СТАТЬИ
Меняет ли дуа предопределение?
Всемогущий Аллах знал прежде всех времен, сделает ли человек дуа или нет, и определил его судьбу в соответствии с этим (то есть, знал, чт...
Меняет ли дуа предопределение?
Достоинства веры в Предопределение (такдир) и упование на Аллаха (таввакуль)
Хадисы о предопределении судьбы
Вопрос: Может ли дуа изменить наше предопределение?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух.
Мы должны отметить в ответ на ваш вопрос, что судьба человека уже предписана ему. Ваш вопрос касается такдира, который не меняется. Так что дуа никак не может изменить его. Чтобы лучше понять это, важно отметить, что такое такдир.
Такдир относится к совершенному и абсолютному Знанию Аллаха. Он знает все, что должно произойти в будущем. В Знании Аллаха нет изъянов. Все, что происходит, происходит в соответствии с Его Знанием[1].
Также следует отметить, что в хадисе Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) действительно сообщается, что дуа изменяет такдир.
Сальман (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
عَنْ سَلْمَانَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لاَ يَرُدُّ القَضَاءَ إِلاَّ الدُّعَاءُ
«Ничто не изменяет (не возвращает обратно) судьбу, кроме дуа».
«Сунан» ат-Тирмизи, 4/16
Всемогущий Аллах знал прежде всех времен, сделает ли человек дуа или нет, и определил его судьбу в соответствии с этим (то есть, знал, что человек обратится с просьбой, и предписал ему что-то в ответ на его дуа). Но дуа не меняет такдир, который предписан человеку изначально и находится в абсолютном Знании Аллаха.
А Аллах знает лучше.
[1] الفقه الأكبر (ص: 29)
خلق الله تَعَالَى الْأَشْيَاء لَا من شَيْء وَكَانَ الله تَعَالَى عَالما فِي الْأَزَل بالأشياء قبل كَونهَا وَهُوَ الَّذِي قدر الْأَشْيَاء وقضاها وَلَا يكون فِي الدُّنْيَا وَلَا فِي الْآخِرَة شَيْء الا بمشيئته وَعلمه وقضائه وَقدره وَكتبه فِي اللَّوْح الْمَحْفُوظ وَلَكِن كتبه بِالْوَصْفِ لَا بالحكم وَالْقَضَاء وَالْقدر والمشيئة صِفَاته فِي الْأَزَل بِلَا كَيفَ يعلم الله تَعَالَى فِي الْمَعْدُوم فِي حَال عَدمه مَعْدُوما وَيعلم انه كَيفَ يكون إِذا أوجده وَيعلم الله الْمَوْجُود فِي حَال وجوده وَيعلم انه كَيفَ فناؤه وَيعلم الله الْقَائِم فِي حَال قِيَامه قَائِما وَإِذا قعد فقد علمه قَاعِدا فِي حَال قعوده من غير ان يتَغَيَّر علمه اَوْ يحدث لَهُ علم وَلَكِن التَّغَيُّر وَالِاخْتِلَاف يحدث عِنْد المخلوقين
الناشر: مكتبة الفرقان - الإمارات العربية
الطبعة: الأولى، 1419هـ - 1999
ال رسول الله كتب الله مقادير الخلائق جمع مقدار وهو الشيء الذي يعرف به قدر الشيء وكميته كالمكيال والميزان وقد يستعمل بمعنى القدر نفسه وهو الكمية والكيفية قبل أن يخلق السموات والأرض ومعنى كتب الله أجرى الله القلم على اللوح المحفوظ بإيجاد ما بينهما من التعلق وأثبت فيه مقادير الخلق ما كان وما هو كائن إلى الأبد على وفق ما تعلقت به إرادته أزلا كإثبات الكاتب ما في ذهنه بقلمه على لوحه وقيل أمر الله القلم أن يثبت في اللوح ما سيوجد من الخلائق ذاتا وصفة وفعلا وخيرا وشرا على ما تعلقت به إرادته
(Миркат аль-Мафатих, т. 1, с. 257, Рашидия)
قال في شرح السنة الإيمان بالقدر فرض لازم وهو أن يعتقد أن الله تعالى خالق أعمال العباد خيرها وشرها وكتبها في اللوح المحفوظ قبل أن خلقهم والكل بقضائه وقدره وإرادته ومشيئته غير أنه يرضى الإيمان والطاعة ووعد عليهما الثواب ولا يرضى الكفر والمعصية وأوعد عليهما العقاب والقدر سر من أسرار الله تعالى لم يطلع عليه ملكا مقربا ولا نبيا مرسلا
(Миркат аль-Мафатих, т. 1, с. 256, Рашидия)
وقال أبو المظفر ابن السمعاني : سبيل معرفة هذا الباب التوقيف من الكتاب والسنة دون محض القياس والعقل ، فمن عدل عن التوقيف فيه ضل وتاه في بحار الحيرة ولم يبلغ شفاء العين ولا ما يطمئن به القلب ، لأن القدر سر من أسرار الله تعالى اختص العليم الخبير به وضرب دونه الأستار وحجبه عن عقول الخلق ومعارفهم لما علمه من الحكمة ، فلم يعلمه نبي مرسل ولا ملك مقرب
(Фатхуль Бари, т. 11, с. 584, Даруль-кутуб ильмия)
(و كان أمر الله مفعولاً) : أى مقضياً ما قضاء كائن..........(و كان أمر الله قدراً مقدوراً) : أى كل شيء بقضاء و قدر
(Тафсир аль-кадир аль-маусум, т. 25, с. 212-213, Даруль-кутуб ильмия)
(Фатава Махмудия, т. 1, с. 219-221, Фарукия)
(Аль-Фикх аль-Акбар, комментарии, с. 105-112, изд-во White Thread Press)
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Есть ли понятие «карма» в Исламе?
Мусульмане не верят в карму. Карма — это дхармическая философия божественной справедливости, которая тесно связана с реинкарнацией. Эти у...
Обязанность защиты сподвижников Пророка ﷺ, да будет доволен ими Аллах
Став пророком, Посланник Аллаха ﷺ начал готовить группу, которая была бы украшена его благословенными учениями. Это были сахабы — сподвиж...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Вклад имама Абу Ханифы в развитие науки акыда
Убеждения, которые спасут в следующей жизни и принесут счастье и всевозможные блага в обоих мирах, – это акыда, которая была у Пророка, д...
Можно ли узнать все имена Всевышнего?
Если имена Аллаха берутся только из Шариата, можно ли установить их все? Имам аль-Лякани пишет в «Джаухара ат-таухид», классическом стихо...
Комментарии: 3
Правила форума