке ниспосылания - 20
Ниспослана по одним данным в Мекке, по другим - в Медине.
В ней 5 аятов.
Комментарии: 1
Правила форума