Читай намаз правильно!
Читай намаз правильно!
Одна из распространенных ошибок среди соблюдающих мусульман – это неправильное понимание того, что считается рукном чтения Корана (кыраа)...
40 214
2
2 марта, 18

Читай намаз правильно!

40 214
2
2 марта, 18
АВТОР ЦИКЛА
Читай намаз правильно!
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Время макрух в намазе
Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам.
 
После основ веры намаз – это самое главное поклонение, которое возложено на верующего, и он обязан должным образом изучить, как совершать намаз правильно.
 
Одна из распространенных ошибок среди соблюдающих мусульман – это неправильное понимание того, что считается рукном чтения Корана (кыраа) в намазе: многие практикующие мусульмане считают, что если в намазе мысленно прочитать «Фатиху» и другие суры, не двигая губами и языком и не произнося ничего вслух, то намаз будет действителен.
 
Такая ошибка связана с неудачным переводом арабских терминов «джарх» и «сирр», которые были переведены на русский язык как «вслух» и «про себя», что не соответствует их фикховому значению. Правильным переводом будет «громко» и «тихо».
 
Это новая информация для многих мусульман СНГ, и у многих она вызвала лишь скепсис и недоверие, поэтому я решил изложить в небольшой статье позицию ханафитских муджтахидов по этому вопросу.
 
Все ханафитские учёные единогласно считают, что если человек будет читать Коран в намазе мысленно, то есть без движений языка и губ, то намаз будет не действителен.
 
Ученик имама аль-Кудури, аль-Акта’ (умер в 474-м году) в толковании «Мухтасара» аль-Кудури пишет:
 
و قد قال أصحابنا رحمهم الله لا بد أن يحرّك لسانه بالقراءة فإن لم يحرّك لسانه فهو بمنزلة من لم يقرأ
 
«Наши учёные (то есть ханафиты), да помилует их Аллах, сказали, что обязательно двигать языком при чтении [Корана в намазе], а если язык не двигался, то человек будто и не читал».
 
И имам аль-Айни говорит в «Аль-Биная» (2/301):
 
وفي " الذخيرة " ولا بد من تحريك اللسان وتصحيح الحروف حتى قال الكرخي: لا يجزئه بلا تحريك اللسان
 
«В книге «Аз-Захира» сказано: «Обязательно двигать языком и артикулировать звуки». Аль-Кархи сказал: «[Чтение] не принимается без движения языка»».
 
Эти слова муджтахидов ханафитского мазхаба указывают на то, что в мазхабе нет разногласий насчёт того, что обязательно двигать языком, чтобы чтение Корана в намазе засчиталось. И поэтому если человек мысленно читал в намазе «Фатиху» и суру после нее, то он не выполнил рукн намаза и его намаз будет не действителен.
 
Но есть разногласия насчёт того, обязательно человеку в обычной обстановке слышать свое чтение или достаточно двигать языком и артикулировать, даже если при этом нет звука.
 
Имам аль-Кархи считал, что нижняя граница тихого чтения, для того чтобы намаз был засчитан, — это артикуляция звуков, даже если при этом ничего не будет слышно. Небольшая часть муджтахидов мазхаба сочла это мнение сильным.
 
Имам аль-Хиндувани и Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Фадль считали, что нижняя граница чтения – это слышать самого себя, и если человек будет артикулировать, но при этом не будет звука либо звук окажется таким тихим, что человек сам не будет себя слышать в нормальной обстановке, то чтение не будет засчитано, и это мнение аль-Хиндувани сочла сильным большая часть муджтахидов мазхаба, как будет показано дальше.
 
Имам Мухаммад пишет в книге «Аль-Асль» (1/196):
 
قال الإمام محمد في الأصل ١/١٩٦
إذا كان الرجل وحده و أسمع أذنيه القرآن أو رفع ذلك أو خفض في نفسه أجرأه ذلك و ليس عليه سهو
 
«Если человек читает намаз один и сам слышал себя при чтении Корана, либо поднял свой голос, либо понизил, либо читал про себя, то это принимается и на нем не лежит обязанность совершить саджда сахв».
 
В этом тексте есть скрытое указание на то, что если человек читал тише, чем нужно, чтобы он мог сам себя услышать, то такое чтение будет действительным.
 
Имам Мухаммад пишет в книге «Аль-Асар» (с. 157):
 
محمد: قال أخبرنا أبو حنيفة عن حمّاد عن إبراهيم: إذا رجل حرّك شفتين بالاستثناء فقد استثنى
قال محمد: بهذا نأخذ و هو قول أبي حنيفة رحمه الله تعالى
كتاب الآثار ص ١٥٧
 
«Мухаммад сказал: «Абу Ханифа передал нам от Хаммада от Ибрахима: «Если человек будет двигать губами для [произнесения] исключения [в клятве], то это будет действительно»». Мухаммад сказал: «И мы следуем этому мнению, и это мнение Абу Ханифы, да помилует его Аллах»».
 
В этом тексте тоже указано, что если просто двигались губы, то это засчитывается как исключение, хотя и нет прямого указания на то, что артикуляции без звука достаточно. Разделы о чтении Корана, произнесении слов развода, об исключении и так далее связаны друг с другом, что мы отметим дальше.
 
Имам аль-Кудури (умер в 468-м году) пишет в своем «Мухтасаре»:
 
وإن كان منفرداً فهو مخيرٌ: إن شاء جهر وأسمع نفسه، وإن شاء خافت
 
«Если человек читает один, то у него есть выбор: если хочет, то может читать вслух и сделать так, чтобы он слышал себя, а если хочет, то будет читать тихо»[1].
 
В словах имама аль-Кудури есть указание, что если человек будет читать тихо, так что даже не слышит себя, то такое чтение будет действительным, но это лишь указание (аль-ишара).
 
وإن كان منفرداً فهو مخيرٌ: إن شاء جهر وأسمع نفسه، وإن شاء خافت،
 
Имам ас-Сарахси (умер в 483-м году) пишет в «Аль-Мабсут»[2]:
 
وَحَدُّ الْقِرَاءَةِ فِي هَاتَيْنِ الصَّلَاتَيْنِ أَنْ يُصَحِّحَ الْحُرُوفَ بِلِسَانِهِ عَلَى وَجْهٍ يَسْمَعُ مِنْ نَفْسِهِ أَوْ يَسْمَعُ مِنْهُ مَنْ قَرَّبَ أُذُنَهُ مِنْ فِيهِ، فَأَمَّا مَا دُونَ ذَلِكَ فَيَكُونُ تَفَكُّرًا وَمَجْمَجَةً لَا قِرَاءَةً
 
«В качестве границы [засчитываемого] чтения в этих двух намазах [аз-зухр и аль-аср] выступает правильная артикуляция звука с такой громкостью, чтобы человек мог слышать себя или чтобы его мог услышать тот, кто придвинет ухо близко к его рту. А что тише этого, то размышление и бормотание, но не чтение».
 
В этих словах имам ас-Сарахси выделяет два приемлемых вида чтения: либо чтобы человек мог слышать себя, либо чтобы он читал так, что его теоретически можно было б услышать.
 
Имам Фахр аль-Ислам аль-Баздави (умер в 486-м году) пишет:
 
الجهر عند الكرخي أدناه أن يسمع نفسه فإن كان إماما أسمع قومه و المخافة بتحصيل الحروف و قال الشيخ أبو جعفر البلخي و الشيخ أبو محمد بن الفضل البخاري أدنى الجهر أن يسمع غيره و أدنى المخافة أن يسمع نفسه إلا بمانع و ما دون أن يسمع نفسه دندنة و جمجمة و ليس بقراءة و هو الاحتياط شرح الجامع الصغير للبزدوي (٤٨٢هـ) ص ٢٨
 
«Громкое чтение – по мнению Кархи – это как минимум слышать себя. А если он имам, то чтобы слышали и другие. А тихое чтение – это артикуляция звуков. Шейх Абу Джафар аль-Бальхи (аль-Хиндувани) и шейх Абу Мухаммад ибн аль-Фадль аль-Бухари сказали, что нижняя граница громкого чтения – чтобы человека слышали другие, а нижняя граница тихого чтения – чтобы человек слышал сам себя, кроме случая, когда есть преграда. Все, что тише этого, – бормотание, а не чтение. И это более безопасное мнение».
 
Здесь отдается предпочтение мнению аль-Хиндувани.
 
Зайнуддин аль-Атоби аль-Бухари (умер в 586-м году) пишет:
 
حد الجهر أن يسمع غيره و حد المخافة نفسه أو غيره إذا وضع أذنه على فمه إلا لمانع شرح الجامع الصغير للعتابي (٥٨٦ هـ)
 
«Граница громкого чтения – чтобы слышали другие, а тихого – чтобы человек слышал сам себя или чтобы его услышал другой, если поднесет ухо к его рту, за исключением случаев, когда есть преграда».
 
И здесь тоже отдается предпочтение мнению аль-Хиндувани.
 
Имам аль-Касани (умер в 587-м году) пишет в «Бадаи’ ас-санаи’»:
 
، ثُمَّ الْمُنْفَرِدُ إذَا خَافَتَ وَأَسْمَعَ أُذُنَيْهِ يَجُوزُ بِلَا خِلَافٍ لِوُجُودِ الْقِرَاءَةِ بِيَقِينٍ، إذْ السَّمَاعُ بِدُونِ الْقِرَاءَةِ لَا يُتَصَوَّرُ، أَمَّا إذَا صَحَّحَ الْحُرُوفَ بِلِسَانِهِ وَأَدَّاهَا عَلَى وَجْهِهَا وَلَمْ يُسْمِعْ أُذُنَيْهِ وَلَكِنْ وَقَعَ لَهُ الْعِلْمُ بِتَحْرِيكِ اللِّسَانِ وَخُرُوجِ الْحُرُوفِ مِنْ مَخَارِجِهَا - فَهَلْ تَجُوزُ صَلَاتُهُ؟ اُخْتُلِفَ فِيهِ، ذَكَرَ الْكَرْخِيُّ أَنَّهُ يَجُوزُ، وَهُوَ قَوْلُ أَبِي بَكْرِ الْبَلْخِيّ الْمَعْرُوفِ بِالْأَعْمَشِ، وَعَنْ الشَّيْخِ أَبِي الْقَاسِمِ الصَّفَّارِ وَالْفَقِيهِ أَبِي جَعْفَرٍ الْهِنْدُوَانِيُّ
 
وَالشَّيْخِ الْإِمَامِ أَبِي بَكْرٍ مُحَمَّدِ بْنِ الْفَضْلِ الْبُخَارِيِّ أَنَّهُ لَا يَجُوزُ مَا لَمْ يُسْمِعْ نَفْسُهُ، وَعَنْ بِشْرِ بْنِ غِيَاثٍ الْمَرِيسِيِّ أَنَّهُ قَالَ: إنْ كَانَ بِحَالٍ لَوْ أَدْنَى رَجُلٌ صِمَاخَ أُذُنَيْهِ إلَى فِيهِ سَمِعَ كَفَى، وَإِلَّا فَلَا، وَمِنْهُمْ مَنْ ذَكَرَ فِي الْمَسْأَلَةِ خِلَافًا بَيْنَ أَبِي يُوسُفَ وَمُحَمَّدٍ، فَقَالَ عَلَى قَوْلِ أَبِي يُوسُفَ: يَجُوزُ، وَعَلَى قَوْلِ مُحَمَّدٍ: لَا يَجُوزُ، وَجْهُ قَوْلِ الْكَرْخِيِّ أَنَّ الْقِرَاءَةَ فِعْلُ اللِّسَانِ وَذَلِكَ بِتَحْصِيلِ الْحُرُوفِ وَنَظْمِهَا عَلَى وَجْهٍ مَخْصُوصٍ وَقَدْ وُجِدَ، فَأَمَّا إسْمَاعُهُ نَفْسَهُ فَلَا عِبْرَةَ بِهِ؛ لِأَنَّ السَّمَاعَ فِعْلُ الْأُذُنَيْنِ دُونَ اللِّسَانِ، أَلَا تَرَى أَنَّ الْقِرَاءَةَ نَجِدُهَا تَتَحَقَّقُ مِنْ الْأَصَمِّ وَإِنْ كَانَ لَا يُسْمِعُ نَفْسَهُ؟ وَجْهُ قَوْلِ الْفَرِيقِ الثَّانِي أَنَّ مُطْلَقَ الْأَمْرِ بِالْقِرَاءَةِ يَنْصَرِفُ إلَى الْمُتَعَارَفِ، وَقَدْرِ مَا لَا يَسْمَعُ هُوَ لَوْ كَانَ سَمِيعًا لَمْ يَعْرِفْ قِرَاءَةً.
 
وَجْهُ قَوْلِ بِشْرٍ أَنَّ الْكَلَامَ فِي الْعُرْفِ اسْمٌ لِحُرُوفٍ مَنْظُومَةٍ دَالَّةٍ عَلَى مَا فِي ضَمِيرِ الْمُتَكَلِّمِ، وَذَلِكَ لَا يَكُونُ إلَّا بِصَوْتٍ مَسْمُوعٍ.
 
وَمَا قَالَهُ الْكَرْخِيُّ أَقْيَسُ وَأَصَحُّ
 
«Затем, если читающий намаз индивидуально будет читать тихо, но так, что будет слышать свое чтение, то это дозволяется без разногласий, потому что это чтение без сомнений, ведь услышать что-то без того, чтобы это было чтением, невообразимо.
 
Однако если человек артикулирует звуки правильно, но не слышит себя, хотя уверен в движении языка, правильной артикуляции звуков и прохождении воздуха через места образования звуков (махаридж), то будет ли его намаз действителен?
 
Тут есть разногласия. Аль-Кархи считает, что это будет засчитано. И это также мнение Абу Бакра аль-Бальхи, известного как аль-А’маш.
 
От шейха Абу аль-Касима ас-Саффара, факиха Абу Джафара аль-Хиндувани и шейха, имама Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Фадля аль-Бухари передается, что, пока человек не услышал себя, чтение не засчитается.
 
Мнение же Бишра ибн Гийаса аль-Мариси заключается в том, что если человек приблизит ухо ко рту [читающего] и услышит звуки, то этого будет достаточно.
 
Некоторые передают расхождения по этому вопросу между имамами Абу Юсуфом и Мухаммадом: согласно мнению Абу Юсуфа, так можно, а согласно мнению Мухаммада, нет.
 
Довод аль-Кархи таков: чтение – это правильная артикуляция букв и правильное напряжение мест образования звуков (махаридж), и – согласно его мнению – это происходит, а слышит сам человек при этом себя или нет, не имеет значения, потому что слышание – это функция ушей, а не языка. Разве чтение глухого не будет действительным, даже если он не слышит себя?
 
Довод второй группы – в том, что общее повеление чтения предполагает чтение, которое общеизвестно, а такое чтение, при котором неглухой чтец сам себя не слышит, не считается чтением.
 
Довод же Бишра аль-Мариси – в том, что речь – это порядок букв, которые выражают некий смысл, а такого не может произойти без слышимого звука.
 
Мнение аль-Кархи больше соответствует кыясу и более достоверно».
 
Итак, имам аль-Касани перечислил три мнения в мазхабе: мнение аль-Хиндувани, что человек должен слышать себя, мнение аль-Мариси, что должно быть возможно теоретически услышать человека, и мнение аль-Кархи, что достаточно движения языка.
 
Имам аль-Касани – один из немногих, кто счел мнение имама аль-Кархи сильным, и он считает, что если человек движет губами, но не издает при этом звуков вообще, то такое чтение будет действительным.
 
Имам Бурхануддин аль-Исбиджаби пишет в «Зад аль-фукаха»:
 
و حد المخافة قيل هو تبيين الحروف و قيل أن يُسمع نفسه إلا لمانع هو الصحيح و الجهر إسماع غيره
 
«Некоторые сказали, что нижняя граница тихого чтения – это артикуляция звука, а другие сказали – это слышание себя, и это мнение достоверно. А громкое чтение – это когда слышат другие».
 
Имам аль-Исбиджаби решил, что мнение аль-Хиндувани – сильное.
 
Имам Тахир ибн Абдур-Рашид аль-Бухари (умер в 542-м году) пишет в «Хуляса аль-фатава»[3]:
 
فالحاصل أن أدنى الجهر أن يُسمع غيره و أدنى المخافة أن يسمع نفسه و على هذا يعتمد و ما دون ذلك مجمجة
 
«Суть в том, что нижняя граница громкого чтения – это такое чтение, чтобы его могли услышать другие, а нижняя граница тихого чтения – это слышать себя, и опираются на это понимание, и все, что тише этого, – бормотание» (цитата по рукописи).
 
В этом тексте тоже указывается, что мнение аль-Хиндувани – сильное.
 
Сираджуддин аль-Уши (умер в 569-м году) пишет в «Аль-Фатава ас-Сираджия»[4]:
 
أدنى الجهر أن يُسمع غيره و أدنى المخافة أن يُسمع نفسه إلا لمانع و لا يعتبر ما دون ذلك قراءةً. هو المختار
 
«Нижняя граница громкого чтения – это такое чтение, чтобы его могли услышать другие, а нижняя граница тихого чтения – это такое чтение, чтобы можно было услышать себя, за исключением случаев, когда есть преграда. То, что тише этого, не считается чтением, и это предпочтительное мнение (аль-мухтар)».
 
В этом тексте тоже говорится, что мнение аль-Хиндувани – сильное.
 
Имам Фахруддин аль-Хасан ибн Мансур, известный как Кодихан, (умер в 592-м году) пишет в толковании «Аль-Джами ас-сагыр»:
 
و اختلفوا في حد الجهر و المخافة قال الكرخي رحمه الله: أدنى الجهر أن يسمع نفسه و أقصاه أن يسمع غيره و أدنى المخافة تصحيح الحروف
و قال بعضهم أدنى الجهر أن يسمع غيره و أدنى المخافة أن يسمع نفسه و أصل القراءة أن يسمع نفسه و ما ليس له صوت مسموع فليست بقراءة بل هي مجمجة و دندنة و هو اختيار الفقيه أبو جعفر و الشيخ الإمام أبو بكر محمد ابن الفضل رحمهما الله و عليه الاعتماد
شرح الجامع الصغير لقاضي خان ١/٢١٦
 
«Учёные разошлись насчёт границ громкого и тихого чтения. Аль-Кархи, да помилует его Аллах, сказал: «Нижняя граница громкого чтения – это слышать себя, а его предел – чтобы слышали другие, а нижняя граница тихого чтения – это беззвучное артикулирование букв».
 
Другие сказали, что нижняя граница громкого чтения – это чтобы слышали другие, а нижняя граница тихого чтения – слышать себя.
 
И основа чтения – это слышать себя, а то, у чего нет звука, который можно было бы услышать, не считается чтением, а лишь бормотание. И это мнение Абу Джафара и шейха Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Фадля, и опираются на это мнение».
 
Тут тоже подчеркивается, что мнение аль-Хиндувани – сильное.
 
Имам Бурхануддин аль-Маргинани (умер в 593-м году) пишет в «Аль-Хидая»[5]:
 
ثُمَّ الْمُخَافَتَةُ أَنْ يُسْمِعَ نَفْسَهُ وَالْجَهْرُ أَنْ يُسْمِعَ غَيْرَهُ، وَهَذَا عِنْدَ الْفَقِيهِ أَبِي جَعْفَرٍ الْهِنْدُوَانِيُّ - رَحِمَهُ اللَّهُ - لِأَنَّ مُجَرَّدَ حَرَكَةِ اللِّسَانِ لَا يُسَمَّى قِرَاءَةً بِدُونِ الصَّوْتِ.
وَقَالَ الْكَرْخِيُّ: أَدْنَى الْجَهْرِ أَنْ يُسْمِعَ نَفْسَهُ، وَأَدْنَى الْمُخَافَتَةِ تَصْحِيحُ الْحُرُوفِ لِأَنَّ الْقِرَاءَةَ فِعْلُ اللِّسَانِ دُونَ الصِّمَاخِ.
 
«Тихое чтение – это такое чтение, при котором человек слышит себя, а громкое – когда его слышат другие. И это в соответствии с мнением Абу Джафара аль-Хиндувани, да помилует его Аллах, потому что само движение языка без звука не является чтением.
 
Аль-Кархи сказал: «Минимальное громкое чтение – это слышать себя, а минимальное тихое чтение – это правильная артикуляция звуков, потому что чтение – это действие языка, а не слухового канала»».
 
Имам аль-Маргинани явно не указывает, какое мнение он считает сильным, но обычно он считает более сильным то мнение, которое называет последним, перечисляя их при разногласиях.
 
Джамалюддин аль-Газнави пишет в «Аль-Хави аль-Кудси»:
 
أدنى الجهر أن يسمع غيره و أدنى المخافة أن يسمع نفسه
الحاوي القدسي ١/١٧٣
 
«Нижняя граница громкого чтения – чтобы слышали другие. А нижняя граница тихого чтения – чтобы человек слышал сам себя».
 
Имам Мухаммад ибн Рамадан ар-Руми (умер в 616-м году) пишет в своем толковании «Мухтасара» аль-Кудури:
 
و اختلف مشايخنا في حد الجهر و المخافة قال الكرخي رحمه الله: أدنى الجهر أن يسمع نفسه و أقصاه أن يسمع غيره و أدنى المخافة تحصيل الحروف.
و قال أبو جعفر الهندواني و الشيخ أبو بكر محمد ابن الفضل البخاري رحمهم الله: أدنى الجهر أن يسمع غيره و أدنى المخافة أن يسمع نفسه إلا لمانع و ما دون ذلك مجمجة و ليست بقراءة و هو المختار
الينابيع في معرفة الأصول التفاريع لمحمد ابن رمضان الرومي (٦١٦هـ) ١/٣٤٤
 
«Наши учёные разошлись насчёт того, что считается границей громкого чтения. Аль-Кархи, да помилует его Аллах, сказал, что нижняя граница громкого чтения – это слышать себя, а максимум – чтобы слышали другие, а нижняя граница тихого чтения – это беззвучная артикуляция букв.
 
Абу Джафар аль-Хиндувани и шейх Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Фадль аль-Бухари, да помилует их Аллах, сказали: «Нижняя граница громкого чтения – это чтобы слышал другой человек, а нижняя граница тихого чтения – это слышать себя, за исключением случая, когда существует какая-то преграда, а все, что тише этого, – бормотание». И это предпочтительное мнение».
 
В этом тексте тоже отдается предпочтение мнению имама аль-Хиндувани.
 
Имам Бурхануддин ибн Маза аль-Бухари (умер в 616-м году) пишет в книге «Аль-Мухит»:
 
أما معرفة حدها، فنقول: تصحيح الحروف أمر لا بد منه، ولا تصير قراءة إلا بعد تصحيح الحروف، فإن صحح الحروف بلسانه ولم يسمع نفسه؛ حكي عن الكرخي أنه يجزيه، وبه كان يفتي الفقيه أبو بكر الأعمش؛ لأن القراءة فعل اللسان، وذلك بإقامة الحروف، لا بالسماع، فإن السماع فعل السامع، وإلى هذا أشار محمد رحمه الله في «الأصل» حيث قال: وإن كان وحده وكانت صلاة يجهر فيها بالقراءة قرأ في نفسه إن شاء، وإن جهر وأسمع نفسه داخلاً في القراءة، لكان إسماع نفسه مستفاداً من قوله قرأ في نفسه، فيكون قوله وأسمع نفسه تكراراً، وحكي عن الفقيه أبي جعفر (٤٦ب١) الهندواني والشيخ الإمام الجليل أبي بكر محمد بن الفضل البخاري أنه لا يجزيه ما لم يسمع نفسه، وبه أخذ المشايح؛ لأن هذا الكلام ما هو مسموع مفهوم،
المحيط البرهاني 1/296  
 
«Что касается познания границ (тихого и громкого чтения), то мы скажем об этом. Артикулировать звуки обязательно, и чтение осуществляется только через артикуляцию звуков. Если человек артикулирует языком и не слышит себя, то от Кархи передается, что это засчитывается. И по этому мнению выносил фетву Абу Бакр аль-А’маш, потому что чтение – это действие языка, которое заключается в артикулировании звуков, а не в слышании их. Слышание – это действие слышащего. И на это указал имам Мухаммад в «Аль-Асль», когда сказал: «Если человек читает намаз один и это намаз, в котором надо читать громко, то, если хочет, он может читать про себя, а если хочет, может громко и сделает так, что будет слышать себя». И если слышание себя подразумевается в его словах «читать про себя», то его слова «и сделает так, что будет слышать себя» – это повтор.
 
От факиха Абу Джафара аль-Хиндувани и имама Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Фадля аль-Бухари передается, что чтение не принимается, пока человек не будет слышать сам себя. И шейхи предпочли это мнение, так как это и есть речь, которую можно услышать и понять».
 
Имам Абу аль-Баракат ан-Насафи (умер в 710-м году) пишет в книге «Аль-Мустасфа»:
 
قال الإمام أبو البركات النسفي (٧١٠ هـ) في المستصفى ١/٢٤٤
قيل: أدنى الجهر أن يسمع نفسه و أدنى
المخافة تصحيح الحروف
و قيل أدنى الجهر أن يسمع غيره و أدنى المخافة أن يسمع نفسه و ما دون ذلك لا يعدُّ قراءة
 
«Некоторые сказали, что нижняя граница громкого чтения – чтобы человек слышал себя, а нижняя граница тихого – правильная артикуляция звука.
 
А некоторые сказали, что нижняя граница громкого чтения – чтобы слышали другие, а нижняя граница тихого чтения – это слышать себя, а то, что тише этого, не считается чтением»[6].
 
В этом тексте имам ан-Насафи называет два мнения, не указывая, какое он считает более сильным.
 
В своей другой книге «Аль-Кафи» (комментарий к «Аль-Вафи») этот имам говорит:
 
قال صاحب المحيط: الأصح قول الشيخين
الكافي شرح الوافي ١:٢٣ خ
 
«Автор «Аль-Мухит» говорит: «Более достоверное мнение – мнение двух шейхов [аль-Хиндувани и Ибн аль-Фадля]»» (цитата по рукописи).
 
Имам Фахруддин аз-Зайля’и (умер в 743-м году) в комментарии к «Канз ад-дакаик» пишет:
 
ثم اختلفوا في حد الجهر والإخفاء فقال الهندواني الجهر أن يسمع غيره والمخافتة أن يسمع نفسه وقال الكرخي الجهر أن يسمع نفسه والمخافتة تصحيح الحروف؛ لأن القراءة فعل اللسان دون الصماخ والأول أصح؛ لأن مجرد حركة اللسان لا تسمى قراءة بدون الصوت
تبيين الحقائق للزيلعي (٧٤٣هـ)
 
«Затем они разошлись насчёт границы громкого и тихого чтения. Аль-Хиндувани сказал, что громкое чтение – это когда слышит другой человек, а тихое чтение – чтобы было слышно себя. Аль-Кархи сказал, что громкое чтение – это слышать себя, а чтение про себя – это артикуляция букв, потому что чтение – это действие языка, а не слухового аппарата, но первое мнение более сильное, потому что просто движение языка без звука не считается звуком».
 
В этом тексте мнение аль-Хиндувани считается более сильным.
 
Бурхан аш-Шариа пишет в матне «Аль-Викая»[7]:
 
«أدنى الجهر إسماع غيره و أدنى المخافة إسماع نفسه هو الصحيح
 
«Нижняя граница громкого чтения – это такое чтение, чтобы его могли услышать другие, а нижняя граница тихого чтения – это такое чтение, чтобы можно было услышать себя. Это правильное мнение (ас-сахих)».
 
Его внук, Садр аш-Шариа (умер в 747-м году), в «Шарх аль-Викая» толкует слова своего деда так:
 
«Исключается мнение, по которому нижняя граница громкого чтения – это слышать себя, а нижняя граница тихого чтения – беззвучная артикуляция букв».
 
И в матне и в шархе мнение аль-Хиндувани считается более сильным.
 
Аль-Баберти (умер в 786-м году) пишет в толковании «Хидаи» «Аль-Иная» (1/331):
 
وقد اختلف علماؤنا في الحد الفاصل بينهما، فذهب الفقيه أبو جعفر الهندواني إلى أن المخافتة هو أن يسمع نفسه، وما دون ذلك مجمجة ودندنة ليس بكلام ولا قراءة (والجهر هو أن يسمع غيره) فهو كما ترى جعل كل واحد منهما بنوعيه من الكيفيات المسموعة وقال (؛ لأن مجرد حركة اللسان بدون الصوت لا تسمى قراءة) يعني لا لغة ولا عرفا وفيه نظر، فإن من رأى المصلي الأطروش من بعيد يحرك شفتيه يخبر عنه أنه يقرأ وإن لم يسمع منه شيء
العناية شرح الهداية للبابرتي (٧٨٦)
 
«Наши учёные разошлись насчёт границы разделения между ними [то есть между громким и тихим чтением]. Абу Джафар аль-Хиндувани счел, что тихое чтение – это слышать себя, а все, что тише этого, – бормотание, а не речь или чтение. А громкое чтение – это чтобы слышали другие. И он решил, что оба вида [чтения] – вид [артикулируемого звука], который можно услышать, и сказал, что движение языка без звука не считается чтением, то есть не считается чтением ни в языке, ни обычно у людей. Но тут есть сомнение, потому что если кто-то увидит издалека, как глухой человек шевелит губами, читая намаз, то скажет, что он читает, даже если ничего не услышал».
 
Имам Фаридуддин ад-Дахляви (умер в 786-м году) пишет в «Аль-Фатава ат-Татархания»:
 
أما معرفة حدها، فنقول: تصحيح الحروف أمر لا بد منه، ولا تصير قراءة إلا بعد تصحيح الحروف، فإن صحح الحروف بلسانه ولم يسمع نفسه؛ حكي عن الكرخي أنه يجزيه، وبه كان يفتي الفقيه أبو بكر الأعمش؛ لأن القراءة فعل اللسان، وذلك بإقامة الحروف، لا بالسماع، فإن السماع فعل السامع، وإلى هذا أشار محمد رحمه الله في «الأصل» حيث قال: وإن كان وحده وكانت صلاة يجهر فيها بالقراءة قرأ في نفسه إن شاء، وإن جهر وأسمع نفسه داخلاً في القراءة، لكان إسماع نفسه مستفاداً من قوله قرأ في نفسه، فيكون قوله وأسمع نفسه تكراراً، وحكي عن الفقيه أبي جعفر (٤٦ب١) الهندواني والشيخ الإمام الجليل أبي بكر محمد بن الفضل البخاري أنه لا يجزيه ما لم يسمع نفسه، وبه أخذ عامة المشايح و في السراجية: هو المختار و في الخلاصة: الصحيح أنه لو سمع هو جاز و إلا فلا الفتاوى التاتارخانية ٢/٥٦
 
«Что касается познания границ (тихого и громкого чтения), то мы скажем об этом. Артикулировать звуки обязательно, и чтение осуществляется только через артикуляцию звуков. Если человек артикулирует языком и не слышит себя, то от Кархи передается, что это засчитывается. И по этому мнению выносил фетву Абу Бакр аль-А’маш, потому что чтение – это действие языка, которое заключается в артикулировании звуков, а не в слышании их. Слышание – это действие слышащего. И на это указал имам Мухаммад в «Аль-Асль», когда сказал: «Если человек читает намаз один и это намаз, в котором надо читать громко, то, если хочет, он может читать про себя, а если хочет, может громко и сделает так, что будет слышать себя». И если слышание себя подразумевается в его словах «читать про себя», то его слова «и сделает так, что будет слышать себя» – это повтор.
 
От факиха Абу Джафара аль-Хиндувани и имама Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Фадля аль-Бухари передается, что чтение не принимается, пока человек не будет слышать сам себя. И шейхи предпочли это мнение. В «Сираджии» сказано, что это предпочтительное мнение. В «Хуляса» сказано, что правильное мнение – что если он себя слышит, то чтение будет действительным; если не слышит – будет недействительным».
 
Здесь опять же отдается предпочтение мнению аль-Хиндувани. Основной текст – прямая цитата из «Мухита» аль-Бурхани.
 
Аль-Айни (умер в 855-м году) отвечает имаму аль-Баберти пишет в толковании «Хидаи» – «Аль-Биная»:
 
قلت: في نظره نظر؛ لأن الهندواني ما قيد قوله باللغة، ولا بالعرف كليهما؛ لأنه ليس المراد من القراءة إفادة المخاطب. والأطرش قارئ وإن لم يفهم المخاطب قراءته، وبقول الهندواني قال الفضل، والشافعي، وشرط بشر المريسي وأحمد - رَحِمَهُ اللَّهُ - خروج الصوت من الفم وإن لم يصل إلى أذنه، ولكن بشرط أن يكون مسموعا في الجملة حتى لو أدنى أحدهما عنه إلى فيه يسمع
 
«Есть сомнение в его сомнении, потому что аль-Хиндувани не ограничивал свое мнение ни языком, ни обычаем людей, ведь смысл чтения – не в том, чтобы донести что-то до собеседника. И поэтому глухой человек считается читающим, даже если слушающий ничего не поймет из его чтения. И мнение аль-Хиндувани – это мнение и аль-Фадля и аш-Шафии.
 
Мнение же Бишра аль-Мариси и Ахмада, да помилует его Аллах, заключается в том, что рот издавал звуки, даже если они не доходят до уха, но с условием, чтобы звук можно было в общем услышать, если бы кто-то подошел [к читающему] близко».
 
Ибн аль-Хумам (умер в 861-м году) пишет в «Фатх аль-Кадир» (1/331):
 
في المحيط قول الهندواني أصح.
واعلم أن القراءة وإن كانت فعل اللسان لكن فعله الذي هو كلام والكلام بالحروف والحرف كيفية تعرض للصوت وهو أخص من النفس فإنه النفس المعروض بالقرع، فالحرف عارض للصوت لا للنفس، فمجرد تصحيحها بلا صوت إيماء إلى الحروف بعضلات المخارج لا حروف فلا كلام
 
«В «Мухите» мнение аль-Хиндувани названо более достоверным.
 
Знай, что, хотя чтение – это действие языка, это действие называется речью, а речь состоит из букв. Звук же – это голосовая артикуляция, что является более частной формой, чем просто дыхание, так как это дыхание, сопряженное со смыканием, ведь звук – это свойство голоса, а не дыхания. Следовательно, простое беззвучное артикулирование звука – это напряжение мест образования звуков (махаридж), а не звук, поэтому и не речь».
 
В этом тексте мнение аль-Хиндувани считается сильным.
 
Мулла Хусро (умер в 885-м году) пишет в «Дурар аль-Хуккам»:
 
(الجهر إسماع غيره والمخافتة إسماع نفسه) هذا مختار الهندواني.
وقال الكرخي الجهر إسماع نفسه والمخافتة تصحيح الحروف؛ لأن القراءة فعل اللسان لا الصماخ والأول أصح؛ لأن مجرد حركة اللسان لا تسمى قراءة بلا صوت
درر الحكام ١/٨٢
 
«Громкое чтение – это чтобы слышал другой, а тихое – это слышать себя». И это предпочтительное мнение аль-Хиндувани.
 
Аль-Кархи сказал, что громкое чтение – это слышать себя, а тихое — правильное артикулирование букв, потому что чтение — это действие языка, а не слухового аппарата, но первое мнение более достоверно, потому что движение языка без звука не считается чтением».
 
В этом тексте мнение аль-Хиндувани считается сильным.
 
Что касается мнения последнего муджтахида в мазхабе, Касыма ибн Кутлубуга (умер в 879-м году), то он говорит:
 
والمخافتة تصحيح الحروف وهذا هو مختار الكرخي وأبي بكر البلخي، وعن الشيخ أبي القاسم الصفار وأبي جعفر الهندواني ومحمد ابن الفضل البخاري: أن أدنى المخافتة أن يسمع نفسه إلا لمانع، وفي زاد الفقهاء: هو الصحيح وقال الحلواني: لا يجزئه إلا أن يسمع نفسه ومن بقربه، وفي البدائع: ما قاله الكرخي أنيس وأصح، وفي كتاب الصلاة إشارة إليه فإنه قال: إن شاء قرأ في نفسه سراً وإن شاء جهر وأسمع نفسه، و لو لم يحمل قوله (قرأ في نفسه ) على إقامة الحروف لأدى ذلك إلى التكرار الخالي من الفائدة و لا عبرة بالعرف في الباب لأن هذا أمر بينه و بين الله تعالى فلا يعتبر في عرف الناس قلت و قد صرح محمد الآثار بذلك
 
«Правильным чтением тогда считается правильная артикуляция звука, и это мнение аль-Кархи, шейха Абу Бакра аль-Бальхи, известного как аль-А’маш.
 
От шейха Абуль-Касыма ас-Саффара, Абу Джафара аль-Хиндувани и Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Фадля аль-Бухари передается: «Нижняя граница тихого чтения – это слышать себя, если только для этого нет преграды». И в «Зад аль-фукаха» сказано, что это правильное (ас-сахих) мнение.
 
Аль-Хальвани сказал: «[Чтение] не принимается, если человек не слышит себя сам и не слышат те, кто рядом с ним».
 
Автор «Аль-Бадаи’» сказал: «Мнение аль-Кархи более соответствует кыясу и более правильно. В разделе про намаз [«Мухтасара» аль-Кудури] на это указывают его слова: «Если хочет, прочитает про себя, а если хочет, то громко и услышит себя». И если не понимать слова «про себя» как артикуляцию звуков, то это приведет к бессмысленному повторению. Тут обычай не играет никакой роли, потому что это между рабом и Аллахом, так что обычай людей не принимается в расчет».
 
Я [Касым ибн Кутлубуга] говорю: «Об этом так же ясно сказал Мухаммад в «Аль-Асар»»».
 
И, как мы видим, Касым ибн Кутлубуга передает оба мнения и не уточняет, какое считает более сильным, но, видимо, склоняется ко мнению аль-Кархи.
 
На основе вышеприведенных слов муджтахидов мазхаба можно сказать, что мнение Абу Джафара аль-Хиндувани – более верное, и последующие учёные мазхаба, которые не могли выбирать более сильное мнение (то есть делать свой тарджих) и чьей задачей была передача сильного мнения в мазхабе, тоже склонялись к тому, что мнение аль-Хиндувани более сильное, что указано в «Халяби Кабир»[8].
 
Ибн Нуджейм (умер в 970-м) пишет в «Аль-Бахр ар-раик»[9]:
 
وأكثر المشايخ على أن الصحيح أن الجهر أن يسمع غيره والمخافتة أن يسمع نفسه، وهو قول الهندواني
 
«Большинство шейхов считает правильным [мнением], что суть громкого чтения – это читать так, чтобы слышали другие, а тихого – чтобы было слышно себя. И это мнение аль-Хиндувани».
 
Шамсуддин ат-Тумурташи (умер в 1004-м году) пишет в «Танвир аль-абсар»[10]:
 
و الجهر إسماع غيره و المخافة إسماع نفسه
 
«Громкое чтение – это когда слышат другие, а тихое – когда слышишь себя».
 
И имам аш-Шурунбуляли (умер в 1069-м году) пишет в «Мараки аль-фалях»[11]:
 
وأكثر المشايخ على أن الصحيح أن الجهر حقيقته أن يسمع غيره والمخافتة أن يسمع نفسه
 
«Большинство шейхов считает правильным [мнением], что суть громкого чтения – это читать так, чтобы было слышно другим, а тихого – чтобы было слышно себя».
 
И это мнение аль-Хаскафи в «Ад-Дурр аль-Мухтар»[12].
 
Позиция же Ибн Абидина, которую он излагает в своем «Хашия», – это пересказ исследования этого вопроса имамом Хайруддином ар-Рамли[13] (умер в 1081-м году):
 
وأيد العلامة خير الدين الرملي في فتاواه كلام الفتح بما لا مزيد عليه، فارجع إليه. وذكر أن كلا من قولي الهندواني والكرخي مصححان، وأن ما قاله الهندواني أصح وأرجح لاعتماد أكثر علمائنا عليه
 
«Алляма Хайруддин ар-Рамли поддержал в «Фатава» мнение  [Ибн аль-Хумама] в «Аль-Фатх» так, что к этому нечего больше добавить, поэтому обратись туда. И он пишет, что оба мнения: и мнение аль-Хиндувани, и мнение аль-Кархи – считали достоверными [разные учёные], но мнение аль-Хиндувани более достоверное и более правильное, потому что на него опирается большинство наших учёных».
 
Как мы видим, наш вывод о мнении муджтахидов мазхаба по этому вопросу совпадает с позицией поздних учёных.
 

Итог

 
Хотя мнение аль-Кархи и считается более слабым по сравнению с мнением аль-Хиндувани, (учитывая, как плохо сейчас люди знают религию в общем и темы, связанные с намазом, в частности) если человек какое-то время читал намаз так тихо, что не слышал себя, но двигал губами, то в качестве облегчения ему можно взять мнение аль-Кархи и не перечитывать намазы, на что указывает Хайруддин ар-Рамли в «Фатава»[14], иначе намазы множества людей окажутся недействительными.
 
Но учить людей надо в соответствии с правильным мнением мазхаба: нижняя граница тихого чтения – это слышать свое чтение при обычном уровне шума. Иными словами, если человек читает намаз в шумной обстановке, то ему не нужно повышать голос, чтобы непременно услышать себя. Достаточно читать так, чтобы в нормальной обстановке он смог бы себя услышать.
 
Однако, если человек читал намаз мысленно, не двигая губами вообще, его намаз будет не действителен единогласно в нашем мазхабе, и такой намаз необходимо восполнить.
 
Аллах знает лучше.
 
[1] Аль-Любаб, 1/160.
 
[2] 1/17.
 
[3] 1/94-95.
 
[4] С. 62.
 
[5] 1/207.
 
[6] Аль-Мустасфа, 1/244.
 
[7] Умдат ар-риая, 2/116.
 
[8] С. 75.
 
[9] 1/356.
 
[10] «Хашия» Ибн Абидина (1/308).
 
[11] «Хашия» ат-Тахтави (1/219).
 
[12] «Хашия» Ибн Абидина (3/308).
 
[13] Аль-Фатава аль-хейрия, 17-18 (рукопись).
 
[14] С. 18 (рукопись).

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 768
16 ноября, 24
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
245
15 ноября, 24

Комментарии: 2

Правила форума
Azim Baktybek
Azim Baktybek
0
Нужно ли когда читаешь за имамом, читать тихо ат-тахият? или нужно его мысленно читать?
4 сентября, 20
Azim Baktybek
Azim Baktybek
0
Нужно ли когда читаешь за имамом, читать тихо ат-тахият? или нужно его мысленно читать?
4 сентября, 20

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Если прочитал короткую суру после третьего и четвертого ракаата?
Если прочитал короткую суру после третьего и четвертого ракаата?
Вопрос: Иногда я по забывчивости читаю в 3-м или 4-м ракаате фард-намаза – к примеру, зухр или аср-намаза – дополнительную суру (либо ее ...
18 409
5
10 февраля, 18
Что делать со старой религиозной литературой?
Что делать со старой религиозной литературой?
Вопрос: Как мусульманам следует поступить со старыми книгами или журналами, или иной религиозной литературой – можно ли их уничтожить с п...
9 300
22 января, 18