Сура «Аль–Ахзаб»
ПЕРЕВОД:
41. О верующие! Поминайте Аллаха многократно (и часто).
ТАФСИР (Толкование):
41
ПЕРЕВОД:
42. Превозносите Его утром и вечером.
ТАФСИР (Толкование):
Зикр — поминание Аллаха — бывает разных видов. Мы говорили о нем подробно в толковании суры «Аль-Бакара»1.
«Превозносите», — то есть произносите формулы тасбиха — утверждения, что Всевышнему Аллаху не присущи никакие недостатки и несовершенства.
Ученые пишут, что Всевышний Аллах выделил именно эти два временных промежутка — утро и вечер. Ангелы спускаются с небес и распределяют божественные милости2.
42
ПЕРЕВОД:
43. Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы (тоже благословляют вас), чтобы вывести вас из тьмы к свету. Он милует верующих.
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах дарует нам огромное количество благ и милостей. Мы должны помнить об этом и замечать их повсюду.
43
ПЕРЕВОД:
44. Их приветствием в день, когда они встретят Его, будет: «Салям!» («Мир!») Он приготовил им щедрую награду.
ТАФСИР (Толкование):
Главная же милость Всевышнего Аллаха к верующим — это счастье в настоящей, вечной жизни, земная жизнь перед которой — просто короткий экзамен. В Судный день ангелы будут приветствовать верующих наилучшим приветствием и сообщат об ожидающем их вечном блаженстве в Раю.
44
ПЕРЕВОД:
45. О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, радующим (верующих вестью о Рае), предостерегающим (грешников от Ада),
ТАФСИР (Толкование):
45
ПЕРЕВОД:
46. призывающим к Аллаху с Его позволения, и освещающим светочем.
ТАФСИР (Толкование):
46
ПЕРЕВОД:
47. Обрадуй же верующих вестью о том, что для них у Аллаха — великое благо.
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах говорит Своему Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), что его задача — сообщить людям о делах, за которые Господь обещает им Рай, и о делах, за которые положен Ад. Также Всевышний называет Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) «освещающим светочем», то есть он уподобляет его источнику яркого света, благодаря которому люди без труда находят верный путь и могут следовать по нему к цели.
47
ПЕРЕВОД:
48. Не подчиняйся неверующим и лицемерам, не отвечай (злом на причиняемый ими) вред и уповай на Аллаха. Достаточно Аллаха как Покровителя!
ТАФСИР (Толкование):
«Не отвечай (злом на причиняемый ими) вред и уповай на Аллаха»: не мсти неверующим, не наказывай их и предоставь это дело Всевышнему Аллаху.1
Имя Всевышнего Аллаха Аль-Вакиль означает «Покровитель, наделяющий творения пропитанием и защищающий их от вреда». Имам Ахмад Заррук пишет:
«Кто осознает, что Аллах — Аль-Вакиль, тот будет полагаться во всех делах только на Него»2.
48
ПЕРЕВОД:
49. О верующие! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем даете им развод до того, как коснулись их (до вступления в интимные отношения), тогда они не обязаны выдерживать идду. Одарите их и расстаньтесь по-доброму.
ТАФСИР (Толкование):
49
ПЕРЕВОД:
50. О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты передал их махр, и невольниц, которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей по отцу, дочерей твоих теть по отцу, дочерей твоих дядей по матери, дочерей твоих теть по матери, которые переселились вместе с тобой, а также (любую) верующую женщину, которая подарит себя Пророку, если Пророк пожелает жениться на ней. (Последнее дозволено) только для тебя, а (для других) верующих — нет. Мы знаем, что установили для них в отношении их жен и невольниц. Это для того, чтобы ты не испытывал затруднений. Аллах — Прощающий, Милующий (верующих).
ТАФСИР (Толкование):
Как следует из этого аята, ни для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), ни для верующих его общины нет препятствий для бракосочетания с двоюродными сестрами. Здесь существует только одно предписание, касающееся исключительно Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует): только ему разрешено жениться без выплаты махра на тех женщинах, которые подарили себя ему.
50
ПЕРЕВОД:
51. Ты можешь отложить (посещение той) кого пожелаешь из них (жен) и приблизить (посещение той) кого пожелаешь. Если же ты пожелаешь ту, которую ты отдалил, то не будет на тебе греха. Это лучше, чтобы они радовались, не печалились и были довольны тем, что ты им даешь. Аллах знает то, что в ваших сердцах. Аллах — Знающий, Отменяющий наказание.
ТАФСИР (Толкование):
Некоторые толкователи Корана считали, что в аяте подразумевается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) мог по своему усмотрению давать развод одним женам, а других сохранять. Таково, в частности, было мнение Ибн Аббаса (да будет Аллах доволен им и его отцом). Другие же ученые — среди них ад-Даххак и Муджахид — считали, что речь идет о разделении времени между женами1.
Передается, что после ниспослания этого аята Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) для Джувайрии, Савды, Сафии, Маймуны и Умм Хабибы (да будет Аллах ими доволен) не устанавливал определенного времени посещений, встречаясь с ними, когда и сколько захочет. А Аишу, Хафсу, Зейнаб и Умм Саляму (да будет Аллах ими доволен) он приблизил к себе, установив для них график посещений. Однако Савда по причине преклонного возраста передала свое право посещения Аише2.
«Если же ты пожелаешь ту, которую ты отдалил, то не будет на тебе греха»: Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) было разрешено в любой момент посещать ту из жен, для которой он не установил определенного графика посещений.
«Это лучше, чтобы они радовались, не печалились и были довольны тем, что ты им даешь»: жены не станут печалиться из-за отсутствия регулярного их посещения, зная, что разрешение на это исходит от Самого Всевышнего Аллаха.
51
ПЕРЕВОД:
52. Впредь тебе не разрешается жениться на (других) женщинах и заменять их новыми женами, даже если их красота тебя поразит. Исключение составляют невольницы. От Аллаха не скроется ничего.
ТАФСИР (Толкование):
«Впредь тебе не разрешается жениться на (других) женщинах и заменять их новыми женами»: Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) не разрешалось больше жениться после того, как число его жен достигло девяти1.
«Исключение составляют невольницы»: они продолжали оставаться дозволенными для Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).
1 Ибн Джузай, 2/193.
52
ПЕРЕВОД:
53. О верующие! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят к трапезе. Но не дожидайтесь ее приготовления. Если вас позовут, то входите, а когда поедите, расходитесь и не оставайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стесняется вас, но Аллах не стесняется правды. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-то утварь, то просите через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец. Не нужно огорчать Посланника Аллаха и жениться на его женах после его смерти. Поистине, это перед Аллахом — большой грех.
ТАФСИР (Толкование):
В этом аяте речь идет о некоторых нормах исламской этики, которые нам необходимо соблюдать. Они касаются не только Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), его жен и сподвижников, но и всех мусульман.
Первое правило: не заходить в дом к человеку без разрешения хозяина.
Второе правило: если вас пригласили на обед, не стоит приходить слишком рано и затем дожидаться еды. Следует приходить в то время, когда вас пригласили.
Третье правило: не следует задерживаться в гостях слишком долго. После еды неэтично долго сидеть и беседовать, потому что это может доставить неудобства хозяину дома. Хорошо воспитанному верующему человеку будет неловко выгонять гостей — ему придется терпеть их присутствие и занимать их разговорами.
Затем в этом аяте женам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), которые считаются матерями верующих и на которых навсегда запрещено жениться, приказано не показываться сподвижникам и разговаривать с ними исключительно из-за завесы. А раз так, то как можно в наше смутное время поощрять встречи мусульманок с чужими мужчинами даже для обучения религиозным наукам?! Хотя предписание в аяте и адресовано женам Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), но смысл его охватывает всех мусульман, как писал имам аль-Джассас в «Ахкам аль-Куран»1.
1 «Куран-и-Меджид».
53
ПЕРЕВОД:
54. Проявите вы что-то или скроете — Аллах, поистине, знает обо всем.
ТАФСИР (Толкование):
54
ПЕРЕВОД:
55. Нет им (женам Пророка) греха (в том, чтобы появиться без покрывала) перед их отцами, их сыновьями, их братьями, сыновьями их братьев, сыновьями их сестер, перед верующими женщинами и невольниками. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах видит все.
ТАФСИР (Толкование):
Исключением из требований хиджаба для женщин служит появление их перед близкими родственниками, за которых им по Шариату запрещено выходить замуж, — махрамами. К ним относится отец, сыновья, братья, племянники. В аяте не упомянуты дяди, но они также являются махрамами женщины. Также это исключение касается женщин-мусульманок и рабынь1.
Относительно же допустимости появляться без хиджаба перед неверующими женщинами и рабами-мужчинами среди ученых существуют разногласия.
1 См. также комментарии к суре «Ан-Нур» (Коран, 24:31).
55
ПЕРЕВОД:
56. Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О верующие! Просите для него благословения и мира (или приветствия)!
ТАФСИР (Толкование):
В этом аяте Всевышний Аллах говорит о высоком положении Своего Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует) и о Своем довольстве им и его поступками. Что еще нужно знать о достоинствах салавата Посланнику Аллаха, если Господь миров говорит, что Он Сам и Его ангелы совершают салават нашему господину Мухаммаду?! Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!
Имам аль-Куртуби пишет:
«Слово «солят» (салават Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует)) в применении к Аллаху означает милость и довольство, в применении к ангелам — дуа и истигфар (мольбу о прощении), а в применении к верующим — просьбу о возвеличивании и благословении (Пророка)»1.
1 Куртуби, 17/214.
56
ПЕРЕВОД:
57. Поистине, тех, кто оскорбляет Аллаха и Его Посланника, проклял Аллах в этом мире и в мире вечном и приготовил им унизительное наказание.
ТАФСИР (Толкование):
Это проклятие распространяется на людей Писания, приписывающих Всевышнему Аллаху недостатки, а также на язычников, называвших Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) «колдуном», «поэтом», «предсказателем» или «сумасшедшим»1.
1 «Куран-и-Меджид».
57
ПЕРЕВОД:
58. Те же, кто необоснованно оскорбляет верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя тяжесть клеветы и явного греха.
ТАФСИР (Толкование):
58
ПЕРЕВОД:
59. О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить (от рабынь и женщин легкого поведения), чтобы не причинить им обиды. Аллах — Прощающий, Милующий (верующих).
ТАФСИР (Толкование):
Слово «джильбаб» (мн. ч. — джалябиб) в этом аяте имеет несколько толкований:
а) Передано от Ибн Аббаса (да будет Аллах им доволен), что это верхняя одежда, закрывающая все тело с головы до ног.
б) По мнению Ибн Джубейра и некоторых других ученых, это слово является синонимом слов «мильхафа» и «микнаа», которые означают покрывало, закрывающее все тело, в том числе и лицо1.
Иными словами, речь идет о женской одежде, которую мы сегодня знаем под названием «хиджаб». Ученые предъявляют к женской одежде ряд условий:
а) Необходимо, чтобы она закрывала все тело от головы до кончиков пальцев ног. Насчет обязательности закрывания лица, кистей рук и ступней у ученых по фикху есть разные точки зрения.
б) Одежда должна быть настолько широкой, чтобы не проявлялись очертания тела.
в) Она не должна быть прозрачной.
г) Она не должна привлекать внимания к женщине.
Не имеет значения название одежды: чаршаф, абая, джильбаб, хиджаб, парда и т. п. Главное — чтобы она соответствовала указанным условиям.
1 «Куран-и-Меджид».
59
ПЕРЕВОД:
60. Если лицемеры, люди с больными сердцами и те, кто распространяет слухи в Медине, не прекратят (сеять смуту), то Мы дадим тебе власть над ними (разрешение наказывать их), и тогда они будут соседствовать с тобой тут (в Медине) совсем недолго,
ТАФСИР (Толкование):
60
- Мединская сура
- 73 аятов
- 21, 22 джуз
- в порядке ниспосылания - 90
Сура «Аль-Ахзаб» («Военные союзники») — мединская сура. Большая ее часть посвящена личности нашего любимого Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует).
Комментарии: 1
Правила форума