Всегда ли претензия на знание тайного (кашфу) есть ширк?
Вопрос: В одной книге, где говорится об имаме Абу Ханифе, рахимахуллах, сказано, что он «видел грехи, спадающие вместе с каплями воды с органов тела человека, совершающего вуду». Но я слышал, что знание скрытого (гайб) принадлежит лишь Аллаху, так что любая претензия человека на это знание есть ширк. Как понять этот момент?
Ответ:
Комментируя хадис, где говорится, что вуду смывает грехи, алляма Суюты (рахимахуллах) пишет:
«Следует понимать очевидный смысл этого хадиса. Причина этого заключается в том, что грехи принимают форму (сгустков) тьмы во внутренней и внешней части человека, которая очевидна тем (людям), кому дарован кашф (тайное знание)» (см. «Фатхуль Мульхим», т. 2, стр. 663).
Существует большая разница между проявлением невидимого/тайного и знанием тайного. Как вы сказали, знанием тайного обладает один лишь Всевышний Аллах. Это фундаментальное убеждение каждого мусульманина, которое нельзя ставить под сомнение. Однако есть разница между ним и проявлением невидимого, которое возможно для человека, и имело место не раз в истории – начиная от жизни сподвижников до наших дней.
К примеру, ангелы Аллаха в обычной жизни для нас невидимы, хотя мы верим в их существование. Также мы знаем, что наказание в могиле есть истина, но оно невидимо для нас. Однако, некоторые сахабы могли видеть это, к примеру, Аиша (радыАллаху анха) или Ибн Аббас (радыАллаху анху) видели ангелов. Также были сподвижники, которые видели наказание в могиле (См. «Хайяту с-сахаба», т. 3, стр. 777, 841).
Таким же образом кто из людей может иметь возможность видеть, как грехи смываются во время вуду, хотя это тоже часть невидимого.
Другой пример:
Есть хорошо известный случай, как халиф Умар (радыАллаху анху), находясь в Медине, получил возможность увидеть положение своей армии, которая находилась в Персии. Аллах даровал ему эту возможность, чтобы он смог помочь своей армии спастись от гибели (См. «Даляилю н-Нубувва» Абу Нуайма и «Хайяту с-сахаба», т. 3, стр. 808).
В этом случае Аллах сделал явным для Умара (радыАллаху анху) те вещи, которые остались невидимыми для тех людей, которые находились вместе с ним.
Так что проявление кашф (возможность видеть невидимое) имело место много раз, так что его отрицание есть проявление невежества.
А Аллах знает лучше.
Комментарии: 0
Правила форума