СТАТЬИ
Свобода воли, ашариты и нейролингвистика
Можно сказать, что эта статья мысленно мной составлялась долгие годы, потому что, действительно, последние пару-тройку лет я размышляю о ...
Свобода воли, ашариты и нейролингвистика
Можно сказать, что эта статья мысленно мной составлялась долгие годы, потому что, действительно, последние пару-тройку лет я размышляю о свободном человеческом выборе в рамках исламского мировоззрения.
Сначала было все понятно: человек обладает свободной волей, он выбирает – а Аллах творит выбранное. Концепция матуридитского ихтияра была мне близка.
Однако всегда оставался вопрос: что значит этот свободный выбор? Ведь свободный выбор – это своего рода мысль, даже если и невербальная, но, как учит нас нейролингвистика, мысль – это процесс в мозге, который можно зафиксировать датчиками. Это деятельность нейронов, а значит, изменение материальной формы. Но изменение формы – это акт творения. И только Аллах может творить. Откуда свободный выбор?
Потом я услышала, что выбор сотворен. Это все немного прояснило, но оставалось недоступным, зачем его тогда называть выбором.
Знакомство со взглядами ашаритов принесло двойственные ощущения. С одной стороны, это было торжество «а я знала, что не все так просто!». С другой, понять касб оказалось несколько сложнее, чем ихтияр, потому что «ихтияр» значит выбор, и это сразу тебе рисует ясную картину относительной свободы, пусть и сотворенной. «Касб» буквально означает приобретение, что запутывает человека с прежде европейским сознанием. Ведь обычно приобрести мы можем лишь то, что уже есть (в то время как выбрать можно и то, что только случится).
Ответ пришел оттуда, откуда я не ждала. Спустя несколько лет я заинтересовалась устройством мозга, и мне посоветовали послушать Т. В. Черниговскую – современного нейролингвиста. Это невероятно увлекательно, и не только про свободу воли, но и про зарождение языков, обучаемость мозга и многое другое из сферы моих нынешних интересов. Но одна из самых ярких цитат звучит так:
«Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд – это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге принимает решение: человек или его мозг?»
А теперь краткий экскурс в современный научный взгляд на свободу воли. Последние данные показывают, что мы осознаем наше решение позже его принятия. Наш мозг решает, что мы будем делать, прежде чем мы поймем, что решили. Это революция для Европы, опровергающая все идеи о свободной воле. Но ашариты знали об этом больше тысячелетия назад – мы приобретаем решения и дела, которые уже сотворены. Это практически виртуальное приобретение того, к чему мы сами отношения не имеем.
Итак, вот, например, один из выводов обзора «Volitional Control of Movement: The Physiology of Free Will» Марка Халлета:
«There is no evidence yet identified for free will as a force in the generation of movement, and the neurophysiology of movement is fairly advanced. Decisions must be made by the brain and these mechanisms are being understood also. Hence, it is much more likely that free will is entirely an introspection[1]».
Иными словами, действие начинает совершаться без участия свободной воли или выбора. Что же в данном случае представляет собой воля? Не что иное, как приобретение (касб), которое можно точнее охарактеризовать как этическую оценку происходящему. Наш мозг, безусловно, участвует и в этом процессе (этической оценки), равно как и в первом (инициация действия). Однако совершение действия не будет следствием прямого выбора нашего сознания. Все, что мы можем, – это понять, что происходит с нами. Вот прекрасная иллюстрация сотворенности выбора.
Более того, учитывая, что наше приобретение прикладывается после сотворения действия, у нас есть несколько отлаженных механизмов иллюзорной свободы воли: мы быстро находим причину для происходящего (что нередко просто, ведь мир творится по не обязательным для Творца, но структурно поддерживающимся законам). Но вот еще один пример из того же обзора:
«In one experiment, they showed that subjects thought they caused an action, which was actually caused by someone else, by leading them to think about the action prior to its occurrence»[2].
Проще говоря, мы так хитроумно убеждаем себя в нашем свободном выборе, что можем убедить себя даже в том, что мы совершили то, что не совершали.
Иногда же мы попадаем в ситуации, когда сами замечаем шаткость свободы воли:
«Imagine yourself sitting in front of a bowl of salted peanuts. After having eating a moderate number, you say, at least to yourself, that you have had enough and you will not eat any more. Shortly afterwards, you find your hand going toward the bowl. You might wonder: Who’s in charge? Clearly, we often do things that we do not really think that we want to do»[3].
Разумеется, все эти данные (и не только про соленый арахис!) ошеломили общественность:
«Сомнения в самом существовании свободы воли, непосредственно связанной с проблемой осознания, возникали неоднократно, начиная со знаменитого эксперимента со временем Бенджамина Либета, и затем у Саймона Фишера, Дэниэла Вегнера и Марка Халлета. Некоторые исследователи так и пишут: представления о том, что наши осознаваемые мысли порождают действия, подчиняющиеся, таким образом, свободной воле, — ошибочны, и верить в это — все равно что действительно считать, что кролик так и сидит до нужного момента в цилиндре фокусника»[4].
Тем не менее, нас это смущать не должно. История ашаритской мысли освещала эту тему достаточно подробно задолго до нейролингвистических штудий. В нашем понимании этот выбор создаёт в мозге, безусловно, не сам мозг: выбор творится Аллахом. А уже этот сотворенный выбор осознается человеком как его собственное желание[5].
Когда случайные экспериментальные данные ложатся в калейдоскоп исламского подхода, восхищаешься всей красотой нашей науки. И, перефразируя известную шутку про Канта, которого так любит цитировать Черниговская, нам остается только касб, этическая оценка и нравственный закон над головой.
[1] «Пока нет доказательств того, что свобода воли участвует в зарождении движения, а нейрофизиология движения – развитая сфера науки. Решения принимаются мозгом, и механизмы этого понятны. Таким образом, свобода воли, скорее всего, есть интроспекция». Перевод Умм Яхья.
[2] «В одном из экспериментов они показали, что участники считали, будто сами произвели действие, в то время как его произвел кто-то другой. Это произошло, потому что участников навели на мысль о действии, до того как действие произошло». Перевод Умм Яхья.
[3] «Представьте, что сидите напротив вазочки с солеными орешками. Съев прилично, вы говорите – по крайней мере, самому себе, – что этого достаточно и больше вы к орешкам не притронетесь. И пару минут спустя замечаете, как ваша рука тянется к вазочке. Немудрено задуматься: «Кто же тут главный?» Ясно, что мы иногда делаем то, что, как мы думаем, не хотим делать». Перевод Умм Яхья.
[4] Т. В. Черниговская. Это не я – это мой мозг! Отечественные записки, 1/2013.
[5] شرح ام البراهين ص ٤٥:
لكسب مقارنة القدرة الحادثة للفعل من غير تأثير
قال في شرح المقاصد ٤/٢٦٣:
فالإنسان مضطر في صورة المختار
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
Есть ли понятие «карма» в Исламе?
Мусульмане не верят в карму. Карма — это дхармическая философия божественной справедливости, которая тесно связана с реинкарнацией. Эти у...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Когда человек обретает истинную веру?
Вопрос: Приведите полный текст хадиса, где говорится о том, когда человек обретает истинную веру. Читайте ответ на сайте Azan.ru...
Тела мучеников за веру сохраняются в могилах
«Передается, что, когда в правление халифа Муавии тела мучеников, павших в битве при Ухуде, стали переносить (в иное место), кто-то повре...
Комментарии: 10
Правила форума