СТАТЬИ
Что будет с детьми, умершими до прихода Ислама?
Вопрос: Как правильно понимать следующий хадис: Сподвижник Салям ибн Язид аль-Джуфи (радыАллаху анху) рассказывает: «Мы с моим братом при...
Что будет с детьми, умершими до прихода Ислама?
Вопрос: Как правильно понимать следующий хадис:
Сподвижник Салям ибн Язид аль-Джуфи (радыАллаху анху) рассказывает: «Мы с моим братом пришли к Пророку (мир ему и благословение) и сказали ему, что наша мать скончалась во дни джахилийи; она поддерживала родственные узы, принимала гостей, совершала много благих дел, но она похоронила заживо нашу сестру, которая была маленькой (не достигла возраста совершеннолетия). Пророк (мир ему и благословение) ответил:«Тот, кого похоронили и тот, кто хоронил, в Аду, только если Ислам не достиг того, кто похоронил своего ребенка заживо, и он не принял Ислам».
Ответ:
Вышеприведенный хадис записан в сборнике Насаи, в «Муснаде» Ахмада и в сборнике «Муджамуль Кабир» («Сунан» Насаи, хадис 11585, «Муснад» Ахмада, т. 3, стр. 478, «Аль-Муджамуль Кабир», хадис 6319)
Алляма Хайтами считал данный хадис достоверным («Маджмау з-Заваид», т. 1, стр. 119).
Прежде чем объяснить данный хадис, следует отметить, что большинство факихов считали, что дети неверующих попадут в Рай (так же, как и дети мусульман) («Фатхуль Бари», объяснение к хадису 1385).
Следующие хадисы подтверждают это мнение:
«…Я видел высокого мужчину в Раю, это был пророк Ибрагим (мир ему), вокруг него находились дети, которые умерли в состоянии фитры (до достижения возраста совершеннолетия). Некоторые сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, а что же будет с детьми многобожников?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Там были и дети многобожников» (то есть, они также будут в Раю). («Сахих» аль-Бухари, 7047).
Передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Пророки, мученики за веру, младенцы и дети, которые были похоронены заживо, будут в Раю» («Сунан» Абу Дауда, 2521; «Муснад Ахмада», т. 5, с. 58 с надежным иснадом. См. «Фатхуль Бари», комментарии к хадису 1385).
Абу Хурайра (радыАллаху анху) передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Каждый ребенок рождается в состоянии фитры (естественной склонностью к единобожию), и только родители делают из него иудея или христианина…» («Сахих» аль-Бухари, 1385, «Сахих» Муслим, хадис 2658)
Сподвижник Ибн Аббас (радыАллаху анху) сказал:
«Дети многобожников будут в Раю; все, кто утверждают, что они окажутся в Аду, заблуждаются». И затем он прочитал аят: «И похороненную заживо спросят – за какое преступление она была убита?». (Тафсир Ибн Аби Хатима, Тафсир Ибн Касира, сура 81, аят 8-9).
Как разрешить данное внешнее противоречие?
Алляма Мунави, рахимахуллах, объясняет:
«В данном хадисе используются арабские слова «аль ваида» и «аль маууда» (которые обычно переводят как «тот, кто хоронит» и «похороненный»). Однако, у арабов было принято, что в то время, когда мать рожала ребенка, другая женщина выкапывала яму и стояла рядом с ней (с этой ямой) в это время. Если рождалась девочка, эта женщина брала ребенка и заживо хоронила ее. Таким образом, слово «аль-ваида» относится к этой женщине, а «аль маууда» - матери, чей ребенок был похоронен заживо». («Фаидуль Кадир», т. 6, стр. 480).
Возможно, что хадис в вашем вопросе относится к тому периоду, когда Пророк (мир ему и благословение) придерживался мнения, что такие дети будут вместе с родителями в Аду. Позже, после ниспослания откровения, он мог изменить свое мнение.
Имам Абдурраззак ас-Санани, рахимахуллах, передает следующее слабое сообщение, которое поддерживает эту точку зрения:
'Аиша (радыАллаху анха) сообщает, что сподвижница Хадиджа (радыАллаху анха) спросила Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о детях неверующих. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Они будут с их родителями" (т.е..в Аду).
Через некоторое время она снова задала Пророку (мир ему и благословение) тот же вопрос. На этот раз он ответил: «Аллах лучше знает, где они будут».
Сподвижница Хадиджа (радыАллаху анха) далее говорит:
«После того, как Ислам стал сильным, и был ниспослан аят: «Никто не должен нести ответственность за грехи других», я задала этот вопрос в третий раз, на этот раз Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Они (эти дети) умерли в состоянии фитры» (т.е. в Исламе), и затем он сказал: «Они будут в Раю».
(См. «Фатхуль Бари», комментарии к хадису 1385)
Некоторые комментаторы считали, что хадис в вопросе имеет частный смысл и не является общим правилом. («Шарху т-Тыби», «Миркат»; См. комментарии к «Сунану» Абу Дауда шейха Мухаммада Аввамы, том 5, стр. 301)
А Аллах знает лучше.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Как мусульманской молодёжи развлекаться «халяльным» образом?
Вопрос: Ассаляму 'алейкум, уважаемый муфтий! У меня возник следующий вопрос, не могли бы вы мне помочь: молодой подросток-мусульманин спр...
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Правда ли, что вследствие грехов человек лишается ризка (пропитания)?
Вопрос: Существует ли такой хадис, где говорится, что вследствие грехов человек лишается ризка (средств к существованию, пропитания)?...
Будут ли наши домашние животные с нами в Раю?
Вопрос: Я слышал хадис, правда, не знаю, достоверный ли он или нет, где говорится, что животные также будут воскрешены в Судный день, а з...
Комментарии: 0
Правила форума