Image
Что делать с деньгами, полученными в качестве процента по банковскому счету?
Вопрос: Мне пришлось открыть счет в обычном банке, так что мне ежемесячно начисляются проценты по счету. Как я могу распоряжаться этими процентными деньгами – можно ли их отдать на благотвор...
11 305
6
18 марта, 16

Что делать с деньгами, полученными в качестве процента по банковскому счету?

11 305
6
18 марта, 16
АВТОР ЦИКЛА
Что делать с деньгами, полученными в качестве процента по банковскому счету?
Хафизуррахман Фатихмохаммед
Ответил:
ХАФИЗУРРАХМАН ФАТИХМОХАММЕД
Студент Даруль-Ифта, Нидерланды
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Шейх, хафиз Корана
Askimam.org
Источник:
ASKIMAM.ORG

Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Дозволен ли доход от бизнеса, начатого с процентного дохода?

Вопрос: Мне пришлось открыть счет в обычном банке, так что мне ежемесячно начисляются проценты по счету. Как я могу распоряжаться этими процентными деньгами – можно ли их отдать на благотворительные нужды? И чем будет считаться это пожертвование?


Ответ:
 
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
 
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Вам следует раздать процентные деньги в качестве садака бедным и нуждающимся или отдать их в благотворительную организацию, которая распределит их между нуждающимся как милостыню (садака). Это не будет считаться вашей личной садака, поскольку это запретные деньги. Поступая таким образом, вы просто избавляетесь от запретных денег, давая им достойное применение.

Если у вас есть возможность воспользоваться услугами беспроцентных банков, вам следует сделать это.

И Аллах Та'аля знает лучше.
 
Примечание:

В качестве общего правила, каждому мусульманину следует по возможности избегать вкладывать деньги на депозитный счет обычного банка или иным образом участвовать в процентных схемах обычного банкинга.

Если мусульманин внес свои деньги на процентный счет по какой-либо причине, либо процентные деньги пришли на его счет без его выбора или намерения, ему не следует пользоваться суммой процентов для своих нужд, но ее следует отдать обратно тем, кто выплатил их (проценты) ему.

Однако в немусульманских странах он может забрать эту сумму с четким намерением не использовать ее для своей личной выгоды. В данном случае на него будет возложена обязанность раздать эту сумму в качестве садака бедным, не имеющим нисаба для выплаты закята. Это не будет обычной садака, которую мусульманин отдает из своих законных доходов с намерением получить награду в будущей жизни. Эта садака предназначена только для избавления от нечистых запретных денег.

Но следует помнить, что эта сумма является запретной только для человека, который получил ее в качестве процентов. Бедный человек, который получает ее как садаку, может использовать эту сумму для своих личных нужд. Данная сумма также может быть отдана близким родственникам, которые имеют право на получение закята. Даже взрослые дети этого человека могут получить от него эти деньги, если они настолько бедны, что им полагается закят. (Из книги «Современные фетвы» муфтия Таки Усмани, с. 242)
 
الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار) (6/ 385)
وَقَالَ فِي النِّهَايَةِ: قَالَ بَعْضُ مَشَايِخِنَا: كَسْبُ الْمُغَنِّيَةِ كَالْمَغْصُوبِ لَمْ يَحِلَّ أَخْذُهُ، وَعَلَى هَذَا قَالُوا لَوْ مَاتَ الرَّجُلُ وَكَسْبُهُ مِنْ بَيْعِ الْبَاذَقِ أَوْ الظُّلْمِ أَوْ أَخْذِ الرِّشْوَةِ يَتَوَرَّعُ الْوَرَثَةُ، وَلَا يَأْخُذُونَ مِنْهُ شَيْئًا وَهُوَ أَوْلَى بِهِمْ وَيَرُدُّونَهَا عَلَى أَرْبَابِهَا إنْ عَرَفُوهُمْ، وَإِلَّا تَصَدَّقُوا بِهَا لِأَنَّ سَبِيلَ الْكَسْبِ الْخَبِيثِ التَّصَدُّقُ إذَا تَعَذَّرَ الرَّدُّ
عَلَى صَاحِبِهِ اهـ
 
المحيط البرهاني في الفقه النعماني (5/ 358)
والسبيل في المعاصي ردها، ولذلك ههنا يرد المأخوذ إن تمكن من رده بأن عرف صاحبه، وبالتصدق منه إن لم يعرفه ليصل إليه نفع ماله إن كان لا يصل إليه عين ماله؛
 
الفتاوى الهندية (5/ 349)
وَفِي الْمُنْتَقَى إبْرَاهِيمُ عَنْ مُحَمَّدٍ - رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى - فِي امْرَأَةٍ نَائِحَةٍ أَوْ صَاحِبِ طَبْلٍ أَوْ مِزْمَارٍ اكْتَسَبَ مَالًا قَالَ إنْ كَانَ عَلَى شَرْطٍ رَدَّهُ عَلَى أَصْحَابِهِ إنْ عَرَفَهُمْ يُرِيدُ بِقَوْلِهِ عَلَى شَرْطٍ إنْ شَرَطُوا لَهَا فِي أَوَّلِهِ مَالًا بِإِزَاءِ النِّيَاحَةِ أَوْ بِإِزَاءِ الْغِنَاءِ وَهَذَا لِأَنَّهُ إذَا كَانَ الْأَخْذُ عَلَى الشَّرْطِ كَانَ الْمَالُ بِمُقَابَلَةِ الْمَعْصِيَةِ فَكَانَ الْأَخْذُ مَعْصِيَةً وَالسَّبِيلُ فِي الْمَعَاصِي رَدُّهَا وَذَلِكَ هَاهُنَا بِرَدِّ الْمَأْخُوذِ إنْ تَمَكَّنَ مِنْ رَدِّهِ بِأَنْ عَرَفَ صَاحِبَهُ وَبِالتَّصَدُّقِ بِهِ إنْ لَمْ يَعْرِفْهُ لِيَصِلَ إلَيْهِ نَفْعُ مَالِهِ إنْ كَانَ لَا يَصِلُ إلَيْهِ عَيْنُ مَالِهِ أَمَّا إذَا لَمْ يَكُنْ الْأَخْذُ عَلَى شَرْطٍ لَمْ يَكُنْ الْأَخْذُ مَعْصِيَةً وَالدَّفْعُ حَصَلَ مِنْ الْمَالِكِ بِرِضَاهُ فَيَكُونُ لَهُ وَيَكُونُ حَلَالًا لَهُ.
 
الفتاوى الهندية (3/ 212)
 وَإِنَّمَا طَابَ لِلْمَسَاكِينِ عَلَى قِيَاسِ اللُّقَطَةِ قَالَ وَهَذَا الرِّبْحُ لَا يَطِيبُ لِهَذَا الْمُشْتَرِي، وَإِنْ كَانَ فَقِيرًا لِأَنَّهُ يَكْتَسِبُهُ بِمَعْصِيَةٍ وَيَطِيبُ لِلْمَسَاكِينِ وَهُوَ أَطْيَبُ لَهُمْ مِنْ اللُّقَطَةِ، وَإِنْ لَمْ يَتَصَدَّقْ بِالرِّبْحِ حَتَّى عَمِلَ الثَّمَنَ وَرَبِحَ رِبْحًا وَبِيعَتْ فِيهَا بُيُوعٌ كُلُّهَا رِبْحٌ قَالَ يَتَصَدَّقُ بِالْفَضْلِ فِي جَمِيعِ ذَلِكَ
 
مجمع الأنهر في شرح ملتقى الأبحر (1/ 709)
وَفِي التَّنْوِيرِ مَنْ عَلَيْهِ دُيُونٌ وَمَظَالِمُ جَهِلَ أَرْبَابَهَا وَأَيِسَ مِنْ مَعْرِفَتِهِمْ فَعَلَيْهِ التَّصَدُّقُ بِقَدْرِهَا مِنْ مَالِهِ وَإِنْ اسْتَغْرَقَتْ جَمِيعَ مَالِهِ وَيَسْقُطُ عَنْهُ الْمُطَالَبَةُ فِي الْعُقْبَى.
 
الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار) (4/ 283)
(عَلَيْهِ دُيُونٌ وَمَظَالِمُ جَهِلَ أَرْبَابَهَا وَأَيِسَ) مَنْ عَلَيْهِ ذَلِكَ (مِنْ مَعْرِفَتِهِمْ فَعَلَيْهِ التَّصَدُّقُ بِقَدْرِهَا مِنْ مَالِهِ وَإِنْ اسْتَغْرَقَتْ جَمِيعَ مَالِهِ) هَذَا مَذْهَبُ أَصْحَابِنَا لَا تَعْلَمُ بَيْنَهُمْ خِلَافًا
 
الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار) (4/ 277)
 لِأَنَّ لِمَالِ الْمُسْلِمِ حُرْمَةً كَمَا لِنَفْسِهِ، فَلَوْ تَرَكَهَا حَتَّى ضَاعَتْ أَثِمَ
سود کی رقم ثواب کی نیت سے دیناہ گناہ ہے، کیونکہ مال حرام سے صدقۃ، صدقۃ کی توہین ہے، البتہ بلا نیت صدقۃ یتیم لڑکی کی شادی یا بمار شخص کے علاج کے لۓ سود کی رقم دی جاسکتی ہے، بشرطیکہ وہ اس کے محتاج ہوں، اور شادی اور علاج کے لۓ ان کے پاس جائز رقم موجود
 
نہ ہو (کتاب الفتاوی، ج5، ص331 )
 
سرکاری بینکوں سے سود لیکر خیرات کر دیا جاۓ (کفایۃ المفتی، ج8، ص72)
 
سود اور ہر قسم کا مال حرام و ارباح فاسدۃ بحکم لقطۃ ہیں اور بوقت خوف ضیاع لقطہ کا اٹہانا واجب ہے، پہر مالک پر اس کا رد اور اس کا علم نہی سکے تو اس کی طرف سےبلا نیت مساکین پر تصدق واجب ہے (احسن الفتاوی، ج7، ص16 )
بہتر یہ ہے کہ بینک یا ڈاخانہ میں کوئی رقم جمع ہی نہ کیا جاۓ، اگر کردی ہے تو فاضل رقم وہاں سے وصول کر کے غرباء کو دیدی جاۓ اس نیت سےکہ اللہ پاک اس کے وبال سے محفوظ رکہی یہی احوط ہے- اگر سرکاری محکمہ سے سود کی رقم حاصل ہوئی تو اس کو غیر واجبی ٹیکس میں ادا کرنا بہی درست ہے، بلکہ صدقہ مقدم ہے (فتاوی محمودیہ، ج16، ص381-382، جامعیہ فاروقیہ)
 
الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار) (6/ 385)
وَيَرُدُّونَهَا عَلَى أَرْبَابِهَا إنْ عَرَفُوهُمْ، وَإِلَّا تَصَدَّقُوا بِهَا
 
فتاوى محمودية ج16 ص 384
عصر حاضر کے پیچیدہ مسائل اور انکا حل ج2 ص165)
 
(جامع الفتاوي، ج6، ص303)
 
(فتاوي دار العلوم زكريا، ج5، ص398-399 /599

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Муфтий Таки Усмани о месяце Рабиуль-авваль и оживлении Сунны
9 ноября этого года наступил месяц Рабиуль-авваль, третий месяц мусульманского лунного календаря. …В месяце Рабиуль-авваль мы организуем собрания, мероприятия и конференции, чтобы вспомнить ...
7 144
9 ноября, 18
Image
Дозволен ли сетевой маркетинг?
Многих мусульман волнует вопрос – можно ли заниматься сетевым маркетингом? Суть этого явления заключается в том, что некая фирма предлагает человеку купить определенный товар с целью его пос...
1 070
2 ноября, 18

Комментарии: 6

Правила форума
Avatar
Tamim
1
Джазакаллаху хайран
18 марта, 16
Avatar
Ерлан Накен ұлы
-1
Əс-сəлəму 'əлəйкум! А как быть со страховкой? Запрещено ли страхование? Ведь есть принудительное страхование, например авто. Если наступит страховой случай, то нужно отказаться от услуг страховой компании?
18 марта, 16
Avatar
Yerken
0
Запрещено ли страхование? Ассаламу Алейкум! Брат обратись в отдел фетв.
31 марта, 16
Avatar
СакеСан
0
Салам алейкум! Вообще измерение по шариату идёт в золоте и серебре. А у нас как получается. Мы берём доллары которые уже вышли с процентами либер плюс проценты, например 2,8, с ФРС США! Наши национальные банки покупают доллару уже с процентами! ?И тенге привязывается тоже по курсу доллара. Как все получается?
22 марта, 16
Avatar
Yerken
0
2,8, с ФРС США - это те деньги которые ФРС США стимулируют экономику США. Американские компании берут эти кредиты чтобы работать с ними. Это не относится к курсу доллара. Обменные операции по валютным курсам не относятся к запретным.Наши национальные банки покупают доллару уже с процентами! ? Как это возможно даже не представляю. Кредитуют обычно жилье, авто, иные ценности, может быть и просто деньги. Но как можно кредитовать курс валюты. Другое дело трежерэс. То есть когда США берет займы в кредит у других стран. Или если схожее обратное делает Казахстан. Тогда это считается кредитом. Но это не курс валюты, а государство берет кредит или отдает в кредит.
31 марта, 16
Avatar
Nurbek Turynkhanov
0

Ассаляму алейкум!
Это касается на выигрыши со ставки?
Можно ли использовать выигранные деньги, и такую же количество денег дать нуждающимся чтобы закрыть место харамных денег? Я просто хочу завязать, закрыв долги выигранными... После этого я уже бросаю ставить!

30 января, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Желательное время для иша-намаза
Вопрос: Ассаляму алейкум. Не могли бы вы сказать – в какое время желательно совершать иша-нама?...
5 174
16 марта, 16
Image
Можно ли совершать намаз в обуви
Вопрос: В какой ситуации можно совершать намаз в обуви? ...
8 254
4
15 марта, 16