Image
Урф: роль местных обычаев в ханафитском мазхабе
Установления Шариата можно разделить на два больших вида: установления, которые в целом не изменяются, и установления, которые меняются при ...
2 028
1
26 ноября, 18

Урф: роль местных обычаев в ханафитском мазхабе

2 028
1
26 ноября, 18
АВТОР ЦИКЛА
Урф: роль местных обычаев в ханафитском мазхабе
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Биография Абу Али Абдуррашида аль-Ашари аль-Ханафи, хафизахуллах
Общее введение
 
Установления нашей религии универсальны и подходят для любой эпохи и любой местности, потому что это повеления Создателя эпох и местностей, и лишь Он знает, что лучше для людей и в чем заложено для них благо.
 
Установления Шариата можно разделить на два больших вида: установления, которые в целом не изменяются, и установления, которые меняются при изменении причины их решения или, например, изменения обычаев жителей местности.
 
К первому виду можно отнести, например, запрет на прелюбодеяние и вино.
 
Да, бывают экстремальные ситуации, в которых однозначные запреты могут спадать: например, для больного человека, который не может найти лекарство без запретных элементов, такое лекарство будет дозволенным, или если человек умирает с голоду и единственная еда, которую он может найти, — это свинина, то ему необходимо будет ее съесть в количестве, необходимом для того, чтобы выжить, но мы не говорим об экстремальных ситуациях крайней нужды.
 
В обычной ситуации, например, вино будет запретным, и не имеет значения, принято в этом обществе пить вино или нет, есть ли застолья с вином без пьянства, ассоциируется ли вино в этом обществе с грехом или нет, распивается вино в малом количестве или большем, — все это не имеет никакого значения и никак не будет влиять на запрет.
 
Точно так же обстоит дело и с прелюбодеянием. Если в обществе будут толерантно относиться к половым связям вне брака и на это не будут смотреть как на грех, а слово “прелюбодеяние” заменят на слово “отношения”, то все равно это будет грехом и запретным.
 
Безусловно, не все шариатские решения неизменны при любых обстоятельствах и в любых обществах, и Ислам учитывает обычаи и уклад общества, в котором распространен, и поэтому с принятием Ислама никакие народы не ассимилировались и не теряли своей национальной идентичности — Ислам устранял лишь пороки общества и усовершенствовал его, запрещая пьянство, распутство, ростовщичество и другие грехи.
 
Задачей распространения Ислама никогда не было превращение других народов в арабов, поэтому все крупные этносы: и персоязычные, и тюркоязычные, и представители других групп — сохраняли свои язык, жизненный уклад и обычаи.
 
Поэтому разница в устоях общества и обычаях народа всегда сильно влияло на решения мусульманских богословов насчет дозволенности чего-либо или запретности.
 
Имам аль-Бухари[1] в своем известном сборнике дал следующее название одной из глав в своем сборнике:
 
Глава о том, что в вопросах торговли, аренды, весов следует поступать согласно обычаям людей местности,  их представлениям и намерениям
 
Великий ученик Абу Ханифы, имам Мухаммад, чтобы правильно понимать обычай торговцев, ходил к ним и расспрашивал их, как они торгуют и что вкладывают в какие слова[2].
 
Имам ат-Табари говорит:
 
«Решение между мусульманами в том, как они продают и покупают, должно быть в согласии с их обычаями»[3].
 
Поэтому нет сомнений, что некоторые решения Шариата могут меняться в зависимости от места и времени, и нет сомнений, что традиции и обычаи местности (урф) напрямую могут на это влиять.
 
Что такое урф (традиции/обычаи)
 
Существует разные определения урфа, но все они сводятся к тому, что это некая повторяющаяся практика, которая принята  порядочными людьми[4].
 
Если нечто совершается один или два раза или это практика отдельных личностей, но большинство людей так не поступает, это не считается обычаем и урфом[5].
 
Также важно учитывать, что речь идет о практике и обычаях порядочных людей, поэтому обычаи грешников не учитываются.
 
Пример урфа: при покупке, например, бытовой техники обычно в течение какого-то времени дается гарантия на бесплатный ремонт. Изначально в Шариате нельзя заключать договор на покупку товара с условием починки при поломке, потому что это объединение двух типов сделок в одну: покупки и аренды услуг, — но из-за массового распространения и того, что это уже стало урфом в торговле, это будет дозволено.
 
Виды урфа
 
Ибн Абидин[6] делит урф на три вида: общий урф всех жителей местности, урф специалистов определенной отрасли и урф Шариата.
 
Пример первого вида — если человек поклянётся никогда не есть мясо, а затем съест курицу, то, если в урфе местности курица считается мясом, клятва будет нарушена, а если не считается, то не будет.
 
Пример второго вида урфа — это терминология грамматистов или ученых других наук.
 
Пример третьего вида урфа — это использование некоторых слов арабского языка: например, слово «солят» означает намаз, хотя в основе в языке это означает молитву вообще как дуа.
 
Обычаи могут быть в области действий и в области речи[7].
 
Примером обычая в области действий может быть бесплатная подшивка одежды под размер при покупке: в каких-то магазинах и местностях это считается дополнительной услугой, которая не входит в стоимость товара, в каких-то местностях это делают бесплатно.
 
Например, у разных народов разные слова могут использоваться как слова развода, и одно и то же слово в разных народах у одних будет иметь буквальное значение развода, и в таком случае развод состоится, даже если человек сказал это своей жене в шутку, а у другого народа, если это же слово использовать, развод состоится, только если будет соответствующее намерение, поэтому такие нюансы могут определять только ученые местности, которые знают местный язык и понимают, в каком значении люди используют слова.
 
А еще Ибн Абидин делит урф на массовый урф (ам) и урф отдельной местности или города (хасс).
 
Значимость урфа при вынесении фетвы
 
На основе всего вышесказанного понятно, что при изменении урфа может меняться фетва, поэтому Ибн Абидин пишет, что только знающий урф местности и прошедший обучение под наставничеством опытного факиха может давать фетву в этой местности[8].
 
 
И автор «Мунья аль-муфти» сказал:
 
«Если даже человек выучит все книги наших ученых, он обязан учиться для вынесения фетвы, потому что многие ответы могут меняться из-за изменения времени, но лишь в том, что не противоречит Шариату»[9].
 
А автор “Аль-Кунья” пишет:
 
«Ни муфтий, ни кадий не могут выносить решения согласно мазхабу в противоречии с урфом»[10][11].
 
Ибн Абидин говорит:
 
«Муфтий не может выносить решение в противоречии с урфом своего времени».[12]
 
И в итоге он сказал:
 
«Невежда тот, кто не знает урф своего времени»[13].
 
Границы урфа
 
Никакой урф не принимается в расчет, если он противоречит шариатским текстам[14].
 
Если в какой-то местности у женщин принято надевать неполный хиджаб, оголяя плечи, или уединяться с чужими мужчинами, слушать музыку или играть на музыкальных инструментах, давать деньги в долг под проценты, есть свинину, а у мужчин — оголять аурат, например, в публичном бассейне в плавках, которые не закрывают аурат должным образом, или совершать что-то другое явно не дозволенное в Шариате, то все вышеперечисленное будет считаться запретным все равно, а урф будет считаться урфом грешников и никак не будет влиять на запретность.
 
Начиная с начала двадцатого века начали появляться различные религиозные деятели, которые призывали к реформированию Ислама и, главным образом, фикха, пытаясь избавиться от всех религиозных решений Шариата, которые в их представлении не соответствовали духу времени, таких как обязательность хиджаба, например. Не говоря, что им не нравится это положение Шариата и поэтому они не примут его, даже если это решение Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует), они начали говорить, что в Шариате есть урф и что если какое-то положение противоречит урфу, то предпочтение отдается урфу.
 
Об этой духовной заразе прекрасно сказал шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари:
 
«К сожалению, среди мусульман появились люди, которых жажда славы толкает на противоречие факихам первой эпохи и придумывание новых ухищрений для искажения слов ученых, и они пытаются ясные и неизменные положения Шариата менять вместе с изменением времени, и эти люди, на самом деле, ничего хорошего внутри не желают религии, и можно увидеть, как они говорят: «У нас есть урф. И урф перевешивает шариатский текст. У нас есть польза (маслаха), и это также перевешивает шариатский текст. И мы всегда вместе с урфом и маслахой, где бы они ни оказались и как бы они не изменялись, даже если это противоречит ясным шариатским текстам».
 
Они хотят, чтобы Шариат изменялся вместе с временем и обстоятельствами, подобно их расплавленным мозгам, которые принимают любую форму в зависимости от обстоятельств, не ограничивая себя теми решениями в Шариате, которые и так связаны с изменением урфа и маслахи.
 
Да, на Западе есть мыслители-секуляристы, которые стремятся к религии, которая меняется вместе со временем, но их настоящая цель — расставить сети, чтобы в них попали их обманутые последователи с Востока, чтобы уже их руками бороться с Исламом.
 
К их распространенным порочным методам относится изменение положений Шариата в соответствии с их желаниями и стремлениями, и заявления, что основа Шариата в финансах и остальных областях — это маслаха (польза), а если маслаха противоречит шариатскому тексту, то текст следует оставить и следовать маслахе.
 
Горе и позор тому, чей язык произносит такие слова и строит на основе этого свой новый шариат.
 
И спроси его: “Что ты подразумеваешь под маслахой, на основе которой ты хочешь строить свой новый шариат? Если ты имеешь в виду то, что Шариат установил как маслаху, то узнать ее можно только на основе Откровения, даже согласно мнению мутазилитов, которые верят, что шариатские решения основаны на разуме»[15].
 
Шейх аль-Ислам увидел в этих людях желание создать новую религию и распространить ее среди мусульман, внушая им через обман, что это и есть Ислам, просто измененный под нужды времени и места.
 
И еще шейх аль-Кавсари говорит:
 
«Мусульманин смотрит на Шариат как на Божественное установление, ниспосланное сделать счастливыми тех, кто ему следует, и его не касается изменение после окончания Откровения, потому что это совершенная религия, полезная для всех времен и мест, а те решения, которые связаны с маслахой и урфом, изменяются при изменении урфа, но в этом нет никакого изменения Шариата — это детализация от Всевышнего Аллаха насчет разных ситуаций, и для людских страстей здесь нет никакого простора.
Но кто будет смотреть на Божественный закон как на светское право в плане изменений и дополнений, то никакого трепета испытывать он не будет»[16].
 
Если кто-то скажет, что, мол, да, мы уважаем шейха аль-Кавсари, но он лишь современник. Есть ли еще что добавить?
 
Великий ханафитский имам ас-Сарахси сказал в “Аль-Мабсут”[17]:
 
التَّعَامُلَ بِخِلَافِ النَّصِّ لَا يُعْتَبَرُ وَإِنَّمَا يُعْتَبَرُ فِيمَا لَا نَصَّ
 
“Практика людей, которая противоречит явным текстам Шариата, не принимается в расчет — она принимается только в вопросах, в которых нет прямых текстов”.
 
Имам ас-Сарахси сказал[18]:
 
وَكُلُّ عُرْفٍ وَرَدَ النَّصُّ بِخِلَافِهِ فَهُوَ غَيْرُ مُعْتَبَرٍ
 
“Любой урф, который противоречит шариатским текстам, не принимается в расчет”.
 
И еще имам ас-Сарахси сказал[19]:
 
الْعُرْفَ لَا يُعَارِضُ النَّصَّ وَالْإِطْلَاقُ ثَابِتٌ بِالنَّصِّ فَلَا يَبْطُلُ بِالْعُرْفِ
 
Урф не может противоречить шариатским текстам, и общее установление текста не может быть устранено урфом”.
 
Имам аль-Маргинани сказал в «Аль-Хидая»:
 
النَّصَّ أَقْوَى مِنْ الْعُرْفِ
 
“Шариатский текст сильнее урфа”.
 
Ибн аль-Хумам прокомментировал эти слова[20]:
 
الْعُرْفَ جَازَ أَنْ يَكُونَ عَلَى بَاطِلٍ كَتَعَارُفِ أَهْلِ زَمَانِنَا فِي إخْرَاجِ الشُّمُوعِ وَالسُّرُجِ إلَى الْمَقَابِرِ لَيَالِيَ الْعِيدِ، وَالنَّصُّ بَعْدَ ثُبُوتِهِ لَا يَحْتَمِلُ أَنْ يَكُونَ عَلَى بَاطِلٍ، وَلِأَنَّ حُجِّيَّةَ الْعُرْفِ عَلَى الَّذِينَ تَعَارَفُوهُ وَالْتَزَمُوهُ فَقَطْ، وَالنَّصُّ حُجَّةٌ عَلَى الْكُلِّ فَهُوَ أَقْوَى، وَلِأَنَّ الْعُرْفَ إنَّمَا صَارَ حُجَّةً بِالنَّصِّ
 
Урф может быть ложным, как практика в наше время зажигать воск и светильники на могилах в праздничные ночи, а шариатский текст после доказательства его установленности не может быть ложным, потому что урф основан лишь на том, что люди так привыкли делать и решили так поступать, а шариатский довод относится ко всем, и так урф дозволен лишь на основе шариатского текста”.
 
И имам ас-Сарахси сказал:
 
الْبَلْوَى لَا تُعْتَبَرُ فِي مَوْضِعٍ لِلنَّصِّ
 
“Нужда не принимается в расчет при наличии шариатского текста”[21].
 
Еще раз приведем слова автора “Аль-Кунья”:
 
ليس للمفتي و لا للقاضي أن يحكما على ظاهر المذهب و يتركا العرف
 
«Ни муфтий, ни кадий не могут выносить решения согласно мазхабу в противоречии с урфом»[22].
 
Эти слова Ибн Абидин комментирует:
 
فإن ظاهر المذهب قد يكون مبنيا على صريح النص من الكتاب و السنة أو الإجماع ولا اعتبار للعرف المخالف للنص لأن العرف قد يكون على باطل بخلاف النص كما قاله ابن الهمام
 
«Положение мазхаба может быть основано на ясных текстах Корана, Сунны или единогласного мнения (иджма), а урф, противоречащий текстам Шариата, не принимается в расчет, потому что урф может быть ложным в отличие от шариатских текстов, как сказал об этом Ибн аль-Хумам»[23].
 
На основе этих слов наших великих ханафитских муджтахидов мы видим, что роль урфа ограничена теми вопросами, в которых нет прямых установлений или запретов религии, а кто на основе обычаев своего народа хочет разрешить запретное, тот, как указал шейх аль-Кавсари, создает новую религию и хочет обычаем своего народа отменить установления Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует)!
 
Чтобы лучше понять границы урфа и его роль, приведем два примера.
 
Шариат запрещает давать деньги в долг под проценты, и если в какой-то местности будет такая практика и все так будут делать, то это все равно будет запрещено, даже если люди поменяют название и скажут, что это плата за услугу, а не проценты, потому что существуют явные аяты и хадисы, запрещающие ростовщичество, и никакой урф не может это разрешить.
 
Другой пример — в книгах по фикху запрещается заключать договоры аренды без установления точной цены за ту или иную услугу, чтобы избежать конфликтов между мусульманами, но в наше время, когда мы заказываем такси, часто человек может не знать, сколько именно ему придется заплатить, потому что цена рассчитывается с учетом расстояния и времени его преодоления, но везде так поступают, и люди приблизительно представляют себе цену, и разница в цене обычно не вызывает споров, и такая сделка будет действительна[24], потому что в этом конкретном случае запрет заключать сделку без указания точной суммы оплаты за услугу основан на кыясе, а не на прямых текстах Корана и Сунны, и поэтому урф в этом вопросе будет влиять на дозволенность такой сделки, потому что нет столкновения между урфом и прямыми шариатскими текстами[25][26].
 
Что касается слов ас-Сарахси:
 
الْبَلْوَى لَا تُعْتَبَرُ فِي مَوْضِعٍ لِلنَّصِّ
 
“Нужда не принимается в расчет при наличии шариатского текста”,[27]
 
то с этим правилом связана фетва ханафитских факихов, которые запретили работникам физического труда оголять часть аурата выше колен из-за трудности в работе и нужды, потому что трудность не может приниматься в расчет, когда есть прямые тексты в Сунне, определяющие аурат[28].
 
В каких разделах фикха учитывается урф
 
В основном урф учитывается в разделах, в которых имеет значение, что человек произносит и что он вкладывает в произнесенные слова: в разделах о браке, разводе и клятве. И, безусловно, сюда относится торговля и экономические отношения между людьми в широком плане.
 
В Шариате есть ряд ограничений в торговле, которые не могут изменяться, такие как запрет на ростовщичество, но есть ряд запретов, которые установлены на основе кыяса: например, запрет совершать две сделки в одной или ставить условие в торговой сделке, которое обычно не предполагается, или продавать то, чем человек еще не владеет.
 
Например, человек покупает холодильник с гарантией бесплатной починки на два года. По Шариату это представляет собой два вида торговой сделки в одной: покупка техники и аренда услуг ремонта, — что в основе не дозволено, но, из-за того что так делают массово и это не вызывает конфликта между сторонами, это будет дозволено, потому что в Шариате нет прямого запрета на эту сделку, а есть запрет продажи с условием, которое обычно приводит к конфликтам.
 
Рассмотрим другой пример. Человек продает машину своему другу с условием, что тот ему будет разрешать ей пользоваться иногда. Суть этой сделки, как и первой, — покупка машины и аренда услуг, но это будет не дозволено, потому что это условие, которое не предполагается сделкой и в урфе нет такого вида продаж, поэтому в отличие от первого случая запрет так и останется.
 
А вот третий пример. В Шариате нельзя продавать что-то в виде товара, не определив его количество, и поэтому в основе шведский стол, когда человек платит определенную сумму за неопределенное количество еды, не дозволен, потому что границы товара не определены, но из-за урфа это считается дозволенным.
 
Также урф имеет значение в том, как люди заключают договоры купли-продажи и какие слова и действия устанавливают факт продажи.
 
Еще урф учитывается в теме брака — какими словами в каком обществе принято заключать брак. Или, например, урф определяет статус подарков, которые родственники мужа дарят жене: у некоторых народов жена не считается все равно владельцем подарков, а у некоторых — считается.
 
Урф определяет, как проходит сватовство, какие подарки дарят родственникам невесты или мужа и так далее, — во всем этом нет проблем, пока это не будет противоречить установлениям Шариата.
 
Урф учитывается в теме развода. В каких-то народах слова: «Ты мне запретна», — используются для развода, и тогда развод состоится, даже если муж произнес эти слова в шутку, а если в народе эти слова не используются для развода, то без соответствующего намерения развода не будет.
 
Факихи учитывают изменения обстоятельств в обществе и могу дозволить какие-то виды договоров, которые в основе в мазхабе запрещены: например, дозволили брать деньги за обучение Корана, потому что раньше казна обеспечивала преподавателей, а потом это изменилось. На нашем сайте есть подробная статья об этом.
 
Другой пример изменения позиции ханафитского мазхаба из-за изменения общества — это вопрос о действительности брака без согласия опекуна невесты. Изначальная позиция — в том, что если жених был ниже по социальному статусу и брак был заключен без согласия опекуна невесты, то до согласия опекуна дать одобрение статус брака будет находиться в подвешенном положении. Но впоследствии позиция мазхаба изменилась в пользу недействительности такого брака сразу[29].
 
Но в большинстве вопросов касательно поклонения, запретного и дозволенного и других разделов фикха урф не имеет значения и не учитывается, поэтому согласно ханафитскому мазхабу вытекающая кровь нарушает омовение, даже если она вытечет в Бухаре или Кейптауне, и витр обязателен и в Казани, и в Лондоне, а черепах нельзя есть и Сахаранпуре, и в Москве.
 
Итог
 
Шариат отводит урфу местности большую роль, но если урф противоречит ясным текстам Корана и Сунны и иджме, то он не берется в расчет.
 
Если муфтий собирается дать фетву, которая противоречит текстам книг по фикху его мазхаба, в пользу урфа, то он должен знать, к какому именно виду этот урф относится, противоречит он прямым шариатским текстам или нет, и он должен пройти обучение у опытного муфтия, который обучил его применять положения фикха к сложной реальности[30].
 
[1] №2098.
 
[2] Аль-Бахр ар-раик, 6/288.
 
[3] Тазхиб аль-асар, 4/415.
 
[4] Исаад аль-муфти, с. 475; Нашр аль-арф, с. 62.
 
[5] Дурар аль-хуккам. Маада 36.
 
[6] Нашр аль-арф, с. 64.
 
[7] Нашр аль-арф, с. 69.
 
[8] Исаад аль-муфти, с. 486.
 
[9] Исаад аль-муфти, с. 486-7.
 
[10] Исаад аль-муфти, с. 487.
 
[11] Далее мы приведем пояснение к этим словам от Ибн Абидина.
 
[12] Исаад аль-муфти, с. 489.
 
[13] Исаад аль-муфти, с. 491.
 
[14] Исаад аль-муфти, с. 496.
 
[15] “Макалят” аль-Кавсари (с.197-198).
 
[16] “Макалят” аль-Кавсари (с. 192).
 
[17] 10/146.
 
[18] Аль-Мабсут, 12/196.
 
[19] Аль-Мабсут, 12/214.
 
[20] Фатх аль-Кадир, 7/15.
 
[21] Аль-Мабсут, 1/204.
 
[22] Исаад аль-муфти, с. 487.
 
[23] Нашр аль-арф, с. 78.
 
[24] Улюм аль-Куран, Таки аль-Усмани, 441-446.
 
[25] Аль-Мабсут, 1/108.
 
[26] Нашр аль-арф, 85.
 
[27] Аль-Мабсут, 1/204.
 
[28] Нашр аль-арф, с. 79.
 
[29] Нашр аль-арф, с. 136.
 
[30] Нашр аль-арф, с. 150.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Можно ли проверять телефон жены без ее согласия?
Вопрос: Можно ли проверять телефон и what’s up жены без ее ведома и согласия. Или нужно ее спрашивать? А моя жена может просматривать мой те...
846
вчера
Image
Можно ли отложить похороны человека?
Можно ли отложить похороны человека (к примеру, если ждут прибытия каких-то его родных на похороны)?...
612
2
10 декабря, 18

Комментарии: 1

Правила форума
Avatar
Жанна Абенова
0
Ассаляму аляйкум! А проведение 40 дней после рождения ребенка, когда собираются только женщины, купают малыша, это тоже будет урф? В нем нет запрета? Или например традиция, что роженница должна съесть мясо барана именно определенная позвоночная часть, кости при этом должны остаться соединеными, их потом подвешивают на балконе до 40 дней, в знак того, чтобы у ребенка тоже шея крепкая была, сомнительно звучит, но родные считают это просто обычаем. Как вы на такое смотрите?
30 ноября, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Адабы посещения Мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине
Поэтому верующему, намеревающемуся отправиться в город Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), надлежит как можно больше взыва...
1 723
5
19 ноября, 18
Image
Дозволен ли сетевой маркетинг?
Многих мусульман волнует вопрос – можно ли заниматься сетевым маркетингом? Суть этого явления заключается в том, что некая фирма предлагает ...
1 378
2 ноября, 18