Циклы Авторы Сортировка

Наставление 12. О Шариате и шариатских науках

4 846
6 мая, 15
О Шариате и шариатских науках.
 
В следующем разделе нашего цикла речь пойдет о том, что именно нам следует изучать, какие конкретно дисциплины объединены в понятие «шариатские науки». Мы перечислим их и кратко скажем о предмете изучения каждой из них. Возможно, кому-то сказанное далее покажется азбучными истинами, но мы постараемся сделать наше изложение интересным как для начинающего, так и для продвинутого читателя.
 
Что такое Шариат?
 
Исламский Шариат с точки зрения науки о вероучении (акыды) – это содержание предвечной Речи Всевышнего Аллаха – то есть то, на что указывает Речь, – переданное посредством откровения (вахью), которое было доведено до людей Последним Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
 
Если это откровение – переданная Речь Аллаха, неповторимая и неподражаемая, то это Благородный Коран. А если оно исходит от самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и подкреплено его правдивостью и безгрешностью – то это Сунна (хадисы).
 
Виды шариатских наук
 
Затем, если положения (хукмы) Шариата связаны с убеждениями, которые обязан иметь каждый мукалляф – то есть совершеннолетний с точки зрения Ислама, обладающий здравым рассудком, знающий об обязательности того, что вменено ему в обязанность, и способный это выполнить, – то это относится к области изучения науки о вероучении – «акыда» (также называется «усуль ад-дин» или «ʼильм аль-калям»).
 
Именно изучение основ вероубеждения, а также того, что выводит человека из Ислама, должно стать первым, что изучает тот, кто принял Ислам, или начавший соблюдать религию этнический мусульманин. Без правильного вероубеждения наши дела: намаз, пост, хадж и т. д. – не будут приняты Всевышним Аллахом.
 
Если решения Шариата имеют отношение к действиям мукалляфа – то это область изучения исламского права («фикх»).
 
В том случае, когда эти решения касаются внутреннего мира мукалляфа (его сердца и души – нафса), они являются предметом изучения науки «тасаввуф» (суфизм, «тазкия ан-нафс», или «сулюк»).

Эти три вида хукмов и три науки соответствуют делению нашей религии на три области, о чем говорится в известном «хадисе о Джибриле», когда этот ангел, мир ему, предстал перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижниками и задавал ему вопросы об имане, исламе и ихсане.
 
Отсюда следует, что, во-первых, особая важность изучения именно этих трех наук основана на достоверном хадисе, а во-вторых, что суфизм есть неотъемлемая часть нашей религии, чтобы ни говорили наши оппоненты. Разумеется, речь идет об истинном исламском тасаввуфе, основанном на следовании Шариату, а не о различных мистических практиках, народных танцах и прочем, что невежды пытаются выдать за суфизм.
 
Далее: понимание решений Шариата основано на понимании значений слов арабского языка. Изучение языка – это средство для постижения наук, непосредственно изучающих Шариат. Таким образом, следующая группа наук – это науки об арабском языке.
 
Итак, получается семь групп шариатских наук[1]:
 
- Науки об арабском языке.
 
- Рациональные науки.
 
- Науки о Благородном Коране.
 
- Науки о хадисах.
 
- Вероучение (акыда).
 
- Фикх.
 
- Тасаввуф.
 
Далее, иншаАллах, поговорим отдельно о каждой из этих групп, кратко рассмотрев эти науки и предмет их изучения.
 
[1] Это не единственная возможная их классификация. Эта же взята нами из книги «Аль-фаваид аль-бади’ийя ли тулляб  ‘улюм  аш-шар’ийя» шейха Ну’мана ибн Мунзира аш-Шави из Бахрейна (Дарад-дыя, 2011).
АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков