Сура «Йa Cин»
ПЕРЕВОД:
61. и поклоняться Мне? Это и есть прямой путь.
ТАФСИР (Толкование):
Так будет сказано в Судный день людям и джиннам. Однако возникает вопрос: не все неверующие поклоняются именно шайтану. Они поклоняются идолам и другим вещам. Каким же образом это обвинение относится к ним? Ответ такой: покориться кому-то, подчиниться этому в словах и в делах и в любых условиях — не что иное, как поклонение. Неверующие следуют учению шайтана, значит, они поклоняются ему. Аналогично этому, в одном из хадисов говорится, что ведомый алчностью или чрезмерной любовью к жене, готовый на все ради денег или выполнения капризов жены, даже ценой недовольства Аллаха, является верным рабом денег и верным рабом своей жены1.
1 Маʼариф аль-Куран, 7/406.
61
ПЕРЕВОД:
62. Он (шайтан) уже сбил с пути многих из вас. Неужели вы не понимаете (это)?!
ТАФСИР (Толкование):
62
ПЕРЕВОД:
63. Вот Ад, который был вам обещан!
ТАФСИР (Толкование):
63
ПЕРЕВОД:
64. Горите там сегодня за то, что вы не веровали!»
ТАФСИР (Толкование):
64
ПЕРЕВОД:
65. Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, и их ноги станут свидетельствовать о том, что они делали (приобретали).
ТАФСИР (Толкование):
Некоторые из неверующих станут говорить, что не делали того, что записали ангелы в их книги деяний. И тогда Всевышний Аллах наложит печать на их рты — и они не смогут больше говорить. А затем Он наделит способностью говорить их части тела: руки и ноги, — и они выступят свидетелями обвинения против них1.
1 Там же, 7/406-407.
65
ПЕРЕВОД:
66. Если бы Мы пожелали, то лишили бы их зрения, и они поспешили бы к пути. Но разве они смогли бы видеть (дорогу)?
ТАФСИР (Толкование):
Подобно тому, как мы ослепили их сердца, Мы, — говорит Господь, — ослепим их глаза1.
1 Багави, 7/25.
66
ПЕРЕВОД:
67. Если бы Мы пожелали, то придали бы им безобразный облик на их месте, и они не смогли ни двинуться (вперед), ни вернуться (назад).
ТАФСИР (Толкование):
«…Придали бы им безобразный облик на их месте», — то есть придали бы такую форму, что они не смогли бы двигаться и были бы вынуждены оставаться на одном месте.
67
ПЕРЕВОД:
68. Кому Мы даруем долгую жизнь, того мы (в конце) ослабляем. Неужели они не разумеют?
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах говорит, что в старости человек часто ослабевает умом и телом, становясь похожим на ребенка1.
1 Багави, 7/26.
68
ПЕРЕВОД:
69. Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и это ему не подобает. Это (переданное ему в откровении) — не что иное, как напоминание и ясный Коран
ТАФСИР (Толкование):
69
ПЕРЕВОД:
70. для предостережения всех живых, и чтобы сбылось Слово (решение) относительно неверующих.
ТАФСИР (Толкование):
Поскольку те, кто отрицал, что Мухаммад — Пророк, не могли при этом отрицать уникальность Корана и его способность влиять на сердца людей, они выдумали разные объяснения этого факта. В одно время они называли Слово Аллаха магией, а Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) — колдуном. Потом они говорили, что Коран — лишь поэзия, а Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) — поэт. Сказав так, они хотели доказать, что уникальное воздействие Корана исходит не от самого Слова, а сердца трогает заклинание либо поэтическая речь. В этом аяте Всевышний Аллах говорит, что Он не учил Своего Пророка поэтическому искусству, и оно не подобает его высокому положению, поэтому утверждение, что он поэт, ложно1.
Приводя свою цепочку передач, имам Абу Бакр аль-Джассас передает, что некто спросил нашу госпожу Аишу (да будет Аллах ей доволен), цитировал ли Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) стихи время от времени. Она ответила:
«Нет. Однако однажды он процитировал стих Ибн Тарфы:
Время откроет тебе то, что ты не знал, и новости передаст тот, от кого ты не ожидал этого.
Но Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) прочитал его таким способом, который разбивает поэтический ритм. Наш господин Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха, этот стих не таков». Он ответил: «Я не поэт, и поэзия мне не подобает»».
Ибн Касир передает этот хадис в своем тафсире, а также его передали ат-Тирмизи, ан-Насаи и имам Ахмад2.
70
ПЕРЕВОД:
71. Разве они не видят, что Мы создали для них домашний скот, которым они владеют?
ТАФСИР (Толкование):
71
ПЕРЕВОД:
72. Мы подчинили его (скот) им. Среди них (домашних животных — есть такие, на которых) они ездят верхом, и есть те, которыми они питаются.
ТАФСИР (Толкование):
72
ПЕРЕВОД:
73. Для них (людей) в нем (скоте) много пользы. Неужели же они не будут благодарны?!
ТАФСИР (Толкование):
Если посмотреть на верблюда, коня, слона, быка и некоторых других животных, легко заметить, что они значительно сильнее человека. Но Всевышний Аллах, создав домашних животных и даровав их людям, подчинил их человеку. Так, сильный конь часто покоряется маленькому мальчику и возит его на своей спине, куда мальчик пожелает. И в этом нет заслуги человека. Это дар Всевышнего Аллаха по Его Милости1.
1 Там же, 7/411-412.
73
ПЕРЕВОД:
74. Но они избрали себе других богов вместо Аллаха в надежде на то, что те им помогут.
ТАФСИР (Толкование):
74
ПЕРЕВОД:
75. Они не могут помочь им. Хотя (язычники) — готовое войско для них (идолов).
ТАФСИР (Толкование):
Язычники готовы сражаться за «честь» своих лжебогов, хотя те ничем не могут им помочь в этом мире и станут для них причиной наказания в жизни вечной1.
1 Багави, 7/28.
75
ПЕРЕВОД:
76. Пусть их речи не печалят тебя. Мы знаем все, что они скрывают, и все, что проявляют.
ТАФСИР (Толкование):
Последние аяты суры «Йа Син» были ниспосланы в связи с определенным событием. В некоторых передачах его связывают с именем Убайя ибн Халяфа, а в других — с Асом ибн Ваилем. Возможно, что этот случай произошел с ними обоими. Первый риваят передается аль-Байхакы в «Шуʼаб аль-иман», а второй — Ибн Абу Хатимом от нашего господина Ибн Аббаса, и в нем говорится, что Ас ибн Ваиль поднял кость в усыпанной песком и галькой долине Мекки и, сломав ее в руках, растер на ладони костную пыль, а затем спросил у Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует):
«Оживит ли Аллах кость, которую ты видишь в моей руке?»
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил:
«Да, Всевышний Аллах умертвит тебя, потом воскресит, а потом поместит в Ад»1.
1 Ибн Касир (Тайба), 6/593-594.
76
ПЕРЕВОД:
77. Неужели не видит человек, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто спорит!
ТАФСИР (Толкование):
Человек, будучи создан из низменной капли, имеет наглость бросить вызов Аллаху и отказывается признать Его Могущество.
77
ПЕРЕВОД:
78. Он привел Нам пример, забыв, откуда сам появился. Он спросил: «Кто оживит истлевшие кости?»
ТАФСИР (Толкование):
«Он привел Нам пример»: подняв и растерев истлевшую кость, он думал, что привел довод против истинности воскрешения.
78
ПЕРЕВОД:
79. Ответь: «Оживит их Тот, кто создал их в первый раз. Он знает (все) о каждом творении».
ТАФСИР (Толкование):
79
ПЕРЕВОД:
80. Аллах создал для вас огонь из зеленого дерева, и вот вы разжигаете огонь от него.
ТАФСИР (Толкование):
Среди арабов были широко известны в ту пору два дерева — марх (Cynanchum Vinimale) и ʼафар. Арабы вырезали из этих деревьев два прутика, подобных мисваку. Веточки эти были крепкими, зелеными и полными сока. Если же потереть их друг об друга, они работали как огниво. И арабы добывали так огонь. Вот что имеется в виду под сотворением огня из зеленого дерева, как пишет имам аль-Куртуби. Но также любое дерево вначале цветет, а затем высыхает, становясь топливом для огня. С этой точки зрения, здесь может иметься в виду любое дерево, как и в другом аяте Благородного Корана:
أَفَرَأَيْتُمُ النَّارَ الَّتِي تُورُونَ
أَأَنتُمْ أَنشَأْتُمْ شَجَرَتَهَآ أَمْ نَحْنُ ٱلْمُنشِئُونَ
«Видели ли вы огонь, который разжигаете? Вы сотворили дерево для него или Мы творим?»1
Однако, поскольку в данном аяте говорится именно о «зеленом дереве», вероятно, все-таки имеются в виду те конкретные деревья, из которых высекают искру, несмотря на то что они зелены и полны сока2.
80
- Мекканская сура
- 83 аятов
- 22, 23 джуз
- в порядке ниспосылания - 41
Макиль ибн Ясар передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Сура «Йа Син» — сердце Корана». Также в этом хадисе говорится, что тот, кто читает суру «Йа Син» исключительно ради Аллаха, будет прощен и что ее следует читать над мертвыми[1].
Имам аль-Газали пишет, что, вероятно, одна из причин, по которой сура «Йа Син» названа сердцем Корана, заключается в том, что Судный день и воскрешение описаны в ней очень подробно и красноречиво.
Яхья ибн Касир говорил: «Кто прочитает суру «Я Син» утром, останется счастливым до вечера; кто прочитает ее вечером, останется счастлив до утра». И он сказал, что об этом ему поведал человек, который сам испытал это[2].
[1] Ахмад (№20300).
[2] Передал Ибн аль-Фарис. Маʼариф аль-Куран, 7/364-365.
Комментарии: 5
Правила форума