Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 24. Исламское право (фикх), часть 3
Наставление 24. Исламское право (фикх), часть 3
Как мы сказали, у фикха есть основы, которые изучает наука усуль аль-фикх, при этом есть и правила, ...
6 182
16 сентября, 15

Наставление 24. Исламское право (фикх), часть 3

6 182
16 сентября, 15

Исламское право (фикх). Часть 3

 
После разговора о книгах по фикху ханафитского мазхаба, скажем кратко о второстепенных науках, отделившихся от исламского права в процессе его развития:
 

1. `Ильм аль-хиляф

 
Наука о расхождениях между имамами фикха. Появилась она еще в раннюю эпоху, тогда же ученые начали составлять отдельные книги, посвященные тем вопросам, по которым имамы-муджтахиды разошлись во мнениях на основании различия своих принципов вынесения решений из источников Шариата. Из классических книг по этой науке шейхи выделяют «Бидая аль-муджтахид» имама Ибн Рушда (ум. в 595 году по хиджре) и «Рахма аль-умма фи ихтиляф аль-аимма» имама ад-Димашки аш-Шафии (ум. в 780 году по хиджре).
 
В наше время дисциплина эта стала известна под названием «аль-фикх аль-мукаран» (сравнительный фикх), она преподается в большинстве исламских высших учебных заведений в арабских странах и иногда, увы, ее изучение подменяет собой изучение подлинного фикха через преподавание книг одного мазхаба в определенной последовательности. Именно такой способ изучения фикха был на протяжении многих веков истории Ислама, так учились все великие факихи (с тех пор, как появились книги по фикху), в этом благодать и гарантия успеха.
 
В то время как чтение современных учебников, где сравниваются мнения четырех мазхабов по конкретному вопросу, да еще и зачастую автор выбирает из них самое сильное (!), плюс к тому нередко описывает мнения несуннитских мазхабов («джафаритского» или захиритского), способно породить лишь смятение в головах студентов, не изучавших до этого фикх нормальным — мазхабным — образом. В арабском языке есть хорошее название для состояния студента, изучавшего вместо фикха определенного мазхаба (одного или нескольких) современную модификацию сравнительного фикха: «джахль муракааб». Джахль (невежество) бывает простым незнанием: когда человек не знает чего-то, при этом оознавая, что он этого не знает. А «джахль мураккаб» — это состояние невежды, убежденного, что он знает, и даже не подозревающего о своем невежестве. Просим у Аллаха защиты от невежества и от знаний, не приносящих пользу!
 

2. `Ильм аль-кава`ид аль-фикхия (наука о правилах фикха)

 
Как мы сказали, у фикха есть основы, которые изучает наука усуль аль-фикх, при этом есть и правила, полученные из обобщения конкретных фикховых решений, например: «нет награды за действие без намерения», «уверенность не устраняется сомнением», «в случае крайней нужды запретное становится дозволенным» и т. д. Эти правила разбираются в определенных книгах по науке кава`ид аль-фикхия. Среди ханафитских книг такого рода известны, скажем, «аль-Ашбах ва ан-назаир» имама Ибн Нуджейма (ум. в 970 году по хиджре) или «Маджалля аль-ахкам аль-`адлийя» группы поздних османских ученых. В наше время эта наука также является предметом изучения в исламсих ВУЗах, из современных книг по ней можно выделить, например, «Шарх аль-кава`ид аль-фикхия» шейха Ахмада Мухаммада аз-Зарка.
 

3. `Ильм аль-фурук аль-фикхия

 
Название этой частной науки можно перевести как «наука о фикховых различиях». В ней разбираются различия решений (хукмов) во внешне схожих ситуациях. Приведем пример из ханафитской книге «Аль-фурук фи аль-фуру`» имама аль-Карабиси (ум в. 570 г. по хиджре):
 
«Если человек совершил намаз на коврике с изображениями (живых существ), то, если они на месте совершения суджуда, это макрух, а если под его ногами — то нет ничего страшного.
 
Разница здесь в том, что, когда молящийся видит перед собой изображения, то он уподобляется идолопоклоннику, которые поклонялись идолам, глядя на их изображения, а уподобление язычникам запрещено, ибо, как сказано в хадисе: «кто уподобился кому-либо, тот из них». А если изображения находятся под ногами, то в этом нет уподобления язычникам, которые так никогда не поступали, наоборот в стоянии на изображениях ногами — их унижение, поэтому это дозволено и подобно попранию ногами идола»[1].
 
Также известна книга «аль-Фурук» имама аль-Карафи аль-Малики (ум. в 684 году по хиджре).
 

4. `Ильм тарих аль-фикх аль-ислями

 
История исламкого права. Думаю, название говорит само за себя: наука изучает этапы становления и развития фикха, кодификацию мазхабов, биографии ученых фикха, их наследие и книги, а также их методы и научные отношения друг с другом — от времени Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до наших дней. Из книг такого рода шейхи рекомендуют «аль-Фикр ас-сами фи тарих аль-фикх аль-ислями» шейха аль-Хаджави ас-Са`аляби (ум. в 1376 году по хиджре) и «Назратун тарихиятун фи худуси аль-мазахиб аль-арба`а» шейха Ахмада Теймур Паша (ум. в 1348 г. по хиджре). Это относительно современные книги, однако и раньше ученые составляли отдельные книги, посвященные великим имамам фикха (их называют «манакыб» — степени, достоинства): например, «Манакыб аль-имам аш-Шафии» имама Фахруддина ар-Рази, или «Манакыб аль-имам Аби Ханифа ва сахибейхи...» хафиза аз-Захаби, или «аль-Хайрат аль-хисан» (о достоинствах имама Абу Ханифы) имама Ибн Хаджара аль-Хайтами.
 

Также шейхи рекомендуют как введение в изучение ханафитского мазхаба и его историю двухтомную книгу нашего современника Ахмада ан-Накиба «аль-Мазхаб аль-ханафи».

 

[1] «Аль-фурук фи аль-фуру`», с. 59. Кветта, Пакистан.

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков