Что такое кадар и тауфик Аллаха – подробный разбор
Что такое кадар и тауфик Аллаха – подробный разбор
Статья о том, что такое кадар (предопределение) и тауфик (божественная помощь) от Аллаха согласно акыде Ахлю Сунна валь-Джама’а...
29 322
2
14 августа, 15

Что такое кадар и тауфик Аллаха – подробный разбор

29 322
2
14 августа, 15
АВТОР ЦИКЛА
Что такое кадар и тауфик Аллаха – подробный разбор
Сухайл ибн Ариф
Ответил:
СУХАЙЛ ИБН АРИФ
Студент Даруль-Ифта, Чикаго (США)
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Askimam.org
Источник:
ASKIMAM.ORG

Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Неудача в жизни – это наша вина или кадар Аллаха?

Вопрос: Пожалуйста, ответьте на мой вопрос. В ответ на один из вопросов вы написали: «Важно помнить, что как бы мы ни хотели, чтобы кто-то принял Ислам, Один лишь Аллах наставляет на истину тех, кого пожелает». Я верю, что это так. Однако я не могу понять одной вещи: если кто-то получает тауфик, чтобы принять Ислам, то за что Аллах его будет награждать впоследствии? Или наоборот, если кто-то не имеет тауфика для принятия Ислама, то за что он будет наказан?

 

Похожий вопрос: после посещения исламских маджлисов (собраний) мы часто говорим: «Альхамдулиллях, Аллах дал нам тауфик, чтобы мы могли здесь присутствовать». Тогда за что мы получаем награду? У меня нет сомнений в справедливости Всевышнего Аллаха. Но я не могу найти ответы на эти простые вопросы. Да вознаградит вас Аллах за все ваши добрые дела.

 


 

Ответ:


Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!


Нам следует рассмотреть предопределение (кадар) и божественную помощь (тауфик) отдельно, поскольку это две разные вещи.


1. Кадар относится к совершенному и абсолютному Знанию Аллаха. Он знает все прежде, чем это произойдет. Иметь знания о том, как кто-то поступит, не означает, что Аллах лишает этого человека свободной воли и заставляет его делать что-то насильно.

 

Чтобы понять проблему кадара, рассмотрим следующий пример:

 

Зайд и Ахмад сидели и обсуждали какую-то важную работу, которую они должны сделать. Вдруг они увидели двух других человек, которые шли им навстречу. Зайд сказал: «Давай спросим у них, смогут ли они сделать эту работу». Ахмад увидел этих людей и понял, что знает их, после чего он сказал: «Человек, который справа, в белом, сможет сделать эту работу, но тот, который слева, в зеленом, не сможет». Зайд спросил: «Откуда ты это знаешь?» Ахмад ответил: «Из моего личного опыта». Зайд тогда сказал: «Если ты так уверен в этом, то напиши это на бумаге, чтобы потом ты не смог отказаться от своих слов». И Ахмад написал это на бумаге и положил ее в конверт.

 

Когда эти двое подошли к ним и сели с ними, Зайд и Ахмад попросили каждого из них помочь им в работе. Как и предсказал Ахмад, человек в зеленом извинился и сказал, что не сможет помочь им, поскольку занят, а человек в белом сказал, что будет рад им помочь. Поскольку то, что сказал Ахмад, оказалось правдой, он начал говорить Зайду: «Ты должен дать мне что-то за то, что я оказался правым. Я же сказал, что этот человек не сможет сделать эту работу». И он стал размахивать этой бумагой. Когда человек в зеленом увидел все это, он рассердился и сказал: «Смотрите, он записал заранее, что я не смогу сделать это, и поэтому я не смог это сделать!»

 

Если вы подумаете о реакции этого человека, разве вы согласитесь с тем, что он не сделал эту работу именно потому, что Ахмад заранее написал, что он не сможет ее сделать? Так же, как в данном случае у Ахмада было знание о том, как поступит данный человек, так и у Аллаха есть знание о том, что каждый человек будет делать и когда он будет это делать, вплоть до малейших деталей. Все это уже записано (Разумеется, это очень приблизительный пример, тогда как ничье знание и опыт не могут сравниться со Знанием Аллаха). Если личный опыт человека основан на 10 или 20-летнем опыте работы в данной области, то только подумайте о совершенном и неограниченном Знании Аллаха!

 

Есть еще один способ понять вопрос предопределения: нашу способность выбирать можно сравнить со способностью видеть или слышать. Эти способности также даны Аллахом. Однако, они ограничены – если на нашем пути встречается препятствие или стена, мы не сможем увидеть и услышать, что находится за ними. И хотя наши слух и зрение имеют определенные границы, но, тем не менее, можно сказать, что мы имеем возможности видеть и слышать. Таким же образом мы имеем возможность делать выбор, хотя, разумеется, наша свободная воля ограничена.

 

Исходя из вышеприведенного, вы сможете понять, что наличие награды и наказания, Рая и Ада означает, что у нас есть возможность сделать выбор. Все действия, которые мы совершаем, в точности соответствуют тому, что Аллах уже заранее знал о нашем выборе, и Аллах воплощает в жизнь то, что должно было произойти по Его предопределению (кадару)[1].

 

2. Ваш второй вопрос касается тауфика.

 

Тауфик — успех или помощь от Аллаха, без которого никто не может совершать благие деяния, или даже если человек совершит что-то хорошее, ему не хватит искренности, и его дело не примется. Почему тауфик даруется человеку в какое-то одно время и не дается в другое? Почему кому-то дается больше, а кому-то меньше? Духовный наставник Шакык аль-Балхи, рахимахуллах, показал глубокое понимание этого вопроса в следующих словах[2]:


Дверь тауфика закрыта для людей, которые совершают шесть вещей: 

 

  • Они заняты теми благословениями, которые им даны, но забывают о благодарности (шукр) за них;

 

  • Они получают знания, но не следуют им;

 

  • Они скоры на совершение греха, но медлят с покаянием за него;

 

  • Они держатся общества праведников, но обманывают себя (думая, что они праведны), не следуя по стопам праведных;

 

  • Дунья (мирская жизнь) находится у них за спиной, но они гоняются за ней;

 

  • Ахират (будущая жизнь) находится перед ними, но они отворачиваются от нее.

 

Также передается, что пророк Дауд (мир ему) организовал свое время таким образом, что каждый час дня и ночи он сам или какой-то из членов его семьи занимался поклонением Аллаху. Однажды Дауд (мир ему) сказал об этом Аллаху, и Он ответил ему: «О, Дауд, все это (твои дела) исходят из Моего тауфика. Если Я не помогу вам делать это, вы не сможете сделать это собственными силами. И однажды Я оставлю вас обходиться собственными силами». Вскоре наступил день, когда весь этот график был нарушен – пророку Дауду (мир ему) пришлось участвовать в разрешении спора как раз в тот момент, когда ему следовало заниматься поклонением. В это же время никто из его семьи также не занимался поклонением. И тогда Дауд (мир ему) понял свою ошибку, попросил прощения у Аллаха и упал перед Ним в саджда[3].

 

Теперь, принимая во внимание вышесказанное, понятно, что мы получаем вознаграждение за хороший поступок потому, что у нас был выбор, и мы выбрали совершить доброе дело. В то же время нужно помнить, что доброе дело мы совершаем не своими силами, поскольку мы полностью зависим от Аллаха во всех наших нуждах. Способность совершить доброе дело с искренностью (ихляс) приходит из божественной помощи (тауфик), которую может предоставить лишь Аллах. Таким образом, мы восхваляем Аллаха за тауфик, а Аллах, по Своей бесконечной милости вознаграждает нас за выбор, который мы сделали. Если бы Аллах оставил нас обходиться своими силами, мы были бы неспособны совершить это доброе дело с искренностью (ихляс), даже если бы захотели.


Наконец, следует отметить, что не следует вникать в глубины такрира (предопределения)[4]. Аллах не поступает ни с кем несправедливо. Имейте это всегда в виду, и это знание принесет вам душевный мир и спокойствие.

 

وَلَا يَظْلِمُ رَبُّكَ أَحَدًا


«…И не обижает Господь твой никого (нисколько)!» (сура Кахф, 49)


Если бы Аллах поступал бы с нами по справедливости, мы никогда бы не смогли противостоять Его правосудию. Если мы совершаем добрые дела по нашему свободному выбору, мы будем вознаграждены за это, но нужно иметь в виду, что Аллах создал все средства, чтобы мы могли их совершать. Если бы Он не дал нам все средства для этого, мы никогда не были бы в состоянии совершить ни одного хорошего поступка. Награда за добрые дела на самом деле – это милость Аллаха.

 

И наоборот, когда человек совершает дурные поступки, он делает это по своему выбору. На самом деле Аллах вложил в природу человека средства, удерживающие его от греха: это его иман (вера в существование Аллаха) и совесть, чувство вины, когда он понимает, что поступает плохо. Когда человек совершает грех, он не только делает выбор, он идет против всех этих сдерживающих средств. Поэтому он будет наказан. Но и в этом случае он имеет возможность покаяться и обратиться к Аллаху. Даже при совершении греха Аллах милостив к Своим рабам – настолько велики Его доброта и милосердие!


Пусть Аллах простит нам наши грехи, когда придет час нашей смерти, и когда мы предстанем перед Ним в Судный день. О, Аллах, прости и помилуй нас. Мы надеемся на Твою бесконечную милость и прощение.

 

[1] درس عقيدة الطحاوي، مفتي نوال الرحمن مفتاحي، ص. ٣٣٨ – ٣٤٣ 

 

[2] قال شقيق بن إبراهيم أغلق باب التوفيق عن الخلق من ستة أشياء اشتغالهم بالنعمة عن شكرها ورغبتهم 

 في العلم وتركهم العمل والمسارعة إلى الذنب وتأخير التوبة والاغترار بصحبة الصالحين وترك الاقتداء بفعالهم وإدبار الدنيا عنهم وهم يتبعونها وإقبال الآخرة عليهم وهم معرضون عنها

الفوائد لابن القيم ، ص. ١٧٧

 

[3] معارف القران، ٧/ ٥٠١ - ٥٠٢

 

[4] خرجَ رسولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ علَيهِ وسلَّمَ علَى أصحابِهِ وَهُم يختَصِمونَ في القَدَرِ فَكَأنَّما يُفقَأُ في وجهِهِ حَبُّ الرُّمَّانِ

 منَ الغضَبِ فقالَ بِهَذا أُمِرتُمْ أو لِهَذا خُلِقتُمْ تَضربونَ القُرآنَ بعضَهُ ببَعضٍ بِهَذا هلَكَتِ الأمَمُ قبلَكُم قالَ فقالَ عبدُ اللَّهِ بنُ عمرٍو ما غبَطتُ نَفسي بمجلسٍ تخلَّفتُ فيهِ عن رسولِ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ علَيهِ وسلَّمَ ما غبَطتُ نَفسي بذلِكَ المجلِسِ وتخلُّفي عَنهُ

‎ سنن ابن ماجه الرقم: ٨٥

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Вопрос: Если мы делаем намерение на передачу вознаграждения для 2-3 человек и для всей мусульманской уммы, может ли муфтий дать мне подро...
536
14 марта, 24
Человек и его разум с точки зрения Ислама
Человек и его разум с точки зрения Ислама
В Исламе человек, как творение, почитаем благодаря разуму. В противном случае в адрес человека выносится выговор и предостережение. Есть ...
1 386
3 февраля, 24

Комментарии: 2

Правила форума
Ruslan M
Ruslan M
0
“наши свободная воля ограничена”

- «наша»
23 мая, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили. Джазака Аллаху хайран!
24 мая, 19

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Десять сподвижников, обрадованных благой вестью о Рае при жизни
Десять сподвижников, обрадованных благой вестью о Рае при жизни
Большинство сподвижников, которые обладали многими хорошими качествами, получили благую весть о Рае в целом, но были и те, кому по отдель...
149 428
5 августа, 15
Различие между мазхабами Ашари и Матуриди
Различие между мазхабами Ашари и Матуриди
Ашариты и матуридиты — это последователи двух мазхабов в акыде Ахлю Сунна валь-Джама’а. Между ними существует 12 различий, касающихся не ...
24 890
15 апреля, 15