Сура «Аль-Маида»
ПЕРЕВОД:
101. О верующие! Не спрашивайте (Пророка) о вещах, узнав которые, вы пожалеете. А если вы спросите о них во время ниспослания Корана, вы узнаете об этом (если вы спросите Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о чем-то в период передачи ему откровения, Аллах даст ответ на ваши вопросы в Коране). Аллах простил вам (ваши прежние вопросы), ведь Аллах — Прощающий, Откладывающий наказание.
ТАФСИР (Толкование):
«То есть не задавайте множества вопросов Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), ответы на которые могут осложнить вашу жизнь, так что вы будете сожалеть, что вообще задали этот вопрос».
«В наше время нет опасности, что из-за какого-то вопроса будет ниспослан запрет или дозволение. И поэтому, если человек спрашивает, стремясь к знаниям, чтобы победить невежество, пытаясь узнать то, что религия от него требует, в этом не будет проблем, потому что вопросы помогают получить ответ на интересующую тему. А если человек задает вопрос из упорства, а не из желания получить знания, то ему не будет дозволено задать ни малое, ни большое число вопросов».
«В это время я стал смотреть по сторонам и увидел, что все люди плачут, втянув в себя головы. Тогда один человек, которого называли по имени отца, когда он ругался с другими, спросил у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), кто его отец. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил: «Хузафа!» И Умар (да будет доволен им Аллах) стал повторять: «Мы довольны Аллахом как Господом, Исламом как религией и Мухаммадом (да благословит его Аллах и да приветствует) как Посланником! Мы прибегаем к [защите] Аллаха от смуты». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Я не видел дня, подобного этому в плане блага и зла. Поистине, мне были показаны Рай и Ад, я видел их за стеной этого михраба». Вслед за этим был ниспослан этот аят, предостерегающий верующих от бессмысленных вопросов»[3].
101
ПЕРЕВОД:
102. Люди до вас спрашивали об этом (о ненужных вещах), из-за чего становились неверующими.
ТАФСИР (Толкование):
«Порицается задавать много вопросов, и они могут быть следующих видов:Первый – вопрос о том, что не принесет человеку пользу в религии (например, вопрос: «Кто мой отец?»).Второй – вопрос сверх необходимого (например, вопрос одного человека о хадже: «Обязателен ли хадж каждый год?»).Третий – вопрос о том, в чем человек не нуждается на данный момент.Четвертый – вопрос о вещах трудных и вредных.Пятый – вопрос о причинах в области поклонения (например, почему женщине обязательно восполнять пост, пропущенный во время менструации, а пропущенный в это время намаз восполнять не надо).Шестой – вопрос о множестве деталей (подобный вопросам иудеев, которые слишком подробно расспрашивали про корову).Седьмой – когда из вопроса ясно, что собственное мнение человека противостоит Корану и Сунне, и поэтому Саад сказал одному: «Ты из Ирака?»Восьмой – вопрос о муташабихат (например, вопрос об «истива», который задали Малику).Девятый – вопрос о смуте между сподвижниками, и поэтому Абу ибн Абдуль-Азиз сказал: «Это кровь, от которой Аллах защитил наши руки, и мы не будем этим пачкать наши языки».Десятый – вопрос, цель которого – заставить замолчать оппонента в споре, чтобы тот проиграл».
102
ПЕРЕВОД:
103. Аллах не сделал (запретными) бахиру, саибу, василю и хами. Но неверующие (сами выдумывают эти запреты и) клевещут на Аллаха (приписывая выдуманные установления Ему). Большинство из них (обычных людей) ничего не понимает (и слепо следует обычаям предков).
ТАФСИР (Толкование):
103
ПЕРЕВОД:
104. А когда им говорят: «Придите к тому (решению), что ниспослал Аллах, и к Посланнику (к его Сунне)», – они отвечают: «Нам достаточно того, что нам осталось от наших предков». А что, если их предки ничего не знали (об истине) и не следовали верным путем?
ТАФСИР (Толкование):
104
ПЕРЕВОД:
105. О верующие! На вас (лежит) ответственность за (исправление) вас самих. Если вы следуете верным путем, то вам не навредит впавший в заблуждение. Все вы вернетесь к Аллаху, и тогда Он сообщит вам о том, что вы делали (и какое воздаяние за это получите).
ТАФСИР (Толкование):
«Мусульмане стали очень переживать, что неверующие не принимают Ислам, и тогда им было сказано: «Беспокойтесь в первую очередь о себе, улучшая себя и следуя по путям истины, и заблудшие вам никак не навредят, если вы сами будете придерживаться истины, как сказал Всевышний Аллах Своему Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует):
«Тот, кто впал в заблуждение, не причинит вреда, после того как вы велите благое и запретите зло»[3].
«Никому не должно приходить в голову, что в этом аяте дозволяется перестать повелевать благое и порицать зло, ведь один из признаков того, что человек идет по истинному пути, – это порицание запретного».
«Повеление благого и запрет порицаемого становятся обязательными, когда есть надежда, что человек это примет, либо есть надежда, что можно будет оставить притеснителя, даже если это будет сопряжено с грубостью, и если повелевающий не боится вреда, который может его коснуться лично, или смуты, которая может охватить мусульман в целом. Если же есть такая опасность, то следует заниматься лично собой».
105
ПЕРЕВОД:
106. О верующие! Если к одному из вас придет смерть и он оставит завещание, то пусть два праведных мужчины из вас (из ваших родственников) засвидетельствуют это или двое не из вас, если смерть настигнет вас в путешествии по земле. Задержите их обоих после намаза (аср, когда собирается много людей), и если вы усомнитесь (в надежности свидетелей), то пусть они поклянутся Аллахом: «Мы не берем за них (за клятвы именем Аллаха) деньги, даже если он (человек, о котором мы свидетельствуем) наш близкий родственник. Мы не скрываем свидетельства Аллаха (к которому Он нас обязал). Иначе (если мы скроем свидетельство) мы окажемся грешниками».
ТАФСИР (Толкование):
«Если один из наследников засомневается в ком-то из двух свидетелей (в том плане, что, возможно), тот взял часть оставленного имущества, то следует заставить их поклясться Аллахом».
106
ПЕРЕВОД:
107. Если выяснится, что они оба совершили грех (лжесвидетельства), то пусть двое других из близких родственников (умершего), имеющих законные права (наследования), заменят их (тех, кто был уличен в лжесвидетельстве) и поклянутся Аллахом (как и те, после намаза аср): «Наше свидетельство (подкрепленное клятвой) вернее их свидетельства. И мы (этим свидетельством) не переходим границы (не посягаем ни на чьи права). Иначе (если попытаемся лжесвидетельствовать) мы окажемся несправедливыми (подменяющими истину ложью)».
ТАФСИР (Толкование):
107
ПЕРЕВОД:
108. Это (данный способ приведения свидетелей к клятве) ближе к тому, чтобы их свидетельство оказалось правдивым, из страха, что другие клятвы будут произнесены после их клятв (и таким образом их ложь выйдет наружу). Бойтесь Аллаха и слушайте (Его повеления и подчиняйтесь им)! (Иначе вы станете грешниками, а) Аллах не наставляет (на истинный путь) грешников.
ТАФСИР (Толкование):
108
ПЕРЕВОД:
109. В тот день (Судный день) Аллах соберет посланников и спросит (их): «Что вам ответили (люди на ваш призыв)?» Они ответят: «Мы не знаем. Поистине, это Ты — знающий тайное».
ТАФСИР (Толкование):
«Это проявление адаба перед Всевышним Аллахом: у нас нет знания по сравнению с Твоим Знанием, охватывающим каждую вещь, и Ты знаешь обо всем, и поэтому наше знание подобно его отсутствию по сравнению с Твоим всеохватывающим Знанием».
«И это жалоба, и все предоставлено Знанию Всевышнего Аллаха о трудностях, которые доставили им их народы, и это их обращение к Господу о возмездии за них».
109
ПЕРЕВОД:
110. Аллах скажет: «О Иса, сын Марьям! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери. Я укрепил тебя Святым Духом (Джибрилем), ты говорил с людьми (уже) в колыбели и в зрелом возрасте (после второго пришествия). Ведь Я обучил тебя Книге, мудрости, Таурату и Инджилю. И по Моей воле ты лепил из глины подобия птиц и дул на них, и они становились (живыми) птицами по Моей воле. Ты исцелил слепого и прокаженного по Моей воле. Ты оживлял покойников по Моей воле. И Я защитил тебя от потомков Исраиля (не дал им тебя убить), когда ты пришел к ним со знамениями (чудесами), а неверующие из их числа сказали, что это — лишь только явное колдовство».
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах перечисляет блага, которыми Он наделил Своего раба и посланника Ису ибн Марьям (мир ему), в виде различных чудес, и это означает: «Вспомни Мою милость к тебе в том, как Я тебя сотворил лишь за счет матери и без отца и сделал тебя проявлением совершенства Своего могущества, и милость к твоей матери, когда Я сделал тебя доказательством ее невиновности в мерзком деле, в котором ее обвиняли»».
110
ПЕРЕВОД:
111. И Я внушил апостолам: «Уверуйте в Меня и Моего посланника». Они сказали: «Мы уверовали! Засвидетельствуй же, что мы — мусульмане (покорные Аллаху)».
ТАФСИР (Толкование):
111
ПЕРЕВОД:
112. И апостолы спросили: «О Иса, сын Марьям! Может ли твой Господь низвести нам трапезу (накрытый стол с угощением) с небес?» Он ответил: «Побойтесь Аллаха, если вы верующие (не просите у Аллаха подобных вещей)».
ТАФСИР (Толкование):
«Они просили об этом в начале их пути, прежде чем знание об Аллахе укрепилось в их сердцах. Также возможно, что так говорили невежды из их среды, подобно тому как некоторые люди из народа Мусы сказали ему:اجْعَل لَّنَا إِلَـٰهًا كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ«Сделай для нас (материальное изображение) бога, подобное тому, что есть у них (мы бы так охотнее поклонялись)»[2]».
«Буквальное значение их слов предполагает сомнение в Могуществе Всевышнего Аллаха, в Его способности ниспослать трапезу с небес, и так аз-Замахшари толковал этот аят. Что же касается других толкователей Корана, то они согласились, что апостолы были из числа особо приближенных к Исе и они не сомневались в могуществе Всевышнего Аллаха, и аль-Хасан сказал: «Они не сомневались в Могуществе Всевышнего Аллаха, вопрос означал следующее: «А будет ли ниспослана трапеза? Если будет ниспослана, то попроси ее для нас»»».
«Если ты спросишь: «Как же они могли спросить такое, после того как искренне уверовали?» – то я отвечу на это: «Всевышний Аллах не говорил об их вере и искренности, передана лишь их просьба, и она порочна, а они сомневались. Такие слова не могут исходить от верующих, возвеличивающих Всевышнего Аллаха»».
112
ПЕРЕВОД:
113. Они сказали: «Мы (только) хотим отведать ее и успокоить наши сердца. Так мы узнаем (и убедимся), что ты сказал нам правду (по поводу твоего пророчества и того, что наши дуа принимаются), и будем свидетелями этого (чуда)».
ТАФСИР (Толкование):
113
ПЕРЕВОД:
114. Иса, сын Марьям (поняв искренность их намерений), сказал (обращаясь с мольбой к Аллаху): «О Аллах, Господь наш! Низведи нам трапезу с небес, которая станет праздником для первых из нас и последних, а также (станет) знамением от Тебя (указывающим на Твое могущество и истинность моего пророчества). И даруй нам пропитание, ибо Ты — наилучший из дарующих (поскольку Ты — Творец этого пропитания и даруешь его безвозмездно)».
ТАФСИР (Толкование):
«Иса (мир ему) обратился с двумя мольбами: в первый раз он описал Его всеми качествами Божественности и совершенства, а во второй раз – качествами господства и управления, проявляя таким образом крайнюю форму своего преклонения».
114
ПЕРЕВОД:
115. Аллах ответил (на мольбу Исы): «Я ниспошлю ее вам, но кто из вас после этого (ниспослания трапезы) откажется от веры, того Я подвергну такому наказанию, которому Я не подвергал никого из (всех существующих) миров».
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах обычно наказывает неверных после того, как дарит им явные знамения».
115
ПЕРЕВОД:
116. И спросит Аллах (в Судный День): «О Иса, сын Марьям! Это ты сказал людям: “Поклоняйтесь мне и моей матери, как двум богам, наряду с Аллахом?»»
Он ответит: «Пресвят Ты (Пречист от всех недостатков)! Я не мог сказать то, на что не имею права! Если бы я сказал такое, Ты бы знал об этом. Ведь ты знаешь все, что у меня на душе, а я не знаю того, что в Твоей Сущности. Поистине, Ты — Знающий тайное.
ТАФСИР (Толкование):
«В этом вопросе заложено порицание тех, кто говорил нечто подобное, чтобы отрицание после такого вопроса было более явным и сильным».
116
ПЕРЕВОД:
117. Я говорил только то, что Ты приказал мне (говорить): «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу». Я был их свидетелем (и наблюдателем), пока находился среди них. И с тех пор, как Ты вознес меня, (я перестал наблюдать за их делами, но) Ты наблюдаешь за ними (и знаешь обо всех их словах и поступках). Поистине, Ты — всему Свидетель.
ТАФСИР (Толкование):
«То, как Иса (мир ему) описал сам себя, используя слово «говорил», и то, что он сказал, что Аллах «приказал», – это проявление адаба, чтобы не ставить себя на один уровень повелителя наравне со Всевышним».
117
ПЕРЕВОД:
118. Если Ты накажешь их (тех, кто умер неверующим), то ведь они — Твои рабы (Ты – их Творец и Властелин, и Ты можешь распоряжаться ими как пожелаешь).
Но если Ты простишь их (тех из них, кто уверовал, отказавшись от язычества), то ведь Ты — Могущественный, Мудрый».
ТАФСИР (Толкование):
118
ПЕРЕВОД:
119. (В ответ на это) Аллах сказал: «Это — День (Суда), когда правдивым людям поможет их правдивость (вера и праведность). Для них (райские) сады, где текут реки. Они останутся там навечно». Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это — великое счастье!
ТАФСИР (Толкование):
119
ПЕРЕВОД:
120. Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и над всем, что в них. И Он — Всемогущий.
ТАФСИР (Толкование):
120
- Мединская сура
- 120 аятов
- 6, 7 джуз
- в порядке ниспосылания - 112
В этой суре Всевышний продолжает давать верующим наставления относительно различных вопросов религии, таких как вопросы запретной пищи, ритуальной молитвы (намаза), наказания за различные грехи, вопросы хаджа. Также здесь более подробно рассмотрены вопросы, поднятые в предыдущих сурах – приводятся истории предыдущих общин (общин иудеев и христиан), говорится о запретности алкоголя и азартных игр.
И поскольку в прошлых сурах сказано о сделках и договорах, Аллах повелевает верующим тщательно исполнять их договоры.
Предыдущая сура начинается с упоминания силы и могущества Аллаха, данная же сура оканчивается упоминанием силы и могущества Аллаха. Предыдущая сура начинается с описания начала творения, эта же сура оканчивается рассказом о воскресении в Судный день.
Комментарии: 5
Правила форума