Вклад имама Абу Ханифы в развитие науки акыда
Вклад имама Абу Ханифы в развитие науки акыда
Убеждения, которые спасут в следующей жизни и принесут счастье и всевозможные блага в обоих мирах, – это акыда, которая была у Пророка, д...
13 406
20 апреля, 17

Вклад имама Абу Ханифы в развитие науки акыда

13 406
20 апреля, 17
АВТОР ЦИКЛА
Вклад имама Абу Ханифы в развитие науки акыда
Мухаммад Захид аль-Кавсари
Автор:
МУХАММАД ЗАХИД АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, великий ученый и эксперт по тафсиру, хадисам, фикху, акыде, сире, сулуку и т.д.
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

В чем важность изучения акыды?
Имам Мухаммад Захид аль-Каусари рассказывает о достижениях имама Абу Ханифы в науке акыда, его книгах, об имамах аль-Ашʼари и аль-Матуриди, их трудах и о книге «Ишарат аль-марам», где собраны, упорядочены и прокомментированы высказывания имама Абу Ханифы по акыде.
 
Шейх аль-ислям Мухаммад Захид аль-Каусари о книге «Ишарат аль-марам мин ʼибарат аль-имам» имама аль-Баяды, да помилует его Аллах
 
Хвала Аллаху. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, Посланнику Аллаха, его сподвижникам и тем, кто последовал за ним.
 
А затем:
 
Я узнал, что книга «Ишарат аль-марам мин ʼибарат аль-имам», которую написал выдающийся ученый, опора поздних имамов в науке калям, шейх Камалюддин Ахмад ибн аль-Хасан ибн Юсуф аль-Баяды, кадий и сын кадия, готовится к изданию под редакцией замечательного исследователя, устаза, ученого, чьи знания дают плоды в виде деяний, сейида Джамалюддина Абу аль-Махасина Юсуфа ибн ʼАбдур-Раззака[1] аль-Машхади аш-Шафиʼи, преподавателя факультета усуль ад-дин в университете аль-Азхар. Книга выйдет в издательстве покойного сейида Мустафы аль-Баби аль-Халяби, которым теперь управляют его достойные сыновья, верные делу своего славного отца по возрождению книжного наследия великих ученых.
 
Я приветствую это славное начинание и верный выбор книги и прошу Всевышнего Аллаха даровать тауфик всем причастным к подготовке и изданию этой книги и направить верным путем во всех их делах, ибо они выполняют важную задачу, предоставляя мусульманам это полезное сочинение. Пусть Аллах поможет им довести дело до конца!
 
Пользуясь случаем, я хотел бы рассказать об этой книге, ее теме, ее значении, достоинствах автора и тому подобном.
 
Итак, я скажу следующее:
 
Поистине, убеждения, которые спасут в следующей жизни и принесут счастье и всевозможные блага в обоих мирах, – это акыда, которая была у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его благородных сподвижников, пусть Аллах будет доволен ими всеми. По этой причине имамы истинного пути прикладывали усилия для того, чтобы сохранить все вопросы этой акыды в первозданной чистоте, защищая эту ее чистоту от нововведений, которые могли бы загрязнить ее.
 
Одним из первых таких имамов, внесших огромный вклад в эту область, был имам Абу Ханифа ан-Нуʼман, да будет Аллах им доволен. Всевышний облегчил ему служение: он в совершенстве овладел искусством диспута и опровержения еретиков и заблудших, занимаясь этим долгие годы, пока не посвятил себя целиком фикху. Каждому облегчено то, для чего он создан.[2]
 
Аль-Хатыб передает в книге «ат-Тарих» (т. 13, с. 333) со своим иснадом до Абу Ханифы, что имам сказал:
 
«Я занимался калямом, пока не достиг в этой науке такой степени, что на меня стали показывать пальцем».
 
Затем имам рассказал историю о том, как, отказавшись от занятий калямом, он начал изучать фикх под руководством Хаммада ибн Абу Сулеймана.
 
Аль-Муваффак (аль-Макки) передал в книге «аль-Манакыб» (т. 1, с. 63), что Абу Хафс ас-Сагыр сказал:
 
«Абу Ханифа занимался калямом и дискутировал с людьми, пока не достиг совершенства в этой науке».
 
И он передает также от аз-Заранджари слова:
 
«У Абу Ханифы был кружок (в мечети) по изучению ильм аль-калям», – пока он не присоединился к Хаммаду. И он приводит (т. 1, с. 59) с иснадом через аль-Хариси следующие слова Абу Ханифы:
 
«Мне дана была способность к каляму. Я долго занимался им: дискутировал, спорил, боролся (с сектами). Большая часть тех, с кем я спорил и кого опровергал, жили в Басре. Я ездил туда более двадцати раз, порой задерживаясь там на год, чуть меньше или даже больше. Я дискутировал с целым рядом хариджитов: ибадитами, суфритами и другими (течениями), а также со многими хашавитами[3]». Затем имам рассказал, как он перешел к занятиям фикхом.
 
Хафизуддин Мухаммад ибн Мухаммад аль-Кардари, автор известнейшей книги «Фатава аль-Базазийя», пишет в «Манакыб» (т. 1, с. 38):
 
«Привел Джамалюддин Абу Яʼля Ахмад ибн Масʼуд аль-Асфахани со своим иснадом от Халида ибн Зейда аль-ʼУмари его слова:
 
«Абу Ханифа, Абу Юсуф, Мухаммад, Зуфар и Хаммад, сын Абу Ханифы, были теми, кто с помощью каляма побеждали противников. И они были имамами этой науки»».
 
Эти цитаты демонстрируют, какова была степень приверженности Абу Ханифы и его учеников науке каляма. Имам Абу Джаʼфар ат-Тахави, да помилует его Аллах, назвал свое знаменитое сочинение по акыде «Изложение убеждений Ахлю-с-Сунна валь-Джамаʼа в соответствии с мазхабом факихов этой общины Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада ибн аль-Хасана, да помилует их Аллах». В этой книге автор изложил положения акыды саляфов, относительно которых нет разногласий у ахлю-с-сунна, отнеся их ко всем трем имамам.
 
Имам ʼАбдуль-Кахир аль-Багдади аш-Шафиʼи пишет в книге «Усуль ад-дин» (с. 308):
 
«Первыми мутакаллимами из факихов и имамов мазхабов были Абу Ханифа и аш-Шафиʼи. У Абу Ханифы есть книга в опровержение кадаритам, которую он назвал «аль-Фикх аль-акбар», а также сочинение, которое он продиктовал в защиту мнения ахлю-с-сунна о том, что сила возникает только в момент действия, однако он считал, что сила может распространяться на противоположности, и таково мнение части наших ученых. У имама аш-Шафиʼи же две книги по каляму: одна написана в доказательство пророчества, она опровергает индуистов, другая же опровергает еретиков…».
 
Абу Музаффар аль-Исфараини аш-Шафиʼи пишет в книге «ат-Табсыр» (с. 113):
 
«В книге «аль-ʼАлим» Абу Ханифы приводятся неопровержимые доводы против безбожников и еретиков… Также у него есть книга «аль-Фикх аль-акбар», которая дошла до нас через достойных доверия передатчиков по безупречной цепочке и с достоверным иснадом через Нусайра ибн Яхью от Абу Ханифы. Также он написал в «аль-Васыйя», которую он адресовал Абу ʼАмру ʼУсману аль-Батти, где он опровергает еретиков… Кто сравнит эти книги с книгами, написанными аш-Шафиʼи, не найдет ни малейшей разницы между их школами. А что передается от них и противоречит тем положениям их школ, что мы изложили, то это ложь, придуманная еретиками в защиту их отклонений».
 
Эти слова – доказательство общности убеждений имамов, однако они не одобряли, когда люди погружались в эти темы глубже необходимого. Так, Малик не любил знаний, которые не приводят к деяниям. Ахмад ибн Ханбаль считал так же. Они запрещали обычным людям погружаться в то, в чем большинство не нуждается, из опасения, что они впадут из-за этого в заблуждение. Они призывали ограничиться только теми вопросами вероучения, которые передаются (от саляфов), но при этом исповедовать танзих[4] и отстраняться от ташбиха[5].
 
Абу Ханифа развил свой интеллект длительными занятиями диспутами, так что затем, занявшись фикхом, он основал сообщество факихов из сорока выдающихся ученых, которые были его учениками. Их имена остались в истории. Он возглавил их, вынося окончательные решения по разбираемым вопросам и приводя доводы. Это, очевидно, был плодотворный метод, развивавший способности, так что они рассмотрели даже множество гипотетических ситуаций и вопросов фикха.[6] В итоге они без труда смогли опровергать еретиков и заполнили землю знаниями, и все это благодаря такому эффективному методу.
 
Наследие Абу Ханифы по акыде – это следующие книги[7]:
 
  1. «Аль-Фикх аль-акбар», которую передает Али ибн Ахмад аль-Фариси, от Нусайра ибн Яхьи, он от Абу Мукатиля, он от ʼИсама ибн Юсуфа, он от Хаммада, сына Абу Ханифы, он от своего отца. Полностью иснад приводится в рукописи из сборника (номер 226), хранящегося в библиотеке шейх аль-исляма в Лучезарной Медине.
 
  1. Книга «аль-Фикх аль-абсат»[8]. Ее передает Абу Закария Яхья ибн Мутарриф по цепочке от Нусайра ибн Яхьи от Абу Мутыʼа от Абу Ханифы. Полный иснад – в двух сборниках (№64م и №215م) из Дар аль-кутуб аль-мисрийя.
 
  1. Книга «аль-ʼАлим ва аль-мутаʼаллим», которую передает хафиз Абу аль-Фадль Ахмад ибн ʼАли аль-Биканди от Хатима ибн ʼУкайля, он от аль-Фатха ибн Абу ʼУльвана и Мухаммада ибн Язида, а они оба от аль-Хасана ибн Салиха, он от Абу Мукатиля Хафса ибн Сальма ас-Самарканди, а он – от Абу Ханифы.

    Также эту книгу передает Абу Мансур аль-Матуриди от Абу Бакра Ахмада ибн Исхака аль-Джузджани, он от Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази, он – от Абу Мукатиля, а он от имама. Полный иснад к книге приводится в «аль-Манакыб» аль-Муваффака и в «Таъниб» (с. 73 и 85).
 
  1. «Рисаля Аби Ханифа иля аль-Батти», которую передает Нусайр ибн Яхья от Мухаммада ибн Самаʼа, а он от Абу Юсуфа, а он – от Абу Ханифы. С таким же иснадом передается и «аль-Васыйя». Полные иснады к обеим книгам – в рукописях Дар аль-кутуб аль-мисрийя. Однако у имама Абу Ханифы есть и другие тексты под названием «аль-Васыйя» («Завещание» или «Наставление»), адресованные разным ученикам.
 
Свет этих сочинений озарял учеников имама и учеников его учеников, когда они трудились для объяснения истинных убеждений, без искажений и умолчаний, – убеждений, которые были у Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, и его сподвижников, да будет Аллах ими доволен. Они распространили верные убеждения вместе с фикхом по всему свету. И мы благодарны им за их служение.
 
В землях Мавераннахра[9] не были распространены еретические взгляды, благодаря приверженности обитателей этих мест сунне. Они передавали сообщения из поколения в поколения, пока не появился имам сунны этого региона Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуриди, известный как «имам истинного пути» (имам аль-худа), который занялся систематизацией вопросов вероучения и подбором доводов к ним. Его труды удачны сочетанием рационального и шариатского подхода. Среди них:
 
  1. «Ат-Таъвилят», тафсир Священного Корана. Книги, подобной этой, в данной науке больше нет. К сожалению, она до сих пор не издана.[10]
  2. «Аль-Макалят».
  3. «Кита бат-Таухид».
  4. «Маахиз аш-Шараиʼ фи усуль аль-фикх».
  5. «Аль-Джадаль фи усуль аль-фикх».
  6. «Баян вахам аль-муʼтазиля».
  7. «Радд аль-усуль аль-хамса ли Аби Мухаммад аль-Бахили».
  8. «Радд аль-имама ли баʼд ар-равафид».
  9. «Ар-Радд ʼаля усуль аль-карамита».
  10.  «Радд Тахзиб аль-джадаль аль-Каʼби».
  11.  «Радд Ваʼид аль-фуссак аль-Каʼби».
  12.  «Радд аваиль аль-адилля аль-Каʼби».
 
Как сказано в «Тадж ат-тараджим» имама аль-Касима, имам (аль-Матуриди) умер в 332-м году по хиджре, как это передал хафиз Кутбуддин ʼАбдуль-Карим аль-Халяби.
 
А имам Абу аль-Хасан ʼАли ибн Исмаʼиль аль-Ашʼари был имамом ахлю-с-сунна в Ираке, поднявший знамя сунны над горизонтом после того, как отказавшись от убеждений муʼтазилитов, выступил в защиту сунны. Мы подробно говорили о его пути в предисловии к книге «Табьин казиб аль-муфтари» хафиза Ибн ʼАсакира, поэтому не будем повторяться.
 
Очень важно обращаться к неискаженным первоисточникам сочинений имама, которых немало. Так, например, его книга «аль-Ибана» была издана без опоры на надежный первоисточник. Есть проблемы и у книги «аль-Макалят», издаваемой под его именем. Дело в том, что все существующие на сегодняшний день их рукописи – это копии с одной, которая побывала в руках у одного знаменитого хашавита, которому никак нельзя доверять. И если эти две книги в существующем виде действительно ему принадлежали бы, то не было бы причин у хашавитов враждовать с ним.
 
Ведь то, что выдается в этих книгах за мнения имама, порой противоречит текстам Шариата, а порой – разуму, как на это указывают исследователи, например, в местах, где он говорит о благе и причине, а также о том, что устанавливается доводами из аятов и хадисов.
 
Имам провел много времени в дискуссиях с представителями разных течений в обоих центрах ереси его времени – Басре и Багдаде, в отличие от своего современника аль-Матуриди, который жил в среде, где еретики не играли никакой роли, как мы сказали выше.
 
Ученые осведомлены о вопросах, по которым расходились оба имама ахлю-с-сунна. Они изучили эти вопросы и изложили их в книгах, проанализировав обе позиции. Комментатор «Ихья» аль-Муратаза аз-Забиди привел биографии обоих великих имамов ахлю-с-сунна и перечислил вопросы, по которым они разошлись во мнениях, опираясь на «Ишарат аль-марам», и это знак его признания этой книги.
 
***
 
Автор «Ишарат аль-марам» имам аль-Баяды[11] происходит из семьи кадия, – семьи ученых и факихов. Он поднялся в знаниях на невероятную высоту, став уникальным ученым своего времени, так что на него указывали люди.
 
Первоначально он написал сильный матн по акыде ахлю-с-сунна, который назвал «аль-Усуль аль-мунифа ли аль-имам Аби Ханифа». В этом тексте автор собрал высказывания имама из его вышеупомянутых сочинений по акыде приверженцев истины. Автор выстроил слова имама в замечательном порядке, так что книга получилась отличной и очень приятной для чтения.
 
Затем шейх написал великолепный комментарий к матну, в котором исчерпывающе изложил все темы и привел доводы для устранения сомнений, прояснения непонятных мест. Этот комментарий стал авторитетным среди исследователей, удовлетворяющим все запросы читателей.
 
Вопросы акыды, приведенные в книгах имама Абу Ханифы, расположены произвольно, ведь он диктовал эти сочинения своим ученикам в соответствии с тем порядком, в котором поступали к нему вопросы, не выстраивая их. И аль-Баяды расположил все вопросы в том порядке, какой принят в книгах по науке калям, не отступая при этом от слов имама.
 
Он пишет в матне о своем методе расположения тем: «Я составил эту книгу из текстов, которые он (Абу Ханифа) продиктовал своим ученикам: из «аль-Фикх аль-акбар», «Рисали», «аль-Фикх аль-абсат», «аль-ʼАлим» и «аль-Васыйи», которые передают от имама Хаммад ибн Абу Ханифа, Абу Юсуф аль-Ансари, Абу Мутыʼ аль-Хакам ибн ʼАбдуллах аль-Бальхы и Абу Мукатиль Хафс ибн Сальм ас-Самарканди[12]».
 
Аль-Баяды перечисляет в комментарии передатчиков этих текстов и цитирует примерно тридцать имамов из крупнейших ученых по акыде, которые опирались на эти тексты и приводили вопросы из них в своих книгах, несмотря на то, что некоторые муʼтазилиты отрицали принадлежность некоторых из этих книг перу имама. Автор приводит и иснад Абу Мансура аль-Матуриди к ним, ибо и он опирался на эти книги в объяснении убеждений Ахлю-с-Сунна.
 
Действительно, Всевышний Аллах наделил имама аль-Баяды обширной начитанностью, глубоким пониманием акыды, способностью хорошо объяснять ее доводы, тонким умом и возможностью улавливать глубинные нюансы выражений и цитат. Его книга – уникальный труд по данной науке, ибо он собрал в ней слова имама акыды, обогатив их цитатами ученых обеих групп – ашаритов и матуридитов, так что читатель имеет возможность познакомиться с теми вопросами, в которых они согласны друг с другом, и теми, где у них были разногласия. Он пишет:
 
«Имам аль-Матуриди на самом деле не создал своей школы – он просто подробно изложил мазхаб Абу Ханифы и его учеников. И расхождения между ашаритами и матуридитами – примерно в пятидесяти вопросах – являются расхождениями смысловыми, однако во второстепенных вопросах, разногласия в которых не приводят к взаимным обвинениям в ереси (табдиʼ)».
 
Автор привел эти вопросы и дал к ним глубокий комментарий.
 
Он завершил раздел «иляхият»[13] возле Священной Каабы, будучи в то время кадием Благословенной Мекки. Затем его назначили кадиаскером страны, то есть главным судьей османской империи.
 
Его авторитет в науке калям был таким, что последующие поколения ученых принимали его суждения, особенно те, кто после него писал по теме расхождений между ашаритами и матуридитами, даже аль-Макбили, при всей своей вздорности, чрезмерности в суждениях, отклонениях и высокомерии, в своей книге «аль-ʼИльм аш-шамих»[14] признает авторитет аль-Баяды.
 
Имам аль-Баяды написал также книгу «Саваних аль-ʼулюм» по шести наукам. Он, да помилует его Аллах, был эрудированным факихом, мудрым человеком, не боящимся никого, кроме Аллаха. Он достоин только похвалы как обладатель обширнейших знаний. Пусть Всевышний Аллах прольет на него Свое довольство и воздаст ему по достоинствам.
 
***
 
Подведем итог. Выход в свет этой книги – это, поистине, великая радость для каждого, кто стремится к глубоким знаниям по науке о единобожии в соответствии с методом двух школ ахлю-с-сунна. Пусть Всевышний Аллах воздаст всем причастным к ее изданию наилучшим благом и даст возможность благополучно выпустить в будущем еще много таких же ценных книг! Поистине, Он отвечает на дуа[15].
 
Мухаммад Захид аль-Каусари
 
 
[1] Устаз Юсуф ʼАбдур-Раззак скончался в 1386/1966 г. во время преподавания на шариатском факультете в Ираке. До этого шейх преподавал в Мекке. Он был зятем шейха ʼИсы Маннуна. Прим. изд.
 
[2] «Каждому облегчено то, для чего он создан» – это слова известного хадиса, который передали Бухари и Муслим. Шейх ʼАбдус-Салям ибн ʼАбдуль-Хади Шаннар, хафизахуЛлах, так прокомментировал смысл этого выражения (перескажем суть):

Всевышний Аллах поступает с людьми в соответствии со Своим предвечным знанием о том, что выберет тот или иной человек – хорошее (иман и поклонение) или плохое (куфр и/или грехи). Следовательно, люди делятся на две категории:
 
  • Те, про кого Аллах знал, что они выберут Ислам и будут покорны Господу. Этих людей Аллах создал для Рая и облегчил пути его достижения, что стало результатом их выбора хорошего, о котором Всевышний знал в предвечности.
 
  • Те, про кого Аллах знал, что они выберут куфр и/или грехи. Им Господь предопределил попасть в Ад и облегчил совершение дел, ведущих туда, что стало результатом их выбора плохого, о котором Аллах знал еще до сотворения этих людей и вселенной в целом (Примечания к «Шарх аль-Акыда ат-Тахавийя» имама Акмалюддина аль-Бабирти, Дар аль-Бейрути, 1430/2009, с. 77).
 
Человек не знает, предопределил ли ему Всевышний попасть в Рай или в Ад, однако преобладание благих дел над грехами или наоборот – это признак хорошего или плохого конца. Поэтому знание о том, что все в этом мире предопределено Господом, не должно стать причиной отказа от поклонения. Прим. пер.
 
[3] Мушаббиха, антропоморфисты – то есть уподобляющие Всевышнего Аллаха творениям. Прим. пер.
 
[4] Убеждение в абсолютном неподобии Всевышнего Аллаха творениям. Прим. пер.
 
[5] Уподобления Господа творениям. Прим. пер.
 
[6] В книге «аль-Калимат аш-шарифа фи танзих Аби Ханифа ʼан ат-туррахат ас-сахифа» шейха Нуха ибн Мустафы аль-Кунави говорится со ссылкой на «аль-ʼИнайя»: «Абу Ханифой было рассмотрено более миллиона двухсот семидесяти тысяч вопросов». Известно, что рассматриваемые вопросы имам диктовал своим ученикам, а те записывали. См. «ан-Нукат ат-тарифа» (с. 5); там же приводятся разные данные о количестве разобранных вопросов. Примечание автора.
 
[7] Подробнее о книгах имама Абу Ханифы по акыде и об иснадах к ним см.: https://azan.ru/maqalat/read/est-li-isnadyi-k-knigam-imama-abu-hanifyi-po-akyide-10693. Прим. пер.
 
[8] К ней написали комментарии некоторые хашавиты. Это оттого, что туда проникли некоторые слова в версии антропоморфиста Абдуллаха аль-Харави из его книги «аль-Фарук», где он приводит текст имама под названием «аль-Фикх аль-акбар». Эту версию передают хашавиты в течение многих веков, но это на самом деле вставка в оригинальный текст, как это становится ясно из комментариев суннитов к этой книге. Прим. автора.
 
[9] «Заречье» – регион, включающий современные территории Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана и южные районы Казахстана. Прим. пер.
 
[10] В наши дни существуют три основных издания тафсира имама аль-Матуриди: 1) под редакцией Фатимы Юсуф аль-Хыями, в 5 томах, Муасаса ар-рисаля, Бейрут, первое издание – 2004; 2) под редакцией доктора Маджди Бассаллюма, в 10 томах, Дар аль-кутуб аль-ʼильмийя, Бейрут, первое издание – 2005; 3) под редакцией Ахмета Ванлыоглу, в 18 томах, Стамбул, первое издание – 2005 – 2007. Из них научным является только третье, однако все три далеки от совершенства. Прим. пер.
 
[11] Камалюддин аль-Баяды аль-Ханафи (1044/1634 – 1098/1687) был потомком выходцев из Боснии, родился в Стамбуле и умер недалеко от него. Он был кадием в Алеппо, в Бурсе, затем в Мекке, после чего в Стамбуле. Прим. пер.
 
[12] Абу Мукатиля критиковали, как обычно поступают оппоненты со всеми учениками Абу Ханифы. Однако Абу Яʼля аль-Халили пишет от нем в книге «аль-Иршад»: «Известен правдивостью. Бухари от него не передает. Давал фетвы. Имел высокую степень в знании фикха. Его хадисы собрали воедино». См. «аль-Лисан». Прим. автора.
 
[13] Вопросы акыды, связанные со Всевышним Аллахом. Прим. пер.
 
[14] «Аль-ʼильм аш-шамих фи исар аль-хакк ʼаля аль-аба ва аль-машаих» Салиха ибн Махди аль-Макбили из Йемена (ум. в 1108 г.х.) – книга, направленная, в частности, против мутакаллимов ахлю-с-сунна. Прим. пер.
 
[15] Просим у Всевышнего Аллаха дать нам или кому-то из наших братьев тауфик перевести этот замечательный труд имама аль-Баяды на русский язык. Это полноценное и глубокое изложение истинной исламской акыды, в основу которого положены слова имама Аʼзама Абу Ханифы, да будет доволен им Господь. Прим. пер.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
245
15 ноября, 24
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
1 933
12 сентября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Можно ли узнать все имена Всевышнего?
Можно ли узнать все имена Всевышнего?
Если имена Аллаха берутся только из Шариата, можно ли установить их все? Имам аль-Лякани пишет в «Джаухара ат-таухид», классическом стихо...
5 708
4
13 апреля, 17
Есть ли иснады к книгам имама Абу Ханифы по акыде?
Есть ли иснады к книгам имама Абу Ханифы по акыде?
В рамках нашего проекта по изучению жизни и научного наследия величайшего имама Абу Ханифы, да будет Всевышний Аллах им доволен, мы предл...
14 477
3 апреля, 17