Image
Дозволен ли сетевой маркетинг?
Многих мусульман волнует вопрос – можно ли заниматься сетевым маркетингом? Суть этого явления заключается в том, что некая фирма предлагает человеку купить определенный товар с целью его пос...
1 039
2 ноября, 18

Дозволен ли сетевой маркетинг?

1 039
2 ноября, 18
АВТОР ЦИКЛА
Дозволен ли сетевой маркетинг?
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Какие дуа следует читать для получения бараката в бизнесе? «Живите как братья – ведите дела как чужие»
Многих мусульман волнует вопрос – можно ли заниматься сетевым маркетингом? Суть этого явления заключается в том, что некая фирма предлагает человеку купить определенный товар с целью его последующего распространения. Чем большему числу людей он сможет его продать, тем больше денег (в виде процента от продаж) он получит. Исламские ученые в большинстве своем отрицательно относятся к подобному явлению. Почему – в своей статье Абу Али аль-Ашари подробно рассматривает суть этого вопроса.
 
Бисмилля вальхамдулилля ва ссаляту ва ссаляму аля РасулиЛЛях ва аля алихи ва сахбихи аджмаин!
 
Важным условием торговой сделки (байя) помимо собственно самой сделки, является отсутствие дополнительных условий, которые не предполагаются самой этой сделкой. Что это означает? К примеру, человек покупает машину, а продавец ставит условие – чтобы раз в неделю он дал ему пользоваться этой машиной. Это условие называется шарт фасид, поскольку изначально торговая сделка этого не предполагает. Она предполагает только тот факт, что, когда покупатель оплачивает товар, этот товар переходит в его собственность, а продавец, соответственно, получает деньги.
 
Если при этом ставятся условия, которые не предполагаются самой сделкой, а также они не являются каким-то повсеместно распространенным правилом (урфом) – условием, которое все однозначно принимают (при этом данное условие не запрещено шариатом – как риба, к примеру), то такая сделка не будет действительной. Ростовщические проценты тоже где-то могут стать обычаем, но такие условия не принимаются, поскольку это однозначно запрещено шариатскими текстами. Бывают условия, которые шариатские тексты в принципе не запрещают, но и повсеместным правилом они не являются – тогда данные условие нельзя будет ставить при заключении сделки, эта сделка будет называться байа фасид. Согласно ханафитскому мазхабу такую сделку следует расторгнуть, и подобные сделки заключать нельзя.
 
Сетевой маркетинг является примером такой сделки. В системе сетевого маркетинга продаются какие-то бесполезные, некачественные вещи, которые на обычном рынке продать было бы нельзя – они не смогли бы конкурировать с другими товарами. Но суть этого явления заключается в том, что, если человек купил у них какой-то товар, он становится частью этой системы, представителем их фирмы, он должен продавать этот товар следующим покупателям, за что будет получать определенный процент с продаж. Такая система является обычной пирамидой (как МММ и прочие подобные организации), только здесь в роли билетов или ваучеров (которые там людям выдавали), выступает определенный товар. Этим дополнительным условием все осложняется. В шариате разрешена торговля, и формально здесь происходит купля-продажа. Но обычно это какой-то очень некачественный товар, при продаже его качества сильно преувеличиваются, он чрезмерно расхваливается, его недостатки скрываются (хотя если он такой хороший, то почему бы его не продавать на обычном рынке?). Товар в данном случае – это просто оправдание для этой сетевой схемы, задача которой состоит в привлечении большего количества людей в эту организацию, в эту систему. В этом суть этого сетевого маркетинга.
 
В шариате это условие, - что если ты покупаешь товар, то ты становишься частью этой схемы, этой организации, есть байа фасид (недействительная сделка), поскольку нельзя ставить условием вступление в некую организацию при покупке какого-то товара («я тебе продам товар, если ты вступишь в нашу фирму, станешь ее представителем»). Такое условие недействительно, это шарт фасид, при сделке такое условие ставить нельзя. Это первая проблема, которая имеет место в этой системе сетевого маркетинга – с точки зрения именно формального фикха.
 
Вторая проблема заключается в том, что, когда этот человек (который покупает товар) становится представителем этой системы, он может получать определенный процент с каждой продажи. Но на самом деле он получает процент не с каждого покупателя, а начиная с определенного количества покупателей – к примеру, если он продаст этот товар не менее, чем десятерым людям, тогда он получит свой процент (есть определенный минимум людей, которым нужно продать товар, чтобы получить свой процент, а если их будет меньше, то он ничего не получает). Такое условие является гарар (неопределенностью).
 
В шариате дозволяется быть агентом по продаже какого-то товара, - когда человек не владеет товаром, а просто представляет некую фирму, от имени которой он продает данный товар, и за каждый проданный товар он получает определенный процент от суммы сделки. Изначально подобная сделка дозволена, можно быть торговым агентом, когда у него есть договор с фирмой, что он будет получать определенный процент с каждой продажи. Но такое условие работы – что он получит свой процент, только если продаст товар не менее, чем десятерым покупателям (а если продаст девятерым, ничего не получит), является гарар, неопределенностью в оплате труда, и подобное условие не будет действительным. Подобный договор заключать нельзя.
 
Вот какие существуют две основные проблемы в этой схеме сетевого маркетинга – шарт фасид в заключении договора и гарар при оплате труда агентам, представителям этих сетевых организаций.
 
Это что касается формальной точки зрения на сетевой маркетинг – с точки зрения фикха.
 
Что касается экономической точки зрения, то сама эта схема несет в себе вред, поскольку сам по себе товар, который распространяется через эту систему, не имеет никакой ценности, обычно это какие-то бросовые вещи, которые никому не нужны. Люди, которые их покупают, хотят просто таким образом вступить в эту фирму, стать частью этой схемы, чтобы иметь возможность распространять его дальше, получая свой процент от продажи. Известно, что многие люди разорялись на этой схеме – они покупали эти ненужные вещи в большом количестве, чтобы продать их большему количеству людей, но не могли найти клиентов и теряли все свои деньги. Поскольку эта схема – с точки зрения экономики – является обычной пирамидой, где товар служит средством отвлечения внимания, чтобы люди думали, что это просто купля-продажа, и ничего не заподозрили, не почувствовали никакого подвоха.
 
По двум этим основным причинам в этой системе нельзя работать, нельзя заключать эти сделки.
 
Следующий вопрос, который здесь возникает – можно ли покупать этот товар в данной системе?
 
Если условием покупки не будет являться вступление в эту систему, в эту организацию, - это первый момент, и, если не будет разницы в цене при вступлении и при отказе вступать в эту систему (и сама цена будет соответствовать рыночной), этот товар покупать можно, поскольку здесь не будет этих запретных условий. Если любой человек может прийти и купить этот товар, если он доступен для массового покупателя, если не ставится условием вступление в эту схему, и цена товара будет приблизительно равняться рыночной, тогда товар можно покупать. Это будет дозволенной покупкой. Но если условием покупки будет являться вступление в эту организацию, тогда это условие недозволенное. Такие договоры - с такими запретными условиями - заключать нельзя.
 
При этом кэшбэк – в отличие от сетевого маркетинга - будет дозволен. Это распространенное условие, когда человек владеет определенной картой, и при покупке в сетевом магазине или в онлайн магазине, ему на эту карту возвращается определенная сумма.
 
Такое условие изначально является шарт фасид, - если продавец оговаривает при покупке, что он вернет часть денег покупателю. Изначально это условие недействительно, поскольку при сделке нельзя ставить условием табарруа, щедрость или подарок (со стороны продавца или со стороны покупателя). Но если такое условие становится урфом – повсеместным обычаем, такая сделка будет дозволен, будет дозволен этот вид табарруа со стороны продавца, который берет на себя обязанность - возвращать покупателю часть денег за покупку (хотя он изначально являлся шарт фасид). Но это дозволено, поскольку повсеместно распространено, и здесь нет явно запретных вещей (как риба, продажи денег на деньги). Кэшбэк является довольно распространенной услугой или подарком со стороны различных сетевых магазинов, поэтому такая сделка будет дозволена.
 
Многие сетевые магазины предлагают такую услугу постоянным покупателям – что, если вы будете постоянно у них что-то покупать, они, со своей стороны, будет вам безвозмездно возвращать часть денег, которые вы у них потратили. Это делается для увеличения продаж, для привлечения клиентов – какой в этом экономический смысл, это не столь принципиально.
 
И хотя изначально и в сетевом маркетинге, и здесь есть шарт фасид, но разница с сетевым маркетингом состоит в том, что кэшбэк – это распространенная вещь, а условие сетевого маркетинга – когда при покупке вы обязаны стать частью некой фирмы, не является урфом.
 
Тем более, что почти все эти сетевые организации представляют собой мошеннические схемы, когда людям продаются какие-то бессмысленные вещи, а деньги человек получает за счет привлечения как можно большего количества людей в эту схему. То есть, человек продает какие-то бросовые вещи большему количеству людей, чтобы эти люди, в свою очередь, продали эти бросовые вещи еще большему количеству людей, и так далее. Все это противоречит макасидам, целям шариата, поскольку суть торговли, с точки зрения шариата – это принесение пользы (для покупателя, для продавца и для общества в целом). Но продажа бессмысленных вещей – которые никому не нужны, лишь с целью привлечения как можно большего количества людей в эту схему, не представляет собой никакого общественного блага.
 
При определении дозволенности или запретности какой-то сделки должны учитываться не только вопросы фикха, но и общие цели шариата. По всем этим причинам большинство современных ученых – арабских, в частности, насколько мне известно, отрицательно относятся к сетевому маркетингу, выдают фетвы, где он запрещается. Муфтий Таки Усмани также выдал фетву, где запрещаются подобные сделки. Он считает, что это одна из разновидностей пирамиды, поэтому сетевой маркетинг не будет дозволенным.
 
(Муфтий Ибрагим Десаи и его ученики также считают запретным сетевой маркетинг – от редакции Azan.ru).
 
А Аллах знает лучше.
 
Ва саллиулла аля сайидина Мухаммад ва аля алихи ва сахбихи аджмаин.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Хэллоуин – невинное развлечение или добро пожаловать в ад?
Если в конце октября вы видите на улицах больших городов людей в масках или костюмах чертей, ведьм или вампиров, это не значит, что вы попали на съемки фильма ужасов, или у вас начались галл...
711
29 октября, 18
Image
Десять способов избежать злословия (гыйбат)
Злословие (гыйбат) – это такая вещь, которую очень легко совершить. Вполне обычный разговор может принять неприятный оборот в одно мгновение. Вы можете начать злословить о ком-то, даже не ос...
1 181
15 октября, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
«Живите как братья – ведите дела как чужие»
Многие люди, начиная совместный бизнес с кем-то, не оговаривают конкретные детали под предлогом «прекрасных отношений» и «близкой дружбы». Но с течением времени эти мелкие проблемы вырастают...
2 237
3 октября, 18
Image
Дозволен ли доход от бизнеса, начатого с процентного дохода?
Вопрос: Много лет назад, когда я не соблюдал религию, я дал одному человеку 100 000 долларов с условием, что он вернет мне 150 000. После того, как он вернул мне долг с процентами, я начал н...
3 044
26 апреля, 17