لَتَجِدَنَّ أَشَدَّ النَّاسِ عَدَاوَةً لِلَّذِينَ آمَنُوا الْيَهُودَ وَالَّذِينَ أَشْرَكُوا ۖ وَلَتَجِدَنَّ أَقْرَبَهُمْ مَوَدَّةً لِلَّذِينَ آمَنُوا الَّذِينَ قَالُوا إِنَّا نَصَارَىٰ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّ مِنْهُمْ قِسِّيسِينَ وَرُهْبَانًا وَأَنَّهُمْ لَا يَسْتَكْبِرُونَ
82. Ты обязательно увидишь, что самые непримиримые враги верующих — это иудеи и язычники. И ты обязательно увидишь, что ближе всех к любви по отношению верующим те, кто говорит: «Мы — христиане».
Это — потому что среди них есть священники (которые заняты получением знаний и поклонением) и монахи (которые отвернулись от мирской жизни и ушли в монастыри) и потому что они (в отличие от иудеев) не высокомерны.
Всевышний Аллах, рассказав об иудеях и христианах и об их различных заблуждениях, говорит о ненависти к верующим, которую питают иудеи и которая их роднит с язычниками, в то время как христиане были намного более мягкими с верующими.
«Всевышний описывает поразительную упорность иудеев и то, как им трудно принять истину, и мягкость христиан и их обращенность к Исламу. Так, иудеев и язычников роднит общая ненависть к верующим, но в них даже больше ненависти, и поэтому в аяте они названы первыми».
Даже в наши дни мы можем увидеть, сколь правдив этот аят: разные представители христианских народов активно принимают Ислам и отзываются истине Единобожия, но иудеи – даже те из них, которые далеки от своей религии, – ненавидят мусульман животной ненавистью, полной страха.
«Они не высокомерны».
Имам аль-Байдави
[2] пишет, что этот аят указывает, что смирение, практика знаний и отстранение от страстей похвальны, даже если речь о неверующих, хотя они не получат за это награду от Аллаха.
Имам аль-Куртуби пишет, что это похвала – в адрес лишь тех из них, кто уверовал и принял Ислам, ведь это значит, что в них нет высокомерия
[3].
Катада
[4] передает, что этот аят был ниспослан про людей Писания, которые придерживались истинного шариата Исы (мир ему), а когда пришел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), приняли Ислам.
И про них были ниспосланы следующие аяты
[5]:
الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ مِن قَبْلِهِ هُم بِهِ يُؤْمِنُونَ ﴿٥٢﴾ وَإِذَا يُتْلَىٰ عَلَيْهِمْ قَالُوا آمَنَّا بِهِ إِنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّنَا إِنَّا كُنَّا مِن قَبْلِهِ مُسْلِمِينَ ﴿٥٣﴾ أُولَـٰئِكَ يُؤْتَوْنَ أَجْرَهُم مَّرَّتَيْنِ بِمَا صَبَرُوا وَيَدْرَءُونَ بِالْحَسَنَةِ السَّيِّئَةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ
«Те, кому Мы раньше дали Книгу, уверовали в него (Коран)
. Когда им читают его (Коран)
, они говорят: «Мы уверовали в него. Это, без сомнения, истина от нашего Господа. Мы и прежде были мусульманами». Они получат свою награду дважды за то, что были терпеливы. Они заменяют плохое хорошим и расходуют из того, чем Мы их наделили»[6].
Абу Хайян (да помилует его Аллах) объяснил, что в этом аяте не говорится, что христиане – друзья мусульман. Они просто ближе к мусульманам, чем иудеи и идолопоклонники.
Такие исламские ученые, как Джассас и Багави, объяснив, что этот аят подразумевает не всех христиан, а небольшую группу людей во главе с Наджаши, которые приняли Ислам, потом сказали: «Что же касается таких злодеяний, как убийство мусульман, их пленение, разрушение городов и мечетей, а также сжигание мусхафов Корана, то в них христиане подобны иудеям!» Риваяты о причинах ниспослания этого аята подтверждают правильность этих слов
[7].
[2] Аль-Байдави (с. 159).
Комментарии: 5
Правила форума