Достоинства веры в Предопределение (такдир) и упование на Аллаха (таввакуль)
Достоинства веры в Предопределение (такдир) и упование на Аллаха (таввакуль)
Верование, что все происходящее происходит согласно знанию, воле и повелению Всевышнего Аллаха называется Предопределение (Такдир). Вера ...
15 791
10 апреля, 15

Достоинства веры в Предопределение (такдир) и упование на Аллаха (таввакуль)

15 791
10 апреля, 15
АВТОР ЦИКЛА
Достоинства веры в Предопределение (такдир) и упование на Аллаха (таввакуль)
Ашраф Али Санви
Автор:
АШРАФ АЛИ САНВИ
Мауляна, видный исламский ученый
IlmGate
Источник:
ILMGATE

IlmGate is an Internet-based Islamic resource

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Верование, что все происходящее происходит согласно Знанию, Воле и повелению Всевышнего Аллаха называется Предопределение (Такдир). Вера в предопределение является обязательной.

 

Польза от верования в предопределение и упование на Аллаха

 

Вне зависимости от трудностей или постигшего несчастия, оно будет воспринято без паники и сердце останется сильным перед лицом таких испытаний. Непоколебимая вера в Предопределение будет означать, что во всем происходящем непосредственная Воля Аллаха, и она не оспорима и ей нельзя противостоять. Испытания и трудности прекратятся только тогда, когда на то будет Воля Аллаха. Следовательно, человек, твердо верующий в предопределение, безоговорочно принимает все то, что случается на его жизненном пути со смирением и довольством в сердце.

 
Человек, постигший и принявший мудрость концепции Предопределения, не будет подавлен разочарованием, если трудности не спешат уйти. Он не падет духом и не потеряет надежду, когда на него обрушатся невзгоды, какой бы длительности они ни были. Он прогонит слабость духа.
 
Принимающий Предопределение человек не станет прибегать к недозволенным способам и средствам в преодолении трудностей, поскольку знает, что невзгоды и превратности судьбы были предопределены ему Всевышним Аллахом. Он очень хорошо понимает, что избавление от трудностей невозможно без Воли на то Аллаха. Такой человек, следовательно, осознает тщетность своих усилий в попытках самостоятельного устранения того, чего Аллах пожелал для него. Он, таким образом, не будет проявлять излишнее недовольство Аллаху путем принятия незаконных мер. Есть ли смысл навлекать на себя гнев Аллаха, если цель все равно не может быть достигнута даже после ослушания Его?
 
Уверовавший в концепцию Предопределения и упования на Аллаха (таввакуль) не будет рассчитывать только на материальные и мирские средства достижения желаемого, но прибегнут также к молитве (дуа). Он верит, что ничего невозможно получить без Воли на то Аллаха. Поэтому он возлагает большие надежды на молитвы к Аллаху и усердствует в них. Дополнительная польза в мольбе заключается в усилении связи с Аллахом. Сильная любовь к Всевышнему Аллаху являет собой фундамент спокойствия и полного комфорта.
 
Уверовавший в Предопределение никогда не станет считать успех, достижения и опыт своими заслугами. Все это он будет относить к проявлению Воли, Соизволения Аллаха и достигнет, таким образом, смирения. Такому человеку не будут никогда присущими высокомерие и надменность.
 
Вывод из сказанного выше следующий:
 
Верующий в такдир и таввакуль будет благодарным во времена успеха и процветания и будет терпеливым, когда неудачи и невзгоды настигнут его. В этом огромная польза, которая была упомянута Аллахом в следующем аяте:
 
«…Чтобы вы не печалились о том, что вас миновало и не радовались тому, что Он вам даровал». (Сура «Аль-Хадид», 57:23)
 
При этом исламская концепция Предопределения не должна интерпретироваться неправильно, что основные дозволенные пути и средства достижения мирских благ оказались бы сброшенными со счетов под прикрытием покорности Предопределению. Игнорирование дозволенных средств и отказ от способов, которые Аллах предоставил для мирских дел, является как безосновательным, так и ошибочным. Подобные упущения и необоснованный отказ были подвергнуты критике в хадисе.
 
Хазрат Ауф бин Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что однажды, когда Пророк ﷺ разрешал спор, тот, против которого было вынесено решение, воскликнул:
 
— «Достаточно мне Аллаха, и Он — прекрасный Покровитель».
 
Эта реплика была предназначена для сообщения, что его проигрыш в споре был предопределен по Соизволению Аллаха. Услышав это, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
 
— «Аллах не любит проявления слабости. Будь осторожен!».
 
Здесь Посланник Аллаха ﷺ наказывает, что в любом дозволенном деле необходимо воспользоваться предоставленными возможностями. Однако, если, несмотря на то, что человек приложил усилия посредством дозволенного, а этого человека, все же, постигает неудача, и такой человек скажет: «Достаточно мне Аллаха, и Он прекрасный – Покровитель», то в этом случае данное выражение будет правомерным. Этот хадис передается в сборнике Абу Дауда.
 

Хадисы о Предопределении

 
Досточтимый Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
 
«Вы не станете му'минами (не уверуете) до тех пор, пока не уверуете в Предопределение (такдир) хорошего и плохого настолько, что станете считать случившееся неизбежным, а не случившееся невозможным случиться». (Ат-Тирмизи)
 
Досточтимый Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывает:
 
«Однажды я оказался позади Пророка ﷺ когда он сказал мне: “О, сынок! Не сказать ли тебе о некоторых вещах. Помни Аллаха и Он защитит тебя. Помни Аллаха и ты найдешь Его рядом с собой. Если тебе что-либо понадобится, проси Аллаха. Когда тебе нужна помощь, ищи Его помощь. Твердо верь, что если все творения захотят сделать благо тебе в чем-либо, они смогут помочь тебе лишь в том, что Аллах предопределил для тебя”». (Ат-Тирмизи)
 
Досточтимый Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) повествует:
 
«Аллах (Свят Он и Велик) для всех людей предопределил уже пять вещей, а именно: количество отмеренных лет, пропитания, дела, место захоронения и окончательное спасение или осуждение». (Ахмад, Баззар, Кабир, Авсат)
 
Досточтимый Муавийя (да будет доволен им Аллах) повествует:
 
Пророк ﷺ сказал: «Не стремитесь заполучить что-либо, думая, что вы можете заполучить это благодаря своим усилиям, если Всевышний Аллах не предопределил это для вас; и не убегайте от чего–то, думая, что вы сможете избежать это благодаря собственным усилиям, тогда как Аллах (Свят Он и Велик) предопределил вам это». (Кабир и Авсат)
 
Все что предопределено Всевышним Аллахом обязательно произойдет вне зависимости от того, какие усилия были приложены человеком для осуществления этого или во избежание этого.
 
Досточтимый Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает:
 
Пророк ﷺ сказал: «Стремитесь заполучить то, в чем есть благо для вас; испрашивайте помощь у Аллаха; не теряйте уверенности, и если неудача постигает вас, не говорите: “Ах, если бы я поступил так то и так то, то это произошло бы вот так то (т.е. не так, как произошло)”. Вместо этого скажите: “Аллах так распорядился. Что бы ни пожелал Аллах, – непременно свершится”». (Муслим)
 
Вышеуказанные хадисы были процитированы из «Джамуль-Фаваид». Эти Хадисы относятся в основном к теме Предопределения. Повествования, которые будут приведены ниже, относятся больше к теме Упования на Аллаха.
 
Всевышний Аллах говорит в Коране:
 
«… И советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха (и делай то, что Аллах повелевал делать). Воистину, Всевышний Аллах любит уповающих (на Него)». (Сура «Алю-Имран», аят 159)
 
Есть ли для человека более желанное богатство, чем любовь Аллаха? Тому, кто доверяется Аллаху и уповает на Всевышнего Аллаха, гарантирована Его любовь. Нет сомнения в успехе таких людей.

Из этого аята ясно, что наряду с упованием на Аллаха (таваккуль) должно иметь место и создание дозволенных причин, честных путей достижения желаемого (тадбир). Совещание, упомянутое в аяте, как раз и является таким путем решения дела. Однако, нельзя полагаться только на тадбир (причины и способы). Даже после применения в любом деле способов и средств, упомянутых выше, полагаться на Всевышнего Аллаха является обязательным условием.
 
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
 
«Они (сахабы) являются истинно верующими и когда им говорят: ‘Эти люди (неверующие Мекки) приготовились против вас (к сражению против вас), не стоит ли вам побояться их’. Их (сахаба) иман лишь только укрепился. Аллах достаточен и лучший. К нему наше возвращение. После чего, эти люди (сахабы) вернулись полные наград от Аллаха. Не опечалило их ничто, и они остались довольными Аллахом. Воистину, Аллах Наищедрейший».
 
В этих аятах указывается на конкретный случай, который только принес пользу сахабам как материальную, так и духовную. Всевышний Аллах подчеркивает тут, что эта выгода (материальная и духовная) являлась причиной упования на Аллаха.
 
Всевышний Аллах в Священном Коране приказывает Пророку ﷺ говорить:
 
«Скажи (О Мухаммад!) Не постигнет нас ничто, кроме того, что Аллах предопределил нам. Он наш Царь. И пусть (только) на Аллаха полагаются верующие во всех  своих делах. Скажи (о, Пророк) (этим лицемерам): Неужели вы выжидаете, что с нами будет только одно из двух благ [либо придет помощь от Аллаха, либо человек примет смерть ради Аллаха], в то время как мы (верующие) выжидаем, что вас (лицемеров) постигнет Аллах наказанием от Себя или накажет вас нашими руками? Ждите же, поистине, мы (тоже) вместе с вами будем ждать!» (Сура «Ат-Тауба»)
 
Так как Всевышний Аллах – Покровитель, раб Аллаха должен быть доволен тем, что ему предопределил его Господь. Этому должны следовать все мусульмане. И процветание и трудности все во благо мусульманам. В результате, периоды трудностей, выпадающие на долю мусульман, являются благом для них. Со смиренным терпением трудностей повышается степень перед Всевышним, прощаются грехи. Поэтому не важно, что постигает мусульманина – радость или печаль. Для верующих благо во всем: и в процветании и в трудностях. Из этого следует, что если даже мусульманина постигают трудности или неприятности, он не впадает в отчаяние, потому что он знает, что даже время трудностей ему во благо. Если благо за терпение не проявляется в этом мире, то оно обязательно будет воздано в Ахирате (жизни следующей). Истинный и настоящий дом наш – это Ахират, в котором пребудут вечная доброта и нескончаемые блага.
 
Всевышний Аллах говорит:
 
«И сказал Муса (когда он увидел людей рода Бани Исраиль в страхе и страданиях по причине жестокости фараона): “О, народ мой! Если вы уверовали в  Аллаха, то на Него полагайтесь, если вы истинно предавшиеся Ему”. И сказали они: «Положились мы только на Аллаха. (Господь наш, не делай нас испытанием для людей, которые являются беззаконниками [не помогай им против нас, ибо это будет искушать оставить Веру, и станет искушением для них, так как они скажут: «Если бы они были на истине, то мы бы их не одолели] и спаси нас по Твоей милости от людей неверных!» (Сура «Юнус»).
 
Из этой суры мы понимаем, что помимо упования на Аллаха (таввакуль), молитва (дуа) является очень эффективным средством.
 
Всевышний Аллах также говорит:
 
«Кто полагается на Аллаха, тому Его достаточно».
 
Всевышний Аллах решает все проблемы того, кто полагается на Него, независимо от того духовные ли это переживания или проблемы материального характера. Это действительно прекрасное обещание тем, кто истинно умеет полагаться на Аллаха.
 
Досточтимый Саад, да будет доволен им Аллах, передает, что Пророк ﷺ говорил:
 
«Успешен тот, который остается доволен всем тем, что Аллах предопределил ему. Несчастен тот, кто не пытается просить у Аллаха блага и недоволен предопределенным ему». (Ахмад, Тирмизи)
 
Досточтимый Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк ﷺ говорил:
 
«Сердце человека гонится за мирским. Аллах не заботится о том, чье сердце занято мирским; такого человека может постигнуть несчастье в любом месте (и в любом положении – Аллах не покровительствует такому). Кто бы ни полагался на Аллаха, то для него Аллах достаточен в любом его деле» (Ибн Маджах)
 
Это хадис указывает, что такого человека, который полностью полагается на Аллаха в своих делах, не постигает уныние и его не поражает беспокойство.
 
Досточтимый Имран ибн Хусейн (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк ﷺ говорил:
 
«Тому, кто стремится к Аллаху сердцем, Аллаха ему будет достаточно во всех его делах. Аллах даст ему пропитание оттуда, откуда он даже и не ожидал. Тот, кто сердцем стремится к мирскому, Аллах предоставит его этому миру». («Ат-Таргыб уат-Тархиб»)
 
Досточтимый Анас (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк ﷺ сказал человеку:
 
«Привяжи своего верблюда, и потом уповай на Аллаха».
 
Это значит, таваккуль не предполагает отказа от допустимых мер и средств, которые Всевышний Аллах дозволил. Однако полагаться нужно на Аллаха, а не на причины и средства.

 

Досточтимый Абу Хузама, да будет доволен им Аллах, передает:
 
Однажды Пророка ﷺ спросили: «Могут ли заклинания и медицина изменить судьбу?». Пророк ﷺ ответил: «это также является частью судьбы». (Тирмизи, Ибн Маджа)

 

Согласно этому хадису, благой результат врачевания и тому подобное, также продиктовано Судьбой, Предопределением (Такдир).
 
В заключение всего изложенного следует сказать, что мусульмане в сложных ситуациях никогда не должны впадать в уныние и разочарование. Извлекайте для себя пользу и выводы из всего того, что было сказано выше в аятах и хадисах, и да не ослабеет ваша вера (иман). Всецело полагайтесь на Всевышнего Аллаха!
 
Из «Хайят аль-Муслимин».

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
1 087
13 апреля, 24
7 проверенных рекомендаций для стойкости в религии и смерти с иманом
7 проверенных рекомендаций для стойкости в религии и смерти с иманом
В данной статье приводятся семь проверенных рекомендаций от шейха Мауляны Хакима Мухаммада Ахтара Сахиба (да смилуется над ним Аллах) для...
3 627
20 марта, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Правда ли что, суфии исповедуют убеждения хулюля и иттихада (единства человека и Бога и возможности слияния со Всевышним)?
Правда ли что, суфии исповедуют убеждения хулюля и иттихада (единства челове...
Вопрос: Недавно, когда я просматривал в Интернете различные статьи о суфизме (тасаввуфе), я нашел статью, написанную авторами-салафитами,...
7 668
5 марта, 15
Разрешается ли делать дуа о прощении всех грехов всем мусульманам и мусульманкам?
Разрешается ли делать дуа о прощении всех грехов всем мусульманам и мусульманкам?
Ибн Хаджару задали вопрос, на который [другие] дали два разных ответа. Вопрос был таков: «Разрешается ли делать дуа о том, чтобы верующим...
13 457
1
27 февраля, 15