Наставление 18. Науки о Священном Коране
Науки о Священном Коране
Как легко понять из названия, эта группа шариатских наук всесторонне изучает священное писание мусульман.
Науки о Коране можно разделить следующим образом:
1. Изучающие его с точки зрения его формы: таджвид, наука о чтениях (кыраат).
2. Изучающие его с точки зрения его содержания: тафсир, усуль ат-тафсир.
3. И наконец одна общая наука, рассматривающая Коран в целом: историю его ниспослания, записывания, собирания в одно целое, его уникальность и т. д. Эта наука называется ‘улюм аль-Куран.
Рассмотрим кратко каждую из этих наук в отдельности.
1. ‘Ильм ат-таджвид (علم التجويد)
В ней изучаются способы правильного чтения Корана, в первую очередь - правильная артикуляция звуков арабского языка (махрадж), а затем — правила сочетания этих звуков при чтении.
Эта наука является обязательной для изучения (фард аль-‘айн) каждым мусульманином, на которого возложена обязанность чтения Священного Корана. Проще говоря, каждый, кто читает суры Корана в намазе, обязан изучать таджвид.
Обычно принимающий Ислам или начинающий соблюдать религию первым делом обучается совершению намаза, заучивая — чаще всего со слуха или по транскрипции — обязательный минимум того, что необходимо читать в нем. Первый способ правильней и надежнее. Однако неправильно ограничиваться этим. Выучившись намазу, следует приступить к системному изучению таджвида, благо сейчас чтению Корана обучают практически в каждой мечети (как — это уже другой вопрос). Там уже учат арабские буквы, их свойства и способы произношения, правила таджвида и т. д. Также там обычно заучивают суры Священного Корана. Даже если мусульманин впоследствии не собирается заучивать Коран полностью, ему хорошо бы знать хотя бы последнюю, 30-ю, его часть (известную как «джуз ‘амма»).
2. ’Ильм аль-кыраат (علم القراءات)
Эта сложная наука изучает различия в способах чтения Корана. В чтении Корана, как и в фикхе, есть свои мазхабы. Часто различия между ними достаточно сильны. Есть чтения общепринятые (мутаватир), их семь или десять. Есть редкие, а есть и отклонения от дозволенного (шазз). Часто различия между чтениями обусловлены диалектными различиями разных племен арабов.
К изучению науки о кыраатах приступают после заучивания Священного Корана. Это знание не для всех, однако в общине мусульман должны быть люди, сохраняющие его.
3. ‘Ильм ат-тафсир (علم التفسير)
О важности чтения Корана не в буквальном переводе, а с толкованиями (тафсирами) говорят и пишут очень много. Распространение дословных переводов с грубыми ошибками в области вероучения в эпоху повальной религиозной неграмотности после распада Советского союза — это одна из причин заблуждения мусульман, появления ваххабизма и экстремизма.
Все это так, однако эти разговоры не привели пока к появлению доступных широкой аудитории суннитских тафсиров на русском языке. Наиболее близок к этому «Аль-Мунтахаб», но и он не идеален. Перевод однотомных тафсиров классической эпохи, вроде тафсира «Джалялейн», делу не поможет: он слишком краткий, часто поясняет только отдельные слова через их синонимы, плюс к этому содержит не слишком полезную для русскоязычной аудитории информацию по арабской грамматике и различиям в кыраатах. Переводить эту и подобные книги — тупиковый путь.
Но хвала Всевышнему, ситуация понемногу меняется и на русском языке вот-вот должны появиться тафсиры, которые восполнят потребность в комментированном переводе нашей священной книги, адаптированном для современного читателя.
Тафсиров же на арабском языке, написанных суннитскими учеными, великое множество — от однотомных до многотомных. Среди них есть такие, где делается упор на толкование одних аятов Корана через другие («Адваъ аль-баян» шейха аш-Шанкыти), такие, где аяты комментируются хадисами и преданиями от ученых-саляфов (Тафсир ат-Табари, Ибн Касира, аль-Багави и др.) Есть такие, где раскрывается неподражаемость и выразительность формы Корана (например, «Кашшаф» аз-Замахшари) или такие, где собраны аяты, качающиеся решений фикха («аят аль-ахакам», например Абу Бакра аль-Джассаса или имама аш-Шафии).
Один из самых значительных ученых современности муфтий Мухаммад Такы аль-Усмани, да сохранит его Аллах, из всего множества тафсиров особо выделил следующие пять:
1. Тафсир Ибн Касир
2. «Тафсир аль-Кабир» имама Фахруддина ар-Рази
3. Тафсир Абу Су’уда
4. Тафсир аль-Куртуби
5. «Рух аль-ма’ни» имама аль-Алюси
Шейх Мухаммад Юсуф аль-Бинори, да помилует его Аллах, назвал четыре, которыми можно ограничиться: вышеперечисленные, кроме аль-Куртуби.
Комментарии: 0
Правила форума