Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 29. Этика отношений с учителем
Наставление 29. Этика отношений с учителем
Отношения ученика и учителя в исламской традиции передачи знаний — это отношения совершенно особого ...
8 145
14 октября, 15

Наставление 29. Этика отношений с учителем

8 145
14 октября, 15

Этика отношений с учителем

 
Отношения ученика и учителя в исламской традиции передачи знаний — это отношения совершенно особого рода. Связь между толибом и устазом — канал для передачи сразу трех важных вещей: знаний, этики (адаба) и духовных состояний. Мы уже кратко сказали об основах этой связи: любовь к устазу, послушание ему, искренность, дуа за него и так далее. Также влияние учителя на ученика простирается дальше и затрагивает не только его разум и душу, но даже и его привычки, манеры и внешний вид. Человеку свойственно хотеть быть похожим на того, кого он любит. А выбрать объектом подражания поп-звезду, известного футболиста или же праведного мусульманина — это каждый сам для себя выбирает.
 
Абу 'Убейд аль-Касим ибн Саллям передает, что ученики Ибн Мас'уда приходили к Умару, да будет Аллах ими доволен, чтобы смотреть на него, подражать ему внешне, перенимать его манеры и и нравственные качества[1].
 
Ибн Сирин, да помилует Аллах, рассказывал, что великие табиины учились манерам также, как учились наукам. Так он сам отправил человека к аль-Касиму ибн Мухаммаду, внуку Абу Бакра ас-Сыддика, да будет доволен ими Аллах, чтобы он перенял его манеры, поскольку это были манеры и привычки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и членов его семьи.
 
Имам аз-Захаби передает, что уроки имама Ахмада посещало примерно пять тысяч человек. Из них где-то пятьсот записывали за ним, а остальные учились у него адабу и манерам[2].
 
Историй такого рода множество. Про многих учеников великих имамов их биографы передают, что они были внешне и манерами похожи на своих учителей.
 
Хороший учитель всегда желает ученику блага, при этом зная, в чем оно заключается. Иногда устаз может направить его к тому, от кого он получит пользу.
 
Так, например, известна история[3], когда имам Малик отправил своего ученика Асада ибн аль-Фурата в Ирак к имаму Абу Юсуфу, ученику великого имама Абу Ханифы, да будет Аллах доволен ими всеми. В итоге Ибн аль-Фурат соединил в себе традиции фикха Медины и Ирака.
 
Ученик Ибн Хаджара аль-Аскаляни хафиз ас-Сахави отвел целую главу в биографии своего учителя[4] на рассказ о том, как он отправлял своих учеников к другим ученым-современникам, чтобы они могли получить от них пользу, услышать от них хадисы и получить иджазы по ним с более короткой цепочкой передатчиков.
 
Шейх Мухаммад Аввама, да хранит его Аллах, говорит также о важности для серьезного толиба путешествовать в поисках знаний, посещать ученых, учиться много у шейхов. Знания, духовный свет и мудрость имеют свойство количественно умножаться по мере роста числа их источников.
 
Имам ас-Сахави пишет про своего учителя имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни, да помилует их Аллах, что одной из причин того, что тот достиг невероятных высот в науках, было то, что он учился у множества учителей, каждый из которых был имамом своего времени в своей науке.
 
Следует стремиться получать пользу и знания у всех, от кого можно их получить. Имама Абу Ханифу спросили: «Как ты получил свои знания?» Имам ответил: «Приносил пользу другим, не жалея, и не пренебрегал получением пользы от других»[5].
 
Имаму в области наук арабского языка Халилю ибн Ахмаду задали похожий вопрос, и он ответил: «Каждый раз, когда я встречал ученого, я учился у него чему-то и учил его чему-то»[6].
 
Имам Ваки' ибн аль-Джаррах говорил: «Не станет человек ученым, пока не получит знания у того, кто выше его (в знаниях), у того, кто ниже его, и у того, кто равен ему»[7].
 
Имам аз-Захаби в книге «Сияр а'лям ан-нубаля», где собраны биографии великих ученых прошлого, упоминает нередко и о количестве учителей, которые были у того или иного имама. Так, мухаддис имам Абу Са'д ас-Сам'ани учился у семи тысяч шейхов, имам Абдуллах ибн аль-Мубарак у четырех тысяч, имам Ибн ас-Са'и — у трех тысяч мужчин и четырехсот женщин.
 
Что же касается собственно этических норм поведения ученика перед учителем, то их множество. Мы рекомендуем читателю обратиться к книге «Та'лим аль-мута'аллим» имама аз-Зарнуджи (она переведена на русский язык под названием «Методика приобретения знаний» и доступна, в том числе и в интернете).
 
Шейх Аввама приводит по этому поводу в «Ма'алим» очень интересное место из тафсира имама Фахруддина ар-Рази, да помилует его Аллах, где имам выводит больше десяти адабов ученика по отношению к учителю из одного только аята Корана:
 

قَالَ لَهُ مُوسَىٰ هَلْ أَتَّبِعُكَ عَلَىٰ أَن تُعَلِّمَنِ مِمَّا عُلِّمْتَ رُشْدًا

 
(Сура «аль-Кахф», аят 66)
 
Это история учебы Мусы у Хадира (Хидра), мир им. Муса, мир ему, спросил Хадира: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути части того, чему ты обучен?»
 
Имам ар-Рази, да помилует его Аллах, выделяет из этого аята следующие адабы ученика по отношению к учителю:
 
1. Муса, мир ему, готов следовать, поскольку спросил: «Могу ли я последовать за тобой...».

2. Он попросил разрешения следовать. Это необходимые для ученика скромность и почтительность.

3. Он, мир ему, сказал: «чему ты обучен». Это признание знаний учителя и своего незнания.

4. Он сказал: «части того...». Это также проявление скромности. Муса, мир ему, просит поделиться частью знаний, не претендуя на то, чтобы стать равным своему учителю.

5. Он сказал: «чему ты обучен» в страдательном залоге. Это признание того факта, что знания дает только Аллах.

6. Он просит знаний о «прямом пути», то есть полезных знаний, избавляющих от заблуждений.

7. В этом вопросе есть доля принижения себя. Как говорят арабы, «я раб того, кто обучил меня хотя бы одной букве».

8. Идея следования за учителем предполагает подчинение, послушание и отказ от споров с ним.

9. Муса, мир ему, не просто один из пророков. Он один из самых величайших посланников, тот, кого Аллах удостоил невиданной чести разговора с Ним, ниспослал ему Таурат и даровал удивительные чудеса. При всем этом, он не стесняется обратиться за знаниями к тому, кто не обладал такими степенями величия. Это проявление истинной глубинной скромности и всепоглощающей жажды знаний. В этом очень важный урок для всех нас!


10. Муса, мир ему, попросил сначала разрешения следовать, а лишь затем обучить его знаниям. В этом указание на первостепенную важность воспитания и служения своему учителю.

 

11. Он попросил его обучить и ничего не предложил взамен. Это указывает на важность бескорыстия в передаче знаний.

 

[1] «Гариб аль-хадис», т. 3, с. 383.

 

[2] «Сияр», т. 11, с. 316.

 

[3] Ее приводит Кади 'Ияд в «Тартиб аль-мадарик», т. 1, с. 609 — 610.

 

[4] «Аль-Джавахир ва ад-дурар», т. 3, с. 1021 — 1023.

 

[5] «Аль-Фатава ас-Сираджия», с. 610.

 

[6] «Адаб ад-дунья ва ад-дин» аль-Маварди, с. 124.

 

[7] Привел аль-Хатыб в «аль-Джами'» (1714).

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков