СТАТЬИ

Постоянное нарушение омовения: сокращенные правила
Постоянное нарушение омовения – это удивительная тема в фикхе. Все о ней говорят, но никто толком не представляет себе правила узра. Поэт...
Постоянное нарушение омовения: сокращенные правила
Постоянное нарушение омовения – это удивительная тема в фикхе. Все о ней говорят, но никто толком не представляет себе правила. Поэтому мусульмане изобретают их на ходу, повторяя и повторяя чужие и свои ошибки. В результате приходится перечитывать недели (если не месяцы!) намазов.
Наблюдая за этим в течение нескольких лет, честно говоря, я не решалась писать статью, потому что эта фикховая тема довольно сложная, и меня сильно беспокоило, возможно ли доступно объяснить все письменно. Но в какой-то момент я отметила, что речь не о паре деталей. Это такая огромная лакуна с призывной надписью «если у тебя часто нарушается омовение, то оно не нарушается». Так появилась эта статья. Пусть Аллах даст тауфик и сделает так, что, прочитав этот обзор, мусульмане будут делать меньше ошибок, чем раньше.
Итак, иногда у людей омовение нарушается очень часто. Наиболее распространенные причины – это, наверное, недержание мочи, кровотечение из раны и женские выделения. Обычно, если омовение нарушается постоянно, это связано с каким-то заболеванием. Причина может быть и более редкой: например, сильный метеоризм или постоянное вытекание секрета простаты. В любом случае такие ситуации всегда некомфортные, физически неприятные и нередко болезненные, вдобавок человеку очень нехорошо психологически, потому что все время ждешь, что омовение нарушится. Желание найти какое-то простое решение вполне понятно.
Но запомним основное правило:
1.0. Если у человека омовение нарушается часто, это не значит автоматически, что теперь ему это всегда прощается. Чтобы начало прощаться, ему надо приобрести статус мазура.
Сразу разберемся с терминологией. Есть слово «узр» – это, собственно, то, почему постоянно нарушается омовение. И вот этот самый узр надо заслужить, грубо говоря. Фраза «у меня узр» означает, что вы приобрели статус прощаемого человека.
«Прощаемый» будет «мазур» по-арабски (если это женщина, то «мазура»).
Здесь для краткости я буду использовать сочетания слов «узр проявился» (это значит, что то, что нарушает у вас омовение, снова произошло) и «установить узр» (то есть приобрести статус прощаемого человека). Мне не очень нравится такой вольный подход к русскому языку, но без этих удобных калек с арабского статья станет длиннее в два раза, а это нам не надо. И так все сложно.
В книгах по фикху чаще всего об этом говорят, когда пишут про истихаду. Истихада – это хронические окрашенные женские выделения, которые не считаются менструацией или лохиями. Что это значит? Что у женщины часто нарушается омовение из-за окрашенных выделений, но при этом ей надо читать намаз, поскольку это не месячные. И дальше наступает путаница. Авторы коротких матнов по фикху нередко пишут о женщинах с истихадой как о женщинах в статусе мазуры, пропуская подробные объяснения, как получить этот статус. По всей видимости они используют слово «истихада» как синоним слова «узр», когда речь идет о женских кровотечениях.
Возможно, раньше у женщин здоровье было крепче в этом плане – и они не страдали от длительных скудных истихад, как современные женщины. А если уж тогда у женщины была истихада, то по серьезной причине (например, из-за выкидыша на раннем сроке), и это было сильное кровотечение, из-за которого мусульманка становилась мазурой с первого дня. Так или иначе, начальные матны по фикху создают ощущение, что у всех женщин с хроническими окрашенными выделениями есть узр.
Это не так. Запомним следующее пояснение.
1.1. Если у женщины истихада, она не приобретает узр автоматически.
Итак, у вас большая рана или другая проблема и вы хотите получить статус мазура. Что надо делать?
Как получить статус прощаемого человека?
2.0. Для того чтобы человек стал считаться мазуром, необходимо, чтобы при попытке сделать омовение и совершить намаз в течение всего времени намаза от начала и до конца омовение постоянно нарушалось по той причине, по которой оно у вас часто нарушается, то есть каждый раз, когда вы пытаетесь сделать омовение и совершить намаз, узр бы проявлялся[1].
Речь идет обо всем времени намаза – от азана до азана. Время между окончанием намаза фаджр и началом намаза зухр не считается временем намаза, даже если человек все это время пытался сделать омовение и у него не получалось[2].
Чтобы установить узр, можно взять самое короткое время намаза: время магриба или фаджра.
Так что надо делать?
Как только время намаза начнется, надо пойти и попробовать сделать омовение. Нарушилось – переделывайте. Нарушилось снова – переделывайте. Сделали, пошли читать намаз, и омовение нарушилось? Снова идите переделывать. И так до конца времени намаза. Да, это тяжело, но речь идет о действительности омовения. Ну не может мусульманин легко получить статус, с которым можно читать намаз как будто без омовения, ведь омовение – один из знаков нашей религии.
Не поддавайтесь васвасам, не бегайте, не спешите чрезмерно. Делайте омовение спокойно и старайтесь проявлять терпение. Это действительно очень нервное занятие – в течение часов наблюдать, как омовение нарушается, особенно если вы пытаетесь установить узр уже не первый раз. Пусть Аллах вам поможет.
2.1. Когда до конца намаза останется совсем немного времени, так что его хватит лишь на то, чтобы последний раз попытаться сделать омовение и совершить намаз, вы совершаете омовение, а потом идете читать намаз, даже если узр опять проявился[3].
Так устанавливается узр.
Итак, узр установлен, статус мазура/мазуры получен.
- Пример 1:
Женщина видит сильное кровотечение истихады в 10-00. Когда звучит азан на зухр в 13-00, она пытается сделать омовение, но то все время нарушается. В 15-55 она совершает омовение и идет читать зухр, поскольку в 16-00 прозвучит азан на аср. Ее узр установлен.
- Пример 2:
Женщина видит сильное кровотечение истихады в 14-00 через час после начала времени зухра. Она пытается сделать омовение, но то все время нарушается. В 15-55 она совершает омовение и идет читать зухр, поскольку в 16-00 прозвучит азан на аср. Ее узр пока не устанавливается, потому что она провела за попытками сделать омовение не все время зухра, так как кровотечение началось спустя час после его начала. Весь аср она тоже пытается сделать омовение, но опять не получается. Под конец асра она делает последнее омовение и идет читать намаз, хотя у нее все еще сильное кровотечение. Теперь ее узр установлен, и считается, что у нее есть узр с начала кровотечения. Зухр переделывать не надо[4].
- Пример 3:
Женщина видит сильное кровотечение истихады в 14-00 через час после начала времени зухра. Она пытается сделать омовение, но то все время нарушается. В 15-55 она совершает омовение и идет читать зухр, несмотря на кровотечение, поскольку в 16-00 прозвучит азан на аср. Ее узр пока не устанавливается, потому что она провела за попытками сделать омовение не все время зухра, так как кровотечение началось спустя час после его начала. Весь аср она тоже пытается сделать омовение, но опять не получается. Однако за час до конца асра кровотечение останавливается. У нее получается сделать омовение и намаз. Узр не устанавливается, и ей надо перечитать зухр.
Как сохранить статус прощаемого человека?
3.0. Когда узр установлен, для поддержания статуса надо, чтобы узр проявлялся хотя бы раз за время намаза, то есть, например, между азаном на магриб и азаном на иша узр должен проявиться хотя бы раз.
Это означает, что теперь необязательно, чтобы кровь (если речь идет о нарушении омовения из-за выхода крови) текла постоянно. Достаточно одного выхода крови в каждое время намаза.
Время между окончанием фаджра и началом зухра опять же не считается временем намаза[5].
Теперь омовение не нарушается никогда?
4.0. Омовение всегда нарушается по всем другим причинам, кроме узра[6].
Например, если вы мазур из-за кровотечения из носа, кровь из порезанного пальца нарушит ваше омовение по-любому.
В следующем пункте – очень важный нюанс, о котором почему-то мало кто знает.
4.1. Есть два вида омовения у мазура: омовение по причине узра (узр из-за кровотечения, время намаза кончилось, кровь все еще идет – и человек сделал омовение) и омовение по иной причине (человек, у которого было омовение, сходил в туалет и совершил омовение снова, а кровь в это время не шла).
4.2. Омовение, сделанное из-за узра, нарушается с концом времени намаза[7].
Иными словами, для каждого намаза надо делать свое отдельное омовение.
4.3. Омовение, сделанное по иной причине, нарушается, если начинается узр[8].
Обратите внимание на этот пункт! Несмотря на то что у человека есть статус мазура, в данном конкретном случае его омовение нарушается из-за возобновления узра.
Повторим, речь идет о мусульманине, который установил узр, например, из-за выхода крови, но кровотечение теперь уже не постоянное: оно то начинается, то прекращается. У этого человека было омовение, потом он сходил в туалет, и в это время кровь у него не шла, и он сделал омовение. Потом он пошел читать Коран, и у него снова пошла кровь из раны. Эта кровь нарушит его омовение!
Теперь, если он переделает омовение из-за крови, оно продержится до конца времени намаза.
4.4. Омовение, сделанное по иной причине, в то время, когда узр не проявлялся, не нарушится даже с концом времени намаза, если узр не возобновится[9].
В примере из пункта 4.3., если у этого мусульманина не пойдет кровь после омовения, то с концом времени этого намаза омовение не нарушится, потому что оно воспринимается как обычное омовение, словно у человека без узра.
4.5. С омовением, сделанным по причине узра, можно читать любое количество намазов (как обязательных, так и желательных), можно держать в руках мусхаф и читать Коран[10].
Потеря статуса прощаемого человека
5.0. Если узр не проявился ни разу в течение всего времени намаза, то человек теряет статус прощаемого[11].
5.1. Если узр прекратился во время одного намаза, пока человек делал омовение или молился до последнего сидения, а в течение времени второго намаза узр не проявился ни разу, то человек теряет статус мазура и должен восполнить первый намаз.
Важные детали
6.0. Повторим: есть два условия действительности омовения для мазура: 1) омовение должно быть сделано из-за узра 2) и после наступления времени намаза.
6.1. Если мусульманин со статусом мазура сделает омовение, пока узр не проявляется, и успеет надеть хуффы, то не-путнику хуффы можно протирать 24 часа, а путнику – 72 часа, как обычно. Если же узр проявится во время омовения или когда он надевает хуффы, то хуффы можно протирать только до конца времени этого намаза[12].
6.2. Нужно делать все возможное, чтобы узр не проявлялся и не нарушал омовение[13].
Например, если кровотечение начинается только в земном поклоне, а вне земного поклона его нет, то надо молиться, показывая саджда наклоном головы. Аналогично со стоянием в намазе и поясным поклоном – если из-за них проявляется узр, можно сидеть в намазе или показывать поясной поклон наклоном головы.
6.3. Мазур не может быть имамом для здоровых людей, но может вести намаз для тех, у кого такой же узр[14].
6.4. Если узр связан с выходом нечистот: крови, мочи, кала и так далее, – и количество наджасы размером меньше дирхама (примерно 5-6 сантиметров в диаметре), то это прощается.
6.5. Если нечистот больше, то их обязательно удалить перед намазом, если это имеет смысл[15].
«Имеет смысл» означает, что тело и одежда останутся чистыми после удаления нечистот, пока человек делает омовение и молится.
Что делать, если я не могу получить статус мазура?
7.0. Если вы не считаетесь мазуром/мазурой, то ваше омовение нарушается каждый раз, когда повторяется то, что обычно нарушает омовение.
7.1. Ваше омовение не нарушается с окончанием времени намаза.
7.2. Нечистоты на теле или одежде размером больше дирхама необходимо удалить, чтобы намаз считался действительным.
Если вы по незнанию без узра читали намаз в такой загрязненной одежде, молитву надо перечитать.
Если ваше омовение нарушается очень часто, пробуйте установить узр по вышеизложенным правилам, выбирая короткое время намаза (например, фаджр или магриб).
Делайте больше дуа. Обратитесь к врачу, чтобы тот посоветовал, что делать, чтобы омовение нарушалось реже.
Пусть Аллах облегчит всем нам трудности.
При написании статьи я во многом опиралась на книгу “Birgivi’s Manual Interpreted” by Hedaya Hartford and Ashraf Muneeb и конспекты уроков устазы Хедаи (да сохранит ее Аллах).
Проверено и одобрено устазом Абу Али аль-Ашари (да сохранит его Аллах).
[1] (وصاحب عذر من به سلس بول) لا يمكنه إمساكه (أو استطلاق بطن أو انفلات ريح أو استحاضة) أو بعينه رمد أو عمش أو غرب وكذا كل ما يخرج بوجع ولو من أذن وثدي وسرة (إن استوعب عذره تمام وقت صلاة مفروضة) بأن لا يجد في جميع وقتها زمنا يتوضأ ويصلي فيه خاليا عن الحدث (ولو حكما) لأن الإنقطاع اليسير ملحق بالعدم
رد المحتار لإبن عابدين ت1252ه (313/2) دار الثقافة والتراث
[2] (قوله مفروضة) احترز به عن الوقت المهمل كما بين الطلوع والزوال فإنه وقت لصلاة غير مفروضة وهي العيد والضحى كما سيثير إليه فلو استوعبه لا يصير معذورا وكذا لو استوعبه الإنقطاع لا يكون برءا أفاده "الرحمتي"
رد المحتار لإبن عابدين ت1252ه (314/2) دار الثقافة والتراث
[3] رجل رعف أو سال عن جرحه الدم ينتظر آخر الوقت فإن لم ينتقطع الدم توضأ وصلى قبل خروج الوقت
الفتاوى الولوالجية للولوالجي ت540ه (58/1) دار الكتب العلمية
[4] ولو عرض بعد دخول وقت فرض انتظر إلى آخره فإن لم ينقطع يتوضأ ويصلي ثم إن انقطع في أثناء الوقت الثاني يعيد تلك الصلاة وإن استوعب الوقت الثاني لا يعيد لثبوت العذر حينئذ من وقت العروض
رد المحتار لإبن عابدين ت1252ه (315/2) دار الثقافة والتراث
[5] (قوله مفروضة) احترز به عن الوقت المهمل كما بين الطلوع والزوال فإنه وقت لصلاة غير مفروضة وهي العيد والضحى كما سيثير إليه فلو استوعبه لا يصير معذورا وكذا لو استوعبه الإنقطاع لا يكون برءا أفاده "الرحمتي"
رد المحتار لإبن عابدين ت1252ه (314/2) دار الثقافة والتراث
[6] قوله: "إذا لم يطرأ ناقض غير العذر" فإن طرأ ولو كان نظير عذره نقضه حتى لو كان به دما ميل أو جدري فتوضأ وبعضها سائل ثم سال الذي لم يكن سائلا إنتقض وضوءه لأن هذا حدث جديد فصار كما لو سال أحد منخريه فتوضأ مع سيلانه وصلى ثم سال المنخر الآخر في الوقت انتقض وضوءه لأن هذا حدث جديد كما في الفتح حاشية الطحطاوي على مراقي الفلاح 1/213
[7] قوله (فإذا خرج الوقت) المراد وقت المفروضة حتى لو توضأ المعذور لصلاة العيد له أن يصلي الظهر عند أبي حنيفة ومحمد وهو الصحيح نص عليه في "الهداية"
التصحيح والترجيح لقاسم بن قتلوبغاه ت879ه (149) دار الكتب العلمية
[9] و إن توضأ من عذره و لم يعرض حدثٌ أخرُ و لم يسلْ من عذره عند الوضوء و لا بعده لا يُنقض بخروج الوقت لأنه طهارة كاملة قال في البحر: ثم إنما يبطل بخروجه إذا توضأ على السيلان أو وجد السيلان بعد الوضوء أما إذا كان على الانقطاع و دام إلى خروج الوقت فلا يبطل بالخروج من لم يحدث حدثا آخر أو يسل هـ منهل الواردين ص 293-294
[10] المستحاضة تتوضأ لوقت كل صلاة" رواه سبط ابن الجوزي عن أبي حنيفة رحمه الله تعالى فسائر ذوي الأعذار في حكم المستحاضة فالدليل يشملهم "ويصلون به" أي بوضوئهم في الوقت ما شاؤوا من "النوافل" والواجبات كالوتر والعيد وصلاة جنازة وطواف ومس مصحف حاشية الطحطاوي 1/149-150
[11] فإن المستحاضة إذا انقطع دمها مقدار وقت صلاة كامل تخرج من أن تكون مستحاضة فإن كان أقل من ذلك لا تخرج
الفتاوى الولوالجية للولوالجي ت540ه (58/1) دار الكتب العلمية
[12] قوله: "وإذا توضأ المعذور الخ" عبارته في الشرح وأما أصحاب الأعذار إذا توضؤا مع العذر أو وجد بعد تمام الوضوء قبل لبس الخف فإنهم يمسحون ما دام الوقت باقيا وأما إذا توضأ المعذور ولبس قبل طرو عذره فإنه يمسح كالأصحاء إلى تمام المدة اهـ بإختصار حاشية الطحطاوي 1/187-188
[13] و إن سال عند السجود و لم يسل بدونه كجرح بحَلقه يومئُ قائما أو قاعدًا لأن ترك السجود أهون من الصلاة مع الحدث فإن الصلاة بإيماء لها وجود حالة الاختيار في الجملة و هو في التنفل على الدابة و لا يجوز مع الحدث بحالٍ حالة الاختيار. فتح منهل الواردين ص 297
[15] فإن أصاب ثوبه من ذلك الدم فعليه أن يغسل إن كان مفيدا أما إذا لم يكن مفيدا بأن كان مصيبه مرة أخرى ثانيا وثالثا لا يفترض عليه غسله وقال محمد بن مقاتل رحمه الله يفترض عليه غسل ثوبه في وقت كل صلاة مرة والفتوى على الأول
خلاصة الفتاوى لطاهر البخاري ت بعد 600ه (17/1) مكتبة رشيدية
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Биография Аллямы Абдуль-Хайя аль-Лякнави
Он родился в г. Банда, в Индии, во вторник 26-го Зуль-Ка’да 1264 года по хиджре, и является автором известных работ, а также выдающимся у...

Как Ислам избавил женщин от угнетения
Пишет шейх Ас-Сабуни (да смилуется над ним Аллах): «К достоинствам лучезарного исламского Шариата относится то, что он отвратил от женщин...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Можно ли совершать масх на резиновые сапоги?
Вопрос: Можно ли во время малого омовения, вместо мытья ног, протирать ботинки (масх) или резиновые сапоги по ханафитскому мазхабу? Ответ...

Ношение одежды красного цвета для мужчин
Вопрос от мусульманина: Можно ли мужчине в Исламе носить одежду красного цвета – к примеру, красную футболку? Читайте ответ на сайте Azan...
Комментарии: 26
Правила форума