Циклы Авторы Сортировка

Наставление 18. Науки о Священном Коране

4 642
5 августа, 15

Как легко понять из названия, эта группа шариатских наук всесторонне изучает священное писание мусульман.

 

Науки о Коране можно разделить следующим образом:

1. Изучающие его с точки зрения его формы: таджвид, наука о чтениях (кыраат).

2. Изучающие его с точки зрения его содержания: тафсир, усуль ат-тафсир.

3. И наконец одна общая наука, рассматривающая Коран в целом: историю его ниспослания, записывания, собирания в одно целое, его уникальность и т. д. Эта наука называется ‘улюм аль-Куран.


Рассмотрим кратко каждую из этих наук в отдельности.

1. ‘Ильм ат-таджвид (علم التجويد)

В ней изучаются способы правильного чтения Корана, в первую очередь - правильная артикуляция звуков арабского языка (махрадж), а затем - правила сочетания этих звуков при чтении.

Эта наука является обязательной для изучения (фард аль-‘айн) каждым мусульманином, на которого возложена обязанность чтения Священного Корана. Проще говоря, каждый, кто читает суры Корана в намазе, обязан изучать таджвид.

Обычно принимающий Ислам или начинающий соблюдать религию первым делом обучается совершению намаза, заучивая - чаще всего со слуха или по транскрипции - обязательный минимум того, что необходимо читать в нем. Первый способ правильней и надежнее. Однако неправильно ограничиваться этим. Выучившись намазу, следует приступить к системному изучению таджвида, благо сейчас чтению Корана обучают практически в каждой мечети (как - это уже другой вопрос). Там уже учат арабские буквы, их свойства и способы произношения, правила таджвида и т. д. Также там обычно заучивают суры Священного Корана. Даже если мусульманин впоследствии не собирается заучивать Коран полностью, ему хорошо бы знать хотя бы последнюю, 30-ю, его часть (известную как «джуз ‘амма»).

2. ’Ильм аль-кыраат (علم القراءات)

Эта сложная наука изучает различия в способах чтения Корана. В чтении Корана, как и в фикхе, есть свои мазхабы. Часто различия между ними достаточно сильны. Есть чтения общепринятые (мутаватир), их семь или десять. Есть редкие, а есть и отклонения от дозволенного (шазз). Часто различия между чтениями обусловлены диалектными различиями разных племен арабов.

К изучению науки о кыраатах приступают после заучивания Священного Корана. Это знание не для всех, однако в общине мусульман должны быть люди, сохраняющие его.

3. ‘Ильм ат-тафсир (علم التفسير)

О важности чтения Корана не в буквальном переводе, а с толкованиями (тафсирами) говорят и пишут очень много. Распространение дословных переводов с грубыми ошибками в области вероучения в эпоху повальной религиозной неграмотности после распада Советского союза - это одна из причин заблуждения мусульман, появления ваххабизма и экстремизма.

Все это так, однако эти разговоры не привели пока к появлению доступных широкой аудитории суннитских тафсиров на русском языке. Наиболее близок к этому «Аль-Мунтахаб», но и он не идеален. Перевод однотомных тафсиров классической эпохи, вроде тафсира «Джалялейн», делу не поможет: он слишком краткий, часто поясняет только отдельные слова через их синонимы, плюс к этому содержит не слишком полезную для русскоязычной аудитории информацию по арабской грамматике и различиям в кыраатах. Переводить эту и подобные книги - тупиковый путь.

Но хвала Всевышнему, ситуация понемногу меняется и на русском языке вот-вот должны появиться тафсиры, которые восполнят потребность в комментированном переводе нашей священной книги, адаптированном для современного читателя.

Тафсиров же на арабском языке, написанных суннитскими учеными, великое множество - от однотомных до многотомных. Среди них есть такие, где делается упор на толкование одних аятов Корана через другие («Адваъ аль-баян» шейха аш-Шанкыти), такие, где аяты комментируются хадисами и преданиями от ученых-саляфов (Тафсир ат-Табари, Ибн Касира, аль-Багави и др.) Есть такие, где раскрывается неподражаемость и выразительность формы Корана (например, «Кашшаф» аз-Замахшари) или такие, где собраны аяты, качающиеся решений фикха («аят аль-ахакам», например Абу Бакра аль-Джассаса или имама аш-Шафии).

Один из самых значительных ученых современности муфтий Мухаммад Такы аль-Усмани, да сохранит его Аллах, из всего множества тафсиров особо выделил следующие пять:

 

1. Тафсир Ибн Касир


2. «Тафсир аль-Кабир» имама Фахруддина ар-Рази


3. Тафсир Абу Су’уда


4. Тафсир аль-Куртуби


5. «Рух аль-ма’ни» имама аль-Алюси


Шейх Мухаммад Юсуф аль-Бинори, да помилует его Аллах, назвал четыре, которыми можно ограничиться: вышеперечисленные, кроме аль-Куртуби.

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков