Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 2. О намерении для получения знаний
Наставление 2. О намерении для получения знаний
Каково же должно быть намерение человека, приобретающего исламские знания? Ответ прост: намерение до...
8 807
3 марта, 15

Наставление 2. О намерении для получения знаний

8 807
3 марта, 15

О намерении для получения знаний

 

Каково же должно быть намерение человека, приобретающего исламские знания?

Ответ прост: намерение должно быть учиться ради Всевышнего Аллаха, ради Его довольства.

Это намерение должно присутствовать в душе и уме мусульманина во время урока или самостоятельного чтения, заучивания наизусть, а также во время пути на урок и возвращения с него, во время покупки книг, поиска учителя и т.д.

Довольство же Всевышнего достигается практикой полученного знания. Практику не нужно понимать только узко, в духе «прочитал хадис – выполнил, что сказано». Практика – это и следование повелениям и запретам, взятым из книг по фикху, это и чтение Корана с освоенными правилами таджвида, это и соблюдение в речи и на письме тех правил, которые изучил, проходя сарф (морфологию) и нахв (синтаксис) арабского языка.

Также не стоит забывать и о практике духовной и этической сторон нашей религии: изучении грехов и болезней сердца, способов их излечения, похвальных нравственных качеств, похвальных поступков и этики поведения. Для более успешной практики этих сторон Ислама человеку желательно стать воспитанником истинного духовного наставника, который поведет его по тернистому пути самосовершенствования.

Все, что сказано о намерении, – это общие вещи, касающиеся всех мусульман, какие бы знания и каким бы путем они ни получали. Как новообращенный мусульманин, заучивающий суру «Аль-Фатиха», чтобы прочитать свой первый в жизни намаз, так и уважаемый ученый, обучающий студентов толкованию Корана, – они делают это только ради Аллаха и поиска Его довольства. Не будем забывать об этом!

Еще об опасностях, подстерегающих студента на пути приобретения знаний

Шейх Мухаммад Аввама, да сохранит его Аллах, перечисляет то, чего следует остерегаться нашим современникам, получающим шариатские знания:

 

1. Погружаться в темы касательно разногласий между учеными и различными группами в Исламе.

2. Задавать слишком много вопросов.

3. Вести лишние разговоры.

4. Изучать слишком редкие вопросы.

5. Увлекаться цитатами из редких, малоизвестных книг.

6. Получать знания только из книг без обучения у живых учителей.

7. Отклоняться от этики (адаба) людей знания и их нравственного облика.

8. Полагать, что знание – это только заученная информация, множество процитированных источников и беглая речь на собраниях.

9. Обращаться сверх меры к новомодным средствам, вроде компьютерных программ и интернета, для того чтобы поразить людей и считаться среди них знающим. Это якобы делает ненужным общение с живыми шейхами. Такое поведение подпадает под хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «…Люди взяли себе предводителями невежд, спрашивают у них, а те дают ответы, не имея знаний. Они сбиваются (с истинного пути) и сбивают других».

10. Заменять реальное знание осведомленностью о книжных новинках: что недавно издано, кто редактор (мухаккык), где хранится рукопись и т. п.

 

Настоящее знание – не это, оно больше этого. Настоящее знание – это заученное и понятое, практика и приобретение похвальных нравственных качеств, увеличение количества и качества поклонения Господу миров, строгость к своей душе и требование у нее отчета, следование Сунне Предводителя человечества, да благословит его Аллах и приветствует, следование за его сподвижниками и благочестивыми учеными.

Поэтому мусульманину очень важно изучать биографию (сиру) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижников, ранних ученых (саляфов), имамов разных наук.

Также шейх, да сохранит его Аллах, советует читать следующие книги для понимания истинной природы знания и приобретения навыков, необходимых для того, чтобы идти по пути его получения:

 

• «Аль-Джамиʼ ли ахляк ар-рави ва адаб ас-самиʼ» имама Хатыба аль-Багдади.

• «Тазкира ас-самиʼ ва аль-мутакаллим» имама Ибн Джамаʼа.

• «Ихья ʼулюм ад-дин» имама аль-Газали («Книгу знания», она переведена на русский язык).

• «Фадль ʼильм ас-саляф ʼаля аль-халяф» и «Шарх хадис Аби Дарда…» имама Ибн Раджаба аль-Ханбали.

 

И кто прочтет их и впитает сердцем прочитанное, того ожидает успех, если это будет угодно Аллаху.

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков